«Али-Баба и сорок разбойников» кукольный спектакль : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    «Али-Баба и сорок разбойников»
    кукольный спектакль

    21 октября 2018

    «Филармония-2». Малый зал

    схема проезда
    Государственный академический центральный театр кукол
    имени Сергея Образцова

    Режиссёр – Борис Константинов 

    Художник – Виктор Платонов


    Продолжительность спектакля 55 минут 

    В программе:

    «Али-Баба и сорок разбойников» – кукольный спектакль


    Рекомендуем для детей от 7 лет


    Эта сказка родилась там, где очень много солнца. На Востоке. Много лет она путешествует по миру, спрятавшись в хурджунах, висящих на спине ослика Бекира. По-восточному остроумная и мудрая, эта сказка весьма поучительна: она говорит о том, как плохо быть завистливым и жадным, а ещё о том, что добро всегда побеждает зло. 



    6+

    Эта сказка родилась там, где очень много солнца. На Востоке. Много лет она путешествует по миру, спрятавшись в хурджунах, висящих на спине ослика Бекира. Его хозяин, смиренный Музраб-Ага – кукольник, или, как говорят на Востоке, кугрчакбоз – рассказывает о добре и зле, о том, что разные люди живут на свете – плохие и хорошие. Но хороших же больше! Вот, к примеру, разбойники (а все они помещаются на одной ширме Музураб-Алы) – совсем даже не одинаковые, у каждого свой характер, своя особенность, своя история, да и разбойником каждый из сорока стал неспроста. Но сказка-то не о них, а о бедняке Али-Бабе да его брате Касыме. Вот уж какими разными бывают братья, кто бы мог представить! Сказка Музураб-Алы, по-восточному остроумная и мудрая, весьма поучительна: она говорит о том, как плохо быть завистливым и жадным, а ещё о том, что добро всегда побеждает зло. Так-то.

    Государственный академический центральный театр кукол имени Сергея Образцова

    Академический Центральный Театр кукол был создан по инициативе Дома Художественного Воспитания Детей 16 сентября 1931 года. Первоначально в нем работало 13 человек, и с первого дня создания его возглавлял выдающийся деятель русского искусства - Сергей Владимирович Образцов.

    Творческое «кредо» нового театра, помимо воспитательно-педагогических задач, включало следующий пункт: «ГЦТК должен стать театром-лабораторией, движущим вперед развитие кукольного жанра». Ни скудность материальных средств, ни отсутствие собственной сценической площадки не помешали экспериментам небольшого коллектива из двенадцати человек под руководством Сергея Образцова. Зрители ежегодно знакомились с двумя, а то и тремя новыми постановками молодого театра. Машина с надписью «ГЦТК» развозила актеров с куклами по московским дворам, школам, паркам, домам культуры. Театр использовал традиционные формы представлений - в труппу были специально приглашены последние «могикане» ярмарочного балагана, последние актеры народного кукольного театра - петрушечник И. А. Зайцев, разыгрывавший вместе с женой А. Д. Тригановой марионеточный спектакль «Цирк на сцене».

    Настоящей премьерой молодого театра 17 апреля 1932 года стал агитационный спектакль «Джим и Доллар» - по пьесе, специально написанной А. Глобой для труппы. Так театр начал поиски своего репертуара, создавая оригинальные конструкции кукол и сценического оформления, свободно варьируя стилистику спектаклей - от агитационного спектакля до народной сказки. 

    Пронизанный карнавально-сказочной атмосферой спектакль «По щучьему велению», поставленный в 1936 году, - с уникальной конструкцией круглой ширмы - многие театроведы восприняли «главным кукольным спектаклем ХХ века», применяющим мейерхольдовские открытия.

    За несколько лет театр становится настолько популярным, что в 1937 году правительство решает предоставить в распоряжение труппы помещение в центре Москвы на площади Маяковского. Театр к тому времени не только пополнил свои штаты, но и создал собственный музей, впоследствии ставший уникальной сокровищницей кукол.

    В 1940 году театр ставит «Волшебную лампу Аладдина» - самый красивый спектакль театра, завораживающий волшебством чудесных превращений, восхитительной красочностью и выразительностью грациозных кукол (художник Борис Тузлуков). Впоследствии Сергей Образцов назовет эти три спектакля «Чайками» своего кукольного театра.

    «Традиционным путем» - в результате эксперимента - возник в 1946 году самый знаменитый шедевр Мастера кукольных дел, занесенный в книгу рекордов Гиннеса, - сатирическое обозрение «Необыкновенный концерт», широко использующее пародийные возможности кукол.

    Сатирический жанр был освоен театром еще в годы войны, когда группы актеров ГЦТК выезжали в расположения действующей армии и показывали солдатам «Фронтовую программу» из пародийных скетчей на политические темы.

    После войны театр продолжал работу в Москве, одновременно расширяя гастрольную деятельность. С 1956 года театр Образцова - постоянный участник международных кукольных фестивалей, проводимых под эгидой УНИМА. Под непосредственным влиянием гастролей ГЦТК были созданы государственные кукольные театры в ряде стран - Польше, Болгарии, Венгрии, Чехии...

    В 1970 году театр переезжает в новое здание на Садовом кольце - архитектурный комплекс, являющийся эталоном для всех стационарных театров кукол мира (сложный раздвижной занавес, трансформирующиеся стены зала, позволяющие «окружить» зрителя куклами, «бегающий» звук).

    Великолепные металлические часы, украшающие фасад, стали «визитной карточкой» театра. Каждый час открываются поочередно дверцы в домиках-ящичках вокруг циферблата часов и двенадцать животных - сказочных персонажей - приветствуют под музыку «Во саду ли, в огороде» в аранжировке Н. Богословского собравшихся перед театром. Все вместе животные появляются лишь дважды - в полдень и в полночь. Авторы часов - скульпторы Дмитрий Шаховской и Павел Шимес, механизм придумал Вениамин Кальмансон.

    Биография с сайта театра