85 лет. Родион Щедрин

    21 декабря 2017, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Симфонический оркестр Мариинского театра
    Хор Мариинского театра
    Дирижёр – Валерий Гергиев
    Пелагея Куренная (сопрано)
    Наталья Борискова (народный голос)
    Андрей Серов (бас)
    Александр Рамм (виолончель), лауреат XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского
    Сергей Редькин (фортепиано), лауреат XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского
    Ольга Волкова (скрипка)

    Ансамбль Академии молодых оперных певцов Мариинского театра

    В программе:
    Щедрин
    Симфонический диптих (по мотивам оперы «Очарованный странник»)
    Concerto cantabile для скрипки с оркестром
    Двойной концерт «Романтическое приношение» для фортепиано, виолончели и оркестра
    «Ленин в сердце народном» – оратория для солистов, смешанного хора и оркестра на народные слова


    12+

    Купить билеты

    Информация предоставлена организаторами

    К юбилею Родиона Щедрина Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева трижды выступит на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского. Концерты пройдут 16 декабря – в день рождения композитора, 21 и 22 декабря.

    Предстоящие выступления  – дань уважения выдающемуся композитору нашего времени Родиону Щедрину, чье творчество занимает особое место в репертуаре Мариинского театра.


    Симфонический оркестр Мариинского театра

    Информация предоставлена пресс-службой Пасхального фестиваля

    Оркестр Мариинского театра – уникальный театральный коллектив, ведущий самостоятельную концертную деятельность, включенный в список 20 лучших оркестров мира по результатам опроса ведущих музыкальных критиков крупнейших изданий Европы, Америки и Азии (2008). Умение быстро осваивать новые сложнейшие партитуры, владение всеми жанрами симфонической музыки, гибкость при работе с разными дирижерами и солистами наряду с невероятно насыщенным гастрольным графиком делают петербургский коллектив самым универсальным оркестром в мире.

    История коллектива восходит к первому оркестру Санкт-Петербургской Императорской оперы и насчитывает более двухсот лет. У его истоков стояли Катерино Кавос, руководивший коллективом почти 50 лет, и Константин Лядов. Расцвет оркестра Мариинского театра пришелся на период руководства Эдуарда Направника, который расширил театральный репертуар более чем на 100 спектаклей и вывел оркестр на европейский уровень исполнительского мастерства. Эстафету Направника последовательно приняли выдающиеся дирижеры советского времени: Владимир Дранишников, Евгений Мравинский, начавший в нем свой творческий путь, Арий Пазовский, Сергей Ельцин, Борис Хайкин, Павел Фельдт, Константин Симеонов, Юрий Темирканов. 

    За всю историю оркестра за его пультом стояли Г. Берлиоз, Р. Вагнер, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Малер, Г. фон Бюлов, А. Шёнберг, О. Клемперер, А. Никиш, В. Менгельберг, Б. Вальтер, К. Клайбер. Оркестр Мариинского театра участвовал в бесчисленном количестве первых постановок отечественных, а также первых постановок на русской сцене зарубежных оперных и балетных спектаклей, среди которых оперы М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Серова, А. Рубинштейна, М. Мусоргского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, оперы и балеты П. Чайковского, С. Прокофьева, Дж. Россини, В. А. Моцарта, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Р. Вагнера, Р. Штрауса, Д. Обера, Дж. Мейербера, балеты Р. Дриго, Ч. Пуни, Б. Асафьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, В. Соловьева-Седого, А. Петрова

    В 1978 году в Мариинский (Кировский) театр на должность дирижера был приглашен Валерий Гергиев, возглавивший театр в 1996 году. С его приходом репертуар оркестра пополнился гигантским количеством оперных партитур и симфонической музыки и в настоящее время включает в себя все оперы Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга», все оперы Прокофьева и Шостаковича, значительную часть оперного наследия Римского-Корсакова и Чайковского, обе авторские редакции «Бориса Годунова» Мусоргского, оперы Р. Штрауса, Яначека, Моцарта, Пуччини, Доницетти, все симфонии Бетховена, Малера, Прокофьева, Шостаковича, произведения Стравинского, Мессиана, Дютийё, Хенце, Щедрина, Тищенко, Губайдулиной, Канчели, Каретникова и многих других композиторов. Обогащению репертуара и быстрому росту исполнительского уровня способствовали открытие уникального по своей акустике Концертного зала Мариинского театра (2006) и новой сцены Мариинского театра (2013).

    Несмотря на ежедневные выступления на трех театральных площадках, оркестру удается сохранять плотный гастрольный график. Под руководством Гергиева Мариинский оркестр выступает на крупнейших оперных сценах и в лучших концертных залах мира. Только за последний год оркестр представил масштабные гастрольные программы во Франции, Испании, на Тайване, в Китае, Италии, Японии, Германии, Австрии, Великобритании. Настоящими «Русскими сезонами» назвал Валерий Гергиев гастроли Мариинского театра в США в январе – феврале 2015 года, где артисты Мариинского оркестра представили программы, полностью составленные из произведений Мусоргского, Чайковского, Рахманинова,  Прокофьева, Шостаковича и  Щедрина.

    Валерий Гергиев

    Информация предоставлена пресс-службой Пасхального фестиваля

    Валерий Гергиев – выдающийся дирижер, ученик Ильи Мусина. С 1996 года – художественный руководитель-директор Мариинского театра. Сотрудничает с крупнейшими коллективами мира, возглавляет Лондонский симфонический оркестр, Мюнхенский филармонический оркестр, Всемирный оркестр мира. Активно сотрудничает с Венским, Нью-Йоркским, Роттердамским, Берлинским филармоническими оркестрами, оркестром Ла Скала, дирижирует в театре Метрополитен-опера. Почетный президент Эдинбургского международного фестиваля, председатель Всероссийского хорового общества, сопредседатель оргкомитета XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского, декан факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета, художественный руководитель Тихоокеанского молодежного музыкального фестиваля в Саппоро. Основатель и художественный руководитель международных фестивалей: «Звезды белых ночей», Московского Пасхального фестиваля, «Гергиев-фестиваля» в Нидерландах, «Классика на Красном море» в Эйлате (Израиль), Международного фестиваля в Миккели (Финляндия), фестивалей Мариинского театра «Новые горизонты», «Масленица», «Брасс-вечера в Мариинском» и фестиваля балета «Мариинский».

    На посту художественного руководителя-директора Мариинского театра Гергиев существенно расширил театральный репертуар: от творений Вагнера, Моцарта, Верди, Пуччини, Мусоргского и Чайковского до русской и европейской классики XX века, включая оперы Прокофьева, Шостаковича, Яначека, Р. Штрауса, Бриттена. Особое внимание уделяет творчеству современных российских композиторов – Щедрина, Каретникова, Смелкова, многих молодых музыкантов. 

    Обогатил репертуар оркестра, который исполнил все симфонии Чайковского, Прокофьева, Шостаковича, Малера, Бетховена, произведения Стравинского, Мессиана, Дютийё, Щедрина, Тищенко, Губайдулиной, Канчели и многих других композиторов. 

    Валерий Гергиев – инициатор создания и руководитель уникального театрально-концертного комплекса Мариинского театра: историческое здание, Концертный зал Мариинского театра (2006) и новое здание Мариинский-2, включающее в себя основную сцену и четыре камерных зала (2013). У Мариинского театра есть собственный звукозаписывающий лейбл «Мариинский», а также интернет-ТВ и радио. 

    Гергиев уделяет огромное внимание благотворительности: именно он выступил инициатором проведения мировой серии концертов под названием «Беслан. Музыка во имя жизни», концерта-реквиема перед разрушенным зданием Дома правительства в Южной Осетии, ряда выступлений в память о жертвах наводнения и землетрясения в Японии, концертов в поддержку пострадавших от наводнения на Кубани, концертов для семей, пострадавших от терактов в Волгограде, и многих других памятных акций по всему миру.

    Уделяет огромное внимание работе с молодыми музыкантами, воспитал целую плеяду исполнителей мирового уровня, выступает с молодежными оркестрами фестивалей в Шлезвиг-Гольштейне, в Вербье, в Саппоро, а также с Российско-китайским молодежным оркестром и Национальным молодежным оркестром Америки. В 2014 году тысячеголосый Детский хор России, созданный по инициативе Гергиева, впервые выступил в Мариинском-2, а затем принял участие в торжественных церемониях открытия и закрытия XXII Олимпийских зимних игр в Сочи. 

    Достижения Валерия Гергиева отмечены многочисленными званиями и наградами, среди которых высокие правительственные награды России, Германии, Италии, Франции, Японии, Нидерландов, Швеции, почетное звание «Герой Труда России», «Артист мира ЮНЕСКО» и многие другие.

    Пелагея Куренная

    Молодая певица Пелагея Куренная родилась в 1990 году в старинной казацкой станице Митякинская в Ростовской области. В 2007 году она поступила в Музыкальный колледж имени М. М. Ипполитова-Иванова. Спустя четыре года продолжила музыкальное образование в Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, которую окончила в 2016 году в классе профессора Тамары Новиченко (педагога Анны Нетребко). Певица посещала мастер-классы Елены Образцовой, Владимира Чернова и Дианы Зола, участвовала в молодёжной программе Domingo-Colburn-Stein в Опере Лос-Анджелеса.

    В годы учёбы Пелагея исполнила в Театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории партии Первой Леди и Белинды в опере «Дидона и Эней» Пёрселла, Барбарины и Сюзанны в «Свадьбе Фигаро» Моцарта, Бригитты в «Иоланте» Чайковского, Марфы в «Царской невесте» Римского-Корсакова и Розины в «Севильском цирюльнике» Россини. 

    Пелагея Куренная – лауреат VI Московского фестиваля-конкурса оперного пения «Серебряный голос» (2009, II премия), конкурса «Посвящается Ф. И. Шаляпину» (Москва, 2009, II премия), международного конкурса Пьетро Ардженто (Бари, Италия, 2011, III премия), международного конкурса оперных певцов Магды Оливеро (Милан, 2013), «Романсиады» (Москва, 2013, Гран-при), «Три века классического романса» (Санкт-Петербург, 2014), II Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2014), Конкурса оперных певцов Ирины Богачёвой (Санкт-Петербург, II премия и приз публики, 2015). 

    В 2014 году Пелагея Куренная участвовала в концертном исполнении и записи «Пиковой дамы» Чайковского (партия Прилепы) под управлением Мариса Янсонса в Мюнхене и в Люксембурге. Эту же партию она исполнила в спектакле Национальной оперы Нидерландов (постановка Стефана Херхайма). 

    В мае 2015 года артистка дебютировала в Мариинском театре в партии Маши в «Пиковой даме» под управлением Валерия Гергиева, а вскоре получила главную партию в опере Родиона Щедрина «Рождественская сказка», мировая премьера которой состоялась в Мариинском театре в декабре 2015 года. В том же году она впервые исполнила романс Щедрина «Таня – Катя» для сопрано и струнных в Санкт-Петербурге, а затем в Мюнхене (дирижировал Валерий Гергиев). 

    С тех пор Пелагея Куренная регулярно поёт на сцене Мариинского театра в качестве солистки в партиях Барбарины («Свадьба Фигаро» Моцарта), Прилепы («Пиковая дама» Чайковского), Флоры («Поворот винта» Бриттена), Фраскиты («Кармен» Бизе), Лауретты («Обручение в монастыре» Прокофьева), Сенной девушки («Царская невеста» Римского-Корсакова) и «Дуняши» (Война и мир» Прокофьева).

    Наталья Борискова

    Наталья Борискова — это уникальное явление в современной русской музыкальной культуре. Ее голосу подвластны произведения разных жанров и степени трудности, от фольклора до классики. Что бы ни исполняла певица, ее необыкновенно мощный и величавый и в то же время мягкий голос своей красотой поражает слушателей с первых же минут. Природное обаяние, открытость создают вокруг певицы особую ауру, она покоряет любую аудиторию независимо от возраста.

    Наталья Борискова свято чтит лучшие традиции русского народного музыкального искусства. В народной песне для нее раскрывается душа народа, воспеваются красота родной земли и чаяния поколений.

    Наталья Борискова родилась в пос. Красково Московской области. В 1974-1977 годах обучалась в Школе-студии имени Т.А. Устиновой при Госхоре имени М.Е. Пятницкого (у Заслуженного деятеля искусств Н.М. Королевой), в 1993-1998 годах обучалась в Российской академии музыки имени Гнесиных (класс профессора Н. К. Мешко). Лауреат XI-ого Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гаване (1978), победительница Всероссийского конкурса исполнителей советской песни «Сочи-80».

    В 1976-1980 годах - артистка Госхора имени Пятницкого. С 1980 года – артистка ансамбля народных инструментов «Русские узоры» Московской областной филармонии. С 1980 года по настоящее время - солистка Москонцерта. Наталья Борискова объездила с концертами множество городов России и СНГ, выступала во многих зарубежных странах. Ее сольные концерты проходили в Государственном театре Эстрады и Концертном зале имени П.И. Чайковского. Певица – частый гость у воинов российской армии и пограничников, на предприятиях атомной энергии, она выступает с благотворительными концертами перед ветеранами, в госпиталях и детских домах. В составе группы артистов под руководством Иосифа Кобзона выступала во многих горячих точках.

    В год 850-летия Москвы вместе с группой деятелей российской культуры Наталья Борискова побывала во Вьетнаме, Камбодже, Китае, Лаосе, где участвовала в мероприятиях, посвященных юбилею российской столицы. Певицей выпущены диски: «Наталья Борискова. Русские песни» («Мелодия», 1998), «Наталья Борискова. Свадьба. Русские песни и обряды» (1999), Наталья Борискова «Русские календарные обрядовые праздники» (2003), «Знаю… помню…Посвящение 60-летию Великой Победы» (2005), «Где Я ЛЮБЛЮ, где отчий дом…» (русские народные песни, произведения русских и советских композиторов, 2004), «Дивный терем» (романсы, оперные арии, русские песни, произведения русских и советских композиторов, 2005).

    Щедро делясь своим мастерством в концертах, Наталья Борискова также много времени посвящает работе со своими учениками.

    Заслуженная артистка России (1995), обладательница медали «За ратную доблесть» (2002) и медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2010), Золотого знака Минатома (1997), Ветеран боевых действий (2009) и Ветеран труда (2012), Лучший педагог года (2008).

    Александр Рамм

    Родился в 1988 году во Владивостоке. В 2012 году закончил Московскую консерваторию (класс профессора Натальи Шаховской), а затем аспирантуру при Консерватории и Берлинскую высшую школу музыки имени Ханса Эйслера под руководством Франса Хельмерсона. Принимал участие в мастер-классах Courchevel Academy и Holland Music Sessions (2010), где занимался с профессорами Филиппом Мюллером, Райнхардом Латцко, Марией Клигель и Узи Визелем. Александр стажировался в Академии, созданной при знаменитом фестивале в Вербье (2011), под руководством Гари Хоффмана, Франса Хельмерсона, Масааки Судзуки, Лоренса Пауэра, Ференца Радоша. По итогам академии был отмечен призом Женевского фонда Neva Foundation.

    Лауреат II премии XV Международного конкурса имени Чайковского (Москва, 2015), победитель многих других соревнований, в том числе I Кембриджского международного конкурса (США, Бостон, 2005), I Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2010), III Пекинского международного конкурса (Китай, 2010), лауреат конкурса им. А. Янигро в Загребе (Хорватия, 2012). Первый и единственный представитель России, ставший лауреатом одного из самых престижных конкурсов виолончелистов Paulo Cello Competition в Хельсинки (2013).

    С 2011 года выступает в концертах Московской филармонии, участник филармонических программ продвижения молодых артистов, в том числе проекта «Звезды XXI века». С 2012 года – постоянный солист Санкт-Петербургского Дома музыки. Гастролирует во многих городах России, Литвы, Швеции, Австрии, Финляндии, ЮАР, Японии, Франции, Болгарии. Сольные концерты артиста прошли в Брукнерхаусе (Линц), Nikkei Hall (Токио), Консертгебау (Амстердам), Концертном зале Мариинского театра, Концертном зале имени Чайковского. Выступал в сопровождении Госоркестра России имени Светланова, Симфонического оркестра Мариинского театра, филармонических оркестров Кейптауна и Йоханнесбурга и многих других коллективов. Сотрудничал с известными дирижерами, среди которых Владимир Спиваков и Валерий Гергиев.

    С 2009 года выступает в дуэте с пианисткой Анной Одинцовой. В 2012 году их ансамбль стал лауреатом конкурса дуэтов в Швеции. Благодаря меценатам, семье Шреве (Амстердам) и Елене Лукьяновой (Москва), с 2011 года Александр Рамм играет на инструменте кремонского мастера Габриэля Жебрана Якуба.

    Сергей Редькин

    Сергей Редькин родился в 1991 году в Красноярске. Учился в музыкальном лицее Красноярской государственной академии музыки и театра (класс фортепиано Г. Богуславской, класс импровизации Э. Маркаича), затем в Средней специальной музыкальной школе при Санкт-Петербургской консерватории (класс фортепиано О. Курнавиной, класс композиции профессора А. Мнацаканяна). Во время обучения стал обладателем премии Общероссийского конкурса «Молодые дарования России» и завоевал награды на международных молодёжных конкурсах пианистов имени С. Рахманинова в Санкт-Петербурге, имени Г. Нейгауза в Москве, стран Балтийского моря в Эстонии и «Классика» в Казахстане.

    В 2015 году Сергей окончил Санкт-Петербургскую консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова по двум специальностям: «фортепиано» (класс профессора А. Сандлера) и «композиция» (класс профессора А. Мнацаканяна) и продолжил обучение в аспирантуре. В том же году молодой пианист блестяще выступил на XV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского и был удостоен III премии и Бронзовой медали. Также среди его достижений – премии на международных конкурсах имени И. Падеревского в Польше, Май Линд в Финляндии и С. Прокофьева в Санкт-Петербурге.

    Сергей Редькин – стипендиат фонда «Дворцы Санкт-Петербурга», Санкт-Петербургского Дома музыки и Акционерного Банка «Россия». С 2008 года принимает участие во многих проектах Дома музыки: «Музыкальная сборная России», «Река талантов», «Посольство мастерства», «Русские четверги», «Русские вторники», концерты которых проходят в северной столице, регионах России и за рубежом. По направлению Санкт-Петербургского Дома музыки пианист проходил стажировку в Международной фортепианной академии на озере Комо (Италия). Принимал участие в мастер-классах А. Ясинского, Н. Петрова и Д. Башкирова.

    Сергей Редькин выступает на лучших площадках Москвы и Санкт-Петербурга, среди которых залы Санкт-Петербургской филармонии, Капеллы Санкт-Петербурга и Концертный зал Мариинского театра, принимает участие в программах Московской филармонии, в том числе в концертах абонементов «Молодые таланты» и «Звёзды XXI века» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Участвует в престижных международных фестивалях – фестивале Мариинского театра «Лики современного пианизма», Московском Пасхальном фестивале и других.

    Много гастролирует по России и за рубежом – в Германии, Австрии, Франции, Швейцарии, Швеции, Финляндии, Португалии, Монако, Польше, Израиле, США и Мексике. Сотрудничает с Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром, Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова и другими известными коллективами.