«Английский сад»

    26 ноября 2017, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Ансамбль
    Les Arts Florissants
    Академия молодых певцов Le Jardin Des Voix («Сад голосов»)
    Дирижёр – Уильям Кристи
    Натали Перез (сопрано)
    Наташа Шнур (сопрано)
    Эва Зайчик (меццо-сопрано)
    Джеймс Уэй (тенор)
    Джузеп-Рамон Оливе (баритон)
    Падрек Роуэн (бас-баритон)

    Руководители академии   — Уильям Кристи 

    и Пол Агню

    Постановщики: Софи Данеман
    и Пол Агню

    В программе:

    Первая часть «Тайна музыки».
    М. Локк, О. Гиббонс, Г. Ф. Гендель,
    Г. Пёрселл, Т. Томкинс, Т. А. Арн 

    Вторая часть» Ночь веселья».
    Г. Ф. Гендель, Г. Пёрселл, Дж. Уорд,
    Дж. Доуленд, О. Гиббонс 

    Фрагменты из опер, ораторий, од, сборников песен, мадригалы

    12+

    Абонемент №3:

    Вершины мастерства. Барокко. Часть вторая

    Les Arts Florissants получает финансовую поддержку Министерства культуры и коммуникаций, Департамента Вандея и региона Пеи-де-ла-Луар
    Ансамбль является резидентом Парижской филармонии с 2015 года
    Главные спонсоры: The Selz Foundation, American Friends of Les Arts Florissants, Crédit Agricole Corporate & Investment Bank

    Ансамбль Les Arts Florissants

    Вокально-инструментальный ансамбль Les Arts Florissants – один из наиболее известных в мире коллективов, исполняющих барочную музыку на исторических инструментах. Ансамбль был основан в 1979 году франко-американским клавесинистом и дирижёром Уильямом Кристи и получил своё имя по названию оперы Марк-Антуана Шарпантье «Цветущие искусства» (Les Arts Florissants).

    Главной заслугой Les Arts Florissants является возрождение интереса к французской музыке XVII-XVIII веков, долгое время по большей части пребывавшей в забвении. Многие рукописи Уильям Кристи и музыканты коллектива отыскали в Национальной библиотеке Франции, и теперь этот бесценный репертуар широко представлен на мировой сцене. 

    С 1987 года – времени постановки «Атиса» Люлли в парижской Опера-Комик, с триумфом возобновлённой в мае 2011 года – ансамбль интенсивно работает в оперном жанре, сотрудничая с ведущими театрами Европы. Наибольший резонанс вызвали постановки сочинений Рамо, Шарпантье, Люлли, Генделя, Пёрселла, Моцарта, Монтеверди и таких раритетов, как «Святой Алексий» С. Ланди, «Тит» А. Чести, «Венецианские празднества» А. Кампра и «Цампа» Ф. Герольда. На концертной сцене с большим успехом были исполнены оперы и оратории «Зороастр», «Анакреонт» и «Празднества Гебы» Рамо, «Актеон» и «Сошествие Орфея в ад» Шарпантье, «Идоменей» Кампра и «Идоменей» Моцарта, «Иевфай» Монтеклера, «Орфей» Росси, «Юлий Цезарь», «Мессия», «Теодора», «Сусанна», «Иевфай» и «Валтасар» Генделя, мадригалы Монтеверди и Джезуальдо, гимны Пёрселла, мотеты Рамо, Мондонвиля, Кампра, Люлли, Шарпантье.

    Ансамбль сотрудничал со знаменитыми режиссёрами и хореографами, среди которых Жан-Мари Виллежье, Роберт Карсен, Адриан Нобле, Андрей Сербан, Люк Бонди, Дебора Уорнер, Грэм Вик, Жером Дешамп, Маша Макейеф, Беатрис Масин, Анна Йепес, Иржи Килиан, Бьянка Ли, Триша Браун, Робин Орлин, Хозе Монтальво и Доминик Эрве. 

    Каждый сезон коллектив представляет около 100 концертов и оперных постановок во Франции – в Парижской филармонии, Опера-Комик, Театре Елисейских Полей, Версальском дворце, театре Кана и на многих известных фестивалях. Постоянно выступает за рубежом – в Нью-Йорке, Лондоне, Брюсселе, Вене, Мадриде, Барселоне, Москве и других крупнейших культурных центрах, представляя французское искусство. Обширная дискография коллектива составляет около 100 CD и DVD.

    В последние годы ансамбль Les Arts Florissants уделяет много времени образовательным программам для молодых музыкантов. Основанная в 2002 году академия Le Jardin des Voix («Сад голосов») дала путёвку в жизнь многим известным артистам. Уже десять лет существует программа коллектива Arts Flo Juniors, в рамках которой студенты музыкальных вузов участвуют в постановках музыкальных спектаклей с первого дня репетиций до финального представления. С 2007 года ансамбль сотрудничает с Джульярдской школой в Нью-Йорке.

    В 2012 году Уильям Кристи и ансамбль Les Arts Florissants при поддержке Совета департамента Вандея организовали фестиваль Dans les Jardins de William Christie («Сады Уильяма Кристи») в Тире. Концерты и «музыкальные променады» фестиваля проходят в садах, разбитых Уильямом Кристи, и объединяют артистов Les Arts Florissants, учащихся Джульярдской школы и финалистов академии Le Jardin des Voix.

    В текущем сезоне Les Arts Florissants гастролирует в городах Северной и Южной Америки с операми «Дидона и Эней» Пёрселла и «Актеон» Шарпантье, в Корее со спектаклем «Рамо, мэтр танца», представляет программу лауреатов восьмой академии Jardin des Voix «Английский сад» в городах Франции и Испании, ораторию «Иевфай» Генделя в Парижской национальной опере, оперу «Ариодант» в Вене, Париже, Барселоне и Мадриде, ораторию «Сотворение мира» Гайдна и «Ациса и Галатею» Генделя на фестивале Meet in Galilee в Израиле, новые постановки «Оперы нищего» в театре Буфф дю Нор в Париже и «Коронации Поппеи» Монтеверди на Зальцбургском фестивале.

    Финансовую поддержку ансамблю оказывают Министерство культуры и коммуникаций Франции, Совет департамента Вандея и региона Пеи-де-ла-Луар. Его резиденцией с 2015 года является Парижская филармония. Основные спонсоры коллектива – Selz Foundation, American Friends of Les Arts Florissants и Crédit Agricole Corporate & Investment Bank.

    Уильям Кристи

    Уильям Кристи — клавесинист, дирижер, музыковед и педагог — является вдохновителем одного из самых волнующих проектов последней четверти ХХ века: вокально-инструментального ансамбля Les Arts Florissants («Цветущие искусства»), одного из признанных мировых лидеров в области аутентичного исполнения старинной музыки.

    Маэстро Кристи родился 19 декабря 1944 года в Буффало (США). Учился в Гарвардском и Йельском университетах. Во Франции живет с 1971 года. Поворотным пунктом в его карьере стал 1979 год, когда он основал ансамбль Les Arts Florissants. Его деятельность первопроходца привела к возрождению интереса к барочной музыке и ее признанию во Франции, особенно французского репертуара XVII — XVIII веков. Он блестяще проявил себя и как музыкант — руководитель ансамбля, вскоре ставшего популярным во Франции и в мире, и как деятель музыкального театра, познакомивший музыкальный мир с новыми интерпретациями, главным образом, забытого или вовсе неизвестного оперного репертуара. Признание публики пришло к нему в 1987 году с постановкой оперы «Атис» Люлли в парижской Opéra-Comique, с которой ансамбль впоследствии гастролировал по всему миру с большим успехом.

    Энтузиазм Уильяма Кристи по отношению к французской музыке барокко всегда был велик. Он в равной степени замечательно исполняет оперы, мотеты, придворную музыку Люлли, Шарпантье, Рамо, Куперена, Мондовиля, Кампра, Монтеклера. При этом маэстро постоянно исследует и с удовольствием исполняет европейский репертуар: например, оперы Монтеверди, Росси, Скарлатти, партитуры Перселла и Генделя, Моцарта и Гайдна.

    Обширная дискография Кристи и его ансамбля (свыше 70 записей, сделанных на студиях Harmonia Mundi и Warner Classics/Erato; многие из них получили награды во Франции и за рубежом) доказывает многогранность и универсальность музыканта. С ноября 2002 Кристи и ансамбль записываются на EMI/Virgin Classics (первый CD — сонаты Генделя со скрипачом Хиро Куросаки, концертмейстером Les Arts Florissants).

    Уильям Кристи плодотворно сотрудничает с известными театрами и такими оперными режиссерами, как Жан Мари Вильеже, Жорж Лавелли, Адриан Нобле, Андрей Сербан и Люк Бонди. Это сотрудничество всегда приводит к ярким достижениям в области музыкального театра. Заметными событиями стали постановки опер Рамо («Галантные Индии», 1990 и 1999; «Ипполит и Арисия», 1996; «Бореады», 2003; «Паладины», 2004), опер и ораторий Генделя («Орландо», 1993; «Атис и Галатея», 1996; «Семела», 1996; «Альцина», 1999; «Роделинда», 2002; «Ксеркс», 2004; «Геркулес», 2004 и 2006), опер Шарпантье («Медея», 1993 и 1994), Перселла («Король Артур», 1995; «Дидона и Эней», 2006), Моцарта («Волшебная флейта», 1994, «Похищение из сераля», 1995) в таких театрах, как Opéra-Comique, Opera du Rhin, Théâtre du Châtelet и других. С 2007 года Кристи и Les Arts Florissants начали сотрудничество с Королевской оперой в Мадриде, где ансамбль в течение нескольких сезонов представляет все оперы Монтеверди (первая — «Орфей» — была поставлена в 2008).

    Ангажементы Кристи и его ансамбля на фестивале в Экс-ан-Провансе включают оперы «Кастор и Поллукс» Рамо (1991), «Королева фей» Перселла (1992), «Волшебная флейта» Моцарта (1994), «Орландо» Генделя (1997), «Возвращение Улисса на родину» Монтеверди (2000 и 2002), «Геркулес» Генделя (2004).

    Уильям Кристи регулярно получает приглашения принять участие в престижных оперных фестивалях (как, например, Глайндборнский, где он дирижировал «Оркестром Века Просвещения», исполнив ораторию «Теодора» и оперу «Роделинда» Генделя). В качестве приглашенного маэстро дирижировал в Цюрихской опере «Ифигенией в Тавриде» Глюка, «Галантными Индиями» Рамо, «Радамистом», «Орландо» и «Ринальдо» Генделя. В Национальной опере в Лионе — операми Моцарта «Так поступают все» (2005) и «Свадьба Фигаро» (2007). С 2002 — постоянный приглашенный дирижер оркестра Берлинской филармонии.

    31 декабря 2011 года Уильям Кристи продирижировал в Метрополитен-опера оперой-пастиччо «Зачарованный остров», на музыку Г.Ф. Генделя, А. Вивальди, Ж.-Ф. Рамо, Г. Перселла, А. Кампра, Ж. М. Леклера, Д. Б. Феррандини и Ж. Ф. Ребеля, в постановке знаменитого режиссера Джереми Симса. Либретто написано им же на основе «Бури» Шекспира с добавлением фрагментов из «Сна в летнюю ночь». В 2012 году этот спектакль вышел на DVD.

    Уильям Кристи — всемирно признанный педагог, воспитавший несколько поколений певцов и инструменталистов. Многие из музыкальных руководителей известных ныне барочных ансамблей (Марк Минковски, Эмманюэль Аим, Жоэль Сююбьет, Эрве Нике, Кристоф Руссе) начинали свою карьеру в ансамбле под его руководством. В 1982-1995 гг. Кристи был профессором Парижской консерватории (вел класс ранней музыки). Его часто приглашают давать мастер-классы и проводить семинары.

    В продолжение педагогической деятельности, Уильям Кристи основал Академию молодых певцов в Кане, названную Le Jardin des Voix («Сад голосов»). Сессии Академии, прошедшие в 2002, 2005, 2007, 2009 и 2011 гг., вызвали огромный интерес во Франции и Европе, а также в США.

    В 1995 году Уильям Кристи получил французское гражданство. Он — Командор ордена Почетного легиона, Кавалер ордена искусства и литературы. В 2004 году он был удостоен приза Лилиан Бетанкур по хоровому пению, присуждаемого Академией изящных искусств, а спустя год — приза Ассоциации Жоржа Помпиду. В ноябре 2008 года Кристи был избран в Академию изящных искусств, а в январе 2010 официально принят в члены Института Франции.

    Последние 20 лет Уильям Кристи проживает на юге провинции Вандея в доме начала XVII века, признанном в 2006 году историческим памятником, который он возродил из руин, отреставрировал и окружил уникальным садом в духе великолепных итальянских и французских садов так любимого им «золотого века».  

    Натали Перез

    Натали Перез получила вокальное образование в Гилдхоллской школе музыки и театра в Лондоне у Джона Эванса. Дважды была удостоена Первой премии на престижном Международном конкурсе в Рейнсбергском дворце (Германия), в котором ежегодно принимают участие около 450 молодых певцов со всего мира.

    После окончания обучения Натали стала артисткой Оперной студии при ансамбле OperaFuoco (художественный руководитель — Дэвид Стерн), специализирующемся на постановках опер разных эпох. Также она сотрудничает с оперными компаниями HampsteadGardenOpera и BritishYouthOpera, ансамблем исторических инструментов  FuocoeCenere, оркестрами Бель Арте, LesMusiciensd’Europe и Helios, симфоническими оркестрами Гонконга и Гуанджоу. Выступает в Театре Магдебурга, на Баховском фестивале в Лейпциге и Фестивале барочной музыки в Шанхае.

    В оперном репертуаре певицы музыка разных эпох, в том числе редко исполняемые и новые сочинения. Она исполняла партии Эвридики в опере «Орфей» К. Монтеверди и Первой нимфы в «Эвридике» Я. Пери, Деспины в «Так поступают все» и Мадмуазель Зильберкланг в «Директоре театра» В. А. Моцарта, Тонины в опере «Сначала музыка, а потом слова» А. Сальери, Киссео в «Занаиде» И. К. Баха, Софии в «Синьоре Брускино» Дж. Россини, Миртиллы в опере «Новомодный любовник Дамон, или Сатиры в Аркадии» Г. Ф. Телемана, Фиореллы в «Разбойниках» Ж. Оффенбаха. Также она спела партию Девушки в солдатской форме в опере «Император Атлантиды» Виктора Ульмана с ансамблем ArsNova под управлением Филиппа Наона в театрах Опера Реймса, Опера Масси и Théâtre de l'Athénée (постановка Луиз Моати) и Деспины в новой опере Николя Бакри «CosiFanciulli» на либретто знаменитого французского писателя Э.-Э. Шмитта с OperaFuoco под управлением Дэвида Стерна (Театр Елисейских Полей).

    Концертный репертуар Натали Перез простирается от мотетов А. Вивальди и  Реквиема В. А. Моцарта до Восьмой симфонии Г. Малера. Натали также много исполняет камерную музыку. Принимала участие в мастер-классах известных европейских педагогов: Пола Агню, Анне Софи фон Оттер, Ангелики Кирхшлагер, Жан-Поля Фушекура, Энн Мюррей, Пегги Бувере, Элли Амелинг, Барбары Финк, Роберта Холла, Андреаса Шмидта, Тобиаса Трунигера, Хельмута Дойча, Джулиуса Дрейка, Рудольфа Янсена и Роджера Виньоля. Выступала с сольными концертами в Германии, Австрии и Великобритании. В рамках концертных серий знаменитого британского пианиста Грэма Джонсона исполнила вокальный цикл Ф. Пуленка «Тот день, та ночь».

    Недавно Натали получила приглашение принять участие в Академии молодых певцов Le Jardin Des Voix («Сад голосов») — проекте ансамбля Les Arts Florissants под управлением У. Кристи, который предлагает молодым солистам глубокое и всестороннее изучение вокального репертуара XVII и XVIII веков.

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    2 ноября в 19:00