Татьяна Пельтцер (110 лет со дня рождения). Легенда российского экрана и сцены : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Татьяна Пельтцер (110 лет со дня рождения).
    Легенда российского экрана и сцены

    11 декабря 2014

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Российский государственный симфонический оркестр кинематографии
    Сергей Скрипка, дирижёр

    Артисты Театра «Сатиры» и Театра «Ленком»,
    в которых работала Татьяна Пельтцер:

    Вера Васильева, Фёдор Добронравов, Юрий Чернов, Нина Корниенко, Сергей Чурбаков, Дмитрий Певцов, Елена Степанова, Анна Большова, Илья Трофимов, Екатерина Мигицко, Константин Карасик

    В концерте принимает участие Алексей Колган

    Режиссёр концерта Сергей Капков

    В программе:

    Композиторы:
    Желобинский, Вайнберг, Мокроусов, Лепин, Эшпай, Френкель, Гладков, Шаинский, Колкер, Рыбников, Дашкевич, Меерович, Ефремов, Молчанов, Каравайчук, Минков, Лебедев

    Музыка из кинофильмов:
    «Свадьба», «Укротительница тигров», «Солдат Иван Бровкин»,  «Свадьба с приданым», «Приключения жёлтого чемоданчика», «Чудак из пятого "Б"», «Вам и не снилось...», «Руки вверх!», «Там, на неведомых дорожках...», «Колыбельная для мужчин», «Два капитана», «Личное дело судьи Ивановой», «Не было печали»;
     из телефильмов и телеспектаклей:
    «Двенадцать месяцев», «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», «Проснись и пой», «Анискин и Фантомас»,  «12 стульев»,  «Трое в лодке, не считая собаки», «Дульсинея Тобосская», «Рыжий, честный, влюблённый» и из мультфильма  «Приключения домовёнка»

    12+

    Абонемент №19:

    Живая музыка экрана. Российский государственный симфонический оркестр кинематографии

    Татьяна Пельтцер (1904–1992)

    Татьяна Ивановна Пельтцер – легенда российского экрана и сцены, народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР, любимая актриса всех поколений зрителей.

    Потомок знатного немецкого дворянского рода, представителей которого пригласил жить и работать в России еще Петр I, она всегда скрывала свое происхождение. Не имея профессионального образования, Татьяна стала ученицей своего отца – знаменитого дореволюционного актера и режиссера Ивана (Иоганна) Пельтцера. Школу и университеты она прошла на подмостках сцены, выступая в антрепризах по всей стране. Начиная с 20-х годов, Татьяна Пельтцер работала в театрах Нахичевани, Ейска, Ярославля, Москвы. Сегодня странно об этом слышать, но однажды ее уволили за профнепригодность, и Пельтцер пришлось работать машинисткой на заводе, где ей советовали пойти в артистки, так как машинисткой она была неважной. Первый успех пришел к Татьяне Пельтцер в начале 40-х, когда она вышла на сцену Московского театра эстрады и миниатюр. Юмор, комедия стали ее стихией, и, наконец, в 1947 году актриса нашла свой «дом», очутившись в Театре сатиры.

    Всенародная слава пришла к Татьяне Пельтцер только в 50-е годы. После фильма «Солдат Иван Бровкин» ее окрестили «матерью русского солдата», потом – «главной кинобабушкой советского экрана», а в Театре сатиры она стала первой народной артисткой СССР. Актрисой она была уникальной, с большим чувством юмора. Ей были подвластны все жанры, в том числе и музыкальные. Многие фильмы и телеспектакли, где участвовала Татьяна Пельтцер, запомнились замечательными мелодиями и популярными песнями.

    Сама актриса на экране, к сожалению, почти не пела. Можно вспомнить разве что ее эксцентричную Бабушку («Приключения желтого чемоданчика»), экстравагантную хозяйку борделя Сеньору Тересу («Дульсинея Тобосская») и сказочную Сову Илону («Рыжий, честный, влюбленный»). Пели героини Пельтцер в мультфильмах «Ключ», «Три толстяка» и «Жил у бабушки козел». Но сколько шлягеров вышло из кино- и телекартин с участием Татьяны Ивановны! Достаточно вспомнить куплеты Курочкина «Хвастать, милая, не стану» и вальс «На крылечке твоем» («Свадьба с приданым»), «Если б гармошка умела» и «Как же ехать мне в далекие края» (дилогия об Иване Бровкине), «Девчонке сегодня не спится» («Укротительница тигров»), «Солдаты, в путь» («Максим Перепелица»), «Травы, травы…», «Пароходы», «Ну почему ко мне ты равнодушна», «Вместе весело шагать» (трилогия об Анискине), «Белеет мой парус» («12 стульев»), «Уно моменто» («Формула любви»), песни из киномюзиклов «Дульсинея Тобосская», «Трое в лодке, не считая собаки»…

    На великих режиссеров Татьяне Пельтцер в кино не очень везло. Ее боготворил Илья Фрэз и снимал из фильма в фильм: «Это мы не проходили», «Чудак из пятого Б», «Вам и не снилось», «Карантин»… Приглашали Иосиф Хейфиц, Надежда Кошеверова и, конечно же, Марк Захаров, вслед за которым Татьяна Пельтцер из Театра сатиры перешла в молодежный «Ленком». Собственно, и снималась актриса преимущественно у молодых. Маститые либо не знали, что с ней – таким самородком – делать, либо откровенно побаивались.

    Зато многие из этих фильмов стали невероятно популярными и остаются любимыми зрителями до сих пор. А в некоторых еще и звучит потрясающая музыка таких композиторов как Дмитрий Шостакович, Анатолий Лепин, Василий Соловьев-Седой, Лев Шварц, Николай Будашкин, Венедикт Пушков, Никита Богословский, Моисей Вайнберг, Юрий Левитин, Борис Мокроусов, Геннадий Гладков, Андрей Эшпай, Александр Колкер, Ян Френкель, Владимир Дашкевич, Надежда Симонян, Алексей Рыбников, Владимир Шаинский.

    И сегодня на отечественных интернет-сайтах, посвященных кинематографу, ежемесячное голосование зрителей наглядно демонстрирует, что Татьяна Ивановна Пельтцер по-прежнему входит в десятку самых популярных и, безусловно, величайших актрис России ХХ века.

    Сергей Капков

    Российский государственный симфонический оркестр кинематографии

    Коллектив ведет свою историю со времен «великого немого», когда в сентябре 1924 года в московском кинотеатре «Арс» на Тверской место перед экраном занял не пианист-тапер, а оркестр. Музыкальное сопровождение фильмов имело успех у зрителей, и вскоре коллектив, которым руководил композитор и дирижер Давид Блок, стал играть и в других кинозалах. Отныне и навсегда судьба оркестра была связана с кинематографом. В 1938 году оркестр, до этого момента не имевший постоянного состава, был приписан к студии «Союздетфильм». В 1943 году оркестр и хор «Союздетфильма» были выделены в самостоятельную единицу, коллектив получил статус государственного.

    Оркестр внес свою лепту в создание лучших фильмов довоенного и военного времени выдающихся режиссеров Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Григория Александрова, Григория Козинцева, Ивана Пырьева. Во время войны был эвакуирован в Среднюю Азию, продолжая непрерывно работать практически над всеми отечественными фильмами и фронтовой хроникой. 1944 год ознаменовался двумя историческими событиями: оркестр принял участие в записи музыки Сергея Прокофьева к фильму «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна и дал концерт к своему двадцатилетию в Колонном зале Дома Союзов, который открывала только что записанная музыка Дмитрия Шостаковича к фильму «Зоя» Лео Арнштама. 

    В послевоенные десятилетия оркестр записывает музыку ко множеству фильмов, среди которых «Баллада о солдате» Григория Чухрая с музыкой Михаила Зива, «Война и мир» Сергея Бондарчука с музыкой Вячеслава Овчинникова, «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая с музыкой Александра Зацепина, «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова (музыка Алексея Рыбникова), «Мэри Поппинс, до свидания!» Леонида Квинихидзе (музыка Максима Дунаевского), «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина (музыка Евгения Геворгяна), «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (музыка Сергея Никитина), «Покровские ворота» Михаила Козакова (музыка Георгия Гараняна) и многие другие. 

    В 1993 году оркестр возглавил Сергей Скрипка, сумевший сохранить коллектив и поддержать его высокий исполнительский уровень. В числе работ оркестра последних лет – запись музыки Эдуарда Артемьева, Юрия Красавина, Артема Васильева, Анджело Бадаламенти и других композиторов к фильмам и сериалам «Солнечный удар» Никиты Михалкова, «Щелкунчик и Крысиный король», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского, «Ликвидация», «Тихий Дон» и «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка, «Брестская крепость» и «Спитак» Александра Котта, «Достоевский», «Бесы» и «Меморандум Парвуса» Владимира Хотиненко, “Weekend” и «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина, «Время первых» Дмитрия Киселёва, «Легенда № 17» и «Экипаж» Николая Лебедева, «Сталинград» Фёдора Бондарчука, «Хождение по мукам» Константина Худякова, «Дух Соноры» (по рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты») и «Литургия оглашенных» Алексея Рыбникова, «Медный всадник России» Василия Ливанова, «Собибор» Константина Хабенского и многим другим. 

    С оркестром сотрудничали лучшие отечественные композиторы – Исаак Дунаевский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке, София Губайдулина, Андрей Петров, Родион Щедрин, Андрей Эшпай, Гия Канчели, Эдуард Артемьев, Геннадий Гладков, Владимир Дашкевич, Евгений Дога и другие. В разные годы за его пультом стояли Давид Блок, Александр Гаук, Василий Небольсин, Григорий Гамбург, Николай Аносов, Арий Пазовский, Николай Голованов, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Марк Эрмлер, Газиз Дугашев, Вероника Дударова, Юрий Силантьев, Арнольд Ройтман, Эмин Хачатурян, Юрий Николаевский, Владимир Васильев, Мартин Нерсесян, Давид Штильман, Константин Кримец, Николай Соколов. С коллективом выступали Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Иван Козловский, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Борис Гмыря, Владимир Крайнев, Даниил Шафран, Александр Слободяник, Михаил Плетнёв, Дмитрий Хворостовский. 

    Оркестр – один из самых мобильных российских коллективов, способных играть в любых больших и малых составах, трансформироваться в эстрадный и джазовый ансамбль, совмещать концертную деятельность со студийной работой. Постоянно участвует в абонементах Московской филармонии, лучшими среди которых стали «Живая музыка экрана» на сцене Концертного зала имени Чайковского и «Кино без границ» в зале «Филармония-2». Свыше двух десятков лет сотрудничал с выдающимся лектором-музыковедом Светланой Виноградовой. Участник музыкальных фестивалей «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Музыка друзей», «Московская осень», «Славянский базар», Фестиваль российской культуры в Индии, крупных телевизионных концертных проектов, среди которых «Призрак оперы» на Первом канале и «Большая опера» на телеканале «Культура». В 2013 году оркестр удостоен Гранта Правительства России.

    Сергей Скрипка

    Бòльшая часть творческой жизни Сергея Скрипки связана с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии. Он начал сотрудничать с этим коллективом в 1977 году, будучи студентом Московской консерватории в классе профессора Лео Гинзбурга, с 1993 года – художественный руководитель и главный дирижер оркестра. Под руководством Сергея Скрипки Оркестр кинематографии озвучил большинство отечественных кинолент, а также ряд зарубежных фильмов. За это время маэстро обрел уважение коллег, а его творчество стало неотъемлемой частью отечественного кинематографа.

    Творческая дружба связывает музыканта с известными мастерами кино. Неоднократно на сцену с маэстро и его оркестром выходили выдающиеся режиссеры Эльдар Рязанов, Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Пётр Тодоровский, знаменитые артисты, композиторы, сценаристы. Слушателям запомнились яркие программы, посвященные юбилеям Геннадия Гладкова, Эдуарда Артемьева, Александра Зацепина, Алексея Рыбникова, Владимира Дашкевича, Полада Бюльбюль-оглы, Максима Дунаевского, вечера памяти Тихона Хренникова, Андрея Петрова, Исаака Шварца, Евгения Птичкина, Оскара Фельцмана, Микаэла Таривердиева, Никиты Богословского, Кирилла Молчанова, Георгия Гараняна, Ролана Быкова. С 2006 года Сергей Скрипка и оркестр кинематографии осуществляют в Московской филармонии уникальный проект – персональный абонемент «Живая музыка экрана». 

    Сергей Скрипка сотрудничал со многими российскими коллективами, гастролировал в России и за рубежом. Выступал и записывался с известными солистами – Михаилом Плетнёвым, Дмитрием Хворостовским, Сергеем Судзиловским, Александром Ведерниковым, Любовью Казарновской, Алексеем Любимовым, Андреем Диевым, Родионом Замуруевым, Александром Гиндиным, Алексеем Набиулиным, Алёной Баевой, Гайком Казазяном, Никитой Борисоглебским и другими. С 1975 года руководит Жуковским симфоническим оркестром. В течение 27 лет был профессором кафедры оркестрового дирижирования РАМ имени Гнесиных. 

    В репертуаре дирижера – произведения разных эпох и жанров: от барокко до новейшей музыки, от высокой классики до лучших образцов эстрады. Впервые в России маэстро исполнил ораторию «Страсти по Марку» Рейнхарда Кайзера, а также осуществил первые записи на CD ряда произведений Глиэра, Мосолова, Шебалина, Денисова. В 2018 году Сергей Скрипка провел мировую премьеру реквиема «Девять шагов к преображению» Эдуарда Артемьева. Постоянный участник жюри кинофестивалей и музыкальных конкурсов. Входит в состав двух российских киноакадемий – «НИКА» и «Золотой орёл», член Союза кинематографистов России. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1993), Народный артист Российской Федерации (1998), Почётный гражданин города Жуковского (2004), лауреат премии Правительства России в области культуры (2010), награжден Орденом Почета (2016).