Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2018-2019.
Перейти к списку абонементов.

    Большой симфонический оркестр
    имени П. И. Чайковского,
    Владимир Федосеев, Дмитрий Ситковецкий.
    Цикл концертов
    «Бетховен. Письма к тебе…»
    Концерт первый

    4 декабря 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Бетховен
    Симфонии № 1 (фрагменты)
    Концерт для скрипки с оркестром
    Интродукция из музыки балета «Творения Прометея»
    Романс из музыки к «Рыцарскому балету»
    Симфония № 5

    12+

    Абонемент №13:

    В воскресенье, после полудня...
    «Бетховен, письма к тебе…»
    Артисты драматических театров Москвы

    В трех концертах цикла «Бетховен. Письма к тебе…» сквозь призму эпистолярного наследия и музыки представлены различные грани жизни и творчества великого композитора Людвига ван Бетховена: его философия и творческое кредо, уникальный характер и неповторимый юмор, восприятие любви и дружбы, оценка крупных исторических событий и современных художественных явлений, взаимоотношения с венской аристократией и родственниками, потеря слуха и тернистый путь к славе. Помимо знаменитых, часто цитируемых текстов («Гейлигенштадтское завещание», «Бессмертной возлюбленной») артисты московских драматических театров исполнят фрагменты малоизвестных писем композитора братьям Карлу и Иоганну, поэту Иоганну Вольфгангу Гёте, сыну императора Леопольда II австрийскому эрцгерцогу Рудольфу, графиням Жозефине Дейм и Марии Эрдёди, князьям Карлу Лихновскому, Францу Лобковицу, Николаю Эстергази и Николаю Голицыну, графу Морицу Лихновскому, владельцу издательской фирмы «Брейткопф и Гертель» Готфриду Кристофу Гертелю, английскому фольклористу Джорджу Томсону, ученику и другу Фердинанду Рису, скрипачу и музыкальному критику Антону Шиндлеру и многим другим современникам, в общении с которыми складывались черты характера композитора и зарождались идеи будущих шедевров музыкального искусства. В первом концерте, который состоится 4 декабря 2016 года, в исполнении БСО им. П. И. Чайковского под управлением маэстро Владимира Федосеева прозвучат Пятая симфония и Скрипичный концерт композитора (солист — Дмитрий Ситковецкий). Во втором, 12 февраля 2017 года, Владимир Федосеев представит с оркестром Шестую симфонию, а также знаменитые бетховенские симфонические увертюры. 26 марта, в третьем концерте, за дирижерский пульт встанет Денис Лотоев; в программе — Седьмая симфония и сочинения для хора с оркестром, которые будут исполнены при участии вокального ансамбля «Intrada».

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского основан в 1930 году как первый симфонический оркестр Советского Союза. Он не раз доказывал своё право называться одним из лучших оркестров мира – право, завоёванное историей, тщательнейшей работой у микрофонов и интенсивной концертной деятельностью. 

    Высокая репутация оркестра в мире – результат плодотворного сотрудничества с замечательными русскими дирижёрами: А. Орловым, Н. Головановым, А. Гауком, Г. Рождественским. БСО доверяли первое исполнение своих сочинений Н. Мясковский, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Г. Свиридов, Д. Шостакович, Б. Чайковский. С 1974 года и по сей день бессменным художественным руководителем и главным дирижёром коллектива является Владимир Федосеев. 

    В летопись оркестра вписаны имена дирижёров: Л. Стоковского и Г. Абендрота, Л. Маазеля и К. Мазура, Е. Мравинского и К. Цекки, солистов прошлого: С. Рихтера, Д. Ойстраха, А. Неждановой, С. Лемешева, И. Архиповой, Л. Паваротти, Н. Гяурова, а также современных исполнителей: В. Третьякова, П. Цукермана, Ю. Башмета, О. Майзенберга, Е. Леонской, А. Князева. В своё время именно Владимир Федосеев и БСО открыли миру имена Е. Кисина, М. Венгерова, В. Репина. И сейчас оркестр продолжает сотрудничать с лучшими солистами разных стран. 

    В 1993 году оркестру было присвоено великое имя Петра Ильича Чайковского – за подлинную, глубокую интерпретацию его сочинений. 

    Записи огромнейшего репертуара оркестра от Моцарта, Бетховена, Чайковского, Брамса, Малера до современной музыки выпущены фирмами Sony, Pony Сanyon, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия». 

    В репертуаре оркестра – монографические циклы, проекты для детей, благотворительные мероприятия, а также концерты, объединяющие музыку и слово. Наряду с выступлениями в крупнейших залах мира БСО продолжает вести активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в Третьяковской галерее и МГУ имени М. В. Ломоносова. 

    В перечне стран, в которых выступал Большой симфонический оркестр, отражена едва ли не вся карта мира. Но важнейшим направлением деятельности БСО являются концерты в городах России – Смоленске и Вологде, Череповце и Магнитогорске, Челябинске и Сарове, Перми и Великом Новгороде, Тюмени и Екатеринбурге. Только в сезоне 2017/2018 коллектив выступил в Санкт-Петербурге, Ярославле, Твери, Клину, Ташкенте, Перми, Сочи, Краснодаре, Раменском. 

    В сезоне 2015/2016 Большой симфонический оркестр отметил своё 85-летие, исполнив яркие концертные программы в Москве, городах Германии, Австрии, Голландии, Италии и Швейцарии с участием выдающихся музыкантов. С большим успехом был представлен проект «Моцарт. Письма к тебе…», в котором творчество композитора рассматривалось в тесной взаимосвязи с его личностью, окружением и событиями из жизни. Этот формат оркестр продолжил в аналогичных циклах, посвящённых Бетховену (2016/2017) и Чайковскому (2017/2018). Творчество Бетховена стало центральной темой выступлений и в сезоне 2017/2018. Композитору, ушедшему из жизни 190 лет назад, оркестр посвятил целый фестиваль. Основу этих проектов составили инструментальные концерты и крупные симфонические произведения композитора. Кроме того, оркестром были представлены программы к 145-летию со дня рождения Рахманинова, а также – новый цикл концертов «Музыка для всех: оркестр и орган», приуроченный к открытию органа Большого зала Московской консерватории после реставрации. По-прежнему насыщена и 

    гастрольная деятельность Большого симфонического оркестра и его художественного руководителя Владимира Федосеева: в сезоне 2017/18 музыканты выступили в Китае, Японии, Австрии, Германии, Чехии, Греции. 

    В концертном сезоне 2018/2019 годов Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского отправится на гастроли в Австрию, Словакию, Венгрию, Турцию, Испанию и Китай. В Москве, помимо Большого зала Консерватории, Концертного зала имени П. И. Чайковского, Большого театра, Государственного Кремлёвского дворца, даст серию концертов в новом зале «Зарядье». С БСО в новом сезоне выступят такие прославленные вокалисты, как Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов, Микеле Пертузи, Элина Гаранча, Венера Гимадиева, Агунда Кулаева, Алексей Татаринцев, Василий Ладюк; пианисты Питер Донохоу, Барри Дуглас, Елизавета Леонская, Андрей Коробейников, Сергей Редькин; скрипачи Сара Чанг, Алена Баева, Никита Борисоглебский, Дмитрий Смирнов, Матвей Блюмин; виолончелисты Пабло Феррандес, Борис Андрианов, Александр Рамм. За дирижёрский пульт оркестра, помимо художественного руководителя Владимира Федосеева, встанут Неэме Ярви, Михаэль Зандерлинг, Даниэль Орен, Карел Марк Чичон, Микеланджело Мацца, Леош Сваровски, Винценц Праксмарер, Денис Лотоев.

    Владимир Федосеев

    Владимир Федосеев родился 5 августа 1932 года в Ленинграде. Музыкальное образование получил в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных) и в аспирантуре Московской консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Лео Гинзбурга). Карьеру симфонического дирижера начал в оркестре Ленинградской филармонии по приглашению Е. А. Мравинского. В Ленинграде состоялся и дирижёрский дебют Владимира Федосеева в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинском театре), где им была поставлена «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова.

    В восьмидесятые и девяностые годы в парижском зале «Плейель» под управлением Владимира Федосеева были представлены в концертном исполнении оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова и «Алеко» С. Рахманинова. В исполнении Международного фестивального хора и выдающихся солистов Кэрол Ванесс, Флоренс Квивар, Лучано Паваротти, Роберто Скандуцци в Осло, Стокгольме и Мюнхене прозвучал «Реквием» Дж. Верди. Кроме того, в это время дирижёром были осуществлены постановки опер и балетов в крупнейших театрах Европы: Ла Скала («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, 1988; «Пиковая дама» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, 1989), Венской опере («Кармен» Ж. Бизе, 1993; «Борис Годунов» М. Мусоргского, 1994; «Волшебный мандарин» Б. Бартока, 1995), цюрихском Opernhaus («Жизнь за царя» М. Глинки, 1996; «Демон» А. Рубинштейна, 1999; «Аттила» Дж. Верди, 1998). Сотрудничество с крупнейшими театрами продолжается и в настоящее время: в 2015–2016 годах Владимир Федосеев дирижировал в Ла Скала в новых постановках балетов «Щелкунчик» (хореограф Начо Дуато) и «Спящая красавица» П. И. Чайковского (хореограф Алексей Ратманский). А в январе 2017 года дирижировал в премьерных показах оперы «Турандот» Дж. Пуччини в «Геликон-опере», после чего был приглашён в театр на должность музыкального руководителя. 

    Имя дирижёра связано со многими оркестрами мира. Владимир Федосеев – первый приглашённый дирижёр оркестра Токийской филармонии (с 2000 г.); приглашенный дирижёр оркестра Баварского радио (Мюнхен), Национального филармонического оркестра французского радио (Париж), Симфонического оркестра финского радио, Берлинского симфонического, Дрезденского филармонического, оркестров Штутгарта и Эссена, Кливленда и Питтсбурга. С 1997 по 2005 год Владимир Федосеев являлся главным дирижёром Венского симфонического оркестра, и это десятилетие вошло в историю коллектива триумфальными гастролями по странам центральной Европы, азиатскими турне по Японии, Китаю и Филиппинам; циклом «Все симфонические произведения Бетховена», завершившимся 1 января 2000 года исполнением «Торжественной мессы» Бетховена. При всём многообразии творческой деятельности центральное место в жизни Владимира Федосеева, безусловно, занимает Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, художественным руководителем и главным дирижёром которого он является уже более четырёх десятилетий. За эти годы Владимир Федосеев сформировал особенный, узнаваемый почерк, принесший БСО международную известность, организовал с оркестром множество премьер сочинений современных композиторов, постоянно развивая творческие контакты с русскими и западными авторами: в начале карьеры – с Д. Шостаковичем и Г. Свиридовым, позже – с Ф. Роузом (США), Кш. Пендерецким (Польша), Р. Сёдерлиндом (Норвегия), В. Рубиным и Р. Леденёвым (Россия). Первыми крупными работами дирижёра с БСО стали концертные постановки, а также записи в фонд радио и на пластинки опер «Сельская честь» П. Масканьи, «Черевички» П. И. Чайковского, «Снегурочка» и «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова. Многие записи Владимира Федосеева, в числе которых все симфонии Л. Бетховена, симфонии П. И. Чайковского, Г. Малера и С. Танеева, становились бестселлерами. Пластинка с 

    записью оперы «Майская ночь» получила приз «Золотой Орфей» французской академии грамзаписи «Шан дю Монд» и была признана лучшей оперной записью 1976 года. В дискографии дирижёра также представлены все симфонии И. Брамса, выпущенные фирмой Warner Classics & Jazz, симфонии Д. Шостаковича, изданные в Японии компанией Pony Сanyon. 

    Владимир Федосеев – обладатель множества премий и наград, среди которых Серебряный приз телерадиокомпании «Асахи» в Японии (за программы, включающие сочинения П. И. Чайковского и Д. Шостаковича), орден «За заслуги перед Отечеством» (IV, III, II и I степеней), орден Святого Владимира, орден преподобного Сергия Радонежского I степени, Серебряный крест Австрийской республики и орден Почётного Креста I степени за заслуги в культуре Австрии, золотая медаль Международного общества Густава Малера. В марте 2013 года дирижёр получил в Праге Европейскую премию «Треббия» за творческую деятельность. В октябре 2013 года в Кремле президент Российской Федерации В. В. Путин наградил В. И. Федосеева орденом Почёта. В 2016 году дирижёр стал обладателем почётного звания «Заслуженный деятель музыкальных искусств» и лауреатом премии Союзного государства в области литературы и искусства. В 2017 году Мэр Москвы Сергей Собянин наградил маэстро Знаком отличия «За заслуги перед Москвой» за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и музыкального искусства. А в январе 2018 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил В. И. Федосееву орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени. 

    «Успех пришел к Владимиру Федосееву естественно, как к человеку выдающегося дарования, много сделавшему для большой музыки и имеющему настоящую творческую жизнь», – писал о дирижёре композитор Борис Чайковский. А Тихон Хренников отмечал: «Дирижерское дарование – совершенно особый род музыкального таланта. Как у певца, у дирижёра должен быть свой “дирижерский голос”. Федосеев – счастливый обладатель такого голоса. Воля руководителя, темперамент артиста, пластика жестов – во всем слышится этот ясно звучащий дирижёрский голос».

    Дмитрий Ситковецкий

    Маэстро Ситковецкий родился в Баку в семье выдающихся музыкантов и обучался у легендарных педагогов – Ю. И. Янкелевича и М. С. Глезаровой в ЦМШ, у И. С. Безродного в Московской консерватории, а также у И. Галамяна в Джуллиардской школе в Нью-Йорке. В 1979 году завоевал первую премию на Первом международном конкурсе имени Ф. Крейслера в Вене. Талант Дмитрия Ситковецкого многогранен и универсален. Скрипач, дирижер, аранжировщик, автор проектов, руководитель фестивалей – уже более четырех десятилетий он успешно реализует себя во многих сферах музыкальной жизни. Исполнительское искусство Д. Ситковецкого запечатлено в десятках записей, в которые вошли практически все репертуарные скрипичные концерты и огромный камерный репертуар. В числе последних по времени записей – все сонаты для скрипки и фортепиано Моцарта с А. Паппано и К. Лифшицем (для лейбла HänsslerClassic), L'ArbredesSonges («Древо мечтаний») А. Дютийе с оркестром Concertgebouw (дирижёр М. Янсонс). Репертуар музыканта включает огромное количество произведений разных эпох, постоянно возрастает его интерес к современной музыке. Он — первый исполнитель скрипичных концертов, написанных для него Дж. Каскиным и К. Мейером; часто играет сочинения Дютийе, Пендерецкого, Шнитке, Пярта и Щедрина. Д. Ситковецкий известен как мастер транскрипций для струнного оркестра и ансамблей. Первой из них были «Гольдберг-вариации» Баха для скрипки, альта и виолончели (в конце 1980-х гг.). С тех пор музыкант сделал более 40 переложений (в основном для струнного оркестра) сочинений Баха, Гайдна, Бетховена, Брамса, Донаньи, Бартока, Чайковского, Шостаковича, Стравинского и Шнитке, которые опубликованы издательствами Doblinger, Sikorski и Schirmer. В 2013 году канал Medici TV транслировал концерт с фестиваля в Вербье, где прозвучали Прелюдии Шопена в транскрипции Д. Ситковецкого, созданные специально к 20-летию фестиваля. В числе исполнителей были Юрий Башмет, Леонидас Кавакос, Мартин Фрост, Михаил Плетнёв и другие звезды. В том же году в Карнеги-холле прозвучала другая транскрипция Ситковецкого – «Поцелуй феи» Стравинского в переложении для скрипки с оркестром (исполнители – Камерный оркестр «Орфей» и Августин Хаделих). После российской премьеры в Большом зале Московской консерватории в 2017 году, именно эта работа станет центральной частью программы тура Дмитрия Ситковецкого по Сибири, и будет исполнена как самим Маэстро, так и Вадимом Репиным.

    С 1990 года Дмитрий Ситковецкий выступает как дирижер и на этом поприще также сделал блестящую карьеру. В 1996–2001 гг. он был главным дирижером и художественным руководителем Ольстерского симфонического оркестра (Национальный оркестр Северной Ирландии в Белфасте). В 2002–2005 гг. — главный приглашенный дирижер Государственного академического симфонического оркестра России имени Е. Ф. Светланова. С 2003 г. — музыкальный директор Симфонического оркестра Гринсборо (США). В 2006–2009 гг. — артист- резидент Симфонического оркестра Кастилии и Леона (Испания). В 1990 году он основал и возглавил Камерный оркестр «Новые европейские струнные», объединив талантливых музыкантов из ведущих европейских оркестров для исполнения и записи специальных проектов. Оказывая поддержку молодым талантам, Д. Ситковецкий выступал со Швейцарским молодежным оркестром в Люцерне и Базеле и с оркестром «Сфинкс» на фестивале del Sole в Тоскане. В качестве приглашенного маэстро Ситковецкий в последнее время сотрудничал с Симфоническим оркестром Монреаля, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Токийским Метрополитен-оркестром, Китайским филармоническим и многими другими коллективами. В течение многих лет Дмитрий Ситковецкий был артистическим директором Корсхольмского музыкального фестиваля в Финляндии, а также фестивалей в Швеции в г. Умео, в США (в Сиэтле и Вашингтоне), в Баку («Шёлковый путь музыки»). Стремясь приобщить к классическому искусству максимально широкую аудиторию, Дмитрий Ситковецкий создал серию программ на телеканале «Культура», в которых представлял выдающихся музыкантов мира. Его гостями стали Барбара Хендрикс, Евгений Кисин, Миша Майский, Белла Давидович, Невилл Марринер, Ефим Бронфман, Антонио Паппано и другие артисты. В 2016 году программы транслировались на канале Medici. Большой резонанс вызвали проекты Ситковецкого в сотрудничестве с американским актером Питером Койоти, с которым были исполнены «Путеводитель по оркестру» Б. Бриттена, «Портрет Линкольна» А. Копленда, «Пер Гюнт» Э. Грига.