Концерт перенесён на 22 апреля 2022 года : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Дорогие друзья, в продажу поступили детские абонементы,
а также абонементные циклы в Камерном и Малом залах.

Абонемент «Язык музыки» в продаже!
Абонементы Концертного зала Чайковского и Филармонии-2 в продаже!

    Концерт перенесён на 22 апреля 2022 года

    25 января 2022

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    И. С. Бах
    Месса для солистов, хора и оркестра си минор, BWV 232

    12+

    Ансамбль Collegium Vocale Gent

    В 2020 году ансамбль Collegium Vocale Gent отметил 50-летие творческой деятельности. Коллектив был основан в 1970 году группой студентов Гентского университета по инициативе Филиппа Херревеге. Ансамбль одним из первых начал исполнять вокальные произведения эпохи барокко в соответствии с практикой музицирования того времени. Это принесло ему мировую известность. Он выступал на крупнейших концертных площадках и музыкальных фестивалях стран Европы, Южной Америки, США, России, Японии, Гонконга и Австралии. С 2017 года ансамбль проводит собственный летний фестиваль Collegium Vocale Crete Senesi в Тоскане (Италия).

    За прошедшие годы Collegium Vocale Gent освоил обширный репертуар, охватывающий самые разные эпохи и стили. Музыка эпохи Возрождения исполняется небольшой группой солистов ансамбля. Оратории XIX–XXI вв. исполняются капеллой, в составе которой выступают 80 исполнителей – оркестр и хор. Визитной карточкой коллектива стали шедевры немецкого барокко, в особенности кантаты, оратории и пассионы И. С. Баха. 

    Collegium Vocale Gent сотрудничает также с другими инструментальными ансамблями аутентичного направления, в числе которых Оркестр Елисейских Полей, Фрайбургский барочный оркестр и Берлинская академия старинной музыки; выступает с известными симфоническими оркестрами, в том числе Симфоническим оркестром Антверпена, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), Будапештским фестивальным оркестром, Саксонской государственной капеллой, Камерным оркестром Европы, ансамблем современной музыки Ictus. Наряду с Филиппом Херревеге коллективом дирижировали Айвор Болтон, Маркус Крид, Рейнберт де Леу, Иван Фишер, Рене Якобс, Янник Незе-Сеген, Каспар Путниньш, Йос ван Иммерсел, Пол ван Невель, Джеймс Вуд и многие другие. 

    Под руководством Филиппа Херревеге ансамбль создал обширную дискографию, насчитывающую более 100 записей (большинство выпущено под лейблами Harmonia Mundi France и Virgin Classics). В 2010 году Филипп Херревеге совместно с продюсерской компанией Outhere Music основал собственный звукозаписывающий лейбл φ («Фи»). К настоящему моменту на нем вышло около 20 новых дисков с вокальными произведениями И. С. Баха, Бетховена, Брамса, Дворжака, Джезуальдо, Гайдна и Томаса Луиса де Виктории. Среди последних релизов – «Страсти по Иоанну» И. С. Баха, Те Deum и Вторая месса Брукнера. Кроме того, коллектив записал ораторию «Крестный путь» Листа с Рейнбертом де Леу для лейбла ά. 

    Ансамбль Collegium Vocale Gent пользуется финансовой поддержкой фламандского сообщества, муниципалитета Гента и Национальной лотереи Бельгии.

    Филипп Херревеге

    Филипп Херревеге – один из самых именитых и востребованных музыкантов наших дней, видный представитель исторически ориентированного исполнительства. 

    Родился в 1947 году в Генте. Обучался в Гентской консерватории по классу фортепиано у Марселя Газелля. В те же годы начал заниматься дирижированием. 

    В 1970 году основал ансамбль Collegium Vocale Gent. Благодаря новаторскому подходу к исполнению барочной музыки коллектив быстро приобрел известность, на него обратили внимание мастера исторически ориентированного исполнительства Николаус Арнонкур и Густав Леонхардт, пригласившие коллектив из Гента во главе с Херревеге принять участие в записи полного собрания кантат И. С. Баха.

    В 1977 году в Париже Филипп Херревеге организовал ансамбль La Chapelle Royale с целью продвижения редко звучащей французской и фламандской хоровой музыки эпохи барокко (сочинений Дюмона, Люлли, Рамо, Шарпантье, Кампрá). В 1980–1990-х годах создал еще несколько коллективов, в их числе Ensemble Vocal Européen, специализировавшийся на ренессансной хоровой полифонии (музыке Палестрины, Лассо, Джезуальдо, Монтеверди, Кардозо и др.), и Оркестр Елисейских Полей, изначально исполнявший произведения композиторов эпохи романтизма. 

    Музыка Ренессанса и барокко находится в центре внимания Филиппа Херревеге на протяжении более 50 лет. Особую известность маэстро получил благодаря интерпретациям сочинений И. С. Баха. При этом он постоянно обращается к музыке более позднего времени, исполняя шедевры разных эпох – от Моцарта, Бетховена, Шуберта и Берлиоза до Малера, Брукнера, Дебюсси, Стравинского и Шёнберга. В 1998–2002 гг. Херревеге был главным дирижером Королевского филармонического оркестра Фландрии (в настоящее время – почетный дирижер). Выступал с Королевским оркестром Консертгебау, оркестрами лейпцигского Гевандхауса и цюрихского Тонхалле, Роттердамским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Франкфуртского радио, Малеровским камерным и Шотландским камерным оркестрами. В 1982–2002 гг. был художественным руководителем летнего фестиваля «Музыкальные академии» в Сенте (Франция). С 2001 года возглавляет международный фестиваль «Академия» в Крете-Сенези, Италия (с 2017 года – фестиваль Collegium Vocale). 

    Дискография Филиппа Херревеге насчитывает более 120 записей, выполненных с разными коллективами и выпущенных под лейблами Harmonia Mundi France, Virgin Classics и PentaTone. Среди них – Lagrime di San Pietro («Слезы святого Петра») Лассо, сочинения Шютца, мотеты Рамо и Люлли, «Страсти по Матфею», Месса си минор и другие хоровые сочинения И. С. Баха, полные циклы симфоний Бетховена и Шумана, реквиемы Моцарта и Форе, оратории Мендельсона, «Немецкий реквием» Брамса, «Волшебный рог мальчика» Малера и его же «Песнь о земле» (в камерной редакции Шёнберга – Рина), «Лунный Пьеро» Шёнберга, «Симфония псалмов» Стравинского, «Берлинский реквием» Вайля. 

    В 2010 году Филипп Херревеге совместно с бельгийской компанией Outhere Music создал лейбл φ (PHI), которым на сегодняшний день выпущено около 30 альбомов. Среди недавних релизов – «Вечерня Девы Марии» Монтеверди, «Страсти по Иоанну» и лейпцигские кантаты И. С. Баха, Пятая книга мадригалов Джезуальдо (с Collegium Vocale Gent), Месса № 2 и Te Deum Брукнера (с Collegium Vocale Gent и Оркестром Елисейских Полей), симфонии Шуберта (с Симфоническим оркестром Антверпена). 

    За выдающиеся творческие достижения Филипп Херревеге удостоен многих наград. В 1990 году европейские критики признали его «Музыкальной персоной года». В 1993 году Херревеге и Collegium Vocale Gent были названы «Культурными посланниками Фландрии». Кроме того, маэстро Херревеге – кавалер ордена Искусств и литературы Бельгии (1994) и французского ордена Почетного легиона (2003), награжден «Медалью Баха» Лейпцига (2010) и Премией Баха от Королевской академии музыки в Лондоне (2016), почетный доктор Лёвенского католического университета (1997) и Гентского университета (2017), Почетный гражданин Сента (Франция, 2015). 

    В июле 2021 года Филипп Херревеге, Collegium Vocale Gent и Оркестр Елисейских Полей выступили на Зальцбургском фестивале, исполнив Реквием Форе, «Погребальную песнь» Брамса и «Симфонию псалмов» Стравинского. В числе событий сезона 2021/22 – концерты на Бременском фестивале с вручением специальной премии Херревеге за заслуги в искусстве; выступления в городах Швейцарии, Нидерландов, Бельгии и Германии с Большой мессой до минор Моцарта; концерты с Венским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром римской Академии Санта-Чечилия, Мюнхенским филармоническим оркестром, Дрезденской государственной капеллой, Филармоническим оркестром Радио Франс, оркестром «Филармония» (Лондон) и Симфоническим оркестром Антверпена. Кроме того, маэстро будет работать со студентами Академии Малеровского камерного оркестра. В мае 2022 года по случаю своего 75-летия Филипп Херревеге исполнит в разных городах Европы «Песнь о земле» Малера с Оркестром Елисейских Полей.

    Доротея Мильдс

    Доротея Мильдс входит в число лучших интерпретаторов музыки XVII–XVIII веков. Она регулярно сотрудничает с известными коллективами, исполняющими старинную музыку, в числе которых L'Orfeo, The English Concert, Klangforum Wien, Камерный хор RIAS, Оркестр XVIII века, барочный оркестр «Тафельмузик», оркестр Бостонского фестиваля старинной музыки, а также с авторитетными дирижерами, такими как Михи Гайгг, Пол Гудвин, Филипп Херревеге, Эмилио Помарико, Ханс-Кристоф Радеман, Андреас Шперинг, Масааки Судзуки и Йос ван Велдховен. 

    Певица выступала на международных фестивалях в Бостоне (фестиваль старинной музыки), Фландрии, Вене, Галле (Генделевский фестиваль), Потсдаме, Бремене, Мозеле, Москве («Территория»), «Искусство Штирии», «Дни музыки в Нижней Саксонии», «Музыкальное лето в Майнце», на Фестивале Генриха Шютца, Тюрингском фестивале музыки И. С. Баха и других.

    В 2004 году исполнила заглавную партию на премьере оперы «Береника» Иоханнеса Марии Штауда на Мюнхенской биеннале, а также выступила в Инсбруке на премьере сочинения Invocation III Беата Фуррера с оркестром Klangforum Wien под управлением автора. В 2006 году с этим же коллективом исполнила вокальную партию в последнем произведении Жерара Гризе «Четыре песни, чтобы переступить порог» (Quatre Chants pour franchir le seuil) в Гамбурге и Москве. Также приняла участи в исполнении Четвертой симфонии Малера с Оркестром Елисейских Полей под управлением Филиппа Херревеге. В 2007 году дебютировала на Зальцбургском фестивале, вновь исполнив «Четыре песни…» Жерара Гризе, на сей раз под управлением Эмилио Помарико. 

    Значительное место в творчестве певицы занимают камерные программы, в ряду наиболее успешных – «Аромат и безумие» (Duft und Wahnsinn) с Хилле Перл (виола да гамба) и Ли Сантаной (теорба, лютня); «Птицы» (Birds) и «Вдохновленные песней» (Inspired by Song) с флейтистом Стефаном Теммингом; Stabat Mater Луиджи Боккерини с квартетом Salagon Quartet. Она также сотрудничает с ансамблем Hamburger Ratsmusik, квартетом Boreas Quartett Bremen, Вибке Вайданц (клавесин) и Рюлем Луциусом (фортепиано). С Ансамблем имени Джованни Антонио Пьяни (G.A.P. Ensemble) исполняла музыку И. С. Баха и Шостаковича. 

    В сезоне 2021/22 певица участвует в совместных проектах с ансамблем Collegium Vocale Gent, Оркестром Елисейских Полей, Нидерландским Баховским обществом, Фрайбургским барочным оркестром, Баховской академией в Штутгарте, Дрезденским камерным хором, ансамблями Freitagsakademie Bern и G.A.P. Ensemble. Также она выступит на фестивале Musikfest Berlin, Фестивале Генриха Шютца, фестивалях музыки И. С. Баха в Арнштадте и Лейпциге, Фестивале старинной музыки в Санкт-Галлене и на Троицком фестивале в монастыре Иттинген. 

    Регулярно проводит мастер-классы в рамках Недели музыки И. С. Баха в Штутгарте, Летнего института барочного оркестра «Тафельмузик» в Торонто. В обширной дискографии певицы – альбомы Inspired by Song и Birds со Стефаном Теммингом, Händel с Хилле Перл, War & Peace и Monteverdi: La dolce vita с берлинским ансамблем Lautten Compagney и Вольфгангом Качнером для лейбла DHM, а также кантаты для сопрано соло И. С. Баха с барочным оркестром L'Orfeo и Stabat Mater Боккерини с квартетом Salagon Quartet для лейбла Carus. Альбом Handel's Tea Time, записанный с ансамблем Freitagsakademie Bern, был номинирован на премию OPUS Klassik 2021.

    Маргот Ойцингер

    Маргот Ойцингер родилась в Граце (Австрия), получила образование в университете родного города. С самого начала обучения она специализировалась на старинной музыке, совершенствовала свое мастерство, посещая мастер-классы Эммы Кёркби, Петера Коя и Джилл Фельдман. Лауреат Баховского международного конкурса в Лейпциге (2008) и Международного конкурса вокального барокко в Шиме (Бельгия, 2006). 

    Маргот Ойцингер выступает с концертными программами и поет в операх XVII–XVIII веков. Важное место в ее творчестве занимают хоровые (ансамблевые) произведения раннего барокко и оратории. Среди сценических партнеров певицы – ансамбль Collegium Vocale Gent под управлением Филиппа Херревеге, Оркестр церкви Предигеркирхе в Базеле под управлением Йорга-Андреаса Бёттихера, вокальный ансамбль Sette Voci под управлением Петера Коя и другие коллективы.

    Артистка выступала на таких известных сценах, как Консертгебау в Амстердаме, Музикферайн в Вене, Дворец каталонской музыки в Барселоне, Сантори-холл в Токио, Арсенал в Меце, Театр принца-регента в Мюнхене, Церковь Св. Фомы (Томаскирхе) в Лейпциге, Церковь Св. Роха (Сен-Рок) в Париже, Музыкальный центр в Утрехте, Церковь Богородицы (Фрауэнкирхе) в Дрездене, Альте Опер во Франкфурте. 

    Сотрудничала с выдающимися дирижерами, в числе которых Филипп Херревеге, Жорди Саваль, Масааки Судзуки, Джон Батт, Андреа Маркон, Михи Гайгг, Лоренцо Гиельми, Кристоф Прегардьен, Конрад Юнгхенель и Рудольф Лутц. В частности с Рудольфом Лутцем Маргот Ойцингер приняла участие в записи на DVD полного собрания произведений И. С. Баха при поддержке Фонда Баха в Санкт-Галлене (Швейцария). 

    В дискографии певицы – записи ораторий, кантат, опер и других произведений, выпущенные фирмами Harmonia mundi, φ («Фи»), CPO, Challenge Records и другими. В 2019 году вышел ее CD-сборник концертных арий Мендельсона под управлением Михи Гайгг. Среди недавних ангажементов певицы – «Возвращение Улисса на родину» Монтеверди (Пенелопа) в Театре Массимо в Палермо, в числе выступлений сезона 2021/22 – исполнение Мессы си минор И. С. Баха в Москве, Санкт-Петербурге и Амстердаме.

    Алекс Поттер

    Британский контратенор Алекс Поттер – один из наиболее востребованных исполнителей музыки XVII–XVIII веков и постоянный приглашенный солист ведущих европейских ансамблей старинной музыки. Свое музыкальное образование он начал певчим в хоре Кафедрального собора Саутуарка, затем обучался на музыкальном факультете Нового колледжа Оксфорда и в базельской «Схола канторум» у Герда Тюрка. Посещал также уроки Эвелин Табб. 

    Алекс Поттер выступал с коллективами под управлением таких известных дирижеров, как Филипп Херревеге, Томас Хенгельброк, Ларс Ульрик Мортенсен, Жорди Саваль, Йос ван Велдховен и Петер Нойман. Регулярно исполняет признанные шедевры И. С. Баха, Генделя и других мастеров барокко, а также уделяет большое внимание поиску, исполнению и записи менее известных сочинений.

    Среди недавних ангажементов певца – «Израиль в Египте» Генделя на сцене венского Концертхауса с ансамблем Concerto Copenhagen под управлением Ларса Ульрика Мортенсена, Месса си минор И. С. Баха с Королевским оркестром Консертгебау под управлением Филиппа Херревеге, программа из произведений И. С. Баха и Телемана в лондонском Уигмор-холле с ансамблем Arcangelo под управлением Джонатана Коэна. 

    В числе наиболее значимых событий сезона 2020/21 – исполнение «Страстей по Матфею» И. С. Баха с Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам) под управлением Филиппа Херревеге, Stabat Mater Вивальди с ансамблем La Festa Musicale, Stabat Mater Перголези с ансамблем Il Gardellino, «Страстей по Иоанну» И. С. Баха с оркестром Concerto Copenhagen, многочисленные исполнения кантат И. С. Баха в онлайн-трансляции с ансамблями Collegium Vocale Gent, Gli Angeli Genève, Dunedin Consort и Нидерландским Баховским обществом. 

    В дискографии Алекса Потттера – сольные кантаты И. С. Баха, записанные с ансамблем Il Gardellino, сборник брабантской духовной музыки с ансамблем Holland Baroque, альбом Fede e Amor с произведениями венского барокко для солиста-альта и аккомпанирующих тромбонов, диск с сольными кантатами Телемана и многое другое.

    Гай Каттинг

    Британский тенор Гай Каттинг начал музыкальное образование певчим в хоре, затем обучался на музыкальном факультете Нового колледжа Оксфорда, который окончил с отличием. В 2013 году стал первым лауреатом Премии Джеффри Томаса, художественного руководителя ансамбля старинной музыки American Bach Soloists, а в настоящее время является участником проекта Rising Stars («Восходящие звезды») Оркестра эпохи Просвещения.

    Гай Каттинг выступал с такими известными коллективами, как Оркестр эпохи Просвещения (сочинения Пёрселла, И. С. Баха, Шютца под управлением Джона Батта, Роберта Ховарта, Лоуренса Каммингса и Стивена Девайна); ансамбль «Академия старинной музыки» под управлением Эдварда Хиггинботтома (фрагменты «Страстей по Матфею» И. С. Баха); Монтеверди-хор под управлением Джона Элиота Гардинера (музыка Генделя); Collegium Vocale Gent под управлением Филиппа Херревеге (сочинения И. С. Баха, Монтеверди, Палестрины и Виктории); Gabrieli Consort под управлением Пола Маккриша (программа «Венецианская коронация», «Страсти по Иоанну» И. С. Баха); Ludus Baroque под управлением Ричарда Невилл-Тоула («Рождественская оратория» И. С. Баха); Le Concert Lorrain под управлением Маркуса Крида (кантаты И. С. Баха); Шведский барочный оркестр под управлением Матса Нильссона (Месса си минор И. С. Баха); Королевский филармонический оркестр Галисии под управлением Роберта Ховарта (оратория «Мессия» Генделя); American Bach Soloists под управлением Джеффри Томаса («Магнификат» и фрагменты «Страстей по Матфею» И. С. Баха); Cantatio под управлением Джона Даксбери («Буря» Пёрселла). Кроме вышеназванных произведений, в репертуаре артиста – Реквием Моцарта, Серенада для тенора, валторны и струнных и кантата «Святой Николай» Бриттена. 

    Среди недавних событий в творческой биографии Гая Каттинга – видеозапись программы из произведений Шуберта в сопровождении пианиста Кристиана Безёйденхаута для платформы Оркестра эпохи Просвещения OAEPlayer. В дуэте с пианисткой Ханной Эли артист выступил на Международном музыкальном фестивале в Аундле (Англия) с программой из произведений Айвора Герни и Джорджа Баттерворта, на Международном музыкальном фестивале в Клифтоне – с сочинениями Бриттена и Финци. С клавесинисткой Хироно Тодзаки он исполнил вокальные произведения Пёрселла в Сидзуоке (Япония), с Эйлин Генри (барочная арфа) – сочинения Пёрселла, Уильяма Лоуза и Джона Блоу в зале Music Room в Лондоне. В составе Дамасского вокального квартета Гай Каттинг исполняет камерную вокальную музыку XIX–XX веков, а также новые произведения, написанные специально по заказу этого ансамбля. 

    Вокалист записал произведения Скарлатти и Генделя для лейбла Avie, Шарпантье, Куперена, Джона Блоу и Моцарта для лейбла Novum, а также «Страсти» Габриэля Джексона для лейбла Delphian.

    Петер Кой

    Петер Кой родился в 1954 году в Сусте (Нидерланды). С шестилетнего возраста пел в хоре, первоначальное музыкальное образование получил как скрипач. В 1980 году окончил Консерваторию имени Я. П. Свелинка в Амстердаме, где его наставником по вокалу был Макс ван Эгмонд. 

    Петер Кой выступает как солист по всему миру. Обладая широчайшим репертуаром – от «Пассионов» Шютца до песен Курта Вайля, – он прославился прежде всего как выдающийся исполнитель музыки эпохи барокко. Певец выступал в Королевском зале Консертгебау в Амстердаме, в Берлинской и Кёльнской филармониях, зале Музикферайн в Вене, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Королевском Альберт-холле в Лондоне, Театре Колон в Буэнос-Айресе, Пале Гарнье в Париже, Сантори-холле и Казальс-холле в Токио и других известных залах. Сотрудничал с выдающимися дирижерами, среди которых Филипп Херревеге, Тон Копман, Франс Брюгген, Густав Леонхардт, Рене Якобс, Сигизвальд Кёйкен, Роджер Норрингтон, Иван Фишер.

    Дискография певца включает более 150 альбомов, выпущенных фирмами Philips, Sony, Virgin Classics, Harmonia Mundi, Erato, EMI и BIS. Певец принимал участие в записи всех кантат, «Страстей» и месс И. С. Баха (BIS) с ансамблем Bach Collegium Japan под управлением Масааки Судзуки. 

    Петер Кой – художественный руководитель барочного коллектива Ensemble Vocal Européen. В 1991–2000 гг. был профессором Амстердамской консерватории, в 1995–1998 гг. преподавал в Высшей школе музыки в Гамбурге. С 2000 года – профессор Университета музыки и изящных искусств в Токио, с 2005 года – Королевской консерватории в Гааге, с 2013 года – Высшей школы искусств в Бремене. Проводил мастер-классы в Германии, Франции, Португалии, Испании, Бельгии, Финляндии и Японии. 

    В 2016 году певец был награжден Медалью И. С. Баха от города Лейпцига.