Госкапелла России,
    Геннадий Рождественский

    21 апреля 2017, начало в 19:00

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    Государственная академическая симфоническая капелла России
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Комментарии к программам цикла – Геннадий Рождественский

    В программе:
    И. С. Бах
    «Страсти по Матфею» - оратория для солистов, хора и оркестра (Редакция Ральфа Воана-Уильямса. Первое исполнение в России)


    12+

    Купить билеты

    Абонемент №78:

    Дирижирует Геннадий Рождественский

    Государственная академическая симфоническая капелла России

    Государственная академическая симфоническая капелла России – уникальный коллектив, насчитывающий свыше 200 артистов. Он объединяет хор, оркестр и солистов-вокалистов, которые, существуя в органичном единстве, сохраняют в то же время определенную творческую самостоятельность.

    Госкапелла была образована в 1991 году при слиянии Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского и Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским.

    Оба коллектива прошли славный творческий путь. Оркестр возник в 1957 году и до 1982 года был оркестром Всесоюзного радио и телевидения, с 1982 года – Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР. В разное время им руководили С. Самосуд, Ю. Аранович и М. Шостакович. Камерный хор был создан В. Полянским в 1971 году. С 1980 года коллектив получил новый статус и стал именоваться Государственным камерным хором Министерства культуры СССР.

    С хором Валерий Полянский объездил все республики СССР, стал инициатором фестиваля в Полоцке, в котором участвовали Ирина Архипова, Олег Янченко, Ансамбль солистов Большого театра СССР… В 1986 году, по приглашению Святослава Рихтера, Валерий Полянский и его хор представили программу из сочинений П. И. Чайковского на фестивале «Декабрьские вечера», а в 1994 году – «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова. В то же время Государственный камерный хор заявил о себе и за рубежом, триумфально выступив с Валерием Полянским на фестивалях «Поющий Вроцлав» (Польша), в Мерано и Сполето (Италия), Измире (Турция), в Нардене (Голландия); памятно участие в знаменитых «Променад-концертах» в Альберт-холле (Великобритания), выступления в исторических соборах Франции – в Бордо, Амьене, Альби.

    День рождения Госкапеллы – 27 декабря 1991 года: тогда в Большом зале Консерватории прозвучала кантата Антонина Дворжака «Свадебные рубашки» под управлением Геннадия Рождественского. В 1992 году художественным руководителем и главным дирижером ГАСК России стал Валерий Полянский. Деятельность хора и оркестра Капеллы осуществляется как в совместных выступлениях, так и параллельно. Коллектив и его главный дирижер – желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, Московской консерватории и Московского международного Дома музыки, выступали с финалистами международных конкурсов имени Чайковского и имени Рахманинова. Капелла с триумфом гастролировала в США, Англии, Италии, Германии, Нидерландах, в странах Юго-Восточной Азии.

    Основу репертуара коллектива составляют кантатно-ораториальные жанры: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей — Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Валерий Полянский постоянно проводит монографические симфонические циклы, посвященные Бетховену, Брамсу, Рахманинову, Малеру и другим великим композиторам.

    С Капеллой сотрудничают многие российские и зарубежные исполнители. Особо тесная и многолетняя творческая дружба связывает коллектив с Геннадием Николаевичем Рождественским, который ежегодно представляет с Госкапеллой России свой персональный филармонический абонемент.

    За последние годы у коллектива выработалась своя схема в построении сезона. Его крайние точки посвящены выступлениям в малых городах. С 2009 года в Тарусе Капелла проводит фестиваль «Сентябрьские вечера» (совместно с фондом Святослава Рихтера), знакомит с шедеврами симфонической и хоровой музыки жителей Торжка, Твери, Калуги. В 2011 году прибавился Елец, где триумфально прошла мировая премьера оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в постановке режиссера Георгия Исаакяна. «Не надо много слов о патриотизме, – сформулировал свою позицию В. Полянский, – молодежь просто должна слышать эту музыку, внушающую любовь к родине. Преступление, что есть города, где люди никогда не слышали живой симфонический оркестр, не видели оперных постановок. Мы стараемся исправить эту несправедливость».

    В репертуарной политике Госкапеллы находят отражение и важнейшие даты мировой истории. К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года состоялось концертное исполнение оперы «Война и мир» Прокофьева (в Торжке и Калуге), к 400-летию династии Романовых была приурочена мировая премьера оратории «Государево дело» А. Чайковского (2013, Липецк, Москва), а на Новой сцене Большого театра России прозвучала «Жизнь за царя» М. Глинки.

    Знаковым событием 2014 года стало концертное исполнение Госкапеллой редко звучащей оперы «Семен Котко» Прокофьева, которое состоялось на Новой сцене Большого театра и в Центральном академическом театре Российской армии и  было приурочено к 100-летию начала Первой мировой войны. На этих же площадках коллектив отметил 70-летие Великой Победы исполнением оперы К. Молчанова «А зори здесь тихие».

    Интенсивно протекает гастрольная деятельность Госкапеллы. Высочайшему исполнительскому мастерству оркестра аплодировала британская публика во время осеннего турне 2014 года. «Есть дирижеры, считающие Пятую симфонию Чайковского слишком известной и исполняющие ее как на автопилоте, но Полянский и его оркестр были просто великолепны. Музыка Чайковского, конечно, вошла в плоть и кровь этого коллектива; Полянский сыграл этот бессмертный шедевр так, как, уверен, его хотел бы слышать сам Чайковский», – отмечал британский критик и композитор Роберт Мэтью-Уокер.

    В 2015 году с триумфом прошли концерты коллектива в США, Белоруссии (фестиваль духовной музыки «Могутны Божа») и Японии, где публика по достоинству оценила интерпретации В. Полянским трех последних симфоний Чайковского. 

    Геннадий Рождественский

    Геннадий Рождественскийяркая личность и могучий талант, гордость русской музыкальной культуры. Блестящий симфонический и театральный дирижер, пианист, педагог, композитор, автор книг и статей, великолепный оратор, исследователь, реставратор многих партитур, тонкий ценитель живописи, знаток литературы, страстный коллекционер, эрудит.

    Геннадий Рождественский родился 4 мая 1931 года в Москве. Закончил Московскую государственную консерваторию по классу фортепиано у Льва Оборина и классу дирижирования у своего отца, выдающегося дирижера Николая Аносова, а также аспирантуру при Консерватории.

    Много ярких страниц творческой биографии Рождественского связано с Большим театром. Еще будучи студентом Консерватории, он дебютировал балетом Чайковского «Спящая красавица» (весь спектакль молодой стажер провел без партитуры). В том же 1951 году, пройдя конкурс, был принят балетным дирижером Большого театра и проработал в этом качестве до 1960 года. Дирижировал балетами «Бахчисарайский фонтан», «Лебединое озеро», «Золушка», «Сказ о каменном цветке» и другими спектаклями театра, участвовал в постановке балета Щедрина «Конек-Горбунок» (1960).

    В 1965-1970 гг. Рождественский был главным дирижером Большого театра, где его репертуар охватывал около 40 опер и балетов. Принимал участие в постановках балетов «Спартак» Хачатуряна (1968), «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина (1967), «Щелкунчик» Чайковского (1966) и других; впервые на русской сцене поставил оперы «Человеческий голос» Пуленка (1965), «Сон в летнюю ночь» Бриттена (1965). В 1978 году он возвратился в Большой театр (где работал до 1983), участвовал в постановках целого ряда оперных спектаклей, среди них «Катерина Измайлова» Шостаковича (1980) и «Обручение в монастыре» Прокофьева (1982). Много лет спустя в юбилейном 225 сезоне Большого театра Геннадий Рождественский стал генеральным художественным руководителем ГАБТа (с сентября 2000 по июнь 2001), за это время разработал для театра ряд концептуальных проектов и подготовил мировую премьеру оперы «Игрок» Прокофьева в первой авторской редакции.

    В 1950-х гг. имя Геннадия Рождественского стало хорошо известно и поклонникам симфонической музыки. За более чем полувековую творческую деятельность маэстро Рождественский стоял за дирижерским пультом практически всех прославленных российских и зарубежных симфонических коллективов. В 1961-1974 гг. он был главным дирижером и художественным руководителем Большого симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио. В 1981 году создал Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР. Десять лет руководства этим коллективом стали временем создания уникальных концертных программ.

    С 1974 по 1985 гг. Рождественский – музыкальный руководитель Московского камерного музыкального театра, где вместе с режиссером Борисом Покровским возродил к новой жизни оперы «Нос» Шостаковича и «Похождения повесы» Стравинского, провел ряд интересных премьер. В 2010 году Рождественский дирижировал в театре возобновлением «Похождений повесы», в 2011 – оперой «Идоменей» Моцарта в редакции Р. Штрауса. С сентября 2012 – художественный руководитель Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского. В июне 2013 осуществил постановку оперы Вебера «Три Пинто» в редакции Малера (российская премьера), а в ноябре 2013 года выступил в роли музыкального руководителя и дирижера постановки оперы Бриттена «Блудный сын» (также впервые на российской сцене).

    Крупнейший интерпретатор музыки ХХ века, Рождественский познакомил отечественную публику со многими неизвестными ей сочинениями Шёнберга, Хиндемита, Бартока, Мартину, Мессиана, Мийо, Онеггера; по существу, он вернул России наследие Стравинского. Под его управлением прозвучали премьеры многих произведений Щедрина, Слонимского, Эшпая, Тищенко, Канчели, Шнитке, Губайдулиной, Денисова. Значителен и вклад дирижера в освоение наследия Прокофьева и Шостаковича. Геннадий Рождественский стал первым исполнителем в России и за рубежом многих произведений Альфреда Шнитке. В целом, выступая со многими ведущими оркестрами мира, он исполнил более 300 произведений впервые в России и более 150 – впервые в мире. Рождественскому посвятили свои произведения Щедрин, Шнитке, Губайдулина и многие другие композиторы.

    К середине 70-х годов Геннадий Рождественский стал одним из самых авторитетных дирижеров Европы. С 1974 по 1977 гг. возглавлял Стокгольмский филармонический симфонический оркестр, позднее руководил оркестром Би-би-си в Лондоне (1978-1981), Венским симфоническим (1980-1982). В разные годы работал с Берлинским филармоническим оркестром, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), симфоническими оркестрами Лондона, Чикаго, Кливленда и Токио (почетный и действующий дирижер оркестра «Иомиури») и другими коллективами. В общей сложности Рождественским с разными оркестрами записаны свыше 700 пластинок и CD, в том числе все симфонии Прокофьева, Шостаковича, Малера, Глазунова, Брукнера, многие произведения Шнитке. Записи дирижера удостоены наград: Гран-при фирмы Lе Chant Du Mondе, диплома Академии Шарля Кро в Париже (за записи всех симфоний Прокофьева, 1969).

    Много времени и творческих сил Рождественский отдает педагогической деятельности. С 1974 года преподает на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории, с 1976 – профессор, с 2001 – заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования. Воспитал целую плеяду талантливых дирижеров, среди которых народные артисты России Валерий Полянский и Владимир Понькин, а также Максим Шостакович, Александр Анисимов, Мурад Аннамамедов, Вячеслав Валеев, Л. Гершкович, Михаил Грановский, Мария Максимчук и другие.

    Рождественский – автор книг «Дирижерская аппликатура», «Мысли о музыке», «Треугольники». В книге «Преамбулы» собраны тексты-пояснения, с которыми он выступал в своих концертах, начиная с 1974 года. В 2010 году вышла в свет новая книга – «Мозаика». Рождественский – автор нескольких сочинений, среди которых монументальная оратория «Заповедное слово русскому народу» для чтеца, солистов, хора и оркестра на слова Алексея Ремизова.

    Заслуги Геннадия Рождественского перед искусством отмечены почетными наградами и званиями: народный артист СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии. Геннадий Рождественский – Почетный член Шведской Королевской академии, Почетный академик Английской Королевской академии музыки, профессор. Среди наград музыканта: болгарский орден Кирилла и Мефодия, японский орден Восходящего Солнца, российский орден «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степени. В 2003 году маэстро получил звание Офицера Ордена Почетного легиона Франции.

    В 2013-2016 гг. на сцене Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского Рождественский подготовил и осуществил постановки опер «Лазарь, или Торжество Воскрешения» Шуберта – Денисова, «Леонора» Бетховена (первая редакция оперы «Фиделио»), «Блудный сын» Бриттена, «Лиса-плутовка» Яначека и «Сервилия» Римского-Корсакова. Постановка оперы Римского-Корсакова – всего лишь третья в истории, включая премьеру в Мариинском театре в 1902 году. Накануне московской премьеры Рождественский с оркестром и солистами театра осуществил первую в мире запись «Сервилии» на CD.

    В феврале 2016 года Рождественский провел цикл из 6 концертов с Чикагским симфоническим оркестром. 4 мая 2016 года отметил 85-летие. В день юбилея в Большом театре, с которым связан весь творческий путь маэстро, состоялся грандиозный концерт в трех отделениях. Рождественский предстал во всех ипостасях своей профессии, продирижировав балетом Глазунова «Времена года» в постановке Джона Ноймайера (мировая премьера), III актом оперы Прокофьева «Семен Котко» и симфонией Шостаковича №9. В декабре 2016 года Рождественский ставит в Камерном музыкальном театре оперу Глюка «Орфей и Эвридика» в редакции Берлиоза.

    «Полифония» интересов маэстро проявляется в полной мере в «режиссуре» его ежегодных абонементных программ с Государственной академической симфонической капеллой России, проводимых Московской филармонией уже более 10 лет. Среди них – цикл «Семеро их» (Прокофьев, Скрябин, Рахманинов, Стравинский, Мясковский, Шнитке, Шостакович); абонемент «Скандинавская триада», посвященный музыке Нильсена, Грига, Сибелиуса; несколько циклов, объединенных названием «Мозаика»; наконец, грандиозный трехлетний абонемент «Туманный Альбион», посвященный музыке английских композиторов.

    В мае 2016 Рождественский завершил свой новый двухлетний цикл «Моцарт и…», где наряду с 8 мессами Моцарта прозвучали симфонические сочинения Хиндемита, Шимановского, Прокофьева, Шостаковича, Лютославского, Пярта, Шнитке, Бартока. В нынешнем сезоне маэстро вновь дирижирует Государственной академической симфонической капеллой России. В программе концертов – кантата «Жалобная песнь» Малера и «Страсти по Матфею» И. С. Баха в редакции Ральфа Воана-Уильямса. Летом 2017 года Геннадий Рождественский принимает участие в летнем абонементе Госоркестра «Исторические программы великих дирижёров».

    Другие концерты этого абонемента
    Большой зал Консерватории
    6 декабря в 19:00