Ирина
Богушевская — певица, актриса, автор песен. Родилась в Москве, детство
провела в Багдаде, школу закончила в Будапеште. С пяти лет занималась музыкой.
Закончила МГУ с дипломом по истории философии, но не работала ни дня по
специальности — уже на втором курсе Ирину пригласили в Студенческий театр МГУ,
и с тех пор ее жизнь неразрывно связана со сценой.
Обладательница Гран-при
Всероссийского конкурса актерской песни, Ирина подходит к каждой песне как к
мини-спектаклю. Особые вокальные и сценические данные позволяют ей легко
жонглировать жанрами — от циничного кабаре до блюза и нежных баллад.
Основой репертуара Богушевской всегда являлась ее авторская поэзия.
Ирина Богушевская
заняла свою нишу на эстраде и завоевала любовь публики по всей стране с
музыкой, которая не вписывается ни в какие привычные стандарты: это точно не
рок, не поп-музыка и не фолк. Если бы понятие «шансон» ассоциировалось у нас
только с его французскими корнями — то «модерн-шансон» был бы точным
определением.
Ее первые
пластинки были выдержаны в духе утесовского «театрального джаза», вместе с А. Ф.
Скляром она записывала Вертинского, — при этом она не боится входить на
территорию, которая, казалось бы, принадлежит поп-музыке. Ей удаются и
лирические композиции, которые требуют широкого оркестрового сопровождения.
Оркестровые
аранжировки песен Богушевской были созданы Вячеславом Сержановым, который успел
поработать и с Валерией, и с Ларой Фабиан. Они звучат деликатно, изысканно и
очень свежо. Можно было бы назвать их авангардными; при этом они тонко
балансируют на грани, за которой фантазия аранжировщика уже вступила бы в
противоречие с мелодикой и смыслами песен Богушевской, — никогда ее не переходя.
Стихи и песни Богушевская
писала с юных лет, но издаваться начала довольно поздно. Только в 1993 году,
выиграв со своими песнями «Пароход» и «39-й трамвай» Всероссийский конкурс актерской
песни и впервые представив на сцене родного Театра МГУ полноценную
сольную программу, она задумывается о записи первой пластинки. Но через два
месяца после своего триумфа она разбивается в автокатастрофе, полгода проводит
в больнице и получает инвалидность. Через полгода следуют чудесное излечение в
Армении и возвращение на сцену. В 1995 году Е. Славутин и А. Кортнев,
написавший стихотворное либретто, ставят по песням Богушевской моно-мюзикл «Зал
Ожиданий», саундтрек к которому в 1998 году будет издан в виде пластинки «Книга
Песен». Пресса назовет этот альбом «Прорывом года», и половина песен из него
прозвучит на Первом канале в эфирах Летней серии Игр элитарного клуба «Что?
Где? Когда?», но немного позже станет понятно, что независимому музыканту с
нестандартной музыкой по-настоящему прорваться к своей публике не так просто,
как казалось. На этом пути Богушевскую снова будут ждать не только взлеты, но и
суровые испытания. В 2001 году она, не видя для своей музыки перспектив в
родной стране, напишет песню «Улетаю» («Я не могу так больше, Родина,
прости»), распустит музыкантов и уйдет в никуда. А спустя четыре года с
альбомом «Нежные Вещи» и с новой группой соберет аншлаги во МХАТе и в Кремле —
с теми же песнями, про которые ей много раз говорили, что они здесь никому не
нужны. Дальше последуют гастроли с выступлениями на лучших площадках по всей
стране.
Песен и стихов у
Богушевской всегда было больше, чем возможностей донести их до публики. В 2013 году
издательство «ЭКСМО» исправило эту ситуацию. В июне в КЗ имени Чайковского
с огромным успехом прошел концерт-презентация книги Ирины Богушевской «Вновь
ночи без сна: стихи о любви», для которого она тщательно отобрала более сотни
текстов, многие из которых прежде были не известны.
20 июня поклонников
Ирины ждет новый подарок — концерт певицы с симфоническим оркестром. В
эту программу вошли двадцать песен Ирины — начиная с самой первой ее пластинки,
через «Нежные Вещи» и лирические баллады из альбома «Шелк», до премьер
новых песен Ирины и популярных бразильских боссанов Антонио Жобима в переводе
Богушевской.