Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2018-2019.
Перейти к списку абонементов.

    Симфонический оркестр
    Белградской филармонии,
    Даниэль Райскин

    6 сентября 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Дворжак
    Симфония № 9
    («Из Нового Света»)

    Стеван Христич
    «Горлица» из балета «Легенда о Охриде»

    Станислав Бинички
    Марш на Дрину




         


    12+

    Абонемент №9:

    Виртуозы скрипки.
    Европа музыкальная

    Симфонический оркестр Белградской филармонии

    Симфонический оркестр Белградской филармонии – один из лучших коллективов Балканского региона. Мировая критика называет его культовым сербским оркестром; ансамблем, который является важной частью культурного наследия своей страны.

    Коллектив был основан в 1923 году – в его состав вошли исполнители из Национального оперного театра и учителя Белградской музыкальной школы (в 1937 году преобразована в Академию). Основателем, художественным руководителем и главным дирижером оркестра был Стеван Христич, один из крупнейших сербских композиторов и дирижеров. За время правления Христича коллектив освоил большой классический и современный репертуар, сотрудничал с известными отечественными и европейскими артистами.

    Первое зарубежное выступление Белградского филармонического оркестра состоялось в Софии в 1936 году под управлением Ловро фон Матачича, который затем возглавил коллектив, значительно способствовав повышению его исполнительского уровня. В довоенные годы оркестр представил на суд публики симфонии Брукнера и Малера, ораторию «Мессия» Генделя, «Торжественную мессу» Бетховена, концертную версию оперы «Парсифаль» Вагнера. Тогда же состоялся ряд совместных выступлений с Загребским и Словенским филармоническими оркестрами. С Белградским оркестром сотрудничали дирижеры Йозеф Крипс и Димитрис Митропулос, пианисты Альфред Корто и Карло Цекки, скрипач Георг Куленкампф, виолончелисты Энрико Майнарди и Пьер Фурнье, певицы Мелания Бугаринович, Зинка Миланова, Бахрия Нури-Хаджич и другие музыканты.

    Первый концерт после Второй Мировой войны состоялся 7 ноября 1944 года – через 18 дней после освобождения Белграда. Сербский коллектив возглавил известный югославский маэстро Оскар Данон, которого в 1951 году сменил композитор и дирижер Крешимир Баранович. Под его управлением Белградский филармонический оркестр много играл в Сербии и ее столице, гастролировал в Румынии, Греции, Ливане, Египте. В конце 50-х годов с оркестром впервые выступил победитель дирижерского конкурса в Ливерпуле 1958 года Зубин Мета – сотрудничество коллектива с этим выдающимся музыкантом продолжается по сей день.

    1960–1970-е годы считаются «золотой эрой» в истории Белградского филармонического оркестра – международная критика выдвигает коллектив на пятую позицию в рейтинге лучших оркестров Европы. Эти годы прошли под руководством югославского дирижера Живоина Здравковича. Значительно расширилась география гастролей коллектива – он выступал в Великобритании, Австрии, Италии, Восточной и Западной Германии, Болгарии, Венгрии, Румынии, Чехословакии, СССР, Норвегии, Мексике, на Кубе; принимал участие в фестивалях «Пражская весна», в Сполето, Берлине, Монтрё, Бергене, Софии. С Белградским оркестром сотрудничали всемирно известные музыканты: дирижеры Карл Бём, Шарль Дютуа, Рудольф Кемпе, Кирилл Кондрашин, Аарон Копленд, Рафаэль Кубелик, Геннадий Рождественский, Леопольд Стоковский, Неэме Ярви; скрипачи Леонид Коган, Гидон Кремер, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Исаак Стерн, Генрик Шеринг; виолончелист Андре Наварра; пианисты Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Артур Рубенштейн, Маурицио Поллини и многие другие исполнители. Записи оркестра выходили на крупнейших мировых лейблах Philips и Decca. В 1970 году пластинка с ариями из опер русских композиторов в исполнении Николая Гедды была удостоена Гран-при Европы (GrandPrixd’Europe) как лучшая запись года.

    В последующее десятилетие Белградский филармонический оркестр возглавляли Ангел Шурев, Йован Шайнович и другие дирижеры.

    Тяжелое время выпало на долю Эмила Табакова, который был главным дирижером Белградского оркестра в годы Балканского конфликта. Ему удалось сохранить высокий художественный уровень коллектива, однако, с началом в 1999 году бомбежек Сербии работать стало невозможно. До 2001 года концертные сезоны не планировались, выступления музыкантов случались спорадически, сотрудничество с известными солистами прекратилось. Первые шаги на пути возрождения Белградского оркестра были сделаны Урошем Лайовичем, который возглавил его в 2001 году и вновь заставил заговорить европейскую музыкальную общественность о главном оркестре Сербии. В это же время произошло «возрастное» обновление штата оркестра – на родину вернулись многие молодые исполнители, получившие образование в разных музыкальных вузах мира. С их приходом коллектив обрел новый, глубоко индивидуальный тембровый облик.

    Возобновляются концерты с участием известных артистов. В их числе дирижеры Бруно Вайль, Иржи Кут, Кирилл Петренко, Леопольд Хагер; скрипачи Рено Капюсон и Найджел Кеннеди; виолончелисты Готье Капюсон и Гари Хоффман; пианисты Николай Луганский и Денис Мацуев; валторнист Радован Влаткович; кларнетист Поль Мейер; перкуссионистка Эвелин Гленни и другие артисты.

    В сезоне 2005/06 по инициативе давнего друга коллектива Зубина Меты был основан Фонд Белградского филармонического оркестра, первым важным делом которого стало приобретение новых инструментов. В настоящее время при поддержке фонда запланировано строительство нового концертного зала в Белграде. Маэстро Зубин Мета является почетным президентом этой организации, продолжает выступать с коллективом, в частности – в последние годы он принял участие в цикле благотворительных концертов.

    В числе нынешних творческих партнеров Белградского филармонического оркестра – дирижеры Ховард Гриффитс, Невилл Мэрринер, Эйдзи Оуэ, Кшиштоф Пендерецкий, Михаил Юровский; пианисты Борис Березовский, Элисо Вирсаладзе, Андрей Гаврилов, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Елизавета Леонская, Герхард Опиц, Фазиль Сай, Жан-Ив Тибоде, Симон Трпчески, Нельсон Фрейре; скрипачи Иври Гилтис, Лиана Исакадзе, Сергей Крылов, Неманья Радулович, Юлиан Рахлин, Вадим Репин, Изабель Фауст, Сара Чанг; виолончелисты Марио Брунелло, Соль Габетта, Давид Герингас, Стивен Иссерлис, Миша Майский, Антонио Менезес; исполнители на трубе Габор Больдоцки, Сергей Накаряков; гобоист Алексей Огринчук; флейтист Эммануэль Паю; арфист Ксавье Мейстер; гитаристка Шерон Айсбин; дуэт Алексея Игудесмана (скрипка) и Ричарда Хьюнг-ки Джу (фортепиано) и другие известные исполнители.

    С 2010 по 2015 годы главным дирижером Белградского филармонического оркестра был Мухаи Тань (Китай); с 2013 года дирижером-резидентом коллектива является молодой сербский музыкант Владимир Куленович, который также много работает в США.

    Белградский филармонический оркестр успешно гастролирует – в течение последних лет он выступал в Германии, Австрии, Франции, Швейцарии, Италии, Швеции, Словении, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Омане. В октябре 2014 года музыканты впервые совершили тур по США, дав концерты в крупнейших залах Чикаго, Кливленда, в нью-йоркском Карнеги-холле. Вместе с тем, оркестр много выступает в своей стране, продолжает начатое еще в 1930-е годы сотрудничество с другими симфоническими коллективами региона, организуя совместные проекты с национальными филармоническими оркестрами Сербии, Словении и Хорватии.

    Расширение репертуара, в том числе за счет самых новых произведений современных авторов, грамотный подход в построении программ и планировании концертного сезона, значительный рост исполнительского уровня оркестра – все это привлекло к коллективу в последние годы значительное внимание профессионального сообщества. Белградский филармонический оркестр был признан одним из лучших национальных коллективов региона по итогам минувшего десятилетия, а билеты на его концерты распродаются за несколько месяцев вперед.

    Даниэль Райскин

    Сын известного российского музыковеда, Даниэль Райскин получил всестороннее музыкальное образование в Санкт-Петербурге, Амстердаме и Фрайбурге. Как дирижёр совершенствовался на мастер-классах выдающихся музыкантов — Мариса Янсонса, Неэме Ярви, Милана Хорвата, Вольдемара Нельсона и Йормы Панулы. 

    Даниэль Райскин выступал на сценах крупнейших залов мира, среди которых Берлинская филармония и берлинский Концертхаус, венский Музикферайн, зальцбургские Моцартеум и Фестшпильхаус, Кёльнская и Мюнхенская филармонии, амстердамский Консертгебау, Санкт-Петербургская филармония, Концертный зал имени П. И. Чайковского, нью-йоркский Линкольн-центр и Театро Колон в Буэнос-Айресе.

    В 2003—2005 годах Даниэль Райскин был первым приглашённым дирижёром Уральского академического филармонического оркестра. С 2005 по 2016 год возглавлял Государственный симфонический оркестр Рейнской филармонии в Кобленце. С 2008 по 2015 год был также главным дирижёром Филармонического оркестра г. Лодзь имени А. Рубинштейна (Польша). С сезона 2017/18 он — главный приглашённый дирижёр Симфонического оркестра Тенерифе и Филармонического оркестра Белграда, а также артистический партнёр камерного оркестра St. Michael Strings в Финляндии. Начиная с сезона 2018/19 Даниэль Райскин займёт пост музыкального директора Симфонического оркестра Виннипега. 

    Маэстро приглашают к сотрудничеству оркестры всего мира, в том числе оркестр Мариинского театра, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Венский симфонический, оркестр зальцбургского Моцартеума, Тонкюнстлероркестр, Бетховенский оркестр Бонна, оркестры Северогерманского радио, Вeймарской государственной капеллы, Штутгарта, Дюcсельдорфа, Франкфурта, Майнца, Вюртемберга, Ройтлингена, Лиона, Марселя, Мальмё, Копенгагена, Оденсе, Норвежского радио, Нидерландский симфонический, Национальный оркестр Бельгии, филармонические оркестры Варшавы и Кракова, оркестр Пражского радио, Филармонический оркестр Загреба, Национальный оркестр Латвии, Национальный оркестр Ирландии, Афинский государственный симфонический оркестр, Филармонический оркестр Осаки, оркестры Тайваня, Гонконга, ЮАР, Аргентины, Мексики и Чили. 

    Как оперный дирижёр Даниэль Райскин неоднократно привлекал к себе внимание критики, в том числе успешными постановками опер «Дон Жуан» Моцарта на Оперном фестивале в австрийском Санкт-Маргаретене, «Кармен» Бизе для нидерландской компании Opera Zuid (режиссёр — Каликсто Биейто) и Государственного театра Кобленца (Германия), где он также дирижировал оперой «Нос» Шостаковича. 

    Маэстро сотрудничал со многими известными музыкантами, среди которых Коля Блахер, Штефан Владар, Алексей Володин, Альбан Герхардт, Вадим Глузман, Мидори Гото, Наталия Гутман, Кари Криикку, Ланг Ланг, Франсуа Лелё, Ян Лисецкий, Алексей Любимов, Миша Майский, Шломо Минц, Олли Мустонен, Даниэль Мюллер-Шотт, Герхард Опиц, Энрико Паче, Иво Погорелич, Юлиан Рахлин, Вадим Репин, Дмитрий Ситковецкий, Акико Суванаи, Мартин Фрост, Беньямин Шмид и Жанин Янсен. 

    Сделанные дирижёром записи всех симфоний Брамса, Четвёртой симфонии Шостаковича и Третьей симфонии Малера (с Государственным симфоническим оркестром Рейнской филармонии) получили высокую оценку специалистов, а диск с виолончельными концертами Корнгольда, Блоха и Гольдшмидта с тем же коллективом и Джулианом Штекелем в 2012 году завоевал премию Echo Klassik. Также маэстро осуществил записи сочинений Гайдна, Дворжака, Мендельсона, Шумана, Шимановского, Бузони, В. Лютославского, А. Тансмана (первая запись оратории «Пророк Исайя» и «Псалмов») и Л. Гласса. Последние релизы Даниэля Райскина — Второй скрипичный концерт Венявского и Шотландская фантазия Бруха (с Филармоническим оркестром Штутгарта и Янушем Вавровским) и диск с Пятой симфонией и Фантазией для фортепиано с оркестром Л. Гласса (с Государственным симфоническим оркестром Рейнской филармонии и 

    Марианной Ширинян), недавно удостоенный приза Датского радио «Лучшая запись датской классики». 

    Среди выступлений дирижёра в текущем сезоне — концерты с Национальным симфоническим оркестром Эстонии, Симфоническим оркестром Исландии, филармоническими оркестрами Фрайбурга, Йены, Вроцлава и Братиславы, Orquesta Clásica Santa Caecilia (Мадрид), Городским оркестром Миккели, оркестром Словенского радио и телевидения, Македонским филармоническим, Шведским камерным оркестром, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии и Новосибирским симфоническим оркестром.