Валерий Афанасьев,
    Госоркестр имени Е. Ф. Светланова

    28 марта 2017, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Бетховен
    Концерт № 5 для фортепиано с оркестром
    Брамс
    Симфония № 2

    Уважаемые слушатели! Единственный концерт с участием Валерия Афанасьева в следующем сезоне состоится 15 сентября 2017 года. Билеты можно приобрести здесь.

    12+

    Абонемент №34:

    Великие инструментальные концерты

    В центре этого концерта, без сомнения, фигура пианиста Валерия Афанасьева, которого многие музыкальные критики называют неординарной личностью среди представителей русской фортепианной школы. «Завоевавший всемирное признание не только как глубокий музыкант-философ, но и как писатель и поэт, Валерий Афанасьев, без сомнения, принадлежит к числу самых необычных современных артистов. Его интерпретации неизменно привлекают особой свежестью, «незаигранностью», яркой индивидуальностью», - пишет портал «Музыкальный Клондайк». «Его предпочитают видеть и слышать там, где ценят экстравагантность и нонконформизм, где индивидуальная отличимость трактовок едва ли не важнее, чем соответствие профессиональным порядкам», - так характеризует творческий почерк артиста издание «КОММЕРСАНТЪ-DAILY». 

    Пианист регулярно дает концерты в Москве. Однако на этот раз его поклонникам особенно повезло, поскольку они услышат в интерпретации Афанасьева музыку одного из самых близких ему композиторов – Пятый фортепианный концерт Людвига ван Бетховена. 

    Валерий Афанасьев

    Валерий Афанасьев — пианист, дирижер, поэт, писатель, философ, один из самых необычных современных артистов. Он родился в Москве в 1947 году. Окончил Московскую консерваторию, где его педагогами были профессора Я. И. Зак и Э. Г. Гилельс. В 1968 году В. Афанасьев стал победителем Международного конкурса имени И. С. Баха в Лейпциге, а в 1972 году выиграл конкурс имени королевы Елизаветы в Брюсселе. Через два года, во время гастролей по Бельгии, остался на постоянное жительство в этой стране. В настоящее время живет в Версале (Франция).

    Пианист регулярно выступает в Европе, США и Японии, а в последние 15 лет и в России — от Сочи и Адлера до Иркутска и Читы. Он неоднократно участвовал в концертах проекта «Гастрольная карта России», организованного Фондом «Русское исполнительское искусство». Валерий Афанасьев — постоянный и желанный гость на концертных площадках Москвы. Особые отношения связывают его с Санкт-Петербургом — родным городом его родителей: в «северной столице» пианист играет несколько концертов в год.

    Валерий Афанасьев — участник известных российских и зарубежных фестивалей:  «Декабрьские вечера» и «Арт-ноябрь» (Москва), «Звезды белых ночей» (Санкт-Петербург), Международный фестиваль искусств имени А. Д. Сахарова (Нижний Новгород), Зальцбургский фестиваль, Международный музыкальный фестиваль в Кольмаре (Франция). Пианист выступает с лучшими оркестрами мира, среди которых Берлинский филармонический, Лондонский Королевский филармонический, оркестр Мариинского театра, оркестр Московской филармонии.

    Помимо сольных выступлений, В. Афанасьев много внимания уделяет камерному музицированию. Среди его сценических партнеров — А. Князев, Г. Кремер, Ю. Милкис, Г. Нуньес, А. Огринчук.

    Репертуар пианиста включает произведения композиторов различных эпох: от венских классиков до Дж. Крама, С. Райха и Ф. Гласса. Среди особенно близких ему авторов — И. С. Бах, венские классики (В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен), западноевропейские романтики (Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Ф. Лист, И. Брамс). Но, что бы ни исполнял В. Афанасьев, его интерпретации непременно привлекают особой свежестью, «незаигранностью», яркой индивидуальностью, необычными, порой весьма экстравагантными идеями.

    Музыкант записал свыше тридцати компакт-дисков на фирмах Denon, Deutsche Grammophon и других. Среди его последних записей — «Хорошо темперированный клавир» Баха, циклы пьес Брамса (соч. 116-119), «Картинки с выставки» Мусоргского, сонаты и «Музыкальные моменты» Шуберта, все концерты, три последние сонаты, «Багатели» и «Вариации на тему Диабелли» Бетховена, «Детские сцены» и «Симфонические этюды» Шумана.  Тексты буклетов к своим дискам музыкант пишет сам. Его цель — дать слушателю понять, каким образом исполнитель проникает в творческий замысел композитора.

    В последние годы В. Афанасьев выступает и как дирижер с различными оркестрами. Образцами в искусстве дирижирования для него являются В. Фуртвенглер, А. Тосканини, В. Менгельберг, Х. Кнаппертсбуш, Б. Вальтер и О. Клемперер.

    В 2008 году Валерий Афанасьев входил в состав жюри II Московского международного конкурса им. С. Т. Рихтера, а в 2014 году своим концертом открыл 34-й Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера».

    Валерий Афанасьев также известен как писатель. Им создано 14 романов (девять на английском языке, пять на французском), опубликованных во Франции, России и Германии, а также повести, рассказы, циклы стихотворений на английском, французском и русском языках, комментарии к «Божественной комедии» Данте (более 2000 страниц!), лекции и эссе о музыке. По мнению известного писателя Саши Соколова, В. Афанасьев — первый русскоязычный литератор после В. Набокова, который столь блестяще пишет на неродном языке. Две театральные пьесы В. Афанасьева, навеянные «Картинками с выставки» Мусоргского и «Крейслерианой» Шумана, стали театральными спектаклями в жанре особого «действа» на стыке музыки, театра и литературы, в котором автор выступает одновременно как пианист и как актер. Моноспектакль «Крейслериана» с Валерием Афанасьевым в главной роли был поставлен в Московском театре «Школа драматического искусства» в 2005 году. Недавно В. Афанасьев представил композицию по мотивам новеллы «В исправительной колонии» Франца Кафки с музыкой Мортона Фелдмана “Palais de Mari”.

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, один из старейших симфонических коллективов страны, отметил 80-летие в 2016 году. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 г. в Большом зале Московской консерватории. 

    В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936-1941), Натан Рахлин (1941-1945), Константин Иванов (1946-1965) и Евгений Светланов (1965-2000). 27 октября 2005 г. коллективу было присвоено имя Евгения Светланова. В 2000-2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002-2011 гг. – Марк Горенштейн. 24 октября 2011 года художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами мира. С сезона 2016/17 главный приглашенный дирижер Госоркестра – Василий Петренко.

    Концерты оркестра проходили на самых известных концертных площадках мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского и Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве. 

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Шарль Мюнш, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский, Валерий Гергиев, Александр Лазарев, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Ион Марин, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский и другие замечательные дирижеры. 

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин. В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Надежды Гулицкой, Екатерины Кичигиной, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Станислав Кочановский, Андрис Пога, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм. 

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах. 

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской 

    симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей». 

    В недавнем времени Госоркестр выступил на фестивалях в Графенегге (Австрия), Kissinger Sommer в Бад-Киссингене (Германия), «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, VI фестивале Мстислава Ростроповича в Москве, III симфоническом форуме России в Екатеринбурге, Платоновском фестивале искусств в Воронеже; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, а также российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского и I Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition; четырежды представил ежегодный цикл просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает»; трижды участвовал в фестивале актуальной музыки «Другое пространство»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Чили, Германии, Испании, Турции, Китая. 

    В сентябре 2015 года Владимир Юровский объявил о долгосрочном проекте «80 премьер», в рамках которого отметивший 80-летие коллектив на протяжении нескольких сезонов исполняет восемьдесят премьер – мировых, российских и московских. С января 2016 года Госоркестр реализует специальный проект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» стал Александр Вустин. 

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006 и 2011 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации.

    Герд Герклотц

    Немецкий дирижер Герд Герклотц — один из самых известных европейских маэстро. Его талант и мастерство широко востребованы как на концертной сцене, так и в различных жанрах музыкального театра: опере, балете, оперетте, мюзикле. 

    Уроженец г. Дрездена, Герклотц с раннего детства был участником знаменитого хора мальчиков (Кройцхора), с 13 лет регулярно давал концерты как органист. По словам Герклотца, именно выступления в составе Кройцхора с Дрезденским филармоническим оркестром и Саксонской государственной капеллой сыграли решающую роль в выборе им карьеры дирижера.

    С 1982 по 1987 гг. Герд Герклотц  обучался фортепиано и дирижированию в Высшей школе музыки имени Карла Марии фон Вебера под руководством профессоров Зигфрида Курца и Роланда Бухвальда. Первый дирижерский опыт он получил, работая в качестве ассистента с юношеским струнным оркестром Дрезденского технического университета и оркестром Певческой академии Дрездена. В студенческие годы сотрудничал с певцами Рене Папе и Олафом Бером (с Рене Папе участвовал как пианист в записи «Библейских песен» Дворжака для Дрезденского радио).

    По окончании обучения Герд Герклотц работал главным дирижером театров в Хальберштадте, Баутцене, Цвиккау, Грайфсвальде – Штральзунде. Осуществил постановки опер «Мадам Баттерфлай», «Богема» и «Тоска» Пуччини, «Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Енуфа» Яначека, «Тангейзер» Вагнера, «Браконьер» и «Оружейник» Лорцинга, «Вольный стрелок» Вебера, «Гензель и Гретель» Хумпердинка, «Отелло» Верди, немецкую премьеру оперы Даргомыжского «Русалка». В его творческом багаже появились оперетты «Летучая мышь» и «Цыганский барон» И. Штрауса, «Парижская жизнь» Оффенбаха, «Веселая вдова» и «Царевич» Легара, «В “Белой лошади”» Бернацки, «Маленькое головокружение в Париже» Штольца, «Кливия» Достала, мюзиклы «Целуй меня, Кэт» Портера, «Хелло, Долли!» Хермана, «Скрипач на крыше» Бока, «Увольнение в город» Бернстайна (премьера в Германии) и многие другие сочинения «легкой» классики. 

    Герклотц регулярно дирижировал симфоническими концертами (в частности, в начале 1990-х дебютировал с Дрезденским филармоническим оркестром), детскими и семейными программами, поставил детскую оперу «Петух» Дитера Нолля. В качестве дирижера и пианиста проводил вечера русской и итальянской музыки.

    В годы работы в театре Грайфсвальда – Штральзунда Герклотц поставил 8 балетов в сотрудничестве с хореографом Ральфом Дерненом: «Золушку» Прокофьева, «Петрушку» Стравинского и спектакль на музыку «Песни о земле» Малера, «Дракула» на музыку Равеля, Дебюсси и Рахманинова, «Ромео и Юлию» Берлиоза (open air с солистами и хором), «Ундину» Хенце.

    Как приглашенный дирижер он давал концерты и был задействован в оперных проектах Дрезденской филармонии, театрах Инсбрука, Фрайбурга и Эрфурта, выступал с оркестрами гг. Риза, Бёлен, Новой филармонии Вестфалии и Йенской филармонии.

    С 2006 по 2012 гг. Герклотц был главным дирижером Нового симфонического оркестра Берлина. Программы включали самую разнообразную музыку — симфоническую классику, концертные исполнения опер и оперетт, саундтреки к фильмам (таким, как «Звездные войны» или «Миссия невыполнима»). Дирижер организовывал различные проекты в Культурном центре для детей и подростков в берлинском районе Обершоневайде, в т.ч. международные мастер-классы для скрипачей и концерты для детей и молодежи.

    Особое пристрастие Герклотца — новая музыка. На его счету — немецкая премьера оперы финского композитора Аулиса Саллинена «Дворец», премьеры нескольких сценических произведений Франца Хуммеля (в т.ч. мюзикла «Людвиг II. Тоска по раю» в Фюссене в 2003 и оперы «Судья и его палач» в театре Эрфурта в сезоне 2008/2009, которая была номинирована на престижную немецкую театральную премию «Фауст»), оперы «Савонарола» и балета «Гетто» Фолькера Давида Кирхнера (2011), оперы «Шахматная новелла» Кристобаля Альфтера (2013) в театре г. Киля. 

    В сотрудничестве с ансамблями современной музыки Ensemble United Berlin и Modern Art Ensemble Герклотц организовал несколько проектов в Берлинском Концертхаусе. Он продирижировал оперой Simplicius Simplicissimus Хартманна, программой «Вечер Богуслава Мартину», показом немого фильма 1926 года «Приключения принца Ахмеда» (реж. Лотта Райнигер) с музыкальным сопровождением в новой оркестровке, циклом «Песни странствующего подмастерья» Г. Малера в оркестровке А. Шенберга.

    С 2012 г., после успешного дебюта в токийском Сантори-холле, Герд Херклотц много работает в качестве приглашенного дирижера в Японии и Корее. Он дирижировал инаугурационным концертом на открытии нового концертного зала  YeulmauruConcertHall в г. Йосу (Корея) с программой, посвященной  всемирной выставке EXPO 2012. Концерт был приурочен также к 20-летию восстановления дипломатических отношений между Южной Кореей и Китаем, в связи с чем оркестр был составлен из музыкантов этих двух стран.

    С того же года Герд Герклотц регулярно дирижирует Корейским камерным оркестром в новогодних концертах в Центре искусств Сеула. Концерт 2014 года был записан и показан телевидением Кореи.

    В феврале-марте 2015 года Герклотц поставил в Берлине спектакль по операм «Голубой понедельник» Дж. Гершвина и «Трипл-сек» его современника М. Блитцстайна (совместная продукция театра «Комише Опер» и берлинского Концертхауса).

    В 2015 и феврале 2016 г. Герклотц — дирижер-ассистент Владимира Юровского при подготовке программы из произведений Жерара Гризе, Фабьена Леви, Бруно Мантовани и Пьера Булеза с ансамблем Ensemble United Berlin в берлинском Концертхаусе.