В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
30 октября 2015
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проезда
Абонемент №22:
Симфонические шлягеры
Государственная академическая симфоническая капелла России – коллектив, объединяющий в своем составе свыше 200 артистов – хор, оркестр и солистов-вокалистов. Госкапелла была образована в 1991 году при слиянии Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским, и Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского.
Оркестр возник в 1957 году, до 1982 года был творческой единицей в подчинении Всесоюзного радио и телевидения, с 1982 года назывался Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР. В разное время им руководили Самуил Самосуд, Юрий Аранович и Максим Шостакович, за пультом выступали Евгений Светланов, Натан Рахлин, Неэме Ярви, Владимир Федосеев и другие выдающиеся дирижеры. Выступления оркестра проходили на самых престижных сценах мира, таких как Карнеги-холл и Линкольн-центр в Нью-Йорке, Кеннеди-центр в Вашингтоне, Музикферайн в Вене, Гевандхаус в Лейпциге, Барбикан-центр в Лондоне, Зал Караяна в Берлинской филармонии, лучшие залы Токио, Тайбея, Хельсинки, Барселоны, Праги и других музыкальных центров мира. Коллектив записал множество пластинок и дисков, по большей части выпущенных фирмами «Мелодия» и Chandos.
Камерный хор был организован Валерием Полянским в 1971 году. В 1975 году коллектив одержал победу на Международном конкурсе имени Гвидо д’Ареццо в Италии, завоевав Золотую медаль в номинации «академическое пение» и «Золотой колокол» – символ лучшего хора конкурса. С 1980 года коллектив получил новый статус и стал именоваться Государственным камерным хором Министерства культуры СССР. Он объездил все республики СССР, стал инициатором фестиваля в Полоцке, в 1986 году по приглашению Святослава Рихтера представил на фестивале «Декабрьские вечера» программу из сочинений Чайковского, в 1994 году – «Всенощное бдение» Рахманинова. Государственный камерный хор и его руководитель завоевали высокое международное реноме успешными выступлениями на фестивалях «Поющий Вроцлав» (Польша), в Мерано и Сполето (Италия), Измире (Турция), Нардене (Нидерланды); BBC Proms в лондонском Альберт-холле (Великобритания), а также в исторических соборах Франции – в Бордо, Амьене и Альби.
Днем рождения Госкапеллы считается 27 декабря 1991 года: в Большом зале Московской консерватории в исполнении коллектива под управлением Геннадия Рождественского прозвучала кантата Дворжака «Свадебные рубашки». В 1992 году художественным руководителем и главным дирижером ГАСК России стал Валерий Полянский.
Деятельность хора и оркестра капеллы осуществляется как в совместных выступлениях, так и параллельно. Коллектив и его главный дирижер – желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, Московской консерватории и Московского международного Дома музыки. Капелла гастролировала в США, многих странах Европы и Юго-Восточной Азии. В Японии оркестром ГАСК были записаны диски с симфониями Чайковского и Пятой симфонией Шостаковича.
Основу репертуара коллектива составляют кантатно-ораториальные жанры: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей – Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Валерий Полянский регулярно проводит монографические симфонические циклы, посвященные творчеству Бетховена, Брамса, Рахманинова, Малера и других великих композиторов.
С капеллой сотрудничают многие известные российские и зарубежные исполнители. Особо тесная и многолетняя творческая дружба связывала коллектив с Геннадием Рождественским, который много лет представлял с Госкапеллой России свой персональный филармонический абонемент.
С 2009 года капелла проводит в Тарусе фестиваль «Сентябрьские вечера» (совместно с фондом Святослава Рихтера), знакомит с шедеврами симфонической и хоровой музыки жителей Торжка, Твери, Калуги. В 2011 году в Ельце с участием ГАСК прошла мировая премьера оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в постановке режиссера Георгия Исаакяна.
В репертуарной политике Госкапеллы находят отражение и важнейшие даты мировой истории. К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года состоялось концертное исполнение оперы «Война и мир» Прокофьева (в Торжке и Калуге), к 400-летию династии Романовых была приурочена мировая премьера оратории «Государево дело» Александра Чайковского (2013, Липецк, Москва), а на Новой сцене Большого театра России прозвучала опера «Жизнь за царя» Глинки. Концертное исполнение силами Госкапеллы оперы «Семен Котко» Прокофьева в 2014 году на Новой сцене Большого театра и в Центральном академическом театре Российской армии было приурочено к 100-летию начала Первой мировой войны. На этих же площадках коллектив отметил 70-летие Великой Победы исполнением оперы Кирилла Молчанова «Зори здесь тихие», а сезон 2019/20 открыл концертной версией оперы «Отелло» Верди.
В октябре 2016 года оркестр и хор приняли участие в IV Симфоническом форуме России в Екатеринбурге, исполнив «Сонное видение парубка» из «Сорочинской ярмарки» Мусоргского, его же «Картинки с выставки» в оркестровке Равеля, оркестровую версию «Свадебки» и «Симфонию псалмов» Стравинского. На гастрольной карте особое место занимает Калининград, где Госкапелла неоднократно выступала в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны»: в 2018 году хор под управлением Валерия Полянского исполнил «Всенощное бдение» Рахманинова, в 2020 году на сцене Калининградского областного драматического театра прозвучала опера «Евгений Онегин» Чайковского в концертном исполнении. В первой половине 2020 года Госкапелла провела онлайн-трансляции наиболее значимых проектов прошлых лет, в частности к 75-летию окончания Великой Отечественной войны была показана запись Седьмой симфонии Шостаковича из Большого зала Московской консерватории.
Валерий Полянский – дирижер, педагог и общественный деятель, народный артист Российской Федерации, дважды лауреат Государственной премии России, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени.
Родился в 1949 году в Москве. В 1967 году окончил Академическое музыкальное училище при Московской консерватории (класс хормейстера Евстолии Зверевой), в 1972 году – Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по специальности «хоровое дирижирование» (класс профессора Бориса Куликова), в 1973 году – по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс Одиссея Димитриади). В 1977 году завершил обучение в аспирантуре МГК под руководством Геннадия Рождественского, оказавшего огромное влияние на дальнейшую творческую деятельность молодого дирижера.
Важнейшей вехой в жизни Валерия Полянского стал 1971 год, когда он организовал Камерный хор из студентов Московской консерватории. В 1975 году на Международном конкурсе имени Гвидо д’Ареццо в Италии коллектив под управлением Валерия Полянского одержал безоговорочную победу: впервые хор из России получил Золотую медаль в номинации «академическое пение» и «Золотой колокол» – символ лучшего участника. Валерию Полянскому был присужден специальный приз как лучшему дирижеру состязания.
В 1971–1977 гг. Валерий Полянский был дирижером Московского театра оперетты. В 1977 году начал работать в Большом театре СССР, где в частности совместно с Геннадием Рождественским ставил оперу «Катерина Измайлова» Шостаковича и в течение трех лет вел другие спектакли.
В 1970-е годы началось сотрудничество Полянского с Союзом композиторов: дирижер стал постоянным участником фестиваля современной музыки «Московская осень». Ему посвящали свои сочинения Николай Сидельников, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке, София Губайдулина, Давид Кривицкий, Анатоль Виеру.
Валерий Полянский сотрудничал также с ведущими симфоническими коллективами России и зарубежных стран, неоднократно выступал с оркестрами Белоруссии, Исландии, Финляндии, Германии, Нидерландов, США, Тайваня, Турции. Выступил дирижером-постановщиком оперы «Евгений Онегин» Чайковского в Гётеборгском музыкальном театре (Швеция), несколько лет был главным дирижером фестиваля «Оперные вечера» в Гётеборге.
В 1980 году Камерный хор Московской консерватории под руководством Валерия Полянского был преобразован в Государственный камерный хор Министерства культуры СССР, который впоследствии стал частью Государственной академической симфонической капеллы России. С 1992 года Валерий Полянский – художественный руководитель и главный дирижер Госкапеллы.
В дискографии маэстро – свыше 100 записей, выпущенных ведущими фирмами звукозаписи в России и за рубежом. Им записаны произведения Чайковского, Танеева, Глазунова, Скрябина, Брукнера, Дворжака, Регера, Шимановского, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке; все хоровые концерты Бортнянского и многие сочинения Гречанинова, почти не исполнявшиеся в России; все симфонии, оперы и хоровые сочинения Рахманинова.
С 2000 года в программах Госкапеллы постоянно появляются оперы в концертном исполнении. За 23 года исполнено свыше 30 опер русских и европейских классиков, в том числе Чайковского, Римского-Корсакова, Верди. Дирижер осуществил с Госкапеллой ряд российских и мировых премьер, среди которых опера «Джезуальдо» Шнитке, «Последние дни Пушкина» Алексея Николаева, «Альберт и Жизель» Александра Журбина, «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» Александра Чайковского и его же оратория «Государево дело».
Валерий Полянский – президент Рахманиновского общества; профессор Московской консерватории, заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования.
Филармоническая Хоровая капелла «Ярославия» была создана
осенью 2003 года известным ярославским музыкантом и педагогом С. М. Березовским.
Появление в Ярославле коллектива такого масштаба и уровня стало значительным
культурным событием. В состав Капеллы вошли профессиональные музыканты, выпускники
вузов Москвы, Нижнего Новгорода, Ярославля, Костромы.
Капелла ведет интенсивную творческую жизнь. Ее выступления отличаются яркой театральностью и артистизмом. Коллектив способен органично трансформироваться в камерный и большой концертный хор, что позволяет ему исполнять самый разный репертуар.
В 2008 году художественным руководителем и главным дирижером Филармонической хоровой капеллы «Ярославия» стал Владимир Контарев, известный дирижер и педагог, профессор Московской консерватории, лауреат Премии имени Л. В. Собинова. Высокий авторитет музыканта, его богатый художественный опыт помогли коллективу завоевать международное признание.
Весной 2011 года «Ярославия» была удостоена звания лауреата на Международном фестивале церковной музыки в Хайнувке (Польша). Мастерство Капеллы, продолжающей лучшие традиции русской хоровой исполнительской школы, было высоко оценено международным жюри, критикой и музыкальной общественностью.
Филармоническая Хоровая капелла «Ярославия» – участник многих ярких творческих проектов. Так, с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета, солистами Большого театра и драматическими артистами была исполнена концертная версия оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин»; с Симфоническим оркестром, хором и солистами Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева – «Колокола» С. В. Рахманинова. Также Капелла участвовала в крупных проектах с артистами Большого театра России, Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова, с Национальным академическим оркестром народных инструментов России имени Н. П. Осипова, Ярославским академическим губернаторским симфоническим оркестром, камерными оркестрами Pratum Integrum, «Российская камерата», ансамблем солистов «Эрмитаж». В числе таких художественных событий – концертные исполнения опер «Тоска», «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, «Отелло» Дж. Верди, «Золушка» Дж. Россини, «Хованщина» М. П. Мусоргского; произведений кантатно-ораториального жанра – «Александр Невский» С. Прокофьева, Реквием и Большая месса до-минор В. А. Моцарта, «Нения» И. Брамса, «Кармина Бурана» К. Орфа, «Курские песни», «Патетическая оратория», «Поэма памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова, «Семь песен о Боге» А. Микиты, «Реквием» А. Караманова. С Капеллой выступали известные дирижеры: Владимир Андропов, Мурад Аннамамедов, Юрий Башмет, Евгений Бушков, Дмитрий Волосников, Валерий Гергиев, Вольф Горелик, Валерий Полянский, Димитрис Ботинис (Греция), Клаудио Ванделли (Италия), Иоганнес Вильднер (Германия), Терье Миккельсен (Норвегия), Андрес Мустонен (Эстония) и другие.
Коллектив постоянно принимает участие в крупных российских и зарубежных фестивалях, среди которых Московский Пасхальный под руководством Валерия Гергиева, фестивали Юрия Башмета в Ярославле и Сочи, «Московская осень», Фестиваль искусств «Преображение» и Международный фестиваль органной музыки имени Леонида Ройзмана в Ярославле, «Фестиваль пяти кремлей» в Великом Новгороде, Фестиваль музыки И. С. Баха в Твери, «Органные вечера в Кусково» в Москве, Прокофьевский фестиваль в Донецке (Украина), фестиваль православной духовной музыки Credo (Эстония), музыкальные фестивали в Белостоке, Катовице, Рыбнике (Польша), в Вологде, Владимире, Костроме, Рыбинске и многих других городах.
Оксана Секирина родилась в городе Новый Уренгой
Ямало-Ненецкого автономного округа. Закончила Ханты-Мансийский филиал
Российской академии музыки имени Гнесиных.
Концертная деятельность певицы началась еще во время учебы. Среди самых ярких событий – участие в программе к 30-летию творческой деятельности митрополита Илариона в Большом зале Московской консерватории, где Оксана Секерина выступала в сопровождении Российского национального оркестра (2014); исполнение партии Богородицы в британской премьере оратории «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева) в лондонском Cadogan Hall (дирижер – Алексей Пузаков), снискавшее восторженные отзывы прессы. В сентябре 2015 года Оксана Секерина выступила в партии Лизы Бричкиной в концертной постановке оперы «Зори здесь тихие» Кирилла Молчанова на сцене Большого театра России (дирижер – Валерий Полянский).
Рустам Яваев родился в 1977 году в Астрахани. Окончил Астраханское музыкальное училище имени М. П. Мусоргского (1997), Московский государственный педагогический университет (2002) и аспирантуру Государственной классической академии имени Маймонида (2005). В 2004–2006 гг. проходил стажировку в Центре оперного пения Галины Вишневской, где исполнял партии Зибеля («Фауст» Гуно) и Ратмира («Руслан и Людмила» Глинки).
Победитель Всероссийского студенческого конкурса в Екатеринбурге (2000), дипломант конкурса Bella Voceв Москве (2001), лауреат международного конкурса музыки XX века в Санкт-Петербурге (II премия, 2002), Всероссийского конкурса в Костроме (I премия, 2004), международных конкурсов Ильхама Шакирова в Казани (2005), «Янтарный соловей» в Калининграде (IIIпремия, 2006), в Пезаро, Италия (IIпремия, 2009).
В 1997–2002 гг. сотрудничал с Коллегией старинной музыки при Московской консерватории, где с его участием были осуществлены исполнения опер и ораторий Монтеверди, Хассе, И. С. Баха, Генделя, А. Скарлатти, Глюка, Перголези, Кавалли, Пери, Бортнянского.
В 1998 году исполнил партию Амура в опере-балете «Пигмалион, или Сюрпризы Амура» Рамо в Большом театре (постановка Наталии Кайдановский в Белом фойе); в 2011 году принимал участие в проекте «Отражения» на музыку Вивальди (Stabatmater) на Новой сцене ГАБТа, с 2015 года исполнял на той же сцене соло альта (арию Генделя) в опере «Зори здесь тихие» Кирилла Молчанова (проект Госкапеллы России). С Госкапеллой под управлением Валерия Полянского также участвовал в исполнении кантаты «История доктора Иоганна Фауста» Шнитке (Мефистофиль) в Большом зале Московской консерватории и Саратовской филармонии (2014) и Второй симфонии Шнитке в БЗК (2019).
В 2010–2017 гг. – солист «Москонцерта». Гастролирует по России и за рубежом. Выступает в программах духовной музыки с Мужским хором Сретенского монастыря; регулярно участвует в исполнении произведений кантатно-ораториального жанра в Римско-католическом кафедральном соборе, Англиканской церкви Святого Андрея, Лютеранско-евангелическом соборе Святых Петра и Павла, музеях-усадьбах «Царицыно», «Останкино», Российском национальном музее музыки, Музее А. С. Пушкина.
Принимал участие в различных спектаклях и концертных программах, в числе которых «Тоска» Пуччини (Пастух) в Астраханском государственном театре оперы и балета (1996); «Орфей и Эвридика» Глюка (Орфей) в Московском музыкальном театре «Амадей» (2001); зингшпиль «Продавец вина и пива из Йены» Иоганна Николауса Баха (Петер) в Музее-усадьбе «Останкино» (2002); моноопера «Садовник и смерть» Сергея Жукова (Смерть) на фестивале «Московская осень» (2002); музыкально-драматический спектакль «Богини из машины» с музыкой Андреаса Мустукиса на фестивале «Территория» (2008); оратория «Торжествующая Юдифь» Вивальди (Озия) в Концертном зале имени П. И. Чайковского и «Гирлянда, или Волшебные цветы» Рамо (Миртила) в Камерном зале Московской филармонии (2011); «Адмет» Генделя (заглавная партия) во Дворце князей Трубецких (2013); опера «Черный квадрат» Ильи Демуцкого (Нерон/Калигула) в Государственной Третьяковской галерее (2018); спектакль «Орландо, Орландо» на музыку Генделя и Габриэля Прокофьева (главная партия) в театре «Геликон-опера» (2019–2020) и многие другие.
Антон Виноградов окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных
(класс профессора, заслуженной артистки России В. В. Громовой) и аспирантуру
Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс
профессора, народного артиста России П. И. Скусниченко). В 2011 году участвовал
в мастер-классе Д. Хворостовского.
Лауреат I премии конкурса в рамках Московского международного фестиваля славянской музыки (2008) и II премии Международного конкурса музыки С. В. Рахманинова (Санкт-Петербург, 2009).
В 2010 году стал солистом Москонцерта и Московского театра «Новая Опера» им. Е. В. Колобова. С 2014 года — солист Московского государственного академического Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского. Гастролировал в Швейцарии, Венгрии, Канаде, Австралии.
В репертуаре певца партии: Альмавива («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта), Белькоре («Любовный напиток» Г. Доницетти), Малатеста («Дон Паскуале» Г. Доницетти), Граф ди Луна («Трубадур» Дж. Верди), Жермон («Травиата» Дж. Верди), Атанаэль («Таис» Ж. Массне), Тонио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Альфио («Сельская честь» П. Масканьи), Микеле («Плащ» Дж. Пуччини), Онегин («Евгений Онегин» П. Чайковского), Роберт, Эбн-Хакиа («Иоланта» П. Чайковского), Елецкий («Пиковая дама» П. Чайковского).
Как приглашенный солист Госкапеллы России участвовал в концертном исполнении оперы Доницетти «Любовный напиток» на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского.