АСО, Конрад ван Альфен (Нидерланды), Никита Борисоглебский (скрипка)

    11 апреля 2012

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Бетховен
    Увертюра «Кориолан»
    Концерт для скрипки с оркестром
    Берг
    Концерт для скрипки с оркестром («Памяти ангела»)
    Шостакович
    Симфония № 9

    12+

    Абонемент №22:

    «Звёзды XXI века»

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом.

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижёрский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Маурицио Поллини, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Ирина Архипова, Даниил Шафран, Яков Флиер, Владимир Крайнев, Наталия Гутман и многие другие.

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошёл в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижёров. Первым художественным руководителем и главным дирижёром коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вана Клиберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998).

    Новый этап в истории оркестра начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни: при его участии проходят выступления звезд мировой оперы, концертные исполнения популярных и малоизвестных опер, крупнейшие музыкальные форумы. Оркестр участвовал в Международном конкурсе имени Чайковского (в 2007 году аккомпанировал вокалистам, в 2015 – скрипачам), в Первом и Втором Всероссийских музыкальных конкурсах по специальности «оперно-симфоническое дирижирование». Часто выступает в городах России, успешно гастролирует в Испании, Великобритании, Японии, Гонконге, Республике Корея.

    В 2013 году Юрий Симонов и оркестр совместно с Государственным академическим русским хором имени Свешникова осуществили новую запись Гимна Российской Федерации. В 2014 году участвовали в торжественном открытии Концертного зала имени Рахманинова «Филармония-2» и вместе с Денисом Мацуевым открыли концертом в Зале имени Чайковского Всероссийский виртуальный концертный зал. Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» прославленный коллектив постоянно сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов.

    Деятельность дирижёра и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звёзд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижёр и оркестр».

    Среди постоянных партнеров оркестра – выдающиеся солисты современности: Валерий Афанасьев, Борис Березовский, Николай Луганский, Алексей Любимов, Олег Майзенберг, Алексей Володин, Юйцзя Ван, Лукас Генюшас, Виктор Третьяков, Дмитрий Ситковецкий, Максим Венгеров, Виктория Муллова, Вадим Репин, Акико Суванаи, Никита Борисоглебский, Юрий Башмет, Борис Андрианов, Давид Герингас, Сергей Ролдугин, Александр Князев, Лора Клейкомб, Анна Аглатова, Вероника Джиоева, Хибла Герзмава, Патриция Чьофи, Василий Ладюк; дирижёры Александр Ведерников, Александр Дмитриев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Марис Янсонс, Александр Лазарев, Владимир Юровский и другие.

    В последние годы оркестр представил ряд московских, российских и мировых премьер, среди которых «Реквием для Ларисы» Сильвестрова, «Итайпу» Гласса, Concerto grosso для трех виолончелей с оркестром Пендерецкого, Симфония №27 «Лирическая» Слонимского, «Реквием Принцессы Гальяни» Тищенко, ряд сочинений Геннадия Гладкова и Софии Губайдулиной. Событием стала мировая премьера Концерта для оркестра «Десять взглядов на десять заповедей» – коллективного сочинения десятерых современных композиторов, посвященного газете «Музыкальное обозрение». Оркестр записал более 350 пластинок и компакт-дисков, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор.

    Конрад ван Альфен

    Конрад ван Альфен родился в 1963 году в Претории (ЮАР). В возрасте 26 лет переехал в Нидерланды, работал как контрабасист в Симфоническом оркестре Радио Хилверсюма и оркестре Академии имени Бетховена в Антверпене. Параллельно учился дирижированию у Эри Класа и Роберто Бенци.

    В настоящее время Конрад ван Альфен — художественный руководитель и главный дирижер основанного им камерного оркестра SinfoniaRotterdam, с которым он выступает в лучших концертных залах страны, включая Консертгебау в Амстердаме, DeDoelen и Wereldmuseum в Роттердаме, гастролирует в Нидерландах, многих странах Европы, в России, Бразилии, Мексике, Колумбии и Чили.

    В качестве приглашенного дирижера Конрад ван Альфен сотрудничает с другими нидерландскими коллективами, а также с оркестрами Великобритании, Германии, Бельгии, Дании, Болгарии, Словении, Польши, ЮАР, Китая, Канады, Мексики, Колумбии, в том числе с Филармоническим оркестром Брюсселя, Филармоническим оркестром Кейптауна и Симфоническим оркестром Монреаля.

    Много работает с российскими коллективами. С 2005 по 2009 год занимал пост главного дирижера Государственного филармонического оркестра Кисловодска, был удостоен награды за вклад в искусство юга России от Министерства культуры. Постоянно сотрудничает с Российским национальным оркестром под руководством Михаила Плетнёва. Принимал участие в гастролях коллектива в Швейцарии, Италии, Китае и Южной Америке. Регулярно участвует в концертах Московской филармонии.

    Конрад ван Альфен выступал со многими известными солистами, среди которых Михаил Плетнёв, Дэниел Хоуп, Жанин Янсен, Бенжамин Шмид, Рональд Бройтигам, Симоне Ламсма, Квирине Фиерзен, Никита Борисоглебский.

    Дирижер осуществил большое количество записей, многие из которых были высоко оценены музыкальными критиками разных стран. Его диски вышли под лейблами Telarc (сочинения Грига, Дворжака и Элгара), ChannelClassics (Концерт «Мадригал» Родриго для двух гитар с оркестром), Raptus (реконструкция недавно обнаруженных сочинений Бетховена), TalentRecords (камерные симфонии Шостаковича), Cybele (сочинения Хартмана) и BrilliantClassics (концерты для фагота Вивальди, Дюпюи и Вила-Лобоса). Недавно Конрад ван Альфен принял участие в первой записи фортепианных концертов Фердинана Герольда с оркестром Западно-немецкого радио Кёльна (TalentRecords). Также вышли диски с записями концертных выступлений дирижера (исполнение Пятой симфонии Л. ван Бетховена на фестивале в Бонне и Ленинградской симфонии Шостаковича в России).