Великим певцам посвящается...
    Федор Шаляпин

    2 декабря 2017, начало в 14:00

    Большой зал Консерватории

    схема проезда

    6+

    Купить билеты

    Абонемент №82:

    Великим певцам посвящается...Академический оркестр русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова ВГТРК. Субботние дневные концерты для всей семьи

    Академический оркестр русских народных инструментов имени Н.Н.Некрасова Всероссийской государственной телерадиокомпании

    Ровесник Великой Победы, Академический оркестр русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова  в 2015 году  отмечает 70 лет со дня основания.

    В декабре 1945 года группа музыкантов-фронтовиков во главе с Петром Ивановичем Алексеевым, талантливым музыкантом, известным дирижером и  общественным деятелем, получила задание в короткий срок создать коллектив, основной деятельностью которого  являлась бы работа в радиоэфире. С этого момента (официально — с 26 декабря 1945 года) и началась замечательная история оркестра русских народных инструментов Радиокомитета СССР, ныне — Академического оркестра русских народных инструментов Всероссийской государственной телерадиокомпании, оркестра, который носит имя прекрасного музыканта и выдающегося дирижера Николая Некрасова.

    Создатели коллектива понимали, что оркестр русских народных инструментов Радио  — это  оркестр, который  будут слушать миллионы  людей по всей нашей необъятной Родине, и поэтому его звучание должно быть не только своеобразным эталоном для всех оркестров, работающих в этом жанре, но и во многом определять художественный уровень музыкального радиовещания как в нашей стране, так и за ее пределами.

    Прошло совсем немного времени, и  оркестр Всесоюзного радио показал себя как коллектив с большим творческим потенциалом: были подготовлены  интересные разнообразные программы, постепенно расширялся репертуар, в который, помимо обработок русских народных песен вошли  переложения русской и зарубежной классики, музыка современных композиторов. В адрес музыкальной редакции приходило множество писем, где выражались признательность и благодарность за русское искусство, которое пропагандировал оркестр.

    Мастерство коллектива отшлифовывалось многочасовой студийной работой; каждодневная работа у микрофона — вот залог того уникального звучания, которым и сейчас отличается Академический оркестр ВГТРК.

    С оркестром всегда работали потрясающие музыканты — дирижеры, певцы, инструменталисты, являвшие собой гордость отечественного музыкального искусства. Каждый из них оставил в оркестре частичку своей души и мастерства.

    С 1951 по 1956 гг. оркестром руководил В. С. Смирнов — талантливый и разносторонний музыкант, который все свои усилия направил на привлечение к сотрудничеству таких мастеров, как  А. Гаук, Н. Аносов, Г. Рождественский, Г. Столяров, М. Жуков, Г. Дониях, Д. Осипов, И. Гуляев, С. Колобков. Каждый из них подготовил и провел несколько программ в прямом эфире. В оркестр Радио стали приносить свои сочинения профессиональные композиторы: С. Василенко, В. Шебалин, Г. Фрид, П. Куликов, а впоследствии — Ю. Шишаков, А. Пахмутова и многие другие.

    С 1957 по 1959 гг. художественным руководителем коллектива являлся Н. С. Речменский — известный в то время композитор и фольклорист. При нем с оркестром в течение двух лет работали несколько дирижеров: Георгий Даниях — худрук оркестра русских народных инструментов им. В. В. Андреева из Ленинграда, Иван Гуляев — руководитель Новосибирского оркестра русских народных инструментов, входящего в то время (так же, как и оркестр им. В. В. Андреева) в систему Всесоюзного радио, Дмитрий Осипов, являвшийся на тот момент руководителем Госоркестра им. Н. П. Осипова.

    В 1959 году во главе оркестра стал вдохновенный музыкант, талантливый дирижер Владимир Иванович Федосеев. Предметом особого внимания нового художественного руководителя и главного дирижера стало качество  звука, баланс звучания групп. И результат был удивительный: все группы зазвучали слитно, стройно, красиво, у оркестра появился свой индивидуальный и неповторимый почерк. С приходом В. И. Федосеева активизировалась концертная деятельность коллектива.  Перед ним открылись лучшие залы столицы: Большой зал Консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Кремлевский дворец, Колонный зал Дома Союзов, который на многие годы стал излюбленным местом встреч оркестра со своими слушателями.

    Активизировалась творческая деятельность и в других направлениях: записи на Радио и телевидении, участие в радио- и телепрограммах,  гастроли по стране. Благодаря начавшимся зарубежным поездкам, оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения узнали и полюбили слушатели Германии, Болгарии, Югославии, Чехословакии, Испании и Португалии.

    В. И. Федосеев и его оркестр были всегда очень чуткими аккомпаниаторами, чем привлекали к себе внимание самых известных певцов того времени, таких как И. Скобцов, Д. Гнатюк, В. Норейка, В. Левко, Б. Штоколов, Н. Кондратюк, И. Архипова. Особой страницей в творческой жизни оркестра стали концерты с С. Я. Лемешевым.

    В 1973 году оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения за большой вклад в развитие музыкальной культуры нашей страны был удостоен почетного звания «Академический». В том же году В. И. Федосеев принял предложение руководства Всесоюзного радио и Центрального телевидения возглавить Большой симфонический оркестр ВР и ЦТ.

    Осенью 1973 года в оркестр русских народных инструментов Всесоюзного Радио и Центрального телевидения, по приглашению В. И. Федосеева, пришел  Николай Николаевич Некрасов, который к тому времени уже был дирижером коллективов, широко известных в нашей стране и во всем мире – это оркестр Хора имени Пятницкого и оркестр Ансамбля народного танца СССР под руководством И. Моисеева. С приходом Н. Н. Некрасова началась новая глава в истории коллектива.

    Н. Н. Некрасов получил в свои руки сверкающий всеми красками  «великолепно отшлифованный бриллиант» — именно так отзывался об оркестре широко известный в то время американский музыкальный критик Карл Нидарт,  и  крайне непростой задачей нового худрука  было сохранить и приумножить это богатство. Весь свой опыт, силы и знания маэстро отдал новой работе. Решающее значение  приобретают высокий профессионализм и мастерство музыкантов оркестра. Это позволило с успехом воплощать самые сложные исполнительские задачи.

    Особой популярностью пользовались выступления коллектива в Колонном Зале Дома Союзов, который был в то время одной из площадок Гостелерадио СССР. Великолепная акустика и восхитительной красоты убранство этого зала, а также участие  выдающихся мастеров вокала с мировой известностью делали эти концерты поистине незабываемыми, своего рода «историческими». С оркестром выступали настоящие звезды: И. Архипова, Е. Образцова, Т. Синявская, Р. Бобринева, А. Эйзен, В. Пьявко, Е. Нестеренко, В. Норейка, Л. Сметанников, З. Соткилава, А. Днишев. Благодаря трансляции этих концертов на Центральном Телевидении и Всесоюзном Радио, каждый из них становился заметным музыкальным событием не только Москвы, но и всей страны.

    Профессиональное мастерство, творческий настрой коллектива всегда привлекали к нему внимание композиторов, многие сочинения которых начали свою жизнь и стали классикой жанра в оркестре Радио. Н. Н. Некрасов и оркестр дали «путевку в жизнь» и помогли становлению многих композиторов, среди которых В. Кикта, А. Курченко, Е. Дербенко, В. Беляев, И. Красильников. С благодарностью они посвящали свои произведения их первому исполнителю — Маэстро Н. Н. Некрасову. Таким образом, оркестр пополнял свой репертуар талантливо и профессионально написанными оригинальными сочинениями. В «золотой» репертуарный фонд  вошли также аранжировки, инструментовки, обработки и переложения, сделанные талантливыми музыкантами оркестра. Невозможно подсчитать, сколько часов, дней и ночей утомительной работы, сколько душевных сил и здоровья отдано этими бескорыстными тружениками на благо процветания любимого коллектива. Все они, бесспорно, своим трудом заслужили большой почет  и уважение, это — Александр Балашов, Виктор Шуяков, Игорь Тонин, Игорь Скосырев, Николай Кузнецов, Виктор Калинский, Андрей Шлячков.

    Маэстро Н. Н. Некрасову удалось не только сохранить, но и приумножить славу Академического оркестра русских народных инструментов ВГТРК, и благодарные почитатели, музыканты, все, кто так или иначе связан с коллективом, стали называть его «некрасовским». После ухода Маэстро из жизни 21 марта 2012 года, приказом Генерального директора ВГТРК Олега Борисовича Добродеева в память о замечательном музыканте оркестру было присвоено его имя.

    Академический оркестр русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова Всероссийской государственной телерадиокомпании сегодня — это творческий союз музыкантов-профессионалов, людей искренне любящих свой коллектив, переживающих за него, и бесконечно преданных общему делу, настоящих энтузиастов. За пульт этого прославленного оркестра встал ученик Маэстро Н. Н. Некрасова, его последователь — Андрей Владимирович Шлячков, который не только продолжает лучшие традиции, но и постоянно находится в творческом поиске.

    Оркестр принимает постоянное участие в телевизионном проекте телеканала «Культура» — «Романтика  романса», различных фестивалях: имени Н. Н. Калинина в Волгограде, «Белые ночи» в Перми, Международном фестивале современной музыки «Московская осень», «Созвездие мастеров», «Музыка России», принял участие в открытии Года Культуры 2014 в России, провел несколько авторских вечеров современных композиторов, которые пишут музыку для оркестра русских народных инструментов. В планах оркестра — создание новых программ, записей передач на Радио, проведение просветительской работы среди детей и молодежи, запись и выпуск нескольких новых CD и DVD дисков, участие в различных фестивалях и благотворительных мероприятиях.

    Академический оркестр русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова Всероссийской государственной телерадиокомпании — уникальное явление многогранной Российской культуры. В нем живет память поколений, сохраняются и развиваются лучшие традиции, и что особенно радует — в коллектив приходит талантливая и восприимчивая молодежь, которой эти традиции предстоит нести дальше.

    Пресс-служба оркестра

    Андрей Шлячков

    Андрей Шлячков — дирижер Академического оркестра русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова Всероссийской государственной телерадиокомпании.

    Одним из первых творческих достижений Андрея Шлячкова стала победа на Всероссийском конкурсе исполнителей на русских народных инструментах «Кубок Урала» в Магнитогорске (1986), где он, еще будучи студентом Нижне-Тагильского музыкального училища, стал лауреатом I премии и обладателем Гран-при.

    А. Шлячков окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных (1995) и ассистентуру-стажировку, где его наставниками были профессора Н. Н. Некрасов (дирижирование), П. И. Нечепоренко (балалайка) и Ю. Н. Шишаков (инструментовка).  В 2011-2013 гг. стажировался на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории в классе профессора В. А. Понькина, у которого получил прекрасную дирижерскую школу и который оказал большое влияние на формирование его творческой личности. С 1994 года А. Шлячков работает в Академическом оркестре русских народных инструментов ВГТРК —  сначала как артист оркестра, а с 2010 года — как дирижер.

    За годы работы в коллективе Андреем Шлячковым создано более двухсот различных аранжировок для народного оркестра, включающих в себя обработки народных песен  для голоса с оркестром, переложения романсов и песен советских композиторов, произведений русской и зарубежной классики, а также музыки из кинофильмов. Многие из этих аранжировок записаны на радио и телевидении России, их можно услышать как в эфире, так и на концертных площадках. Дирижер  сотрудничает с современными композиторами, которые создают музыку специально для оркестра русских народных инструментов, в том числе и для АОРНИ, среди них: А. Ларин, И. Красильников, В. Панин, В. Беляев, Ю. Наймушин, В. Пешняк, Г. Зайцев, Н. Хондо, А. На Юн Кин, А. Курченко и другие.

    Дирижер сотрудничает с такими выдающимися артистами, как Иосиф Кобзон, Владислав Пьявко, Борис Акимов, Ирина Долженко, Анна Литвиненко, Аскар и Ильдар Абдразаковы, а также с солистами ведущих столичных оперных театров (Большого, Мариинского, имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, «Новая Опера» и «Геликон-опера») и молодыми солистами-инструменталистами, лауреатами Всероссийских и международных конкурсов.

    Андрей Шлячков выступает в лучших концертных залах: в Большом зале Московской консерватории, Светлановском и Камерном залах Московского международного Дома музыки, Концертном зале имени П. И. Чайковского,  Концертном зале имени Сергея Рахманинова (Филармония-2),  Варшавском Конгресс-холле и др.

    В 2012-2013 гг. с большим успехом прошли выступления дирижера и Академического оркестра русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова ВГТРК в гастрольной поездке по городам Польши, Чехии и Словакии. Маэстро подготовил и осуществил совместно с АОРНИ запись ряда программ для проекта «Романтика романса» на телеканале «Культура».

    В мае 2015 года Андрей Шлячков успешно дебютировал в качестве оперного дирижера в Московском музыкальном театре «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана с оперой Ж. Бизе «Кармен». А в сентябре 2015 года стал дирижером театра «Геликон-опера».

    За творческие успехи Андрей Шлячков награжден медалью Международного Союза музыкальных деятелей (2006) и отмечен благодарностью министра связи и массовых коммуникаций «За большой вклад в отечественную культуру, многолетний плодотворный труд» (2010).

    Аскар Абдразаков

    Аскар Абдразаков (бас) – оперный певец, солист Мариинского театра, Народный артист Республики Башкортостан. Будущий артист родился в 1969 году в Уфе. Его семья имела прямое отношение к искусству: мама – художница, отец – актёр, режиссёр, основатель киностудии Республики Башкортостан. С детства Аскар начал выходить на сцену и сниматься в фильмах отца, что послужило стимулом в его артистической карьере. После окончания Уфимской государственной консерватории (класс профессора М. Г. Муртазиной) певец учился в аспирантуре Московской государственной консерватории в классе легендарной Ирины Архиповой. Ещё в студенческие годы началась череда его побед на конкурсах вокалистов, где Аскар Абдразаков получал первые премии и Гран-при. Он – лауреат Всесоюзного конкурса имени М.И. Глинки, международных конкурсов Unisa Transnet в Претории, имени Ф.И. Шаляпина в Казани, имени С. В. Рахманинова в Москве. Стал первым мужским голосом, получившим Гран-при на конкурсе имени М. Каллас в Афинах в 1995 году.

    В 1994 году он был приглашён исполнить Мессу «Глория» Дж. Пуччини в Большом зале Московской консерватории под управлением Владимира Федосеева, а также принял участие в исполнении оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова на фестивале в Брегенце (Австрия). В том же году дебютировал в Большом театре России в партии Дона Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини) и в партии Кончака («Князь Игорь» А. Бородина). 

    Далее последовали контракты на лучших сценах мира, в числе которых: Большой театр, Мариинский театр, Метрополитен-опера, Вашингтонская опера, Ла Скала, оперные театры Барселоны, Мадрида, Буэнос-Айреса, Пармы, Флоренции, Турина, Немецкая опера и Государственная опера Берлина, Гамбургская и Баварская оперы, Парижский театр Шатле, залы Мегарон в Афинах, NHK в Токио. 

    Среди дирижёров, с которыми он сотрудничал, – Мстислав Ростропович, Клаудио Аббадо, Пьер Булез, Мишель Плассон, Пласидо Доминго, Лорин Маазель, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Жан-Клод Казадезюс, Александр Анисимов, Бертран де Билли, Марчелло Виотти, Бруно Бартолетти, Олег Каэтани, Маурицио Арена, Даниэле Гатти, Марк Эрмлер, Хесус Лопес-Кобос, Нелло Санти, Марк Элдер, Ральф Вайкерт. 

    Выступал на одной сцене с Анной Нетребко, Пласидо Доминго, Хосе Каррерасом, Миреллой Френи, Феруччо Фурланетто, Дмитрием Хворостовским и другими оперными звёздами. 

    Аскар Абдразаков имеет обширный репертуар, который включает партии Бориса («Борис Годунов»), Аттилы («Аттила»), Филиппа II («Дон Карлос»), Захарии («Набукко»), Банко («Макбет»), Фиеско («Симон Бокканегра»), Дон Кихота («Дон Кихот»), Мефистофеля («Фауст»), Кочубея («Мазепа»), Дон Жуана и Лепорелло («Дон Жуан») и многие другие. 

    Наряду с певческой карьерой, Аскар Абдразаков является основателем Дачного фестиваля имени Ф. И. Шаляпина в Плёсе, несколько лет ведёт авторскую программу «В гримёрке» на радиостанции «Орфей». В 2010-11 гг. занимал должность министра культуры Республики Башкортостан. 

    В числе важных наград – Золотая именная медаль и премия Фонда Ирины Архиповой «За выдающиеся достижения в исполнительском искусстве в последнее десятилетие XX века» (2001).

    Михаил Гужов

    Михаил Гужов — ведущий солист Московского музыкального театра «Геликон-опера», выпускник Московской консерватории (класс А. Лошака). Лауреат III Международного конкурса им. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург, 1998), дипломант II Международного конкурса им. Рахманинова. Удостоен премии им. Федора Шаляпина и премии Фонда Ирины Архиповой.

    С 1992 по 1998 год являлся солистом Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. В 1998 году стал солистом Большого театра и театра «Геликон-опера». В репертуаре М. Гужова партии в операх «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» В.А. Моцарта, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Отелло», «Аида», «Макбет», «Набукко» Дж. Верди, «Кармен» Ж. Бизе, «Богема» Дж. Пуччини, «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Князь Игорь» А. Бородина, «Золотой петушок» и «Царская невеста» Н. Римский-Корсакова, «Борис Годунов» М. Мусоргского (редакция Д. Шостаковича), «Евгений Онегин», «Иоланта», «Мазепа» П.И. Чайковского, «Алеко» С. Рахманинова, «Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева, «Царица» Д. Тухманова и других.

    М. Гужов участвовал в концертных исполнениях оперы Шнитке «Джезуальдо», трилогии Танеева «Орестея», оперы Рахманинова «Скупой рыцарь» на сцене Большого зала Московской консерватории. В 2005 году выступил в концертной версии оперы «Набукко» Дж. Верди с Феруччо Фурланетто и Сильвией Валер на сцене Московского международного Дома музыки (дирижёр Д. Липтон, Канада). В 2008 году исполнил партию Кочубея в опере «Мазепа» П.И. Чайковского на сцене Мариинского театра (Санкт-Петербург). В феврале 2009 года участвовал в исполнении «Рождественской оратории» епископа Иллариона Алфеева с Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского (дирижёр В. Федосеев) в Концертном зале им. П.И. Чайковского. Выступал также на Собиновском фестивале в Саратове.

    Гастроли М. Гужова как оперного и камерного певца прошли во многих странах мира. В 2001 году он участвовал в премьере спектакля «Аида» Дж. Верди в постановке Дмитрия Бертмана в Страсбурге (Франция) на фестивале, посвящённом 100-летию со дня смерти композитора. В 2004 году принимал участие в премьере спектакля «Набукко» Дж. Верди в постановке Дмитрия Бертмана (Дижон и Париж, Франция) с участием оперной примадонны Марии Гулегиной. 20 января 2009 года в Концертном Зале имени П. И. Чайковского выступил как солист в «Рождественской оратории» епископа Илариона (Алфеева), исполнение которой посвящено памяти Святейшего Патриарха Алексия II. Певец также участвовал в концертах русской музыки в Германии с симфоническим оркестром «Русская филармония».

    М. Гужов сотрудничал с такими дирижерами, как Е. Светланов, М. Эрмлер, Г. Рождественский, М. Плетнев, В. Полянский, В. Понькин, Н. Некрасов и другими.

    Имеет записи на компакт-дисках (оперетта «Москва-Черемушки» Шостаковича, опера оперы «Война и мир» Прокофьева и «Скупой рыцарь» Рахманинова, Мессы № 1 А. Брукнера) и видео и аудио записи опер «Милосердие Тита» Моцарт, «Набукко» Верди.

    Владимир Кудашев

    Владимир Кудашев – заслуженный артист России, солист Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, приглашенный солист Государственного академического Большого театра России.

    Певец родился в 1962 году Казани. Окончил Казанскую государственную консерваторию (1989) и аспирантуру Красноярского института искусств (1993). Несколько лет был ведущим солистом  оперных театров Красноярска и Перми. В 1999 году, по приглашению маэстро Евгения Колобова исполнил заглавную роль Бориса Годунова из одноименной оперы Мусоргского в Московском театре «Новая опера» и через год вошел в постоянный состав оперной труппы театра. В качестве приглашенного солиста Владимир Кудашев продолжает сотрудничать с Красноярским театром оперы и балета, а также выступает в Большом театре.

    Среди его коронных ролей –  Годунов и Пимен в «Борисе Годунове», Гремин в «Евгении Онегине», Кончак в «Князе Игоре», Мефистофель в «Фаусте», Базилио в «Севильском цирюльнике» и многие другие партии.

    Владимир Кудашев – лауреат международных конкурсов вокалистов имени Н. А. Римского-Корсакова и имени М. И. Глинки, лауреат премии Фонда Евгения Колобова «За беззаветное служение оперному искусству». Участник фестивалей «Парад звезд в оперном» (Красноярск), «Басы ХХI века», Шаляпинского фестиваля фонда «Таланты мира». Активно выступает с концертным и оперным репертуаром по городам России и за рубежом (Австрия, Великобритания, Германия, Израиль,  Испания, Кипр, США, Турция, Эстония, Южная Корея, Япония).

    Другие концерты этого абонемента
    Большой зал Консерватории
    13 января в 14:00
    Большой зал Консерватории
    10 февраля в 14:00