В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
10 января 2015
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаОльга Дзусова (вокал)
Владимир Розанов
(баян)
Инструментальный ансамбль «Хидэ-Хидэ» (Япония): (бамбуковая флейта сякухати)
Хидэки ИсигакиХидэки Иноуэ (японская лютня с ямисэн)Дзюнъити Вакимару (фортепиано)
Концерт вёдет Вера Таривердиева
Абонемент №23:
По волнам нашей памяти
Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» был создан в 1990 году указом Правительства Российской Федерации. В 2002 году художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал Юрий Башмет, открывший новую страницу в истории коллектива.
С оркестром сотрудничали прославленные дирижеры и солисты, среди которых Валерий Гергиев, Тань Дунь, Александр Лазарев, Саулюс Сондецкис, Дэвид Стерн, Лучано Акочелла, Теодор Курентзис, Владимир Ашкенази, Андрес Мустонен, Рауф Абдуллаев, Эмил Табаков, Максим Венгеров, Жан-Люк Понти, Барри Дуглас, Питер Донохоу, Денис Мацуев, Елизавета Леонская, Борис Березовский, Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Вадим Репин, Анне-Софи Муттер, Сергей Крылов, Кристоф Барати, Виктория Муллова, Наталия Гутман, Давид Герингас, Сергей Антонов, Александр Князев, Джеймс Голуэй, Дебора Войт, Анна Нетребко, Лора Клейкомб, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Анна Катерина Антоначчи, Патриция Чьофи, Элина Гаранча, а также артисты балета Ульяна Лопаткина, Николай Цискаридзе, Илзе Лиепа, актеры Константин Хабенский, Сергей Безруков и другие.
С 2002 года оркестр дал более 1000 концертов в России и за рубежом: в Москве и Санкт-Петербурге, городах Поволжья, «Золотого кольца», Урала, Сибири, во многих странах Европы, Индии, Южной Корее, Японии.
В репертуаре оркестра сочетаются классика и современность, музыка разных стилей и жанров. Оркестр исполнил премьеры сочинений Джан Карло Менотти, Эдисона Денисова, Микаэла Таривердиева, Софии Губайдулиной, Гии Канчели, Александра Чайковского, Тань Дуня, Жан-Люка Понти, Тору Такемицу, Мортона Фелдмана, Игоря Райхельсона, Ханса Ротта, Эмила Табакова, Александра Балтина, Владимира Комарова, Бориса Франкштейна, Георгия Бузоглы, Владимира Беляева.
Особое место в репертуарной политике оркестра занимают концерты для детей и юношества. «Новая Россия» – постоянный участник детских филармонических абонементов, концертов с участием юных солистов, благотворительных и образовательных акций.
С 2008 года оркестр регулярно принимает участие в Зимнем музыкальном фестивале Юрия Башмета в Сочи и других международных фестивалях, которые маэстро проводит в российских регионах. В разные годы участвовал в Фестивале Мстислава Ростроповича, Московском Пасхальном фестивале, фестивалях «Виртуозы гитары» и VIVACELLO.
В дискографии коллектива – сочинения Моцарта, Бетховена, Вебера, Брамса, П. И. Чайковского, Рахманинова, А. Чайковского.
В марте 2007 года оркестру был выделен Грант Правительства Российской Федерации. В 2010 года коллектив удостоен Гранта Президента РФ. В 2014 году «Новая Россия» приняла активное участие в подготовке и проведении культурной программы XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи.
Владимир Понькин родился в 1951 году в Иркутске. Окончил Горьковскую (Нижегородскую) государственную консерваторию имени М. И. Глинки, затем Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку (класс оперно-симфонического дирижирования Геннадия Рождественского). В 1980 году одержал победу в конкурсе дирижеров Фонда Руперта в Лондоне, после чего в течение двух лет проходил стажировку в Большом театре России и одновременно работал в Московском государственном академическом Камерном музыкальном театре (ныне Камерная сцена имени Бориса Покровского в составе Большого театра).
В разные годы Владимир Понькин возглавлял Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр, Российский государственный симфонический оркестр кинематографии, Краковский филармонический оркестр, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова, Кубанский симфонический оркестр.
Сотрудничал с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Ленинградской (Санкт-Петербургской) филармонии, Симфоническим оркестром Би-би-си, Симфоническим оркестром Шведского радио, Западноавстралийским, Мельбурнским симфоническими, Квислендским оркестром, крупнейшими коллективами Италии и США и другими.
Будучи главным дирижером Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, успешно поставил балеты «Укрощение строптивой» Броннера, «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Суламифь» Бесединой, оперы «Отелло» Верди, «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова.
В течение многих лет работал в «Геликон-опере», в 2002–2017 гг. был главным дирижером, в настоящее время – приглашенный дирижер. Под его руководством осуществлены постановки спектаклей «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича (четыре «Золотых маски», 2001, в том числе «Лучший спектакль» и «Лучшая работа дирижера»), «Лулу» Берга (дирижерская «Золотая маска», 2003), «Кащей бессмертный» Римского-Корсакова, «Диалоги кармелиток» Пуленка (премия «Гвоздь сезона», 2004), «Упавший с неба» на музыку Прокофьева (премия «Гвоздь сезона», 2005), «Сибирь» Джордано, «Садко» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского (в редакции Шостаковича), «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Запрет на любовь» Вагнера, «Прекрасная Елена» Оффенбаха. В 2002–2006 гг. – главный дирижер Центра оперного пения Галины Вишневской, где принимал участие в постановках многих опер («Царская невеста» Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» Глинки, «Риголетто» Верди, «Фауст» Гуно и др.).
Гастролировал во многих странах Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии. В числе солистов, с которыми он выступал, звезды оперной сцены Лючия Алиберти, Мария Биешу, Анджела Георгиу, Паата Бурчуладзе, Хосе Кура, Юрий Мазурок, Евгений Нестеренко, Виргилиус Норейка, Зураб Соткилава, Дмитрий Хворостовский, пианисты Элисо Вирсаладзе, Александр Гиндин, Евгений Кисин, Владимир Крайнев, Денис Мацуев, Николай Петров, Иво Погорелич, Даниэль Поллак, Григорий Соколов, Виктор Ямпольский, скрипачи Никита Борисоглебский, Андрей Корсаков, Олег Крыса, Сергей Стадлер, виолончелистка Наталия Гутман.
Обширный репертуар дирижера включает в себя множество произведений классико-романтического периода, но и музыку ХХ века. Он представил ряд премьер сочинений Пендерецкого и Лютославского, осуществил записи произведений Антейла, Беринского, Губайдулиной, Денисова, Шутя.
Владимир Понькин преподавал на кафедре оперно-симфонического дирижирования Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова. В настоящее время – профессор кафедры оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории и Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова, профессор Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Академия имени Маймонида). С 2021 года – почетный профессор Парижской русской консерватории имени С. В. Рахманинова. Проводит мастер-классы в России и за рубежом. Был председателем жюри Всероссийского конкурса молодых дирижеров имени И. А. Мусина в Костроме. В апреле 2021 года провел международный онлайн-мастер-класс для китайских студентов на базе симфонического оркестра г. Чанша.
Владимир Понькин – дважды лауреат российской национальной театральной премии «Золотая маска» (2001, 2003). Народный артист РФ, заслуженный деятель искусств России, награжден орденом Дружбы, медалями «За заслуги в культуре Gloria Artis» (Польша), «За выдающийся вклад в развитие Кубани» II степени, общественными наградами – крестом «Защитник отечества» I степени, орденом «За службу России», казачьим орденом «За любовь и верность Отечеству» I степени.
Гайк Казазян родился в 1982 году в Ереване. Обучаться игре на скрипке начал в Ереванской музыкальной школе имени Саят-Новы в классе профессора Левона Зоряна. В 1993–1995 гг. стал лауреатом нескольких республиканских конкурсов, получил Гран-при конкурса «Амадеус-95» и был приглашен в Бельгию и Францию с сольными концертами. В 1996 году переехал в Москву, где продолжил образование в классе профессора Эдуарда Грача в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных, Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и ассистентуре-стажировке МГК.
В 2006–2008 гг. стажировался у профессора Ицхака Рашковского в Королевском колледже музыки в Лондоне. Участвовал в мастер-классах Иды Гендель, Шломо Минца, Бориса Кушнира и Памелы Франк. С 2008 года преподает в Московской консерватории на кафедре скрипки под руководством профессора Эдуарда Грача.
Лауреат международных конкурсов в Клостер-Шёнтале (Германия), имени А. И. Ямпольского, имени Генрика Венявского в Познани, имени П. И. Чайковского в Москве (2002, 2015), в Сьоне (Швейцария), имени Маргерит Лонг и Жака Тибо в Париже, в Тонгёне (Южная Корея), имени Джордже Энеску в Бухаресте.
Выступал в залах Московской консерватории и Московского международного Дома музыки, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Государственном Кремлевском дворце, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Берлинской филармонии, Виктория-холле в Женеве, Барбикан-холле и Уигмор-холле в Лондоне, Ашер-холле в Эдинбурге, Королевском концертном зале в Глазго, театре Шатле и зале Гаво в Париже.
Участник музыкальных фестивалей в Вербье, Сьоне, Тонгёне, «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, «Кремль музыкальный» в Москве, «Звезды на Байкале» в Иркутске, фестиваля «Крещендо» и других. С 2002 года постоянно выступает в концертах Московской филармонии.
Среди коллективов, с которыми сотрудничал Гайк Казазян, – Российский национальный оркестр, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Симфонический оркестр Мариинского театра, Московский государственный академический симфонический оркестр, Московский симфонический оркестр, Государственный академический камерный оркестр России, камерные оркестры Musica Viva и «Виртуозы Москвы», камерный ансамбль «Солисты Москвы», Чешский филармонический оркестр, Национальный оркестр Франции, Королевский шотландский национальный оркестр, Национальный симфонический оркестр Ирландского радио (RTÉ), Мюнхенский камерный оркестр.
Выступал с известными музыкантами, в числе которых дирижеры Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Владимир Федосеев, Александр Лазарев, Джонатан Дарлингтон, Эндрю Литтон, Владимир Зива, Павел Коган, Александр Сладковский, Як ван Стен, Александр Либрайх, Константин Орбелян, Александр Поляничко, Алан Бурибаев; пианисты Элисо Вирсаладзе, Фредди Кемпф, Алексей Любимов, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Вадим Холоденко, Александр Кобрин; виолончелисты Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин, Борис Андрианов, Александр Бузлов.
Алексей Гориболь – заслуженный артист России, пианист, продюсер, художественный руководитель фестивалей и культурно-просветительских проектов. Родился в 1961 году. Обучался в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Горьковской (Нижегородской) государственной консерватории имени М. И. Глинки.
Концерты музыканта проходили в крупнейших культурных центрах России, а также в Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, венском Концертхаусе, лондонском Уигмор-холле, Берлинской филармонии, лейпцигском Гевандхаусе, амстердамском Консертгебау.
Владеет обширным репертуаром от И. С. Баха до новейших сочинений наших дней, эксклюзивный исполнитель фортепианной и киномузыки Микаэла Таривердиева и Исаака Шварца. С 1989 года – инициатор и музыкальный руководитель многих проектов, связанных с творчеством композитора Леонида Десятникова. Записанный под его руководством саундтрек Десятникова к фильму «Москва» Александра Зельдовича был удостоен Гран-при Всемирной биеннале в Бонне (2002).
В 2004–2007 гг. руководил Фестивалем искусств в Костомукше (Карелия). В 2008 году стал инициатором и художественным руководителем Левитановского музыкального фестиваля в Плёсе и Российско-финского музыкально-поэтического фестиваля «В сторону Выборга».
Инициатор ряда проектов, соединяющих музыку, театр, поэзию, с участием выдающихся российских артистов – Светланы Крючковой, Ингеборги Дапкунайте, Данилы Козловского, Ксении Раппопорт, Чулпан Хаматовой, Сати Спиваковой, Владимира Кошевого и др.
Сотрудничает с Большим театром России, Мариинским театром, Александринским театром, Пермским театром оперы и балета, Театром Наций, театром «Мастерская Петра Фоменко», Гёте-Институтом в Москве, Институтом Финляндии в Санкт-Петербурге, Фондом Микаэла Таривердиева, Фондом Дианы Вишневой.
Записал более тридцати компакт-дисков. В 2019 году получил премию «Парабола» Фонда Андрея Вознесенского за запись фортепианного цикла «Буковинские песни» Леонида Десятникова («Мелодия»).
В 2023 году удостоен Царскосельской художественной премии за создание музыкально-поэтического фестиваля «В сторону Выборга» и просветительскую деятельность в области академической музыки.
Рустам Комачков родился в 1969 году в семье музыкантов. Учился в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных, Музыкальном училище имени Гнесиных (класс профессора Александра Бендицкого), Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и ассистентуре-стажировке МГК (классы профессора Валентина Фейгина и Александра Князева). Совершенствовал мастерство под руководством профессора Наталии Гутман. Лауреат всероссийских и международных конкурсов.
Ведет активную концертную деятельность как солист и в составе камерных ансамблей. Сотрудничал с дирижерами Владимиром Федосеевым, Александром Сладковским, Теодором Курентзисом, Владимиром Понькиным, Анатолием Левиным, Александром Рудиным, Рауфом Абдуллаевым, Юрием Кочневым, Владимиром Вербицким, Анатолием Рыбалко, Денисом Лотоевым, Рашитом Нигаматуллиным, Владиславом Булаховым, Мишей Рахлевским и другими. Выступал в ансамбле со многими известными музыкантами, среди которых Михаил Воскресенский, Алексей Любимов, Игорь Худолей, Вазген Вартанян, Юлия Игонина, Граф Муржа, Александр Тростянский, Кирилл Родин, Александр Рудин, Александр Князев и Ольга Ивушейкова.
Гастролировал в городах России, в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Южной Корее, Аргентине и других странах, выступал во многих известных концертных залах мира. Участник международных фестивалей «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Посвящение Олегу Кагану», «Московская осень», «Весна в России», Святослава Рихтера в Тарусе, Дягилевского фестиваля в Перми, Левитановского фестиваля в Плёсе, Собиновского фестиваля в Саратове, имени Микаэла Таривердиева в Калининграде, «В сторону Выборга», камерной музыки в Курессааре (Эстония) и других, а также музыкальных программ кинофестивалей «Кинотавр», «Окно в Европу» и «Дух огня».
Репертуар музыканта включает около двух десятков концертов для виолончели с оркестром – от сочинений Вивальди до опусов Прокофьева и Шостаковича, множество камерных ансамблей и композиций для виолончели соло. Рустам Комачков активно сотрудничает с композитором Леонидом Десятниковым, выступает на его авторских вечерах в России и Европе. Первый исполнитель ряда сочинений Александра Чайковского, Александра Вустина, Сергея Ахунова, Евгения Щербакова, Александра Попова и других современных композиторов. Записал девять сольных альбомов.
Аркадий Шилклопер — уникальный исполнитель на духовых инструментах, с одинаковым успехом демонстрирующий своё искусство в различных жанрах и стилях.
Будущий виртуоз родился в Москве 17 октября 1956 года. С 6 лет играл на альтгорне в духовом оркестре при Доме пионеров Кунцевского района Москвы. С 1967 по 1974 гг. — воспитанник Московской военно-музыкальной школы (МВМШ). Службу в рядах Советской Армии проходил в оркестре Военно-политической академии им. Ленина.
В 1976 – 1981 гг. учился в ГМПИ (ныне РАМ) им. Гнесиных (класс валторны проф., народного артиста РСФСР Александра Рябинина). В 1978 – 1985 гг. А. Шилклопер работал в оркестре Большого театра СССР, с 1985 по 1989 гг. — в Академическом симфоническом оркестре Московской государственной филармонии.
Успешная карьера академического музыканта не мешала увлечению А. Шилклопера джазом. Параллельно с учёбой в ГМПИ им. Гнесиных в 1976 – 1978 он учился в Московской экспериментальной студии музыкальной импровизации (ныне Московский колледж импровизационной музыки). К 1984 – 1986 гг. относится первый серьезный джазовый опыт в дуэте с контрабасистом Михаилом Каретниковым (в 1986 г. вышла их пластинка «Движение» — первая в дискографии А. Шилклопера, которая к сегодняшнему дню насчитывает более 50 альбомов)
В 1985 – 1989 гг. А. Шилклопер играл в ансамбле «Три О» вместе с Сергеем Летовым (саксофоны, флейты) и Аркадием Кириченко (туба, вокал).
Вскоре джаз занял главное место в творчестве Аркадия Шилклопера. Благодаря высочайшему техническому искусству, редкой для исполнителя на духовых инструментах виртуозности, выдающемуся дару импровизатора, мастерству солиста и ансамблиста он выдвинулся в число ведущих отечественных джазменов. Решающую роль сыграло знакомство и начало совместной деятельности с известным джазовым пианистом Михаилом Альпериным.
Дуэт М. Альперин — А. Шилклопер существует с 1988 года. Их первый альбом Wave Of Sorrow был выпущен в 1989 г. фирмой ECM. Позднее Шилклопер участвовал в записи еще трех альбомов Альперина для ЕСМ: North Story (1997), First Impression (1999), Her First Dance (2008).
В 1990 г. к дуэту Альперина и Шилклопера присоединился энтузиаст русского аутентичного фольклора Сергей Старостин (вокалист, исполнитель на кларнете, этнических инструментах). Первый концерт ансамбля, получившего название Moscow Art Trio, состоялся 5 июня 1990 года. Трио сразу заявило о себе как об одном из самых интересных и оригинальных этно-джазовых коллективов, завоевав признание публики в России и за рубежом. Moscow Art Trio много гастролирует и записывается на российских фирмах RDM, Boheme Music, Dom Records и на немецком лейбле Jaro.
С 1992 года Аркадий Шилклопер начинает выступать с сольными программами. Программа Hornology была записана и выпущена в 1996 г. фирмой RDM, а в 1998 г. переиздана Boheme Music. Следующий сольный альбом — Pilatus — был записан и выпущен той же фирмой в мае 2000 г. В начале 2006 г. швейцарская фирма MIGROS Musiques suisses выпускает третий сольный альбом А. Шилклопера — Zum Gipfel und zurück. В 2008 вышел еще один сольный диск музыканта — «Портрет».
С середины 1990-х годов Аркадий Шилклопер постоянно сотрудничает с известными зарубежными музыкантами. В 1995 г. образовался международный квартет Pago Libre с участием: А. Шилклопера, швейцарского пианиста Джона Вольфа Бреннана и двух музыкантов из Австрии: скрипача Тшо Тайссинга и контрабасиста Георга Брайншмида. В 1998 – 2002 гг. Шилклопер сотрудничает с Vienna Art Orchestra.
В 2000 г. Аркадий совместно с Г. Брайншмидом и бразильским гитаристом Алегре Корреа организует трио Mauve. Альбом Mauve, выпущенный австрийской фирмой Quinton, в 2002 г. получил престижную европейскую джазовую премию — Приз Ханса Коллера (Hans Koller Prize) в категории «Лучший альбом года».
В конце декабря 2003 г. под лейблом Dom Records выходит альбом «Presente para Moscou». В работе над ним, продолжавшейся четыре года, приняло участие целое созвездие отечественных и зарубежных музыкантов: бразильский гитарист и вокалист Алегре Корреа, его соотечественники — перкуссионисты Селиу ди Карвалью, Эдсон «Кафе» да Сильва и басист Ней Консейсау, петербургский контрабасист Владимир Волков, кишиневский барабанщик Олег Балтага, вокалист и мастер игры на уде Дафер Юссеф из Туниса и многие другие.
Начиная с 1998 г. А. Шилклопер использует в концертах редчайший для импровизационной музыки инструмент — альпийский рог и является одним из немногих джазовых исполнителей на этом инструменте.
Аркадий Шилклопер выступает с концертами и дает мастер-классы в России, странах СНГ, Европы, в США, Канаде, Китае, Японии, Австралии и многих других странах. Он желанный гость на лучших сценах мира, на фестивалях академической и джазовой музыки, конкурсах и праздничных концертах. Среди его партнёров по сцене — выдающиеся джазовые музыканты наших дней, лучшие академические солисты и коллективы: Денис Мацуев, Даниил Крамер, Сергей Накаряков, Сергей Пронь, Игорь Иванушкин, Владимир Чекасин, братья Ивановы, Борислав Струлёв, Государственный академический симфонический оркестр им. Е. Светланова, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Симфонический оркестр Санкт-Петербургской государственной академической капеллы, филармонические оркестры Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Омска, Ярославля, Ульяновска, Петрозаводска, камерные коллективы «Кремлин», Musica Viva, «Солисты Москвы», «Эрмитаж», «Вивальди-оркестр», «Новосибирская камерата», La Primavera (Казань); оркестры и ансамбли из Германии, Австрии, Дании, Норвегии, Болгарии, Швейцарии, Турции, Украины.
В последнее время артист принял участие в открытии и заключительном концерте XIII Международного телевизионного конкурса «Щелкунчик» (Москва); дал концерт в Рязани с губернаторским симфоническим оркестром; совершил тур по Германии, Швейцарии и Лихтенштейну с ирландским пианистом Джоном Вольфом Бреннаном и швейцарским мультиинструменталистом Кристианом Цендером; выступил в Краснодаре, Москве, Томске.