Героям Ржева посвящается. Благотворительный концерт : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонементы сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Героям Ржева посвящается.
    Благотворительный концерт

    10 октября 2019, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Рахманинов
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 30
    П. И. Чайковский
    Симфония № 5 ми минор, соч. 64

    Уважаемые слушатели, обращаем ваше внимание: так как концерт благотворительный, билеты возврату не подлежат

    12+

    Купить билеты
    Денис Мацуев

    Денис Мацуев родился в 1975 году в Иркутске. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, где его педагогами были Алексей Наседкин и Сергей Доренский. Широкую известность пианисту принесла победа на XI Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в 1998 году.

    Сегодня Денис Мацуев – желанный гость крупнейших концертных залов мира, постоянный партнер ведущих симфонических оркестров России, Европы, Северной Америки и стран Азии. Несмотря на исключительную востребованность за рубежом, музыкант считает главным приоритетом развитие филармонического искусства в регионах России и значительную долю своих концертных программ, прежде всего премьерных, представляет именно в нашей стране. Особое значение придает регулярной работе с региональными оркестрами.

    Тесные творческие контакты связывают Дениса Мацуева с выдающимися дирижерами современности, в числе которых Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Марис Янсонс, Зубин Мета, Рикардо Шайи, Кристиан Тилеман, Пааво Ярви, Антонио Паппано, Шарль Дютуа, Алан Гилберт, Владимир Федосеев, Юрий Башмет, Михаил Плетнёв, Владимир Спиваков, Леонард Слаткин, Иван Фишер, Семен Бычков, Джанандреа Нозеда, Мюнг-Вун Чунг, Юкка-Пекка Сарасте, Манфред Хонек, Джеймс Конлон, Кристиан Ярви и другие. Музыкант принимает участие во всемирно известных фестивалях, среди которых «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, Фестиваль Балтийского моря в Швеции, «Равиния» в Чикаго, фестивали в Баден-Бадене, Эдинбурге, Шлезвиг-Гольштейне, Рейнгау, Вербье, Люцерне, Гонконге, Монтрё, Стрезе, Бухаресте, Кольмаре, фестиваль Иегуди Менухина в Гштааде.

    Денис Мацуев – солист Московской филармонии с 1995 года. С 2004 года он представляет свой ежегодный персональный абонемент, в котором принимают участие ведущие оркестры России и зарубежья.

    Многие годы музыкант является директором и вдохновителем целого ряда фестивалей, образовательных и просветительских проектов. С 2004 года он проводит фестиваль «Звезды на Байкале» в Иркутске (в 2009 году удостоен звания почетного гражданина города), с 2005 года руководит фестивалем Crescendo, программы которого проходят в разных городах мира. В 2010 году вошел в состав руководителей Фестиваля искусств Анси (Франция). В 2012 году стал художественным руководителем I Международного фестиваля и конкурса молодых пианистов Astana Piano Passion. В 2013 году в качестве артистического директора возглавил конкурс-фестиваль Сбербанк DEBUT в Киеве. В 2016 году в статусе художественного директора и председателя оргкомитета провел в Москве Первый международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition, в 2018 году – Второй.

    Особая ответственность музыканта – работа с Межрегиональным благотворительным фондом «Новые имена», воспитанником, а в настоящее время президентом которого он является. Фонд за свою более чем двадцатипятилетнюю историю воспитал несколько поколений артистов и продолжает расширять свою деятельность в области поддержки юных талантов. Всероссийская программа «Новые имена – регионам России» ежегодно проходит более чем в 20 городах нашей страны.

    В 2004 году Денис Мацуев подписал контракт с компанией BMG, и первый же совместный проект – сольный альбом Tribute to Horowitz – получил премию «Рекорд-2005». В 2006 году пианист вновь стал лауреатом премии «Рекорд» за сольный альбом с записью «Времен года» Чайковского и фрагментов из музыки балета «Петрушка» Стравинского. В 2007 году был выпущен сольный диск «Неизвестный Рахманинов», записанный на рояле композитора в его доме «Сенар» в Люцерне. В том же году фирма Sony Music выпустила запись сольного концерта Дениса Мацуева в нью-йоркском Карнеги-холле. В дискографии артиста также альбомы, записанные с ЗКР – оркестром Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова, Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва, Симфоническим оркестром Мариинского театра и Лондонским симфоническим оркестром под управлением Валерия Гергиева, Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Алана Гилберта.

    Денис Мацуев – арт-директор Фонда имени С. В. Рахманинова. Народный артист России, народный артист Республики Северная Осетия – Алания, заслуженный артист Республики Адыгея, посол доброй воли ЮНЕСКО, почетный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова. Удостоен Премии имени Дмитрия Шостаковича, Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, ордена Почета, Премии Правительства России в области культуры за международный музыкальный фестиваль «Звезды на Байкале».

    С 2006 года музыкант входит в состав Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации. В 2019 году удостоен Золотой медали имени Льва Николаева «за существенный вклад в просвещение, популяризацию достижений науки и культуры».

    Российский национальный молодёжный симфонический оркестр

    Российский национальный молодежный симфонический оркестр (РНМСО) — уникальный музыкальный коллектив и крупнейший молодежный проект в области оркестровой культуры. Сто молодых исполнителей из двадцати регионов страны стали участниками программы «Национальный молодежный симфонический оркестр — Симфоническая академия», созданной в рамках национального проекта «Культура» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина и стартовавшей в 2018 году при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства культуры Российской Федерации. 

    Действуя на постоянной основе, оркестр сочетает в творчестве и работе российские музыкальные традиции и мировой опыт и решает сразу три принципиальные задачи — художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов. 

    Первый состав оркестра набран по результатам Всероссийского конкурса оркестровых исполнителей, проведенного Московской филармонией летом 2018 года. В конкурсе приняли участие более 360 молодых музыкантов. Те из них, кто не прошел отбор, но получил рекомендацию членов жюри, стали участниками стажерской группы РНМСО. По уставу в оркестре работают музыканты от 22 до 28 лет. Нижняя возрастная граница значительно выше, чем принято в других молодежных оркестрах, где иногда играют дети, начиная с 12 лет. В РНМСО приглашаются старшекурсники, ведь они должны сочетать учебу и работу. Оркестр, таким образом, одновременно стабилен и мобилен, он действует как концертный коллектив и первая в стране симфоническая академия.

    В России, где старые оркестровые традиции не раз прерывались, а новые формировались иногда не благодаря, а вопреки, где молодых музыкантов готовят к сольным карьерам, но 95% из них приходят в оркестры, а разница между лучшими и рядовыми коллективами огромна, симфоническая академия — это уникальная образовательная платформа, которая дает молодым исполнителям возможность профессионального роста и одновременной вовлеченности в актуальный художественный процесс.

    С молодыми музыкантами РНМСО выступают и занимаются дирижеры мирового уровня (Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Михаил Юровский, Александр Сладковский), концертмейстеры лучших оркестров России и Европы (в том числе, в сезоне 2018/19 — оркестра Консертгебау), специалисты по ансамблевому мастерству и оркестровым трудностям (по учебной литературе издательства Schott Music), историческим исполнительским стилям (в 2018 году над французским репертуаром с оркестром работает мировая звезда аутентичного исполнительства Жан-Кристоф Спинози). Таким образом, РНМСО становится оркестром, придерживающимся мировых стандартов, — универсальным симфоническим коллективом, свободно ориентирующимся в стилистическом разнообразии музыки, владеющим широким репертуаром и разделяющим с публикой свободу и профессионализм ансамблевой игры, кругозора и творчества.

    Академическая программа оркестра, предполагающая занятия оркестровым мастерством со специально приглашенными музыкантами, выстроена так, что выпускники РНМСО становятся высококлассными специалистами, готовыми работать на большой оркестровой сцене, в лучших симфонических оркестрах страны.

    Просветительская роль оркестра необычна для традиционной оркестровой культуры — молодежный оркестр намеренно привлекает в мир музыки молодую аудиторию, полагая, что есть вещи (искусство как эмоциональный и интеллектуальный опыт — не исключение), в которых сверстники иногда лучше поймут друг друга, чем разделенные культурными барьерами поколения.

    Сегодня РНМСО видит себя юным, но художественно самостоятельным, амбициозным и профессионально ответственным ансамблем, активным участником российской художественной жизни, творческой лабораторией и интересным собеседником. То есть одним из таких оркестров, которые с легкой руки Федерико Феллини принято называть «моделью общества». Но, перефразируя классиков авангарда, однажды предъявивших претензии Бетховену, РНМСО готов уточнить: Феллини ошибался. Не в том, как точно рассмотрел в устройстве и привычках симфонического оркестра черты социума и предсказал его непростые изменения (наблюдения Феллини горьки и ироничны), но в том, как может выглядеть горизонт прогноза. Сегодня оркестр, такой как РНМСО, — это не только и не столько модель, сколько уникальное человеческое и профессиональное сообщество, способное менять если не общество в целом, то как минимум его опыт, атмосферу. РНМСО уже сейчас меняет настоящее своих музыкантов и предлагает им участвовать в художественной жизни на равных с артистами ведущих коллективов. РНМСО меняет будущее российской оркестровой сцены: выпускники симфонической Академии — это будущая элита симфонического искусства, его кадровый резерв. РНМСО, наконец, меняет настоящее и будущее публики, филармоний и концертных залов: люди, способные загораться творчеством и заражать своим чувством сверстников, не только играют специальные студенческие концерты и программы, но приводят за собой в академические залы новую публику, просвещая общество и друг друга, и делая искусство живым.

    РНМСО намерен влиться в международное движение молодежных оркестров. Во всем мире и в России их много, они разные, среди них есть знаменитые и временные, большие и камерные, пользующиеся мощной финансовой поддержкой и независимые, стандартные и необычные, такие как, например, старейший юношеский оркестр Европы — Молодежный оркестр Уэльса, существующий с 1946 года, или единственный независимый ни от государственного, ни от частного финансирования, Молодежный оркестр Густава Малера, образованный в 1986 году Клаудио Аббадо и впервые включивший молодых музыкантов из бывшего социалистического лагеря в общий европейский профессиональный контекст, или сборный молодежный оркестр Евросоюза, или Таиландский молодежный оркестр, играющий музыку своего короля. Но большинство таких оркестров работают по сессионному принципу, на каникулах, в праздники, во время фестивалей или по особому случаю. Принцип РНМСО — круглогодичная концертная деятельность и образование. Он необычен, но также ориентирован на достижения музыкальной традиции и истории, менявшей облик и роль симфонических оркестров в жизни.

    Симфонический оркестр сегодня — это унифицированная, профессионально детализированная и по-человечески индивидуальная система — уникальный ансамбль инструментов и людей со своими характерами и опытом, способных к совместности, ансамблевому взаимодействию, вниманию к своему и чужому взгляду и голосу, к радости совместного творчества и коммуникации с залом и публикой. РНМСО разделяет современные ансамблевые идеалы с цивилизованным симфоническим миром, заново утверждая живую ценность оркестрового дела.

    РНМСО и куратор оркестра Московская филармония, предоставляющая ему в числе прочего одну из лучших по оснащенности в России репетиционных баз в здании «Филармонии-2», полагают, что оркестровая музыка — явление не музейное, но всегда настроенное на современность и чуткое к ней. И хотя оркестровые принципы, сами формы оркестра менялись и меняются в соответствии с духом времени, идеями, политикой, погодой, эстетикой и практикой эпох, а музыкальные открытия всегда провоцировали изменения во внутренней и внешней жизни оркестров, сами оркестры, в свою очередь, всегда меняли и продолжают менять и музыку, и жизнь, и взаимоотношения людей.

    Александр Сладковский

    Народный артист России Александр Сладковский – выпускник Московской и Санкт-Петербургской консерваторий. Лауреат III Международного конкурса имени Прокофьева. Дебютировал в Государственном театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории оперой Моцарта «Так поступают все женщины». Был главным дирижером Симфонического оркестра Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга, работал также с Российским национальным оркестром. В 2005 году приглашен Марисом Янсонсом в качестве ассистента для постановки оперы «Кармен» Бизе, а в 2006 – Мстиславом Ростроповичем для участия в постановке программы «Неизвестный Мусоргский» (обе постановки – в Санкт-Петербургской консерватории). С 2006 по 2010 гг. – дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета.

    С 2010 года Сладковский – художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан. Маэстро радикально изменил ситуацию в коллективе, значительно повысив его статус в музыкально-общественной жизни Республики Татарстан и всей страны. ГСО РТ под руководством Сладковского – первый российский региональный коллектив, чьи выступления записаны на телеканалах Medici.tv и Mezzo. В 2016 году оркестр впервые за свою историю дал концерты в рамках Европейского тура в Брукнерхаусе (Линц) и в Золотом зале Музикферайна (Вена).

    Оркестры под управлением Сладковского принимали участие в крупных международных и федеральных проектах и фестивалях, среди которых «Музыкальный Олимп», «Петербургская музыкальная весна», фестиваль Юрия Темирканова «Площадь искусств», «Черешневый лес», Всероссийский конкурс оперных певцов Ирины Богачевой, фестиваль «Родион Щедрин. Автопортрет», Young Euro Classic (Берлин), XII и XIII Московские Пасхальные фестивали, Crescendo, Музыкальный фестиваль земли Шлезвиг-Гольштейн, Веймарский фестиваль искусств, Будапештский весенний фестиваль, V Фестиваль симфонических оркестров мира, XI Woerthersee Classics Festival (Клагенфурт, Австрия), «Безумный день в Японии», «Хибла Герзмава приглашает», «Опера априори», Братиславский музыкальный фестиваль, «День России в мире – Russian Day» (Женева) и другие.

    Сладковский – основатель и художественный руководитель музыкальных фестивалей «Рахлинские сезоны», «Белая сирень», «Казанская осень», Concordia, «Денис Мацуев у друзей», «Творческое открытие», «Мирас». В 2012 году осуществил запись «Антологии музыки композиторов Татарстана» и альбома «Просветление» на лейблах Sony Music и RCA Red Seal Records. В апреле 2014 года ГСО РТ под управлением Александра Сладковского выступил в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже на церемонии присвоения Денису Мацуеву звания Посла доброй воли. В сезоне 2014/15 Сладковский с ГСО РТ выступил в Большом театре России в рамках юбилейного концерта, посвященного 10-летию фестиваля Crescendo, и в Санкт-Петербурге, где на сцене Концертного зала Мариинского театра прошел первый гастрольный абонемент оркестра из трех концертов.

    Сладковский – артист международного концертного агентства IMG Artists. В июне 2015 года награжден памятным знаком – медалью «Николай Римский-Корсаков», в октябре Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов вручил Сладковскому орден «Дуслык» – «Дружба». В 2016 году под управлением маэстро на фирме «Мелодия» записаны три симфонии Малера, а также все симфонии и концерты Шостаковича. В 2016 году Александр Сладковский назван «Дирижером года» по версии национальной газеты «Музыкальное обозрение» и «Человеком года в культуре» по версии журналов «Деловой квартал» и электронной газеты «Бизнес Online».