Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2018-2019.
Перейти к списку абонементов.

    XVI Московский Пасхальный фестиваль

    8 мая 2017, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Симфонический оркестр Мариинского театра
    Дирижёр – Валерий Гергиев
    Даниил Трифонов (фортепиано)

    Организатор концерта
    Благотворительный фонд
    «Фонд Валерия Гергиева» 


    XVI Московский Пасхальный фестиваль
    Художественный руководитель
    фестиваля – Валерий Гергиев

    В программе:
    Равель
    «Вальс» – хореографическая поэма
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
    Стравинский
    (к 135-летию со дня рождения)
    «Петрушка» – музыка балета (русские потешные сцены в четырёх картинах)

    12+

    Симфонический оркестр Мариинского театра

    Информация предоставлена пресс-службой Пасхального фестиваля

    Оркестр Мариинского театра – уникальный театральный коллектив, ведущий самостоятельную концертную деятельность, включенный в список 20 лучших оркестров мира по результатам опроса ведущих музыкальных критиков крупнейших изданий Европы, Америки и Азии (2008). Умение быстро осваивать новые сложнейшие партитуры, владение всеми жанрами симфонической музыки, гибкость при работе с разными дирижерами и солистами наряду с невероятно насыщенным гастрольным графиком делают петербургский коллектив самым универсальным оркестром в мире.

    История коллектива восходит к первому оркестру Санкт-Петербургской Императорской оперы и насчитывает более двухсот лет. У его истоков стояли Катерино Кавос, руководивший коллективом почти 50 лет, и Константин Лядов. Расцвет оркестра Мариинского театра пришелся на период руководства Эдуарда Направника, который расширил театральный репертуар более чем на 100 спектаклей и вывел оркестр на европейский уровень исполнительского мастерства. Эстафету Направника последовательно приняли выдающиеся дирижеры советского времени: Владимир Дранишников, Евгений Мравинский, начавший в нем свой творческий путь, Арий Пазовский, Сергей Ельцин, Борис Хайкин, Павел Фельдт, Константин Симеонов, Юрий Темирканов. 

    За всю историю оркестра за его пультом стояли Г. Берлиоз, Р. Вагнер, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Малер, Г. фон Бюлов, А. Шёнберг, О. Клемперер, А. Никиш, В. Менгельберг, Б. Вальтер, К. Клайбер. Оркестр Мариинского театра участвовал в бесчисленном количестве первых постановок отечественных, а также первых постановок на русской сцене зарубежных оперных и балетных спектаклей, среди которых оперы М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Серова, А. Рубинштейна, М. Мусоргского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, оперы и балеты П. Чайковского, С. Прокофьева, Дж. Россини, В. А. Моцарта, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Р. Вагнера, Р. Штрауса, Д. Обера, Дж. Мейербера, балеты Р. Дриго, Ч. Пуни, Б. Асафьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, В. Соловьева-Седого, А. Петрова

    В 1978 году в Мариинский (Кировский) театр на должность дирижера был приглашен Валерий Гергиев, возглавивший театр в 1996 году. С его приходом репертуар оркестра пополнился гигантским количеством оперных партитур и симфонической музыки и в настоящее время включает в себя все оперы Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга», все оперы Прокофьева и Шостаковича, значительную часть оперного наследия Римского-Корсакова и Чайковского, обе авторские редакции «Бориса Годунова» Мусоргского, оперы Р. Штрауса, Яначека, Моцарта, Пуччини, Доницетти, все симфонии Бетховена, Малера, Прокофьева, Шостаковича, произведения Стравинского, Мессиана, Дютийё, Хенце, Щедрина, Тищенко, Губайдулиной, Канчели, Каретникова и многих других композиторов. Обогащению репертуара и быстрому росту исполнительского уровня способствовали открытие уникального по своей акустике Концертного зала Мариинского театра (2006) и новой сцены Мариинского театра (2013).

    Несмотря на ежедневные выступления на трех театральных площадках, оркестру удается сохранять плотный гастрольный график. Под руководством Гергиева Мариинский оркестр выступает на крупнейших оперных сценах и в лучших концертных залах мира. Только за последний год оркестр представил масштабные гастрольные программы во Франции, Испании, на Тайване, в Китае, Италии, Японии, Германии, Австрии, Великобритании. Настоящими «Русскими сезонами» назвал Валерий Гергиев гастроли Мариинского театра в США в январе – феврале 2015 года, где артисты Мариинского оркестра представили программы, полностью составленные из произведений Мусоргского, Чайковского, Рахманинова,  Прокофьева, Шостаковича и  Щедрина.

    Валерий Гергиев

    Искусство Валерия Гергиева востребовано во всем мире. Маэстро – ярчайший представитель петербургской дирижерской школы, ученик легендарного профессора Ильи Мусина. Еще студентом Ленинградской консерватории Гергиев одержал победу на конкурсе имени Герберта фон Караяна в Берлине и на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве, после чего был приглашен в Кировский (ныне Мариинский) театр на место ассистента главного дирижера. Его дебютом в театре стала «Война и мир» Прокофьева (1978). В 1988 году Гергиев был избран музыкальным руководителем Мариинского театра, в 1996 стал его художественным руководителем-директором, приняв руководство оркестром, оперной и балетной труппой.

    С приходом Валерия Гергиева в театр традицией стали крупные тематические фестивали, приуроченные к юбилеям композиторов. В 1989 году прошел фестиваль, посвященный 150-летию Мусоргского, в 1990-м – 150-летию Чайковского, в 1991-м – 100-летию Прокофьева, в 1994-м – 150-летию Римского-Корсакова. В программах фестивалей звучали не только хорошо известные партитуры, но и редко исполнявшиеся или вообще прежде не звучавшие сочинения. Традиция юбилейных фестивалей продолжается и в XXI веке празднованием 100-летия Шостаковича в 2006 году, 175-летия Чайковского в 2015-м, 125-летия Прокофьева – в 2016-м. 

    Усилиями маэстро Гергиева на сцену Мариинского театра вернулись оперы Вагнера. В 1997 году прозвучал «Парсифаль», не видевший российской сцены более 80 лет, в 1999мвозрожден «Лоэнгрин», а к 2003 целиком поставлена грандиозная оперная тетралогия «Кольцо нибелунга». Это было первое после почти столетнего перерыва полное исполнение «Кольца» на российской сцене и первое в России – на языке оригинала. Тетралогия с успехом шла на гастролях Мариинского театра в Москве, а также за границей – в США, Южной Корее, Японии, Великобритании и Испании. В репертуаре театра закрепились постановки «Тристана и Изольды» (2005) и «Летучего голландца» (1998, 2008). Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Гергиева вышел на новый уровень, освоив не только новые оперные и балетные партитуры, но и обширный симфонический репертуар – все симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, Малера, Сибелиуса, Прокофьева, Шостаковича, сочинения Берлиоза, Брукнера, Римского-Корсакова, Р. Штрауса, Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Мессиана, Дютийё, Уствольской, Щедрина, Канчели и многих других композиторов. 

    Под руководством Валерия Гергиева Мариинский театр превратился в масштабный театрально-концертный комплекс, не имеющий аналогов в мире. В 2006 году открыт Концертный зал, в 2013 году – вторая сцена театра (Мариинский-2). С 1 января 2016 года у Мариинского театра появился филиал во Владивостоке – Приморская сцена, а с апреля 2017– во Владикавказе: Национальный государственный театр оперы и балета Республики Северная Осетия – Алания и Северо-Осетинская государственная академическая филармония. Среди проектов Гергиева, реализованных в Мариинском театре – организация медиавещания, проведение онлайн-трансляций концертов, создание звукозаписывающей студии. В 2009 начал свою работу лейбл «Мариинский», на котором к настоящему моменту вышло уже более 30 дисков, получивших признание критики и публики во всем мире: симфонии и фортепианные концерты Чайковского и Шостаковича, оперы Вагнера, Массне, Доницетти и целый ряд других произведений. Записи балетов Прокофьева «Ромео и Джульетта» и «Золушка» и оперы «Игрок» выпущены на DVD. 

    Международная деятельность Валерия Гергиева не менее насыщенна и активна. Дебютировав в 1992 году в Баварской государственной опере («Борис Годунов» Мусоргского), в 1993 – в Ковент-Гардене («Евгений Онегин» Чайковского), в 1994 – в Метрополитен-опере («Отелло» Верди с Пласидо Доминго в заглавной роли), маэстро успешно продолжает сотрудничать с ведущими 

    оперными театрами и фестивалями мира. Он работает со Всемирным оркестром мира (которым руководит с 1997 года после кончины основателя коллектива Георга Шолти), с филармоническими оркестрами Берлина, Парижа, Вены, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, симфоническими оркестрами Чикаго, Кливленда, Бостона, Сан-Франциско, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), а также многими другими коллективами. С 1995 по 2008 год Валерий Гергиев занимал пост главного дирижера Роттердамского филармонического оркестра (сегодня – почетный дирижер коллектива), с 2007 по 2015 – Лондонского симфонического оркестра. С осени 2015 года маэстро возглавляет Мюнхенский филармонический оркестр. 

    Валерий Гергиев – основатель и руководитель престижных международных фестивалей, в числе которых «Звезды белых ночей» (c 1993), Московский Пасхальный фестиваль (c 2002), «Гергиев-фестиваль» в Роттердаме, фестиваль в Миккели, «360 градусов» в Мюнхене. С 2011 он возглавляет оргкомитет международного конкурса имени Чайковского. Гергиев уделяет огромное внимание работе с молодыми музыкантами. По его инициативе возрождено Всероссийское хоровое общество, на базе которого создан Детский хор России, выступавший в Мариинском-2, Большом театре и на закрытии XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. С 2013 года маэстро руководит Национальным молодежным оркестром США, регулярно выступает с молодежными оркестрами фестиваля в Шлезвиг-Гольштейне, фестиваля в Вербье и Тихоокеанского музыкального фестиваля в Саппоро. С 2015 года в Мариинском театре проходит ежегодный фестиваль «Мариинский NEXT», в котором участвуют детские и молодежные оркестры Санкт-Петербурга. 

    Музыкальная и общественная деятельность Валерия Гергиева отмечена тремя Государственными премиями Российской Федерации (1993, 1998, 2015), званиями Народного артиста Российской Федерации (1996) и Героя Труда (2013), орденом Александра Невского (2016), высокими государственными наградами Армении, Германии, Италии, Нидерландов, Польши, Франции, Японии.

    Даниил Трифонов

    В свои 26 лет Даниил Трифонов, по единодушному мнению критиков, достиг высочайших вершин фортепианного мастерства и стал одним из самых востребованных пианистов своего поколения.

    «В его игре есть абсолютно все, и даже больше <…> и нежность, и демонизм. Я никогда не слышала ничего подобного», — так отозвалась о Трифонове Марта Аргерих на страницах Financial Times вскоре после его триумфа на XIV Конкурсе имени Чайковского в июле 2011 года. Газета Washington Post описывает его игру как «невероятное переживание», а Süddeutsche Zeitung так охарактеризовала его дебют на фестивале в Вербье: «Истинный культурный шок. Его зовут Даниил Трифонов, и это самый удивительный пианист из всех, которых можно услышать».

    Даниил Трифонов родился в Нижнем Новгороде в 1991 году в семье музыкантов, начал заниматься игрой на фортепиано в возрасте 5 лет. Учился у Т. А. Зеликман в МССМШ имени Гнесиных, в 2009 года продолжил обучение в классе С. Бабаяна в Институте музыки Кливленда (США). В 2008 году, в возрасте 17 лет, Даниил стал лауреатом IV Международного конкурса имени Скрябина в Москве; в том же году с триумфом выступил на III Международном конкурсе в Сан-Марино (первая премия и специальный приз). В 2010 году он стал лауреатом третьей премии и обладателем специального приза Польского радио за лучшее исполнение мазурок Шопена на XVI Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве. В 2011 году получил первую премию, Золотую медаль и три специальных приза (за лучшее исполнение камерной музыки, приз имени Пнины Зальцман за лучшее исполнение произведения Шопена и приз публики) на Международном конкурсе имени Артура Рубинштейна в Тель-Авиве.

    Наконец, в июле 2011 года — блестящая победа на Конкурсе им. П.И. Чайковского в Москве (Гран-при, первая премия и золотая медаль), после которой Даниил Трифонов за короткое время сделал головокружительную международную карьеру.

    Пианист выступал с сольными концертами в Карнеги-холле (Нью-Йорк), Кеннеди-центре (Вашингтон), в Вигмор-холле, Зале королевы Елизаветы, Королевском Фестивал-холле, Королевском Альберт-холле в рамках фестиваля «ВВС Proms» (Лондон), Концертном зале Лувра, Театре Елисейских Полей и Зале Плейель (Париж), Берлинской филармонии, амстердамском Консертгебау, мюнхенском Геркулес-зале, венском Концертхаусе, Опера-сити-холле (Токио), Центре искусств Сеула, Королевском зале Эдинбурга, Бриджуотер-холле (Манчестер), Лидерхалле (Штутгарт), Стокгольмском концертном зале, Дворце музыки Барселоны, франкфуртской Альте Опер, на Московском Пасхальном фестивале и фестивале «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, на крупнейших летних европейских фестивалях в Зальцбурге, Вербье, Эдинбурге, Локенхаузе, Люцерне, Монтре, Ла-Рок-д’Антероне, Руре, замке Графенегг, Сан-Себастьяне, фестивалях Celebrity Series (Бостон), Блоссоме, Равинии и Аспене (США).

    В числе оркестров, с которыми постоянно играет Трифонов, — лучшие коллективы России (оркестр Мариинского театра, ЗКР АСО Санкт-Петербургской филармонии, ГАСО России им. Е.Ф. Светланова, АСО Московской филармонии, Российский национальный оркестр, Уральский академический филармонический оркестр и др.), США (оркестры Вашингтона, Нью-Йорка, Чикаго, Бостона, Кливленда, Филадельфии, Сиэтла, Далласа, Лос-Анджелеса, Сан-Франциско), Великобритании (Лондонский филармонический и Лондонский симфонический, оркестр «Филармония»), Германии (оркестры Берлинской и Мюнхенской филармоний, Баварского радио), ведущие оркестры Нидерландов, Франции, Италии, Австрии, Израиля, Австралии, Канады, многих других стран.

    В послужном списке пианиста — выступления с Валерием Гергиевым, Владимиром Юровским, Юрием Темиркановым, Михаилом Плетнёвым, Владимиром Федосеевым, Лорином Маазелем, Нэвиллом Мэрринером, Иржи Белоглавеком, Кристианом Тилеманом, Семеном Бычковым, Кшиштофом Пендерецким, Саймоном Рэттлом, Джанандреа Нозедой, Владимиром Ашкенази, Андреем Борейко, Риккардо Мути, Саймоном Рэттлом, Антони Витом, Мунг-Вун Чунгом, Людовиком Морло, Япом ван Зведеном, Даниэлем Хардингом, Янником Незе-Сегеном, Шарлем Дютуа, Аланом Гилбертом, Василием Петренко, Андрисом Нельсонсом и многими другими выдающимися маэстро современности.

    Даниил Трифонов много выступает в камерных ансамблях. Среди его партнеров — Николас Ангелич, Сергей Бабаян, Анне-Софи Муттер, Гидон Кремер, Леонидас Кавакос, Юлиан Рахлин, Вильде Франг, Юрий Башмет, Рено и Готье Капюсон, Миша Майский, Ольга Бородина, Матиас Герне, Ильдар Абдразаков, квартет Павела Хааса (Чехия).

    В 2011 году на фирме DECCA вышел первый компакт-диск пианиста, на котором записаны Концерт № 1 и избранные сольные сочинения Шопена.

    В январе 2013 года студия звукозаписи Deutsche Grammophon, заключившая с Даниилом Трифоновым эксклюзивный контракт, предрекла ему славу будущего «великого русского пианиста-поэта XXI века». Первый диск Даниила Трифонова, выпущенный под этим лейблом (Trifonov: The Carnegie Recital), был записан во время дебютного выступления пианиста в переполненном Карнеги-холле. В тот вечер он исполнял Сонату си минор Листа, Вторую сонату Скрябина и все прелюдии Шопена.

    В октябре 2016 года на Deutsche Grammophon вышел диск Transcendental с записью всех этюдов Листа (премия ECHO Klassik за «Лучшую сольную запись фортепианной музыки XIX века), в феврале 2017 г. — Preghiera, на котором записаны два трио Рахманинова (с Гидоном Кремером и Гиедре Дирванаускайте).

    Последний по времени альбом пианиста — Chopin Evocations, вышедший в октябре 2017 года — включает произведения Шопена (в т.ч. оба Концерта для фортепиано с оркестром) и пьесы Шумана, Грига, Чайковского, Барбера, Момпоу, написанные как посвящения Шопену.

    В дискографию пианиста входит также запись Первого фортепианного концерта Чайковского в сопровождении Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева (лейбл Mariinsky) и диск «Рахманинов. Вариации», в который вошли Рапсодия на тему Паганини, Вариации на тему Шопена, Вариации на тему Корелли и сочинение Д. Трифонова «Рахманиана» (Deutsche Grammophon). Он также записал несколько камерных произведений М. Вайнберга с Г. Кремером. В настоящее время Трифонов записывает все концерты для фортепиано с оркестром Рахманинова (дирижер Янник Незе-Сеген).

    В 2013 г. Трифонов получил премию Франко Аббьятти — самую престижную награду в области академической музыки в Италии, присуждаемую итальянской Национальной ассоциацией музыкальной критики ежегодно с 1980 года. Спустя год удостоился премии Echo Klassik за диск Trifonov: The Carnegie Recital.

    В 2016 г. он был назван «Артистом года» и получил приз журнала Gramophone, а также награжден призом Королевского Филармонического общества в категории инструменталистов.

    Даниил Трифонов дает около 100 концертов за сезон, исполняя самый разнообразный репертуар. Основу его программ составляет музыка венских классиков (Моцарт, Бетховен), романтиков и композиторов первой половины ХХ века (Шопен, Шуман, Лист, Чайковский, Рахманинов, Скрябин, Прокофьев). В последнее время пианист, по его собственному признанию, старается активно осваивать музыку иного плана (Стравинский, Шенберг, Шостакович, Шнитке, современные авторы).

    Даниил Трифонов с юных лет занимается композицией. В МССМШ им. Гнесиных он учился у Владимира Довганя, в Кливленде совершенствовался у Кита Фитча. Он сочиняет фортепианную, камерную, оркестровую музыку. 26 мая 2017 на открытии фестиваля «Звезды белых ночей» в Мариинском-2 в сопровождении Трифонов впервые в России исполнил свой Концерт № 1 для фортепиано с оркестром в сопровождении Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. В ноябре 2017 г. он трижды сыграл этот концерт во время североамериканского турне, в т.ч. в Карнеги-холле.

    Среди других наиболее заметных событий сезона 2017/2018 — осенние гастроли по странам Европы и Азии, включая выступления на фестивалях в Люцерне, Бремене, Граффенеге, концерты в Бухаресте, Барселоне, Милане, Турине, Люксембурге, Токио, Пекине, Шанхае, Гонконге; выступления с оркестром Баварского радио и Марисом Янсонсом; турне по Германии и Великобритании с Лондонским филармоническим оркестром и Владимиром Юровским; европейский тур (Амстердам, Вена, Прага, Дрезден, Париж) с оркестром Консертгебау и Даниэлем Гатти; концерты с Венским симфоническим оркестром и Лахавом Шани, Кливлендским оркестром и Майклом Тилсоном Томасом, Израильским филармоническим и Иваном Фишером, оркестром Филармонии Ла Скала и Даниэлем Хардингом, выступления в США с Филадельфийским и Сиэтлским оркестрами.

    Особый интерес представляет программа, с которой Даниил Трифонов дважды (1 и 4 мая) выступит в США: в ней которой будут звучать только сочинения композиторов XX–XXI веков — Берга, Прокофьева, Бартока, Копленда, Мессиана, Лигети, Штокхаузена, Адамса, Корильяно, Адеса.

    В январе 2018 года Даниил Трифонов удостоен премии «Грэмми» в номинации «Лучший классический инструментальный альбом» за CD Transcendental.