Детские абонементы сезона 2025-2026 в продаже
Абонементы Камерного зала и Малого зала Филармонии-2 сезона 2025-2026 в продаже
5 ноября 2016
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаМультимедийные оперы Ромителли –уникальный для сегодняшней музыкальной сцены стилистический монолит, каждый раз, однако, показывающийся в процессе своего становления из разнородных элементов. Искусство Ромителли сродни алхимической магии. Его последнее сочинение – опера «Индекс металлов», написанная всего за пятьдесят осенних дней 2003 года, когда композитор был уже смертельно болен – представляет собой его стилистический манифест. Это своего рода развернутая метафора становления материи нового искусства через драму восприятия. Разрозненные ощущения – слуховые, зрительные, осязательные – постепенно обретают телесную целостность, сплавляясь в единую плазму в горниле ритуального, трансового действа. Вот что пишет Ромителли о своем «Индексе металлов»: «Целью «Индекса металлов» является превращение светского жанра оперы в опыт тотального восприятия, погружающего зрителя в раскаленную материю, светящуюся и звучащую, в магму плывущих звуков, форм и цветов, ничего не повествующую, но гипнотизирующую, овладевающую и вводящую в транс. Это профанный (светский) ритуал, подобный световым шоу 1960-х годов или сегодняшним рейв-вечеринкам, в которых пространство приобретает монолитную форму за счет громкости звука и визуальной насыщенности, кажется распадающимся на тысячу анаморфоз (обманов восприятия). В гораздо большей степени, чем значительная часть современной музыки, «Индекс металлов» ставит своей целью не пробуждение наших аналитических способностей, а завладение нашим телом с его более чем выраженными чувствами и инстинктами удовольствия».
В алхимическую реторту Ромителли
попадают кусочки разных культур: тексты Жоржа Батая, музыка «Пинк Флойд» и
финского техно, звучание инструментов симфонического оркестра и электронные
звуки, конкретные визуальные образы и пестрая психоделическая абстракция,
переплавляясь и перетекая друг в друга при колоссальной температуре плавления.
Слушателя и зрителя как бы уносит раскаленным потоком куда-то к истокам
собственной чувственности, к обновленному осознанию собственной идентичности
через стирание границ восприятия.
Федор Софронов