Винсент Ван Гог. Письма к брату : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Винсент Ван Гог. Письма к брату

    12 марта 2017

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Бизе
    «Арлезианка» – фрагменты из музыки к драме А. Доде
    Равель
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (для левой руки)
    «Вальс» – хореографическая поэма

    12+

    Абонемент №66:

    Музыка, живопись, жизнь. Воскресные дневные симфонические концерты

    Винсент Виллем Ван Гог – нидерландский художник-постимпрессионист. Человек со сложной, трагической судьбой, он отличался собственным видением мира, на которое оказало влияние и происхождение из семьи протестантского пастора, и поиски в области импрессионизма, и склад психики, и слабое здоровье, регулярно подрываемое то миссионерством, то абсентом.

    Несмотря на то, что родственники Винсента достигли различных высоких постов и неустанно помогали ему на протяжении жизни (у одного он работал в художественно-торговой фирме, у другого занимался теологией), в итоге единственным близким художнику человеком остался брат Тео, оказывавший материальную, а главное, моральную поддержку и веривший в его талант.

    Винсент был одиночкой и самоучкой, а также человеком, которого сегодня назвали бы идеалистом. Серьезный и задумчивый с детства, он хорошо учился, но бросил учебу, мог достигнуть успехов в любом деле, за которое брался, но довольно быстро оставлял его. Значительное влияние на Ван Гога оказали духовные поиски и изучение Библии, но в итоге он отказался обучаться в университете и отправился в бедный шахтерский поселок, где посещал больных, проповедовал, обучал детей и отдавал последнее. Вся жизнь Винсента была постоянной самоотдачей – друзьям, искусству, чужим людям.

    Уже в ранних работах проявляется одна из основополагающих черт творчества Ван Гога – толкование человеческой фигуры как неотъемлемой части природы, а природы – через аналогию с человеком. Ранние картины написаны в темных тонах в подражание старым голландским мастерам и отражают жизнь простого люда («Крестьянка», «Едоки картофеля»). Однако уже в них чувствуется атмосфера психологической напряженности, присущая поздним полотнам.

    Духовно богатым и плодотворным стал для Винсента парижский период, когда он переехал к брату Тео, занимавшемуся торговлей произведениями искусства и пользовавшемуся уважением у художников. Во французской столице Ван Гог знакомится с импрессионистами, изучает различные их техники, участвует в выставках и дружеских встречах, однако, несмотря на поддержку коллег, публика не принимает его работ.

    Переезд в Арль открывает перед Винсентом новые творческие перспективы, он намеревается создать здесь «Мастерскую Юга» и много работает над воплощением света в своих картинах. Здесь оформилось своеобразие его живописной манеры («Персиковое дерево в цвету», «Мост Англуа в Арле», «Красные виноградники в Арле», «Сеятель»), но здесь же обострилась душевная болезнь. После ссоры с другом Полем Гогеном Ван Гог отрезает себе мочку уха и его отвозят в психиатрическую лечебницу. Периоды ремиссий чередуются с обострениями, художник живет в разных местах, создавая выдающиеся полотна – «Звездная ночь», «Пейзаж с оливами», «Сельская дорога с кипарисами», «Пшеничное поле с воронами». Жизненный путь прерывает таинственный выстрел под сердце – все произошло на пленере и до сих пор ведутся споры, решил ли Винсент сам свести счеты с жизнью с помощью револьвера для отпугивания птичьих стай, или это сделал один из его знакомых по питейным заведениям.

    Признание к Ван Гогу пришло уже после смерти. В начале ХХ века его выставки проводятся по всему миру, а экспрессионисты считают его одним из основоположников течения. В середине столетия Винсент ван Гог рассматривается как один из величайших и самых узнаваемых художников в истории. Его работы, наряду с картинами Пабло Пикассо, входят в число самых дорогих полотен.


    Жанна Дозорцева

    Выдающийся российский музыковед Жанна Григорьевна Дозорцева проводит концерты во всех центральных залах Москвы, много гастролирует по России и странам ближнего и дальнего зарубежья. Её выступления отличаются высокой эрудицией, блестящей культурой речи и сценическим обаянием. Творческая дружба связывает ее со всеми выдающимися российскими музыкантами.

    Жанна Дозорцева окончила Ташкентскую Государственную консерваторию в 1958 году по специальности музыковедение. С 1958 по 1959 годы работала на Всесоюзном радио, с 1959 по 1961 – в детской музыкальной школе. С 1961 года является лектором-музыковедом Московской филармонии.

    Жанна Григорьевна осуществляет в Москве огромную просветительскую деятельность среди молодежи и юношества. Концерты абонементных циклов с ее участием – «Музыкальные вечера для юношества» в Колонном зале Дома союзов и «Из залов музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина» – транслировались в 70-80-е годы Центральным телевидением.

    В течение нескольких концертных сезонов с большим успехом проходят ее абонементы «По странам и континентам» в Большом зале консерватории и «Музыка, Живопись, Жизнь» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. С 2011 года выступления в Концертном зале имени П. И. Чайковского транслируются в интернете.

    Жанна Дозорцева ведет активную общественную деятельность. Она является вице-президентом Международной академии творчества, членом Союза композиторов России, президентом Российской ассоциации лекторов-музыковедов, вице-президентом Международного Союза музыкальных деятелей. Жанна Григорьевна – вдохновитель и художественный руководитель Всероссийского фестиваля имени М. И. Глинки в Смоленске, ежегодного Международного фестиваля камерной музыки «Бархатный сезон» в Сочи.

    Жанна Дозорцева – заслуженный деятель искусств России, Азербайджана, Киргизстана, лауреат премии Правительства Москвы; награждена Орденом Дружбы и Орденом Почета.

    В 2015 году награждена Государственной премией Азербайджана, в 2016 г. удостоена звания заслуженного деятеля искусств Республики Северная Осетия – Алания.

    Российский государственный симфонический оркестр кинематографии

    Коллектив ведет свою историю со времен «великого немого», когда в сентябре 1924 года в московском кинотеатре «Арс» на Тверской место перед экраном занял не пианист-тапер, а оркестр. Музыкальное сопровождение фильмов имело успех у зрителей, и вскоре коллектив, которым руководил композитор и дирижер Давид Блок, стал играть и в других кинозалах. Отныне и навсегда судьба оркестра была связана с кинематографом. В 1938 году оркестр, до этого момента не имевший постоянного состава, был приписан к студии «Союздетфильм». В 1943 году оркестр и хор «Союздетфильма» были выделены в самостоятельную единицу, коллектив получил статус государственного.

    Оркестр внес свою лепту в создание лучших фильмов довоенного и военного времени выдающихся режиссеров Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Григория Александрова, Григория Козинцева, Ивана Пырьева. Во время войны был эвакуирован в Среднюю Азию, продолжая непрерывно работать практически над всеми отечественными фильмами и фронтовой хроникой. 1944 год ознаменовался двумя историческими событиями: оркестр принял участие в записи музыки Сергея Прокофьева к фильму «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна и дал концерт к своему двадцатилетию в Колонном зале Дома Союзов, который открывала только что записанная музыка Дмитрия Шостаковича к фильму «Зоя» Лео Арнштама. 

    В послевоенные десятилетия оркестр записывает музыку ко множеству фильмов, среди которых «Баллада о солдате» Григория Чухрая с музыкой Михаила Зива, «Война и мир» Сергея Бондарчука с музыкой Вячеслава Овчинникова, «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая с музыкой Александра Зацепина, «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова (музыка Алексея Рыбникова), «Мэри Поппинс, до свидания!» Леонида Квинихидзе (музыка Максима Дунаевского), «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина (музыка Евгения Геворгяна), «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (музыка Сергея Никитина), «Покровские ворота» Михаила Козакова (музыка Георгия Гараняна) и многие другие. 

    В 1993 году оркестр возглавил Сергей Скрипка, сумевший сохранить коллектив и поддержать его высокий исполнительский уровень. В числе работ оркестра последних лет – запись музыки Эдуарда Артемьева, Юрия Красавина, Артема Васильева, Анджело Бадаламенти и других композиторов к фильмам и сериалам «Солнечный удар» Никиты Михалкова, «Щелкунчик и Крысиный король», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского, «Ликвидация», «Тихий Дон» и «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка, «Брестская крепость» и «Спитак» Александра Котта, «Достоевский», «Бесы» и «Меморандум Парвуса» Владимира Хотиненко, “Weekend” и «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина, «Время первых» Дмитрия Киселёва, «Легенда № 17» и «Экипаж» Николая Лебедева, «Сталинград» Фёдора Бондарчука, «Хождение по мукам» Константина Худякова, «Дух Соноры» (по рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты») и «Литургия оглашенных» Алексея Рыбникова, «Медный всадник России» Василия Ливанова, «Собибор» Константина Хабенского и многим другим. 

    С оркестром сотрудничали лучшие отечественные композиторы – Исаак Дунаевский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке, София Губайдулина, Андрей Петров, Родион Щедрин, Андрей Эшпай, Гия Канчели, Эдуард Артемьев, Геннадий Гладков, Владимир Дашкевич, Евгений Дога и другие. В разные годы за его пультом стояли Давид Блок, Александр Гаук, Василий Небольсин, Григорий Гамбург, Николай Аносов, Арий Пазовский, Николай Голованов, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Марк Эрмлер, Газиз Дугашев, Вероника Дударова, Юрий Силантьев, Арнольд Ройтман, Эмин Хачатурян, Юрий Николаевский, Владимир Васильев, Мартин Нерсесян, Давид Штильман, Константин Кримец, Николай Соколов. С коллективом выступали Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Иван Козловский, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Борис Гмыря, Владимир Крайнев, Даниил Шафран, Александр Слободяник, Михаил Плетнёв, Дмитрий Хворостовский. 

    Оркестр – один из самых мобильных российских коллективов, способных играть в любых больших и малых составах, трансформироваться в эстрадный и джазовый ансамбль, совмещать концертную деятельность со студийной работой. Постоянно участвует в абонементах Московской филармонии, лучшими среди которых стали «Живая музыка экрана» на сцене Концертного зала имени Чайковского и «Кино без границ» в зале «Филармония-2». Свыше двух десятков лет сотрудничал с выдающимся лектором-музыковедом Светланой Виноградовой. Участник музыкальных фестивалей «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Музыка друзей», «Московская осень», «Славянский базар», Фестиваль российской культуры в Индии, крупных телевизионных концертных проектов, среди которых «Призрак оперы» на Первом канале и «Большая опера» на телеканале «Культура». В 2013 году оркестр удостоен Гранта Правительства России.

    Сергей Скрипка

    Бòльшая часть творческой жизни Сергея Скрипки связана с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии. Он начал сотрудничать с этим коллективом в 1977 году, будучи студентом Московской консерватории в классе профессора Лео Гинзбурга, с 1993 года – художественный руководитель и главный дирижер оркестра. Под руководством Сергея Скрипки Оркестр кинематографии озвучил большинство отечественных кинолент, а также ряд зарубежных фильмов. За это время маэстро обрел уважение коллег, а его творчество стало неотъемлемой частью отечественного кинематографа.

    Творческая дружба связывает музыканта с известными мастерами кино. Неоднократно на сцену с маэстро и его оркестром выходили выдающиеся режиссеры Эльдар Рязанов, Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Пётр Тодоровский, знаменитые артисты, композиторы, сценаристы. Слушателям запомнились яркие программы, посвященные юбилеям Геннадия Гладкова, Эдуарда Артемьева, Александра Зацепина, Алексея Рыбникова, Владимира Дашкевича, Полада Бюльбюль-оглы, Максима Дунаевского, вечера памяти Тихона Хренникова, Андрея Петрова, Исаака Шварца, Евгения Птичкина, Оскара Фельцмана, Микаэла Таривердиева, Никиты Богословского, Кирилла Молчанова, Георгия Гараняна, Ролана Быкова. С 2006 года Сергей Скрипка и оркестр кинематографии осуществляют в Московской филармонии уникальный проект – персональный абонемент «Живая музыка экрана». 

    Сергей Скрипка сотрудничал со многими российскими коллективами, гастролировал в России и за рубежом. Выступал и записывался с известными солистами – Михаилом Плетнёвым, Дмитрием Хворостовским, Сергеем Судзиловским, Александром Ведерниковым, Любовью Казарновской, Алексеем Любимовым, Андреем Диевым, Родионом Замуруевым, Александром Гиндиным, Алексеем Набиулиным, Алёной Баевой, Гайком Казазяном, Никитой Борисоглебским и другими. С 1975 года руководит Жуковским симфоническим оркестром. В течение 27 лет был профессором кафедры оркестрового дирижирования РАМ имени Гнесиных. 

    В репертуаре дирижера – произведения разных эпох и жанров: от барокко до новейшей музыки, от высокой классики до лучших образцов эстрады. Впервые в России маэстро исполнил ораторию «Страсти по Марку» Рейнхарда Кайзера, а также осуществил первые записи на CD ряда произведений Глиэра, Мосолова, Шебалина, Денисова. В 2018 году Сергей Скрипка провел мировую премьеру реквиема «Девять шагов к преображению» Эдуарда Артемьева. Постоянный участник жюри кинофестивалей и музыкальных конкурсов. Входит в состав двух российских киноакадемий – «НИКА» и «Золотой орёл», член Союза кинематографистов России. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1993), Народный артист Российской Федерации (1998), Почётный гражданин города Жуковского (2004), лауреат премии Правительства России в области культуры (2010), награжден Орденом Почета (2016).

    Виктория Любицкая

    Виктория Любицкая родилась в Москве. Училась в музыкальной школе при Московской консерватории – педагог Валентина Седова-Берман, и в музыкальном училище при Московской консерватории, где её занятиями руководил известный пианист и педагог Виктор Бунин. Продолжила образование в Московской консерватории, занималась у доцента Самвела Алумяна, а затем в классе профессора Льва Наумова. 

    Виктория Любицкая – лауреат международных конкурсов, член-корреспондент Международной Академии творчества (Москва).

    Концертный репертуар пианистки обширен и разнообразен; он включает в себя произведения композиторов XVIII–XXI веков. Особое место в нём занимает творчество Рахманинова: Любицкая исполняет все его сольные фортепианные сочинения и все концерты для фортепиано с оркестром. Виктория сотрудничала с такими известными дирижёрами, как Саулюс Сондецкис, Вероника Дударова, Владимир Понькин, Марк Горенштейн, Владимир Вербицкий, Александр Рудин, Дмитрий Лисс, Андрей Аниханов, Эдуард Серов, Александр Анисимов, Александр Уолкер; играла с ведущими оркестрами: Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Академическим симфоническим оркестром Московской государственной академической филармонии, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской государственной академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Оркестром Государственного Эрмитажа «Санкт-Петербург Камерата», Московским камерным оркестром «Musica Viva» и другими коллективами. 

    Виктория Любицкая выступала с концертами в Москве – в Большом и Малом залах Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского; в Санкт-Петербурге – в Большом и Малом залах Санкт-Петербургской государственной академической филармонии; в Екатеринбурге, Костроме, Рязани, Пскове, Воронеже, Волгограде, Самаре, Ижевске, Тамбове, Ярославле, Кисловодске, Пятигорске и других городах России. Гастролировала в Австрии, Венгрии, Германии, Испании, Италии, Латвии, Хорватии, Черногории, Швейцарии и других странах. Принимала участие во многих известных международных фестивалях, среди которых «Русская зима», «Московская осень», «Пятницы в Пушкинском», Фестиваль музыки Альфреда Шнитке (Москва), Пасхальный фестиваль в Санкт-Петербурге, Фестиваль «Дни русской культуры» во Фрибурге (Швейцария), Фестиваль «Дни музыки» в Герцег-Нови (Черногория), Балтийский фестиваль балета «От классики до авангарда» в Риге (Латвия). 

    Имеет записи на радио и телевидении России, Германии, Италии, Швейцарии. В сотрудничестве с известными фирмами записала несколько компакт-дисков, получивших высокую оценку в российской и зарубежной прессе, включая такие авторитетные издания, как «Музыкальное обозрение», «Культура», «Музыкальная жизнь» (Россия), «Diapason» (Франция), «Piano News» (Германия). Её диск с записью фортепианных произведений Альфреда Шнитке, изданный бельгийской фирмой «Fuga Libera», был удостоен престижной награды «5 de Diapason».