V Международный фестиваль Мстислава Ростроповича. Лондонский филармонический оркестр, Владимир Юровский : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    V Международный фестиваль
    Мстислава Ростроповича.
    Лондонский филармонический оркестр,
    Владимир Юровский

    4 апреля 2014

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Владимир Юровский

    Родился в 1972 году в Москве. Представитель российской музыкальной династии: сын дирижера Михаила Юровского, внук композитора Владимира Юровского, правнук дирижера Давида Блока (создателя Государственного симфонического оркестра кинематографии). Музыкальное образование получил в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, Дрезденской Высшей школе музыки имени Карла Марии фон Вебера и Берлинской Высшей школе музыки имени Ханса Айслера.

    Дирижированию обучался у своего отца, затем у Александра фон Брюка, Рольфа Ройтера и сэра Колина Дэвиса, был ассистентом Геннадия Рождественского. В 1995 году с триумфом дебютировал на международной сцене – в рамках оперного фестиваля в Уэксфорде (опера «Майская ночь» Римского-Корсакова). С тех пор сотрудничает с крупнейшими театрами, среди которых Ковент-Гарден (Лондон), Опера Бастий (Париж), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Комише Опер (Берлин), Ла Фениче (Венеция), Ла Скала (Милан), Большой театр России и другие. Выступает с филармоническими оркестрами Берлина, Вены и Нью-Йорка, Филадельфийским, Кливлендским, Чикагским и Бостонским симфоническими оркестрами, Государственной капеллой Дрездена, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), оркестрами лейпцигского Гевандхауса, Баварского радио, Камерным оркестром Европы и многими другими.

    Владимир Юровский занимал должности музыкального руководителя оперного фестиваля в Глайндборне (2001–2013), главного приглашенного дирижера Российского национального оркестра (2005–2009), главного дирижера Лондонского филармонического оркестра (2007–2021, с 2021 года – почетный дирижер), художественного руководителя Фестиваля Джордже Энеску в Бухаресте (2017–2021). C 2001 года – один из постоянных дирижеров Оркестра Эпохи Просвещения. С 2017 года – главный дирижер и художественный руководитель Симфонического оркестра Берлинского радио. С сезона 2021/22 – музыкальный руководитель Баварской государственной оперы.

    В 2011–2021 гг. – художественный руководитель Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова (с 2021 года – почетный дирижер). Выступал с коллективом на фестивалях «Другое пространство» (Москва) и «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), на III Cимфоническом форуме России (Екатеринбург), в концертах для студентов Московского университета и Российской академии музыки имени Гнесиных, в городах России, Австрии и Германии; осуществил мировые премьеры «Песни Лукерьи», «Песни восхождения» и «Трех стихотворений Ольги Седаковой» Вустина, AGES Подгайца, «Наваждения» Прокофьева в оркестровке Геннадия Гладкова, российские премьеры Симфонии № 3 Сильвестрова, «Гейлигенштадтского завещания Бетховена» Щедрина, Симфоний №№ 3, 5 и 9 Бетховена в редакции Малера, оперы «Прометей» Орфа, «Групп» Штокхаузена, оперы-оратории El Niño («Младенец Христос»)Адамса, «Пасторальной симфонии» Дина, новой редакции мюзикла «Обыкновенное чудо» Гладкова, полной версии «Предварительного действа» Скрябина – Немтина и ряда других сочинений.

    По инициативе дирижера в 2012 году возрождена традиция посвящения в студенты первокурсников Академического музыкального колледжа при Московской консерватории (в Музее-заповеднике Чайковского в Клину). В 2017 году с Концертным симфоническим оркестром Московской консерватории Владимир Юровский представил московскую премьеру «Погребальной песни» Стравинского. В 2021 году в Зале Чайковского в восьмой раз прошел ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром».

    Под управлением Юровского осуществлены мировые премьеры опер Vita Nuova Владимира Мартынова, «Любовь и другие демоны» Петера Этвёша, «Король Лир» Сергея Слонимского, «Гамлет» Бретта Дина, «Влюбленный дьявол» Александра Вустина, а также постановки опер Моцарта, Вагнера, Верди, Мусоргского, Чайковского, Глинки, Р. Штрауса, Стравинского, Шёнберга, Берга, Прокофьева, Шрекера, Шостаковича. В дискографии Юровского – записи симфоний Бетховена, Брамса, Листа, Чайковского, Малера, Воан-Уильямса, Онеггера, Энеску, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, Денисова, Сильвестрова, оркестровых и хоровых произведений Гайдна, Мендельсона, Вагнера, Р. Штрауса, Метнера, Цемлинского, Равеля, Шимановского, Стравинского, Холста, Бриттена, Хиндемита, Блоха, Казеллы, Канчели, Лигети, Мартынова, Джулиана Андерсона, Мишеля ван дер Аа, Марка-Энтони Тернеджа, опер Моцарта, Глинки, Хумпердинка, Россини, Мейербера, Массне, Пуччини, Яначека, Рахманинова, Прокофьева, Берга, Стравинского и других композиторов.

    В 2000 году Юровский стал обладателем Abbiati Prize как «лучший дирижер года», в 2015 – BBC Music Magazine Award за запись оперы «Нюрнбергские майстерзингеры» Вагнера; в 2007 году отмечен Королевским филармоническим обществом Великобритании как «дирижер года», в 2012 и 2014 гг. назван российской газетой «Музыкальное обозрение» «персоной года», в 2013-м номинирован на премию «Грэмми». В 2016 году Юровский удостоен званий почетного доктора лондонского Королевского колледжа музыки и почетного профессора Московского государственного университета. В 2021 году награжден Золотой медалью Королевского филармонического общества (Лондон).

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова – всемирно известный российский хор, один из старейших художественных коллективов Москвы.

    Предыстория коллектива восходит к 1900 году, когда регент Иван Юхов организовал в подмосковном городе Щелково семейный хоровой ансамбль. На рубеже XIX–XX веков в Москве активно открывались новые творческие объединения: Московский художественный театр, Народный хор Пятницкого. Любительский хор Юхова задолго до революционных событий 1917 года также приобрел широкую известность, исполняя духовную музыку, народные песни, хоровые, вокально-симфонические произведения русских и западноевропейских композиторов.

    После революции хор был национализирован советской властью, а в январе 1919 года получил статус Первого государственного хора. Его популярность продолжает расти: коллектив не только ведет активную концертную деятельность, но и принимает участие в культурных проектах молодого советского государства, в том числе, в озвучивании знаменитых кинолент «Веселые ребята», «Цирк», «Мы из Кронштадта», «Волга-Волга».

    Судьбоносное событие в истории коллектива – назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося дирижера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор сотрудничает с прославленными русскими композиторами Свиридовым и Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений Рубина, Щедрина. Александру Юрлову принадлежит заслуга возрождения традиции концертного исполнения русской духовной музыки. Преемниками Юрлова стали талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры Юрий Ухов, Станислав Гусев, приумножившие славу хорового коллектива.

    С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – народный артист России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Музыкант большой творческой энергии, Геннадий Дмитряк сегодня решает сложнейшие исполнительские задачи, выступает инициатором уникальных творческих проектов. Под его началом Капелла стала организатором музыкальных фестивалей «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающих традиции масштабных просветительских вокально-хоровых программ. Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи. 

    В сезоне 2018/19 Капелла отметила 100-летие своей официальной истории, проведя юбилейные концерты в Москве, Севастополе, Кургане, Челябинске, Тюмени, Сургуте, Ханты-Мансийске, а также во Франции. 31 мая 2019 года Капелла удостоена Благодарности Президента Российской Федерации «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».

    География гастрольных поездок Капеллы охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда. Огромный успех имели концерты коллектива под руководством Геннадия Дмитряка в Испании, Греции, Великобритании, Республике Беларусь, Армении, Польше, Украине, Северной Корее в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник крупнейших музыкальных фестивалей. Среди симфонических дирижеров, работавших с Капеллой – Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Дмитрий Юровский, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Павел Коган, Теодор Курентзис, Сергей Скрипка, Александр Сладковский, Юрий Симонов. Коллектив известен как один из лучших интерпретаторов произведений Бортнянского, Березовского, Кастальского, Гречанинова, Чеснокова, Рахманинова, Свиридова. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Высокой мессы Баха до сочинений Бриттена, Бернстайна, Шостаковича, Шнитке, Канчели, Тавенера.

    Уникальным проектом Капеллы стала запись антологии хоровых сочинений Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения композитора. В 2019 году проект стал обладателем Международной премии в сфере звукозаписи академической музыки «Чистый звук» в номинации «Хоровые произведения». В декабре 2022 года вышел первый альбом антологии хоровой музыки Родиона Щедрина, в который вошли записи 26 хоров a cappella.

    В 2021 году коллектив выступил организатором фестиваля «Славься ты, Русь моя!» к 800-летию Александра Невского, концерты которого прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Переславле-Залесском, Великом Новгороде и Усть-Ижоре. В 2022 году Капелла имени А. А. Юрлова и Государственный хор имени А. В. Свешникова провели в Москве совместный фестиваль «К юбилею Маэстро», приуроченный к 75-летию Геннадия Дмитряка. 

    В 2023 году капелла принимает активное участие в праздновании 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова, выступая в Москве, Ростове-на-Дону, Иркутске, Чите, Самаре, Воронеже, Нижнем Новгороде, Смоленске.

     (Пресс-служба Капеллы)

    Хор мальчиков хорового училища имени А. В. Свешникова

    Коллектив был создан в 1944 году на базе Московского хорового училища одним из самых авторитетных русских хоровых дирижеров, профессором Московской консерватории, руководителем Русского народного хора Александром Свешниковым (1890–1980). С 1992 года хор мальчиков входит в состав сводного хора Академии хорового искусства имени В. С. Попова.

    Хор мальчиков неоднократно завоевывал призы на престижных международных конкурсах, участвовал в крупнейших музыкальных фестивалях и важнейших культурных событиях (например, в церемонии открытия и закрытия XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи). Коллектив регулярно выступает в лучших концертных залах в России и за рубежом – в Германии, Австрии, Англии, Бельгии, Нидерландах, Греции, Канаде, Испании, Италии, США, Японии, Китае. 

    История хора богата именами и событиями. Специально для хора мальчиков создавали свои произведения Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович. Хор сотрудничал с выдающимися дирижерами, в числе которых Николай Голованов, Евгений Мравинский, Самуил Самосуд, Игорь Маркевич, Герман Абендрот, Кирилл Кондрашин, Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Рудольф Баршай, Дмитрий Китаенко, Джансуг Кахидзе, Саулюс Сондецкис, Неэме Ярви. 

    С хором выступали мастера оперной сцены Иван Козловский, 3ара Долуханова, Иван Петров, Ирина Архипова, Елена Образцова, Монтсеррат Кабалье, Дмитрий Хворостовский, Рене Флеминг, Роберто Аланья, Чечилия Бартоли, Паата Бурчуладзе, Анджела Георгиу, Мария Гулегина, Жозе ван Дам, Сергей Лейферкус и другие. 

    В наши дни хор регулярно выступает в содружестве с прославленными оркестрами и дирижерами, в числе которых Национальный филармонический оркестр России и ГКО «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова, БСО имени П. И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева, ГСО «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова под управлением Владимира Юровского, Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнёва, МГАСО под управлением Павла Когана. 

    Репертуар коллектива охватывает всю жанровую палитру мировой хоровой музыки: от старинных духовных русских и западноевропейских песнопений до сочинений композиторов XX–XXI вв. Хор мальчиков неоднократно принимал участие в исполнении масштабных вокально-симфонических произведений, таких как Девятая симфония Бетховена, Третья и Восьмая симфонии Малера, Te Deum Пендерецкого, оратория «Христос» Листа, оратория «Жанна д’Арк на костре» Онеггера, «Военный реквием» Бриттена, «Всенощное бдение» Рахманинова. 

    Выпускники училища, прошедшие школу хора мальчиков, составили целую плеяду замечательных музыкантов нашей страны. Это композиторы Родион Щедрин, Александр Флярковский, Ростислав Бойко, Эдуард Артемьев, Валерий Кикта, Владислав Агафонников; дирижеры Александр Юрлов, Владимир Минин, Виктор Попов, Евгений Тытянко, Игорь Раевский, Андрей Кожевников, Эдуард Серов, Лев Конторович, Леонид Николаев; педагоги и музыкально-общественные деятели Борис Куликов, Станислав Калинин и многие другие. 

    Александрина Пенданчанска

    Александрина Пенданчанска родилась в Софии в семье музыкантов, обучалась вокалу в Болгарской Национальной школе музыки, которую окончила также как пианистка. Впервые на оперной сцене А. Пенданчанска дебютировала в 17 лет, исполнив Виолетту в «Травиате» Верди. Вскоре после этого стала лауреатом конкурса вокалистов имени А. Дворжака в Карловых Варах (Чехия), Международного конкурса вокалистов в Бильбао (Испания) и UNISA в Претории (ЮАР).

    Начиная с 1989 года А. Пенданчанска выступает в лучших концертных залах и оперных театрах мира: Берлинской, Гамбургской, Венской и Баварской государственных операх, театрах SanCarlo в Неаполе, TeatroVerdi в Триесте, TeatroRegio в Турине, LaMonnaie в Брюсселе, Театре на Елисейских Полях в Париже, Вашингтонской и Хьюстонской операх, театрах Санта Фе и Монте-Карло, Лозанны и Лиона, Праги и Лиссабона, Нью-Йорка и Торонто. Она участвует в известных фестивалях: в Брегенце, Инсбруке, Россиниевском фестивале в Пезаро и других. Певица исполнила партии в операх: «Роберт-дьявол» Мейербера, «Гермиона» и «Путешествие в Реймс» Россини, «Любовный напиток» Доницетти, «Чужестранка» Беллини, «Сестра Анджелика» Пуччини, «Луиза Миллер» и «Двое  Фоскари» Верди, а также воплотила на сцене моцартовских героинь - Донну Анну и Донну Эльвиру в опере «Дон Жуан», Аспазию в опере «Митридат, царь Понтийский» и Вителлию в «Милосердии Тита». Среди других ее работ последнего времени – выступления в оперных спектаклях «Юлий Цезарь» Генделя, «Верная нимфа» Вивальди, «Роланд-паладин» Гайдна, «Опера-серия» Ф. Гассмана, «Турок в Италии» и «Дева озера» Россини, «Идоменей» Моцарта.

    Концертный репертуар певицы представлен сольными партиями в Реквиеме Верди, Stabat Mater Россини, оратории «Царь Давид» Онеггера, которые она исполняет с Израильским филармоническим оркестром, Филадельфийским симфоническим оркестром, итальянскими оркестрами RAI, «Солисты Венеции», «Флорентийский музыкальный май» и оркестром Национальной академии Санта Чечилия в Риме, Национальным филармоническим оркестром России, Венским симфоническим и др. Она сотрудничает с такими известными дирижерами, как Мюнг-Вун Чунг, Шарль Дютуа, Риккардо Шайи, Рене Якобс, Маурицио Бенини, Бруно Кампанелла, Эвелин Пидо, Владимир Спиваков. Обширная дискография певицы включает записи сочинений: «Жизнь за царя» Глинки (Sony), «Колокола» Рахманинова (Decca), «Паризина» Доницетти (Dynamics), «Юлий Цезарь» Генделя (ORF), «Милосердие Тита», «Идоменей», «Дон Жуан» Моцарта и «Агриппина» Генделя (Harmonia Mundi). Среди ее важнейших выступлений последнего времени – дебют в заглавной роли в опере Р. Штрауса «Саломея» в театре Санкт-Галлена, партия Гориславы в «Руслане и Людмиле» Глинки в Большом театре России (режиссер Дм. Черняков, дирижер В. Юровский), партия Цирцеи в «Телемахе» Телемана в венском TheateranderWien, постановки «Агриппины» Генделя и «Мнимой садовницы» Моцарта в Берлинской государственной опере, дебют в партии Эболи в «Доне Карлосе» Верди в оперном театре Овьедо в Испании, партия Вителлии в «Милосердие Тита» Моцарта на сцене брюссельского театра La Monnaie, партия Хризотемиды в «Электре» Р. Штрауса в Teatro Petruzelli в Бари. В числе предстоящих ангажементов – партия Саломеи в одноименной опере Р. Штрауса в оперном театре Сан-Паолу (Бразилия), дебют в партии Леоноры в «Фиделио» Бетховена на оперном фестивале в Санта-Фе (США).