Российский национальный оркестр, Шон Эдвардс, Павел Гомзяков : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Российский национальный оркестр,
    Шон Эдвардс, Павел Гомзяков

    14 декабря 2013

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Российский национальный оркестр
    Шон Эдвардс, дирижёр (Великобритания)
    Павел Гомзяков (виолончель)
    В программе:
    Берлиоз
    «Король Лир», увертюра
    Бриттен
    (100 лет со дня рождения)
    Симфония для виолончели с оркестром
    Сибелиус
    Симфония № 1

    12+

    Абонемент №12:

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность, признание публики и критики.В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории симфонических коллективов нашей страны, получившим премию Grammy. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе музыкальный журнал Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус. В 2022 году художественным руководителем оркестра стал Александр Рудин.

    Российский национальный оркестр сотрудничал с выдающимися солистами и дирижерами, в числе которых Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Дмитрий Хворостовский, Мстислав Ростропович, Джошуа Белл, Максим Венгеров, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда и многие другие. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО.

    С 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности.

    РНО – участник знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившим там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военного конфликта в Югославии. Весной 2010 года оркестр стал главным участником международного проекта «Три Рима». Эта культурно-просветительская акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием стал концерт русской музыки в зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI. 

    В 2014 году РНО и Михаил Плетнёв открыли в Милане российскую часть перекрестного Года туризма Италии и России; с Московским Синодальным хором выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне; провели фестиваль музыки Рахманинова в музее-усадьбе композитора в Ивановке Тамбовской области; стали главными участниками гала-концерта, посвященного 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова). Осенью 2016 года в Ивановке был проведен второй фестиваль музыки Рахманинова. 

    Совместно с всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более ста альбомов. Многие работы получили престижные международные награды, включая Diapason d'Or и Grammy.

    В 2023–2024​ гг. Александр Рудин проводит свой первый полноценный сезон с РНО в новом статусе, представляя разноплановые программы в столичных залах, а также в рамках масштабных гастролей коллектива. Именной абонемент РНО и Александра Рудина в Концертном зале имени П. И.​ Чайковского открылся исполнением «Немецкого реквиема» Брамса с участием Альбины Латиповой (сопрано), Владислава Сулимского (бас) и вокального ансамбля Intrada. В концертные программы сезона на главных московских площадках вошли также шедевры Берга, Сибелиуса, Хиндемита, Шуберта – Листа, Бетховена, Рахманинова, Респиги. В гастрольную карту РНО в сезоне 2023/24 включены Сочи, Оренбург, Самара, Владикавказ, Махачкала, Грозный и другие российские города.

    Шон Эдвардс

    «Это очень умная леди. И если кто-то сможет нести флаг за женщин в дирижерской профессии – то это она», — сказал на заре карьеры Шон Эдвардс знаменитый дирижер Саймон Рэттл.

    Выпускница Королевского Северного колледжа музыки в Манчестере и Ленинградской консерватории (класс проф. И. А. Мусина), Шон Эдвардс выступала с ведущими оркестрами Соединенного Королевства — Лондонским филармоническим и Королевским филармоническим, оркестром Халле и Филармоническим оркестром Би-Би-Си, Национальным оркестром Би-Би-Си Уэльса, Симфоническим оркестром Бирмингема, Английским камерным оркестром, Лондонской синфониеттой и London Mozart Players. Также она сотрудничала со многими коллективами Европы и Америки, среди которых Лос-Анджелесский и Филадельфийский оркестры, симфонические коллективы Сан-Франциско и Кливленда, Оркестр де Пари и Камерный оркестр Парижа, Берлинский симфонический оркестр и Симфонический оркестр Баварского радио, Венский симфонический оркестр и Филармонический оркестр Роттердама, оркестр Санкт-Петербургской филармонии, ансамбли современной музыки Klangforum Wien (Австрия), Ensemble Modern и musikFabrik (Германия), коллективы Испании, Италии, Бельгии, Финляндии и Японии.

    Дебют Шон Эдвардс в оперном театре состоялся в 1986 году, когда она продирижировала оперой Курта Вайля «Расцвет и падение города Махагони» в Шотландском национальном оперном театре в Глазго. Через два года Ш. Эдвардс дебютировала в Королевском театре «Ковент-Гарден», возглавив постановку оперы Майкла Типпетта «Сад-лабиринт».

    С 1993 по 1995 год она являлась музыкальным директором театра Английская национальная опера, где дирижировала операми «Хованщина» Мусоргского, «Енуфа» Яначека, «Пиковая дама» Чайковского, а также оперой «Белокурый Экберт» британского композитора Джудит Уир. Позднее Шон Эдвардс руководила постановками опер «Травиата» Верди, «Испанский час» и «Дитя и волшебство» Равеля, «Катя Кабанова» Яначека и «Новый год» М. Типпетта на Глайндборнском фестивале, «Так поступают все» Моцарта на фестивале в Аспене (США), «Евгений Онегин» Чайковского в Английской национальной опере, «Дон Жуан» Моцарта в Копенгагене, «Осуждение Фауста» Берлиоза в Хельсинки, «Питер Граймс» Бриттена и «Пиковая дама» Чайковского во Франкфурте, «Енуфа» Яначека в Валлийской национальной опере, «Гензель и Гретель» Хумпердинка в Королевской академии музыки в Лондоне.

    Часто принимает участие в исполнении опер современных авторов. Так, под ее руководством состоялась мировая премьера оперы «Грек» М.-Э. Тёрнеджа на Мюнхенской биеннале (1988), были исполнены оперы «Трамвай “Желание”» А. Превина и «Мертвец идет» Дж. Хегги в Театре ан дер Вин (Вена), «Ночь в Китайской опере» Дж. Уир в Шотландском национальном оперном театре и «Эра Водолея» К. Гуйвартса в Опере Фландрии.

    Среди последних оперных ангажементов Шон Эдвардс — «Поругание Лукреции» Бриттена и «Травиата» Верди в Театре ан дер Вин, «Похождения повесы» Стравинского в Шотландской национальной опере, «Буря» Т. Эдиса в Опере Франкфурта, концертное исполнение оперы «Король Приам» М. Типпетта на фестивале в Брайтоне. В 2013 году Шон Эдвардс выступала на фестивале BBC Proms с камерным оркестром Britten Sinfonia, принимала участие в благотворительном проекте BBC «Children in Need», гастролировала по Великобритании с Королевским филармоническим оркестром в рамках празднований, посвященных 60-летию правления Королевы Елизаветы Второй.

    Среди записей, осуществленных Шон Эдвардс, — симфоническая сказка «Петя и Волк» Прокофьева, «Путеводитель по оркестру для молодежи» Бриттена, Пятая симфония Чайковского (с Лондонским филармоническим оркестром) и опера «Белокурый Экберт» Дж. Уир с труппой Английской национальной оперы. Недавно дирижер принимала участие в работе над новым фильмом об английском композиторе Густаве Холсте (режиссер Т. Палмер).

    С осени 2013 года Шон Эдвардс возглавляет дирижерский факультет Королевской академии музыки в Лондоне.

    Павел Гомзяков

    Павел Гомзяков родился в 1975 году в г. Чайковском на Урале. Начав занятия на виолончели в 9 лет, в 14 лет он поступил в Московскую специальную музыкальную школу имени Гнесиных. Учился в Московской консерватории у профессора Дмитрия Миллера. С 2000 года, после окончания консерватории, продолжил занятия у профессора Натальи Шаховской в Высшей школе музыки Королевы Софии в Мадриде, а позднее стажировался в Парижской национальной консерватории у Филиппа Мюллера.

    В качестве солиста и ансамблиста выступает с такими партнерами, как пианисты Эльдар Небольсин, Луи Лорти, Ванесса Вагнер, скрипачи Захар Брон, Хосе-Луис Гарсия, дирижеры Огюстен Дюмэ, Тревор Пиннок, Хесус Лопес Кобос, Энтони Рос-Марба, Кристофер Уоррен-Грин и многие другие.

    В июле 2007 года Павел Гомзяков выступил с португальской пианисткой Марией Жоао Пиреш на фестивале в Эскориале (Испания). Это стало началом их долговременного сотрудничества: последовали совместные концерты музыкантов в странах Европы, Дальнего Востока, Южной Америки, включая выступления в Театре Елисейских полей (Париж), VictoriaHall (Женева), TeatroReal (Мадрид), Konzerthaus (Вена), залах Кельнской филармонии, Культурного центра Белем (Лиссабон) и SumidaTryphonyHall (Токио).

    В мае 2009 года на DeutscheGrammophon выпущена запись Сонаты для виолончели и фортепиано Шопена в исполнении Павла Гомзякова и Марии Жоао Пиреш. Этазаписьбыланоминированана «Грэмми». Ранее, в ноябре 2008, музыкант  записал Виолончельный концерт Шумана на лейбле Arte с Камерным оркестром Валлонии под управлением Огюстена Дюмэ (запись транслировалась по телевидению Франции, Бельгии и Германии).

    Павел Гомзяков гастролирует во Франции, Италии, Португалии, Великобритании, Нидерландах, Бразилии, Японии, Канаде и многих других странах. В апреле 2010 года он дебютировал в США, дав концерт с Чикагским симфоническим оркестром под управлением Тревора Пиннока. Дебют российского виолончелиста вызвал восторженные отзывы критики:

    «До-мажорный виолончельный концерт Гайдна был конгениален исключительно одаренному молодому русскому виолончелисту Павлу Гомзякову в его дебютном выступлении в США. Для этих концертов ему была презентована виолончель ex-Romberg мастера Давида Текклера (1703). “Золотой” звук этого инструмента как нельзя лучше соответствовал чувственной и страстной манере исполнения виолончелистом Концерта Гайдна. Виртуозный финал был сыгран с удивительной точностью, в захватывающем дух темпе, в то время как Адажио было наполнено невообразимой грацией и уравновешенностью и напоминало инструментальную арию» (Chicago Herald Tribune); 

    «Это был один из самых запоминающихся дебютов последних лет. А поддержка оркестра и дирижера придала выступлению Павла Гомзякова еще больший блеск. Возможно, это начало очень серьезной карьеры» (Эндрю Пэтнер, чикагский журналист и критик). 

    За последние годы Павел Гомзяков выступил с Лондонским камерным оркестром, Национальными оркестрами Монпелье и Лилля (Франция), Новым японским филармоническим оркестром.  В 2011 году он совершил свое второе турне по Японии с оркестром Кансай. В апреле 2012 года увидела свет запись Концерта для виолончели с оркестром К. Сен-Санса, которую Павел сделал с этим оркестром под управлением Огюстена Дюмэ для лейбла Onyx.

    В июне 2012 виолончелист выступил с Чикагским оркестром, приняв участие в исполнении Тройного концерта Бетховена, а в июле того же года дебютировал на фестивале «Звезды белых ночей» Валерия Гергиева в Санкт-Петербурге.

    В сезоне 2013/2014 музыкант вновь совершит турне по Японии, выступит с Российским национальным оркестром, Симфоническим оркестром Сиэтла, оркестром IPomeriggiMusicali (Милан) и рядом других коллективов.

    Павел Гомзяков — артист агентства TomCroxon (Великобритания).