Звёзды аргентинского танго. Золотой век аргентинского танго и Tango Nuevo : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Звёзды аргентинского танго.
    Золотой век аргентинского танго
    и Tango Nuevo

    26 мая 2014

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Пьяццолла

    Тройло

    Вишольдо

    Ховес

    Мело

    Кадикамо

    Кабашеро

    Карраско

    Золотой век аргентинского танго и Tango Nuevo

    12+

    Золотой век аргентинского танго и Tango Nuevo

    Танго – легендарный танец ХХ века, не теряющий свою актуальность и поныне, зародился в Аргентине на исходе XIX века, когда в страну хлынул поток иммигрантов из Европы. Новоприбывшие скапливались на окраинах портовых городов – Буэнос-Айреса и Монтевидео, постепенно сливаясь с местными жителями. Именно здесь произошло сближение разнонациональных музыкальных и танцевальных форм, из которых возникло аргентинское танго. Хорхе Луис Борхес в книге «Язык аргентинцев» пишет: «Танго принадлежит к Ла-Плата и является “сыном” уругвайской милонги и “внуком” хабанеры». (Милонгой называется как южноамериканский танец, так и танцевальный вечер, на котором танцуют танго и милонгу.)

    В первое время танго не выходило за пределы окраин Буэнос-Айреса, но постепенно проникло в многочисленные кафе аргентинской столицы, которые посещала «приличная» публика. Основой танцевального сюжета, как правильно, была «дуэль»: состязание между претендентами на благосклонность дамы. В сопровождающем ансамбле присутствовали скрипка, флейта, арфа (которую вскоре заменила гитара) и бандонеон. Во время Первой мировой войны аргентинское танго увидели и услышали в Париже. Увлечение новым танцем подобно эпидемии прокатилось по Европе, и танго возвратилось на родину победителем, превратившись в национальный музыкальный символ.

    «Золотым веком» танго стал период 1930–1950-х годов, когда в многочисленных ансамблях творили выдающиеся композиторы и исполнители танго – классики стиля: Аннибал Тройло, Освальдо Пульезе, Астор Пьяццолла и многие другие.

    К концу сороковых годов существовали три основных музыкальных традиции исполнения танго. Первая, наиболее влиятельная, получила название «школа де Каро» (по имени одного из выдающихся исполнителей – Хулио де Каро) и во многом была связана с исполнительскими приемами джазового биг-бэнда. Этой музыке свойственна импровизационность, определенные «джазовые» приемы в формировании структуры пьесы (тема – импровизация – тема – каденция). Помимо Хулио Де Каро, яркими представителями данного направления были Педро Лауренц, Анибаль Тройло, Освальдо Пульезе, Альфредо Гобби. Именно школа де Каро с ее импровизационной природой, открытая любым стилевым экспериментам, создавала благодатную почву для появления «Нового танго», или «Танго нуэво». Танго постепенно становилось музыкой для слушания, а не для танца. Вернуть его на танцполы удалось Освальдо Пульезе, популярность которого была немыслимой и могла конкурировать лишь со славой его антагониста – Асторя Пьяццоллы. Впрочем, эволюционная природа «школы де Каро» впоследствии сблизила этих музыкантов, приведя их в 1989 году на одну сцену.

    Две других исполнительских традиции танго противоположны друг другу по эстетике, но имеют общее отличие от «школы де Каро» – в них нет эволюционного элемента. Это «эстрадное» направление, пользующаяся успехом в высшем обществе, – красивая музыка без импровизационного элемента, рассчитанная на концертные залы (порой скрипок бывает в несколько раз больше, чем в традиционном танго-оркестре, зато бандонеона нет вообще). И, наконец, третья, чисто танцевальная традиция, где музыка выполняет исключительно аккомпанирующую роль и отличается четким ритмом и подчиненностью ему всех остальных музыкальных средств.

    «Танго нуэво» начало развиваться в 80-е годы ХХ века и было связано с желанием танцоров найти свой неповторимый стиль, придумывая оригинальные вращения со сплетением и вымещением ног, изысканные позы и поддержки. «Новое танго» требовало для исполнения много места, поэтому его часто танцевали в шоу и никогда на милонгах.

    Самым известным композитором нового направления стал Астор Пьяццолла с его аргентинскими корнями и великолепной европейской академической школой. Именно Пьяццолле удалось ввести аргентинский танец в обиход классической музыки (как в свое время сделал с вальсом Иоганн Штраус). Он произвел революцию в стиле танго за счет внедрения новых инструментов, таких как саксофон и электрогитара, а так же открыл новые формы гармонических и мелодических структур в традиционном танго.

    Возрождение танго в 80-е годы ХХ века связано с именами величайших танцоров Аргентины Хуана Карлоса Копеса и Марии Ньевес – звезд аргентинского танго. Ренессанс танго начался с грандиозного успеха в 1983 году мюзикла «Танго Аргентино» сначала в Париже, а затем на Бродвее. Копес и Ньевес были главными участниками масштабного действа, которое вновь пробудило интерес к танцу во всем мире. С конца 1980-х годов в Буэнос-Айресе одна за другой появляются спецшколы, а в 1990 году учреждается Национальная академия танго. В 1996 году принимается Национальный закон о танго, объявляющий танец национальным достоянием, а продвижение танго у себя и за рубежом, соответственно, – государственным интересом. С 1999 года в Буэнос-Айресе под патронатом городских властей проходит Фестиваль танго.

    В 2009 году эксперты ЮНЕСКО включили танго в список Всемирного культурного наследия.

    Хавьер Родригес и Ноэлия Барси

    «Чтобы танцевать танго, надо думать о партнере и чувствовать его! Танго – популярный танец, и каждое движение должно идти от сердца. Когда ты танцуешь, ты чувствуешь себя счастливым и ищешь счастья, в противном случае ты не танцуешь, а только лишь двигаешься» (Хавьер Родригес).

    Хавьер Родригес – легендарный танцор, уже почти четверть века являющийся настоящей иконой стиля tango salon. Его абсолютная индивидуальность заключается в непревзойденной элегантности, высочайшей технике, музыкальности, игре полутонами. Танец Хавьера Родригеса и Ноэлии Барси изящен и спокоен, на первый взгляд ясен и прост, но вдруг взрывается ювелирным синкопированием и фейерверком каскадов и окутывает зрителя необъяснимой магией.

    В интервью, данном аргентинскому журналу La Milonga Magazine, на вопрос «Что для вас танго?» Родригес ответил «Объятие».

    В настоящее время Хавьер Родригес – один из самых известных мастеров аргентинского танго. Его танец – чистое традиционное танго, лишенное стилевых примесей. Помимо исполнительской деятельности, Хавьер Родригес является востребованным педагогом.

    Журнал La Milonga Argentina называет его «молодым старым милонгеро» – танцором с сердцем старого милонгеро в теле молодого человека. В этой характеристике – стремление подчеркнуть преданность Родригеса традициям старого танго и милонг.

    С 1998 он активно участвует в самых значительных фестивалях танго по всему миру. С 2009 года выступает в Бухаресте (Румыния) на фестивале BucharestTangoFantasia.

    В апреле 2013 года сложился танцевальный дуэт Хавьера Родригеса и Ноэлии Барси, который уже выступал на крупнейших фестивалях мира и принимал участие в знаковых событиях в мире танго. Каждая его партнерша – это новая жизнь и новые чувства. Сейчас в его истории новый этап – легкая и изящная неподражаемая Ноэлия Барси.

    Ноэлия имеет обширный опыт, преподает и танцует tangosalonи tangoescenario во всем мире. Имеет свои корни танго в традиционных салонах Villa UrquizaBuenosAires.

    Фернандо Грасия и Соль Серкидес

    Молодая, но уже всемирно известная пара, чемпионы мира в стиле tango escanario («сценическое танго»), Фернандо Грасия и Соль Серкидес – танцовщики высочайшего класса, обладающие невероятным артистизмом. В их танце – квинтэссенция всего, что вкладывается в понятие «танго». Это и страсть, и любовь, и необыкновенная зрелищность, и энергетика, которые неизменно вызывают восторг и восхищение зрителей.

    Фернандо Грасия – чемпион мира Tangostage 2007 года, хореограф CodigoTangocompany.

    Соль Серкидес – чемпион Милонги-2010 и лауреат Танго-салона 2010 года. С 2009 года обучается на отделении драматического искусства в Школе Августина Алеццо и Мартина Джианолы. Соль Серкидес танцует в труппах TangoMetropolis и TangoyNoche, является солисткой шоу LorcaTango («Танго Лорки») под руководством Марио Альвареса, премьера которого состоялась в Гранаде (Испания, 2013).

    Фернандо Грасия и Соль Серкидес работали в различных танго-шоу, которые были показаны в Буэнос-Айресе. Срединих – Complejo Tango, Tango Palace, Piazzolla Tango, Esquina Homero Manzi, Tango Mio, Sabor a Tango. Онитанцеваливтакихтруппах, какаргентинские ACETA, Tanguera, Bocca Tango, Che Tango, Tango Elemento, Codigo Tango, Varietal Tango Argentino (Аргентина – СевернаяАмерика), североамериканская Mestizaje Tango, европейские O tango The ultimate tango Show, Tango Ilusion Dance, Cinco Tango, Tango y Noche, Tango Metropolis, японская Tango Dance Premium, атакжетруппыКристианаМиньо Reve Rouge Dance Company, стилистикакоторойобъединяеттангоисовременныйтанец.

    Среди важнейших событий в творческой жизни дуэта – участие в составе TangoMetropoliscompany в I Латиноамериканском фестивале в Дохе (Катар, 2011); в составе ReverRougeDanceCompany на FestivalCambalache в Буэнос-Айресе (Аргентина, 2012); гастроли по Швейцарии, Италии, Франции, Германии в составе трупп TangoMetropolis и TangoyNoche (2013); выступление на V Танго-фестивале в Анкаре (Турция, 2013); VI Танго-фестивале в Реджо-Эмилии (Италия, 2013); V Танго-фестивале в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты, 2013).

    Фернандо Грасия и Соль Серкидес постоянно заняты в одном из самых престижных танго-шоу Аргентины, возглавляемом Долорес де Амо, EsquinaCarlosGardel («Угол Карлоса Гарделя»).

    В 2012 году танцоры стали постановщиками и участниками спектакля-приношения звезде аргентинского танго Марии Ньевес в Луна-парке в Аргентине. В том же году Фернандо Грасия был официальным хореографом проекта «Трибьют Марии Ньевес в Луна-парке», представил часть своих постановок с WorldChampionsofStageTango и TangoSalon. Также он был хореографом гала-концерта WorldChampionsofStageTango, который состоялся в Выставочном центре в ходе культурной программы TangoWorldChampionships 2012.

    В июне 2013 Фернандо Грасия и Соль Серкидес участвовали в съемках фильма Nikasfuego для телевидения Греции.

    Они входили в состав жюри и тренировали танцоров на III Европейском чемпионате танго в Риме (Италия, 2012), на MisionTangofestival в Мендосе (Аргентина, 2012). В 2013 году проводили семинары и участвовали в танцевальных шоу «Планета танго» в Москве; входили в состав жюри I Российского чемпионата танго (при поддержке правительства Буэнос-Айреса). В августе 2013 года воспитанники Фернандо Грасии и Соль Серкидес – танцоры из Европы, России и Китая – вошли в первую десятку победителей Чемпионата мира по танго в Буэнос-Айресе.

    Solo Tango Orquesta

    Solo Tango orquesta был создан в 2010 году, дебют коллектива состоялся на фестивале «Ночи Милонгеро» в Москве. В том же году ансамбль одержал победу в категории «Музыка Пьяццоллы» на XXXV Международном конкурсе в Кастельфидардо (Италия), а через год стал победителем на международном конкурсе в Клингентале (Германия).

    Коллектив участвовал в крупнейших международных фестивалях танго в России, Аргентине, Австрии, Германии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Италии, Испании, Дании, Швеции, Финляндии, Польше, Израиле, Турции, Китае, Сингапуре, Южной Корее, США, Австралии. В 2018 и 2019 годах номинировался на Первую международную премию танго в Буэнос-Айресе. На XV Чемпионате мира по танго Mundial de Tango (2018) в столице Аргентины российская пара Дмитрий Васин и Сагдиана Хамзина победили в категории «сценическое танго» (Tango Escenario), исполнив свой номер под аранжировку танго Los Mareados от Solo Tango orquesta.

    Ансамбль выступает на известнейших концертных площадках в России и за ее пределами – в филармонии и Адмиралспаласте в Берлине, Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, залах Московского международного Дома музыки и др. Solo Tango orquesta – участник персональных абонементов в Московской филармонии и ММДМ. 

    В 2012 году коллектив гастролировал на родине танго в Буэнос-Айресе; музыканты выступили и дали интервью в прямом эфире государственного радио La 2x4. В 2015 году ансамбль принимал участие в шоу-спектаклях La Evasion в театральном центре Paseo La Plaza на Авенида Корриентес. Тогда же его пригласили в аргентинское шоу Tango mas Tango, первый показ которого состоялся на крупнейшем танго-фестивале Франции в Тарбе.

    Solo Tango orquesta выступали мировые звезды аргентинского танго – танцевальные пары Хавьер Родригес и Фатима Витале, Мигель Зотто и Диана Гусперо, Мариано «Чичо» Фрумболи и Хуана Сепульведа, Макс ван де Ворд и Соланж Акоста, Джонатан Сааведра и Клариса Арагон, Хосе Фернандес и Мартина Вальдман, Фернандо Грасия и Соль Серкидес, Орасио Годой и Сесилия Берра, Рубен и Сабрина Велис, Гастон Торелли и Мариана Драгоне, Лусила Чиончи и Родриго «Джо» Корбата, Cебастьян Ачаваль и Роксана Суарес, Ариадна Навейра и Фернандо Санчес, Янина Киньонес и Нери Пилиу, Себастьян Хименес и Мария Инес Богадо, Леандро Палоу и Ромина Годой, Франсиско Форкера и Каролина Бонавентура и другие.

    В 2012–2015 гг. коллектив принимал участие в спектакле «Ложь во спасение» театра «Ленком». С 2015 года ансамбль сотрудничает с несколькими бандонеонистами, в числе которых аргентинцы Лаутаро Греко и Виктор Вишена, а также Симоне Марини (Италия) и Михаэль Доллак (Германия). 

    Александр Рязанов (скрипка) обучался в Музыкальном училище имени Гнесиных (класс Е. Ю. Злобиной). В эти годы стал дипломантом международных и всероссийских конкурсов. Продолжил образование в Государственной классической академии имени Маймонида (класс И. М. Мичуриной) и в аспирантуре академии по специальности «камерный ансамбль» (класс В. П. Самолётова).

    Марат Мансырев(фортепиано) обучался в Специальной музыкальной школе имени В. А. Успенского при Государственной консерватории Узбекистана. В 9 лет впервые выступил в сопровождении оркестра и стал лауреатом республиканского конкурса. В 13 лет (1999) поступил в Музыкальное училище имени Гнесиных. До 2009 года играл в составе Soledad orquesta. В том же году начал работать концертмейстером в Московской консерватории на кафедре виолончели под руководством Наталии Шаховской. Был признан лучшим концертмейстером Международного юношеского конкурса имени П. И. Чайковского (2015, Новосибирск), Всероссийского конкурса имени С. М. Козолупова (2016, Москва), Международного конкурса исполнителей на балалайке и ансамблей народных инструментов имени М. Ф. Рожкова (2017, Нижний Новгород). С сольными и камерными программами гастролировал в Испании, Турции, Узбекистане, на Кипре. Сотрудничал с Александром Рудиным, Борисом Андриановым, Родионом Замуруевым, Йенсом Петером Майнцем, Иваном Монигетти.

    Илья Алпеев (контрабас) обучался в Академическом музыкальном колледже при Московской консерватории и затем в консерватории (класс М. Н. Кекшоева). Участвовал в мастер-классах Клауса Трумпфа, Томаса Мартина, Каталина Ротару, Орасио Кобаркоса, Даниэля Фаласки. В студенческие годы много концертировал, выступал сольно и в составе камерных ансамблей, сотрудничал с камерным оркестром «Московия» под руководством Эдуарда Грача. С 2011 года выступает в составе Solo Tango orquesta.

    Павел Ратынский(бандонеон) окончил колледж при Московском государственном институте музыки имени А. Г. Шнитке и затем институт (класс А. И. Леденёва). Лауреат более 30 всероссийских и международных конкурсов: Classica Nova в Германии, «Виват, баян!» в Самаре, Международного конкурса аккордеонистов в Клингентале, «Весенние голоса» в Москве, 60-го международного конкурса баянистов и аккордеонистов «Трофей мира» в Виго (Испания), Молодежных Дельфийских игр в Саратове и Твери, 64-го Кубка мира среди аккордеонистов в Шанхае и др. С 2016 года выступает в составе Solo Tango orquesta.