Александр Чайковский. «Рассказ о капитане Гаттерасе, о Мите Стрельникове, о хулигане Ваське Табуреткине и злом коте Хаме» : Московская государственная академическая филармония

    Александр Чайковский. «Рассказ о капитане Гаттерасе, о Мите Стрельникове, о хулигане Ваське Табуреткине и злом коте Хаме»

    8 февраля 2015

    Концертный зал «Оркестрион»

    схема проезда
    В программе:
    А. Чайковский
    «Рассказ о капитане Гаттерасе, о Мите Стрельникове, о хулигане Ваське Табуреткине и злом коте Хаме», музыкальная сказка для симфонического оркестра и чтеца

    6+

    Абонемент №220:

    Волшебство музыки. Новые сказки. Российский национальный оркестр – детям

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность, признание публики и критики. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе музыкальный журнал Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус.

    РНО сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многими другими. С РНО выступали лучшие дирижеры современности: Семён Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда и многие другие. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО. 

    Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны под управлением художественного руководителя Михаила Плетнёва и с приглашенными дирижерами. Ежегодно с 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. За прошедшие годы Большой фестиваль снискал признание и любовь слушателей, завоевав статус события, традиционно открывающего концертный сезон в столице. 

    РНО – участник знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившем там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военного конфликта в Югославии. Весной 2010 года оркестр стал главным участником международного проекта «Три Рима». Эта культурно-просветительская акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием стал концерт русской музыки в зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI. 

    Последние сезоны в жизни оркестра отмечены серией крупных международных проектов в России и за ее пределами. В 2014 году РНО и Михаил Плетнёв открыли в Милане российскую часть перекрестного Года туризма Италии и России; с Московским Синодальным хором исполнили «Страсти по Матфею» митрополита Волоколамского Илариона в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне; провели фестиваль музыки Рахманинова в музее-усадьбе композитора в Ивановке Тамбовской области; стали главными участниками гала-концерта, посвященного 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова). Осенью 2016 года в Ивановке был проведен второй фестиваль музыки Рахманинова. 

    РНО записал более восьмидесяти альбомов, выпущенных всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon и другими звукозаписывающими компаниями. Многие записи получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым отечественным оркестром, завоевавшим премию «Грэмми». Среди записей РНО последних лет – все симфонии и фортепианные концерты Бетховена в интерпретации Михаила Плетнёва, симфонии и балеты Чайковского, избранные симфонии Шостаковича, а также сочинения Вячеслава Артёмова. Запись «Колоколов» Рахманинова названа британским изданием Classic FM Magazine «одним из самых прекрасных исполнений, когда-либо представленных в записи». Запись Симфонии №7 Шостаковича под управлением Пааво Ярви, выпущенная в 2015 году, завоевала ежегодную премию Diapason d'Or и была номинирована на «Грэмми» в категории «Лучший альбом с объемным звучанием».

    Михаил Грановский

    Михаил Грановский родился в Москве в семье потомственных музыкантов. Получил образование в Московском хоровом училище имени А. В. Свешникова (ныне — Академия хорового искусства). Окончил дирижерско-хоровое (1994) и оперно-симфоническое (1998) отделения Московской консерватории, где обучался у профессоров Б. Г. Тевлина и Г. Н. Рождественского. В студенческие годы участвовал как пианист в мастер-классе  Виталия Маргулиса во Фрайбурге. Неоднократно посещал дирижерские мастер-классы  Хельмута Риллинга  в Московской консерватории и дважды — в Баховской академии Штутгарта (Германия), где руководил оркестром и хором.

    С 2001 по 2013 г. деятельность Михаила Грановского была связана с Большим театром, куда он поступил по конкурсу как дирижер-стажер, а затем работал дирижером.  Он  был ассистентом главного дирижера на постановках драматической легенды Г. Берлиоза «Осуждение Фауста» (концертное исполнение) и оперы М. Мусоргского «Хованщина».  Дирижировал операми «Снегурочка», «Моцарт и Сальери», «Золотой петушок», «Царская невеста» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова, «Иоланта» П. Чайковского, «Похождения повесы» И. Стравинского, опереттой «Летучая мышь» И. Штрауса, балетами «Анюта», «Дочь фараона», «Шопениана», «Чиполлино», «Фантазия на тему Казановы» и спектаклями Московской государственной академии хореографии («Волшебная флейта», «Пахита» и «Щелкунчик»).

    В 2010 году с  симфоническим оркестром Большого театра М. Грановский выступил в Большом зале Московской консерватории, исполнив «Домашнюю симфонию» Р. Штрауса и другие произведения. Среди других оркестров, с которыми работал дирижер, — Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», академические симфонические оркестры Новосибирской, Саратовской, Ульяновской и Томской филармоний;  камерные коллективы — «Времена года», «Амадеус», Hellas-Orchestra г. Патра (Греция), оркестр Государственного Эрмитажа и Камерный оркестр Большого театра. В сезоне 2006-2007 совместно с ансамблем «Студия новой музыки» маэстро исполнил ряд сочинений ХХ века, в том числе монодраму А. Шёнберга «Ожидание» (российская премьера оперы в редакции для камерного ансамбля Ф. Караева).

    С 2009 года Михаил Грановский сотрудничает с Российским национальным оркестром. Он участвовал в Третьем Большом фестивале РНО в Москве, выступал с Михаилом Плетнёвым, Ольгой Бородиной, Александром Рудиным и другими известными музыкантами. С РНО он исполнил симфонии Бетховена (№ 7), Дворжака (№ 8), Шостаковича (№ 15), Глазунова (№ 6), Третью оркестровую сюиту Чайковского, Реквием Э. Ллойд-Уэббера, кантату «Иоанн Дамаскин» Танеева и другие произведения. 

    Музыкант много работает с различными оперными театрами. Он осуществил постановки спектаклей в Башкирском государственном театре оперы и балета (опера «Снегурочка» Римского-Корсакова), Национальном театре Боснии и Герцеговины (балет «Дама с камелиями» на музыку Верди),  Национальном оперном театре Мехико (балета «Эсмеральда» на музыку Ц. Пуни). В 2013 году дирижировал оперой «Травиата» в Михайловском театре Санкт-Петербурга.

    С сезона 2008-2009 М. Грановский является главным приглашенным дирижером Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета,  где представил (в том числе и как дирижер-постановщик) ряд оперных, балетных постановок и  концертных программ. Это оперы «Руслан и Людмила» Глинки, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Снегурочка» и «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Хованщина» и «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Травиата» Верди, «Богема» и «Мадам Баттерфляй» Пуччини, «Гензель и Гретель»  Э. Хумпердинка, «Сатьяграха» Ф. Гласса; балеты «Щелкунчик» Чайковского, «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Катя и принц Сиама» на музыку П. Овсянникова. В 2014 г. он дирижировал премьерой балета «Щелкунчик» (ред. В. Вайнонена). В 2015 году провел юбилейные оперные гала-концерты «175-летие П. И. Чайковского» (где был и автором проекта) и «70-летие Победы». С труппой театра гастролировал в Португалии и Таиланде.

    С 2013 года Михаил Грановский  — постоянный приглашенный дирижер балетной труппы Universal Ballet (Сеул, Ю. Корея). С этим коллективом гастролировал в Колумбии с балетом Shim Chung. Под его руководством в Сеуле прошли премьеры балетов «Онегин» на музыку Чайковского (хореография Дж. Крэнко, 2013), «Жизель» А. Адана (версия Мариинского театра в редакции О. Виноградова, 2014), а в 2015 году – мировая премьера балета «Жизель» (хореограф Грэм Мерфи, композитор Кристофер Гордон) и «Баядерка»  Л. Минкуса.

    Александр Олешко

    Александр Олешко родился в Кишинёве в 1976 году. Окончил Государственное училище циркового и эстрадного искусства имени М. Н. Румянцева, затем Высшее театральное училище имени Б. Щукина. 

    В 1999–2000 годах играл в Московском академическом театре сатиры, с 2000 по 2011 год – в Московском театре «Современник». В настоящее время – артист Государственного академического театра имени Е. Б. Вахтангова. 

    Широкую известность Александру Олешко принесла работа на телевидении в качестве ведущего шоу «Алфавит», «Домашние сказки», «Большие», «Минута славы», «Ты супер! Танцы», «Устами младенца», «Точь-в-точь», «В наше время», «Время обедать».

    Дебют актёра в кино состоялся в 1992 году в фильме «Трудные люди». Сегодня в фильмографии Александра Олешко несколько десятков работ, в числе которых роли в картинах «Хоровод», «Зависть богов», «Марш Турецкого», «Кодекс чести», «Турецкий гамбит», «Обитаемый остров», «Мамы», «Звезда эпохи» и «Екатерина. Взлет». 

    В настоящее время Александр Олешко преподаёт в Театральном институте имени Б. Щукина. Член Союза театральных деятелей России и международного творческого Союза деятелей эстрадного искусства. В числе его наград – театральная премия «Чайка» в номинации «Лучший комедийный актёр» (2005), “Cinema Beauty Award” (2007), серебряный орден «Служение искусству» Международной академии культуры и искусства (2010), премия «За вклад в чувство юмора страны» кинофестиваля «Улыбнись, Россия» (2012), специальный приз российской национальной актёрской премии имени А. Миронова «Фигаро» (2013). В 2015 году Александр Олешко был награждён Благодарностью Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «За вклад в дело защиты прав и свобод человека и гражданина». Заслуженный артист России.