Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2016-2017
перейти к списку абонементов

    VIII Большой фестиваль РНО
    Россини – «Эрмиона»

    14 сентября 2016, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Российский национальный оркестр
    Дирижер – Альберто Дзедда (Италия)
    Хор Академии хорового искусства
    имени В.С. Попова

    Солисты – дополнительно

    Художественный руководитель фестиваля – Михаил Плетнёв

    В программе:
    Россини
    «Эрмиона» – опера в концертном исполнении

    12+

    Абонемент №20:

    VIII Большой фестиваль РНО. Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году Народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою четвертьвековую историю коллектив обрел международную известность и безусловное признание публики и критиков. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр сотрудничал с ведущими мировыми исполнителями, среди которых Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многие другие. С РНО выступают лучшие дирижеры современности: Семен Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО. «Декабрьский Брамс в исполнении Светланова и Российского национального оркестра звучал как завещание», — писал обозреватель газеты «Коммерсант». Один из выдающихся дирижеров наших дней, маэстро Кент Нагано так отзывается об оркестре, с которым ему неоднократно доводилось работать: «У РНО вы чувствуете ярко выраженный характер, своей игрой оркестр напоминает вам о том, что русская культура — одна из самых великих в мире. Да, они играют блестяще, да, они высокие профессионалы, да, в оркестре много отличных солистов, но за этим есть и нечто большее: традиция великой культуры, которая слышна в их игре».

    О весомом вкладе РНО и Михаила Плетнёва в современную российскую культуру свидетельствует тот факт, что оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус.

    Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны как под управлением художественного руководителя Михаила Плетнёва, так и с приглашенными дирижерами. Ежегодно с 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. За прошедшие годы Большой фестиваль снискал признание профессиональных критиков и любовь публики, завоевав статус события, традиционно открывающего концертный сезон в столице. 

    РНО является участником знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившим там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках  европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военной операции натовских войск в Югославии. Подводя итоги года, авторитетный сербский журнал NIN опубликовал рейтинг лучших музыкальных событий, в котором концерт РНО занял вторую строчку — как «один из самых незабываемых концертов, прозвучавших в Белграде за последние несколько сезонов». Весной 2010 года оркестр стал главным участником уникального международного проекта «Три Рима». Инициаторами этой крупнейшей культурно-просветительской акции выступили Русская Православная и Римско-Католическая Церкви. Акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра — Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием проекта стал концерт русской музыки, состоявшийся в знаменитом зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI.

    Два последних сезона были отмечены серией крупных международных проектов с участием оркестра, прошедших как в России, так и за ее пределами. В феврале 2014 года концертом РНО под управлением Михаила Плетнёва в Милане официально открылась российская часть перекрестного Года туризма Италии и России. Через два месяца РНО и Московский Синодальный хор выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне, где исполнили «Страсти по Матфею» Митрополита Илариона. В июне 2014 года РНО во главе со своим художественным руководителем и главным дирижером Михаилом Плетнёвым провел фестиваль музыки Сергея Рахманинова в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. В декабре того же года оркестр стал главным участником масштабного гала-концерта, посвященного празднованию 200-летия установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в грандиозном концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова с участием большого сводного хора).

    Совместно со всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими звукозаписывающими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более восьмидесяти альбомов. Многие работы получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории российских симфонических коллективов, завоевавшим самую престижную музыкальную премию — «Грэмми». Записи оркестра большими тиражами расходятся по всему миру, а также постоянно становятся лидерами экспертных рейтингов. Так, запись вокально-симфонической поэмы «Колокола» Рахманинова была признана авторитетным британским музыкальным изданием Classic FM Magazine «одним из самых прекрасных исполнений, которые когда-либо были представлены в записи». А запись музыки к балету «Спящая красавица», осуществленная Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва, по версии Би-би-си является четвертой в рейтинге самых слушаемых записей классической музыки за последние семьдесят пять лет.

    По мнению многих зарубежных музыкальных критиков, на сегодняшний день РНО является лучшим симфоническим коллективом нашей страны: «Больший блеск и рафинированность Российского национального оркестра позволили ему занять место главного симфонического коллектива России» (Chicago Classical Review, 2011). В сезоне 2015/16 Российский национальный оркестр отметит 25-летие серией юбилейных концертов и гастролей. 

    Альберто Дзедда

    Альберто Дзедда — выдающийся итальянский дирижер, музыковед, писатель, прославленный знаток и интерпретатор творчества Россини — родился в 1928 году в Милане. Обучался дирижированию у Антонио Вотто и Карло Мария Джулини. Дебют Дзедды состоялся в 1956 году в родном Милане с оперой «Севильский цирюльник». В 1957 году музыкант победил на Международном конкурсе молодых дирижеров итальянского радио и телевидения, и этот успех стал началом его блестящей международной карьеры. Дзедда работал в самых престижных оперных театрах мира, среди которых Королевская опера Ковент-Гарден (Лондон), театр Ла Скала (Милан), Венская государственная опера, Парижская национальная опера, Метрополитен-опера (Нью-Йорк), крупнейшие театры Германии.

    Главным делом жизни для Альберто Дзедды стал Россиниевский оперный фестиваль в Пезаро, художественным руководителем которого он является со дня основания фестиваля в 1980 году. Этот престижнейший форум ежегодно собирает лучших «россиниевских певцов» со всего мира. Дзедда также возглавляет Академию певцов в Пезаро.

    В сферу художественных интересов маэстро входит не только творчество Россини. Известность и признание получили его интерпретации музыки других итальянских композиторов — Беллини, Доницетти (он исполнил большинство опер этих авторов) и других.

    В разные годы Альберто Дзедда занимал пост художественного руководителя театра Ла Скала в Милане и театра Карло Феличе в Генуе, был художественным консультантом Моцартовского фестиваля в Ла-Корунье и художественным руководителем Барочного фестиваля в Фано. Многие годы он возглавлял фестиваль в Мартина-Франка, где выступил музыкальным руководителем большого числа постановок, в том числе опер «Севильский цирюльник» (1982), «Пуритане» (1985), «Семирамида» (1986) и «Пират» (1987). Дирижер неоднократно участвовал в постановках немецкого фестиваля «Россини в Бад-Вильдбаде». В последние годы Дзедда исполнял на фестивале оперы «Золушка» (2004), «Счастливый обман» (2005), «Дева озера» (2006), «Итальянка в Алжире» (2008) и другие. В Германии он также дирижировал в Штутгарте (1987, «Анна Болейн»), Франкфурте (1989, «Моисей»), Дюссельдорфе (1990, «Дева озера») и Берлине (2003, «Семирамида»). В 2000 году Дзедда стал почетным президентом немецкого Россиниевского общества.

    В дискографии дирижера — огромное количество записей, в том числе «живых», сделанных во время спектаклей. Среди его лучших студийных работ — опера «Беатриче ди Тенда», записанная в 1986 году на лейбле Sony, и «Танкред», выпущенный фирмой Naxosв 1994 году.

    Альберто Дзедда хорошо известен во всем мире и как музыковед-исследователь. Международное признание получили его работы, посвященные творчеству Вивальди, Генделя, Доницетти, Беллини, Верди, и, конечно, Россини. В 1969 году он подготовил научное академическое издание «Севильского цирюльника». Им подготовлены также издания опер «Сорока-воровка» (1979), «Золушка» (1998), «Семирамида» (2001). Значительную роль сыграл маэстро и в публикации полного собрания сочинений Россини, став его соредактором.

    Дирижер не в первый раз сотрудничает с Российским национальным оркестром. В 2010 году в Большом зале Московской консерватории под его управлением состоялось концертное исполнение оперы «Итальянка в Алжире». В 2012 году маэстро принял участие в Большом фестивале РНО: в концерте-закрытии под его управлением в Концертном зале имени П. И. Чайковского состоялось исполнение «Маленькой торжественной мессы» Россини. В рамках Большого фестиваля в 2014 году маэстро вновь встал за пульт РНО, продирижировав концертной версией оперы Россини «Танкред». 

    Хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова

    Первое в истории высшее учебное заведение вокально-хорового искусства, Академия хорового искусства, создана в 1991 году на базе Московского хорового училища имени А. В. Свешникова по инициативе и благодаря настойчивым усилиям профессора В. С. Попова. С самого начала работы Академии хорового искусства руководимый В.С. Поповым смешанный хор вуза определился как многофункциональный певческий коллектив, выступающий с обширными сольными программами, а также участвующий вместе с оркестрами в исполнении крупных вокально-симфонических произведений.

    Сводный хор Академии (около 250 певцов) включает в себя хор мальчиков (7-14 лет), хор юношей (16-18 лет), студенческие вокально-хоровые ансамбли (юноши и девушки 18-25 лет) и мужской хор. Отличная музыкальная подготовка, высокая профессиональная компетентность и полнота разновозрастных групп хоров Академии позволяют выполнить художественные задачи любой сложности, включая исполнение многохорных партитур, требующих участия грандиозных певческих составов. Так, хор Академии исполнил треххорную ораторию К.Пендерецкого «Семь врат Иерусалима» на московской премьере сочинения в Московском международном Доме музыки (декабрь 2003). Выдающимся событием в мире музыки стало исполнение в Москве при участии Большого хора Академии монументальной оратории Ф. Листа «Христос» под управлением Е. Светланова в Большом зале консерватории (апрель 2000).

    Хоры Академии регулярно выступают с концертами в России и за ее пределами - в странах Европы, Азии (Япония, Тайвань), США и Канаде. В числе несомненных достижений коллектива - многократное участие в ряде престижных музыкальных фестивалей: в Брегенце (Австрия, 1996, 1997), Кольмаре (Франция, 1997-2009), Рейнгау (Германия, 1995-2010) и, конечно, в Москве («Московская осень», «Московский Пасхальный фестиваль», «Черешневый лес», «Моцариана»).

    С хорами Училища и Академии сотрудничали прославленные российские и зарубежные дирижеры: Г. Абендрот, Р. Баршай, А. Гаук, Т. Зандерлинг, Д. Кахидзе, Д. Китаенко, К. Кондрашин, И. Маркевич, Е. Мравинский, М. Плетнев, Х. Риллинг, А. Рудин, Г. Рождественский, С. Самосуд, Е. Светланов, В. Спиваков, Ю. Темирканов, В. Федосеев. Многие современные композиторы доверяют исполнителям премьеры своих сочинений. Хоры Академии подготовили к исполнению и записали более 40 компакт-дисков.

    Отдельные хоры Академии, периодически объединяемые в Большой хор, представляют собой уникальный по своим исполнительским возможностям и тембровой палитре певческий коллектив, которому под силу яркие, полноценные художественные интерпретации всей классической и современной хоровой литературы. Полнокровная творческая жизнь – отличительная черта Академии хорового искусства, занявшей сегодня достойное место на мировой концертной сцене.

    С 2008 года сводным хором Академии руководит воспитанник Училища и Академии, ученик В. Попова, Лауреат первой премии Первого московского конкурса хоровых дирижеров – Алексей Петров.

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    18 сентября в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    23 сентября в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    26 сентября в 19:00