Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2016-2017
перейти к списку абонементов

    Звёзды мировой оперы в Москве
    Джейми Бартон (меццо-сопрано, США)

    17 марта 2016, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Берлиоз
    Увертюра «Римский карнавал» (Вторая увертюра к опере «Бенвенуто Челлини»)
    Ария Дидоны из оперы «Троянцы»
    Тома
    Ария Миньон из оперы «Миньон»
    Доницетти
    Увертюра к опере «Фаворитка»
    Ария Леоноры из оперы «Фаворитка»
    Увертюра к опере «Анна Болейн»
    Вторая ария Джейн Сеймур из оперы «Анна Болейн»
    Беллини
    Молитва Адальжизы из оперы «Норма»
    Верди
    «Бал королевы», балетная музыка из оперы «Дон Карлос»
    Ария Эболи из оперы «Дон Карлос»


    12+

    Абонемент №24:

    Звёзды мировой оперы в Москве

    Джейми Бартон

    После победы в 2013 году на Международном конкурсе «Певец мира» в Кардиффе (Уэльс, Великобритания) Джейми Бартон успешно выступает по обе стороны Атлантики и признана международной музыкальной прессой одной из ведущих певиц своего поколения. В 2015 году ей была присуждена самая престижная премия для американских вокалистов – Премия Ричарда Такера, церемония присуждения которой в ноябре 2015 года в нью-йоркском Carnegie Hall транслировалась на всей территории США.

    В США последние два года карьеры Джейми Бартон ознаменовались ее дебютами в нью-йоркской Metropolitan Opera (Адальжиза в «Норме» Беллини), Чикагской Лирической опере (Джейн Сеймур в «Анне Болейн» Доницетти и Магдалена в «Нюрнбергских мейстерзингерах» Вагнера), Опере Сан-Франциско («Норма» Беллини) и Хьюстонской опере (Фрика в «Золоте Рейна» Вагнера).

    Среди концертных ангажементов Джейми Бартон – дебют с Мельбурнским симфоническим оркестром под управлением Эндрю Дэвиса (Реквием Верди), Кливлендским оркестром и Францем Вельзером-Местом («Весенняя симфония» Бриттена), Исландским симфоническим оркестром и Осмо Вянскя (Третья симфония Малера), Оркестром эпохи Просвещения на фестивале BBC Proms (Рапсодия для альта с оркестром Брамса). Сольные программы Джейми Бартон были представлены на фестивалях в Аспене и Тэнглвуде, а также в концертных абонементах Carnegie Hall в Нью-Йорке, Alte Oper во Франкфурте и на Эдинбургском фестивале.

    В текущем сезоне Джейми Бартон исполняет партии Адальжизы («Норма» Беллини) в Лос-Анджелесской опере (дирижер Джеймс Конлон) и Фенены («Набукко» Верди) в Лондонском Королевском театре Covent Garden (дирижер Маурицио Бенини), Корнелии («Юлий Цезарь» Генделя) во Франкфуртской опере, Джейн Сеймур («Анна Болейн» Доницетти) на сцене нью-йоркской МЕТ и Вальтрауты («Гибель богов» Вагнера) в Хьюстонской опере.

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных симфонических оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом. Свидетельство тому — горячий прием публики, неизменно сопровождающий выступления коллектива, и восторженные отклики журналистов и критиков. Специалисты отмечают безупречное мастерство оркестрантов, особое качество звука, присущее как всему оркестру, так и группам инструментов, совершенство ансамбля.

    В 1998 году оркестр возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. «Такой оркестровой музыки в этом зале давно не звучало — живописно-зримой, строго выверенной драматургически, насыщенной тончайшими оттенками чувств... Знаменитый оркестр предстал преображенным, чутко воспринимающим каждое движение Юрия Симонова», — такие отзывы можно было прочесть в прессе спустя всего лишь год после начала совместной работы дирижера и оркестра.

    Маэстро Симонов и оркестр Московской филармонии часто выступают в России (за последние десять лет они дали концерты в 38 городах), участвуют в престижных музыкальных форумах (Фестиваль симфонических оркестров мира в 2012, «Крещендо» и других), Международном конкурсе им. П.И. Чайковского (в 2007 году аккомпанировали певцам, в 2015 — скрипачам).

    В декабре 2013 г. Юрий Симонов и оркестр совместно с Государственным академическим русским хором имени А. В. Свешникова осуществили новую запись Гимна Российской Федерации. В 2014 году они участвовали в торжественном открытии Концертного зала имени С. В. Рахманинова «Филармония-2» и вместе с Денисом Мацуевым открыли концертом в Зале имени П. И. Чайковского Всероссийский виртуальный концертный зал — знаковый проект Министерства культуры РФ и Московской филармонии.

    Одним из приоритетов оркестра Московской филармонии является работа с новым поколением музыкантов. В рамках абонемента «Звезды XXI века» прославленный коллектив и его главный дирижер постоянно сотрудничают с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, и приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов.

    Деятельность дирижера и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонемент «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд российского театра и кино. Среди них — Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Михаил Пореченков, Евгения Симонова,

    Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров.

    Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год.

    В 2010 году Юрий Симонов и Академический симфонический оркестр Московской филармонии стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр».

    Под руководством Юрия Симонова оркестр с огромным успехом гастролирует по всему миру, будучи желанным гостем в самых престижных залах Европы, Азии, Северной Америки.

    «Гастроли Симфонического оркестра Московской филармонии, кроме прочего, постоянно вызывают в памяти те времена, когда некоторые дирижеры буквально царствовали над музыкальными коллективами, а известнейшие оркестры мира имели в своем арсенале неизменный идеал звука… Почти необъятный объем медных и пленительные переливы смычковых заставляли всех снова и снова изумляться», — писала о выступлениях АСО франкфуртская Allgemeine Zeitung. Комментатор американской The New York World-Telegram&Sun отметил: «Это было потрясающе. И музыка, и исполнение. Оркестр продемонстрировал чудеса виртуозности».

    А известный британский музыкальный критик Дэвид Ферриби высказался об одном из концертов оркестра во время гастролей весной 2014 года как о «сенсационном вечере, во время которого мы наслаждались Московским филармоническим оркестром… Аутентично русский звук: насыщенное vibrato струнных, дерзкие медные, деликатные деревянные духовые, соблазнительные арфы и подавляющий массив ударных… Как результат — захватывающее звучание всех групп оркестра…».

    2016 год для оркестра — вдвойне юбилейный. 4 марта 2016 года Московская филармония торжественно поздравила маэстро Юрия Симонова с 75-летним юбилеем, а в сентябре коллектив отмечает свое 65-летие.

    Оркестр был создан в 1951 году при Всесоюзном радиокомитете, а в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Художественный облик и исполнительская манера коллектива сформировались под руководством прославленных отечественных дирижеров.

    Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951—1957). При нем закладывались основы репертуарной политики, формировался индивидуальный стиль исполнения.

    В 1957—1959 коллектив возглавлял народный артист СССР Натан Рахлин. Наряду с классическими партитурами Бетховена, Берлиоза, Чайковского, Листа, Керубини (в 1959 году состоялась премьера его «Реквиема»), он постоянно включал в программы сочинения советских композиторов — Р. Глиэра, Ю. Шапорина, Д. Кабалевского, Т. Хренникова, В. Мурадели, Я. Иванова, молодых Р. Щедрина, Л. Грабовского, Б. Квернадзе. Рахлин осуществил премьеры Одиннадцатой симфонии Шостаковича и «Патетической оратории» Свиридова.

    В 1960 году Н. Рахлина на посту художественного руководителя и главного дирижера сменил народный артист РСФСР Кирилл Кондрашин, возглавлявший коллектив до 1976 г.

    Годы под руководством Кондрашина — «золотой век» оркестра. В этот период существенно обновился репертуар. На афишах появились незаслуженно забытые и никогда не звучавшие сочинения. В послужном списке дирижера — первое исполнение Четвертой симфонии Шостаковича (она более 25 лет пролежала в архивах), премьеры его же Тринадцатой симфонии и «Казни Степана Разина», первое исполнение кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, созданной в 1937 году, монументальные симфонические полотна Малера (Первая, Третья, Пятая и Девятая симфонии). Как и его предшественники, дирижер регулярно включал в концерты премьеры сочинений современников: Г. Свиридова, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, М. Вайнберга, Д. Кабалевского, О. Тактакишвили, Р. Щедрина, Б. Чайковского, Э. Мирзояна.

    Репертуар оркестра постоянно пополнялся музыкой зарубежных композиторов, главным образом ХХ века. Это «Военный реквием» Б. Бриттена, произведения Дж. Гершвина, Б. Бартока, Р. Штрауса, П. Хиндемита, И. Стравинского, З. Кодая, О. Респиги, К. Дебюсси, М.

    Равеля. К юбилею Бетховена — в сезоне 1970/1971 годов — оркестр исполнил цикл из всех его девяти симфоний. Все это многообразие авторов, стилей, музыкальных эпох нашло своего рода обобщение в заявленном в 1971 году цикле «История развития жанров симфонической музыки» — от Корелли до Малера, Чайковского и Римского-Корсакова.

    Начиная с 1960-х годов, оркестр Московской филармонии регулярно гастролировал за рубежом (Фестиваль советской музыки в Лондоне, а затем в Загребский фестиваль современной музыки, выступления в США, Канаде, Мексике, на Кубе, странах Южной Америки, в Японии, Англии, Польше, Румынии, Норвегии, Югославии, Франции, Австрии, Финляндии…) и в городах СССР.

    В 1972 Кондрашин был удостоен звания народного артиста СССР, а в 1973 году симфоническому оркестру Московской филармонии было присвоено звание «Академический».

    В 1976 году оркестр возглавил Дмитрий Китаенко — самый молодой из всех руководителей АСО (ему было 36 лет), лауреат Международного конкурса дирижеров Герберта фон Караяна. Он продолжил и развил лучшие традиции этого коллектива. Под его руководством (1976—1990) существенно расширился спектр современной музыки — как отечественной, так и зарубежной. Коллектив регулярно представлял премьеры Т. Хренникова, Г. Свиридова, А. Петрова, Р. Щедрина, А. Эшпая, Э. Денисова, А. Шнитке, Ю. Буцко, Ю. Фалика, Б. Тищенко; стал постоянным участником фестиваля современной музыки «Московская осень» и других фестивалей современной музыки. Ежегодно совместно с Союзом композиторов СССР проходил показ сочинений молодых авторов в исполнении их ровесников-дирижеров.

    Коллектив провел авторский вечер, посвященный 100-летию со дня рождения И. Стравинского (1982). В исполнении АСО под управлением Китаенко в нашей стране впервые прозвучали Messa di Gloria Пуччини, «Турангалила-симфония» Мессиана (на фестивале музыки французского композитора в СССР), кантата «Звездоликий» и Requiem Canticlеs («Заупокойные песнопения») Стравинского, «Реквием» В. Артемова, ряд сочинений американских композиторов Ч. Гриффиса, У. Пистона и Дж. Гершвина. В концертном исполнении прозвучала опера А. Бойто «Мефистофель», а на радио была сделана фондовая запись оперы «Алеко» Рахманинова. Многообразный исполнительский профиль коллектива был представлен в цикле «Панорама музыки XVIII—XX веков».

    Оркестр продолжал интенсивно гастролировать, открывая новые маршруты. Так, летом 1988 года АСО МГАФ стал первым советским коллективом, побывавшим с концертами в Южной Корее.

    В 1984 году Д. Китаенко был удостоен звания народного артиста СССР.

    Народный артист Латвийской ССР Василий Синайский впервые появился в оркестре Московской филармонии в 1973 году, сразу после победы на Международном конкурсе дирижеров «Фонда Герберта фон Караяна»: К. П. Кондрашин пригласил его на должность своего ассистента. В 1991, в год 40-летия коллектива, Синайский пришел в АСО МГАФ уже в качестве художественного руководителя и главного дирижера и проработал с оркестром пять сезонов (1991—1996). Оркестр регулярно выступал с концертами в различных городах России, участвовал в академиях «Русское передвижничество», проводимых Союзом композиторов России, в юбилейных концертах Р. Щедрина (1992), в Фестивале американской музыки в СССР, фестивале «Русская зима». В 1994 году оркестр аккомпанировал пианистам на Х Международном конкурсе имени П. И. Чайковского.

    В течение двух сезонов (1996—1998) оркестром руководил народный артист РСФСР Марк Эрмлер.

    На протяжении своей истории коллектив выступал под управлением лучших дирижеров мира, среди которых Герман Абендрот, Курт Зандерлинг, Андре Клюитанс, Лорин Маазель, Игорь Маркевич, Зубин Мета, Шарль Мюнш, Саулюс Сондецкис, Неэме Ярви и многие другие, а также крупнейших композиторов: Игоря Стравинского, Бенджамина Бриттена, Кшиштофа

    Пендерецкого. С филармоническим оркестром связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера.

    С оркестром Московской филармонии играли крупнейшие солисты второй половины XX — начала XXI вв.: Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Мстислав Ростропович, Наум Штаркман, Владимир Крайнев, Николай Петров, Артур Рубинштейн, Гленн Гульд, Артуро Бенедетти Микеланджели, Исаак Стерн, Иегуди Менухин. В 1958 году на I Международном конкурсе имени П. И. Чайковского коллектив под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Ванна Клиберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических оркестров совершил гастроли по США.

    Оркестр записал более 350 пластинок и компакт-дисков, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи.

    В наши дни в числе партнеров оркестра — выдающиеся музыканты современности Элисо Вирсаладзе, Максим Венгеров, Наталия Гутман, Барри Дуглас, Александр Князев, Николай Луганский, Денис Мацуев, Маурицио Поллини, Вадим Репин, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Давид Герингас, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Фабио Мастранжело, Андрес Мустонен, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Антонино Фольяни, Владимир Юровский.

    В сезоне 2016/2017 оркестр проводит три персональных абонемента к своему 65-летию (в Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом зале Консерватории, Концертном зале «Филармония-2» имени С. В. Рахманинова) и традиционные абонементы «Сказки с оркестром», а также принимает участие в других концертных циклах Московской филармонии: «Звезды XXI века», «Романтические концерты», «Великие инструментальные концерты», «Шедевры симфонической музыки», «Партитуры для чтеца с оркестром».

    С оркестром выступают пианисты Борис Березовский, Штефан Владар, Алексей Володин, Лукас Генюшас, Андрей Гугнин, Филипп Копачевский, Алексей Кудряшов, Олег Майзенберг, Дмитрий Маслеев, Екатерина Мечетина, Александр Романовский, Катя Сканави, Дмитрий Шишкин; скрипачи Никита Борисоглебский, Лиана Исакадзе, Гайк Казазян, Клара-Джуми Кан, Павел Милюков, Иван Почекин, Айлен Притчин, Максим Федотов; виолончелисты Сергей Антонов, Александр Бузлов, Александр Князев, Александр Рамм, Сергей Ролдугин; ансамбль солистов «Мадригал»; популярные артисты театра и кино Алена Бабенко, Анна Большова, Евгения Добровольская, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Виктория Толстоганова, Сергей Шакуров.

    За дирижерским пультом — Александр Лазарев, Владимир Понькин, Гинтарас Ринкявичюс, Сергей Ролдугин, Александр Сладковский, молодые Димитрис Ботинис, Игорь Манашеров, Алексей Рубин.

    Дэвид Перри

    Дэвид Пэрри принадлежит к числу самых известных британских дирижеров, одинаково востребован как в оперном, так и в симфоническом репертуаре – его творческие интересы охватывают сочинения трех веков от Моцарта до произведений классиков современности. В Великобритании он успешно сотрудничает на протяжении многих лет с такими театрами, как Английская национальная опера («Мадам Баттерфляй» Пуччини), Северная опера в Лидсе («Приключения Пиноккио» Джонатана Дава), Шотландская опера («Кармен» Бизе), Гарсингтонская опера («Магомет II» и «Турок в Италии» Россини), выступает на Глайндборнском оперном фестивале («Так поступают все» Моцарта и «Полет» Джонатана Дава).

    За пределами Великобритании дирижер постоянно сотрудничает со Штутгартской оперой («Дон Жуан» Моцарта, «Севильский цирюльник» и «Граф Ори» Россини, «Турандот» Пуччини и «Приключения Пиноккио» Дава), Королевской оперой в Стокгольме («Мария Стюарт» Доницетти), Театром Ростока («Дон Жуан» Моцарта и «Магомет II» Россини), Королевским театром в Мадриде («Енуфа» Яначека, «Питер Граймс» Бриттена и «Похождения повесы» Стравинского), Национальным театром в Греции («Никсон в Китае» Джона Адамса), Кельнской оперой («Волшебная флейта» Моцарта), Государственным театром в Ганновере («Дон Жуан» Моцарта), а также с театрами Базеля и Тель-Авива. Он принимал участие в Международном фестивале в Гонконге, фестивалях в Перте, Норфолке, Овьедо,  Сан-Себастьяне и Норвиче. Среди оркестров, с которыми сотрудничал Дэвид Перри – Лондонский филармонический, Королевский филармонический оркестр Великобритании, «Академия св. Мартина в полях», лондонский оркестр The Philharmonia, Английский камерный, Оркестр Бирмингема. Дирижер является обладателем престижных музыкальных наград. Запись оперы Россини «Эрмиона» была удостоена престижной премии журнала Gramophone за 2011 год как лучшая оперная запись года, постановка «Мадам Баттерфляй» Пуччини в Английской национальной опере (режиссер Энтони Мингелла) принесла ему самую престижную театральную премию Великобритании – Премию Лоуренса Оливье.