VI Международный фестиваль
    актуальной музыки «Другое пространство»

    1 декабря 2018

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Алексей Любимов (фортепиано)
    Йерун ван Веен (фортепиано)
    Алексей Зуев (фортепиано)
    Владимир Иванов-Ракиевский (фортепиано)
    В программе:
    Хольт
    «Заклинание» (Incantatie IV)
    для четырех роялей (Российская премьера)


    Вход на постконцерт осуществляется по входным билетам.
    Вы можете приобрести их в кассах Концертного зала Чайковского, стоимость – 100 рублей.
    Обладатели абонемента «Другое пространство» или билета на концерт в 19:00 могут посетить постконцерт бесплатно.

    12+

    Квартет пианистов, собранный Алексеем Любимовым, отправится в путешествие по гигантскому вибрирующему звуковому полотну «Заклинания» тен Хольта. Этот голландский мастер сумел подчинить своему слуху законы и технику американского минимализма, создав узнаваемый авторский стиль, который можно назвать «минимализмом с европейским лицом».


    Подробнее о фестивале на сайте drugoeprostranstvo.ru

    Алексей Любимов

    Пианист, клавесинист, органист, педагог, профессор Московской консерватории, один из самых неординарных и разносторонних музыкантов современности. Родился в Москве в 1944 году. Учился у Анны Артоболевской в Центральной музыкальной школе, Генриха Нейгауза и Льва Наумова в Московской консерватории. Огромное влияние на формирование взглядов Любимова оказала Мария Юдина. В 16 лет стал победителем Всероссийского конкурса пианистов в Москве. Будучи студентом Консерватории, в 1965 году завоевал I премию и золотую медаль IV Международного конкурса в Рио-де-Жанейро, в 1968 – стал лауреатом Международного конкурса в Монреале.

    С 1968 года Алексей Любимов начал интенсивно концертировать в СССР и за рубежом. В 1975 году стал солистом Московской филармонии. Творчество музыканта впечатляет широчайшим диапазоном: от опусов английских верджиналистов, исполняемых на старинном клавесине, до смелых экспериментов Кейджа, Штокхаузена и Булеза. Убежденный сторонник аутентичного исполнения музыки XVII-XIX веков, Любимов сотрудничает с крупнейшими коллективами и музыкантами, практикующими исполнение старинной музыки на оригинальных инструментах различных эпох. Первым в нашей стране начал играть на исторических клавесинах и фортепиано, являлся одним из создателей ансамблей «Московский барочный квартет» (1975) и «Академия старинной музыки» (1982). 

    Другой приоритет артиста – музыка ХХ-XXI веков. Он был основателем и руководителем ансамбля «Музыка – ХХ век» (1969-1974), впервые в СССР исполнившего ряд сочинений Булеза, Штокхаузена, Кейджа, Райли. Благодаря Любимову обрели концертную жизнь многие произведения Сильвестрова, Пярта, Волконского, Шнитке, Денисова, Мартынова, Уствольской, Пелециса, Немтина, Рабиновича, Карманова, Кнайфеля, Суслина, Мансуряна. Участвовал в организации ряда фестивалей авангардной музыки в Риге и Таллине (1976-1978). Инициатор и художественный руководитель (до 1992 года) Международного фестиваля авангардной и экспериментальной музыки «Альтернатива», регулярно проводящегося в Москве с 1988 года, а также I Фестиваля Арнольда Шёнберга в Московской консерватории (1999). 

    В числе оркестров, с которыми выступал пианист, – Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, коллективы Санкт-Петербургской и Московской филармоний, Израильский, Мюнхенский, Лос-Анджелесский филармонические оркестры, Лондонский Королевский филармонический оркестр, филармонический оркестр Радио Франс, симфонические оркестры Токио, Торонто, Берлина, Лейпцига, Хельсинки, камерный оркестр Нидерландов, Оркестр Века Просвещения, «Венская академия», Collegium Vocale Gent и многие другие. Среди дирижеров, с которыми выступал Любимов, – Кирилл Кондрашин, Давид Ойстрах, Натан Рахлин, Геннадий Рождественский, Михаил Плетнев, Владимир Ашкенази, Франс Брюгген, Марек Яновский, Роджер Норрингтон, Эса-Пекка Салонен, Кристофер Хогвуд, Чарлз Маккеррас, Неэме Ярви, Кент Нагано, Андрес Мустонен, Юкка-Пекка Сарасте. Партнерами артиста по камерному ансамблю были Наталия Гутман, Олег Каган, Виктор Третьяков, Петер Шрайер, Татьяна Гринденко, Марк Пекарский, Александр Рудин, Иван Монигетти, Генрих Шифф, Андреас Штайер, Кристиан Тецлафф, Виктория Иванова, Светлана Савенко, Лидия Давыдова и другие выдающиеся музыканты. 

    Участвовал в международных фестивалях «Посвящение» в Государственной Третьяковской галерее и «Посвящение Олегу Кагану» (Москва), фестивалях Иегуди Менухина в Гштаде, Гидона Кремера в Локенхаусе, Зальцбургском фестивале, «Каринтийское лето», Berliner Festwochen, Holland Festival, Mostly Mozart в Нью-Йорке и многих других. С 1991 года Любимов – художественный руководитель Музыкального фестиваля в Санкт-Галлене (Австрия). Член художественного совета фестиваля «Декабрьские вечера» и молодежного фестиваля Ars Longa.

    В 1968-1975 годах Любимов преподавал в Московской консерватории (класс камерного ансамбля). В 1995 вернулся в Консерваторию, а в 1997 стал одним из инициаторов создания и возглавил Факультет исторического и современного исполнительского искусства, на котором впервые в России были введены программы обучения на старинных инструментах. С 1998 года Любимов был также профессором университета Моцартеум в Зальцбурге. Член жюри многих международных конкурсов.

    В последние годы Любимов с учениками и коллегами каждый сезон предлагает слушателям изысканные программы на клавишных инструментах разных эпох, среди которых клавикорд, клавесин, тангентенфлюгель, орган-позитив, молоточковое фортепиано (Hammerklavier), тафель-клавир, рояль «Эрар» середины XIX века, современные рояли. Дискография Любимова насчитывает свыше 50 CD, записанных на лейблах Erato, Sony Classical, Teldec, BIS, EСM, Decca, Megadisc и других. Лауреат Премии города Москвы (2001). Народный артист России (2003).

    Йерун ван Веен

    Родился в 1969 году, игре на фортепиано обучался с 7 лет. Учился в Утрехтской консерватории. Выступал с оркестрами под управлением Говарда Уильямса, Петера Этвёша,  Нила Сталберга, Роберта Крафта. Дает сольные концерты в Австрии, Бельгии, Канаде, Англии, Франции, Германии, Венгрии, Италии, России, США. Участник Фестиваля искусств в Бад-Глайхенберге (Австрия, 1992), фестиваля современной музыки Wien Modern (Австрия, 1993), Голландского фестиваля танца (1998) и других. Записывался для различных теле- и радиокомпаний Нидерландов. Выступал и записывался в дуэте с Маартеном ван Веном, затем с Сандрой ван Вен. Соучредитель и художественный руководитель Международного студенческого конкурса пианистов, который проводится в Утрехте раз в два года. В 1999 году ван Вен стал инициатором серии концертов «Пианова» в амстердамском Консертгебау. Активно записывается; высокие оценки критики получила запись «Свадебки» Стравинского с его участием. Записал все сочинения Симеона тен Хольта для одного и нескольких фортепиано.

    Алексей Зуев

    Родился в 1982 году в Санкт-Петербурге, окончил ССМШ при Санкт-Петербургской консерватории. Учился у Алексея Любимова в университете Моцартеум в Зальцбурге и у Элисо Вирсаладзе в Мюнхене. Лауреат Международного конкурса пианистов имени Прокофьева в Санкт-Петербурге (1999, II премия, первая не присуждалась), Международного конкурса пианистов в Лондоне (2002, спецприз), Международного конкурса пианистов имени Святослава Рихтера в Москве (2008, V премия), Международного конкурса пианистов имени Гезы Анды в Цюрихе (2009, II премия). Участник фестивалей «Звезды белых ночей», Московского Пасхального фестиваля, Дягилевского фестиваля в Перми, фестиваля Олега Кагана в Кройте, фестивалей в Бад-Киссингене и Мекленбурге.

    В дискографии Зуева – альбом музыки Грига, запись сольного концерта в Санкт-Петербурге, Canto Ostinato Симеона тен Хольта (с Алексеем Любимовым, Вячеславом Попругиным, Александром Мельниковым), а также сочинений Дебюсси (в дуэте с Алексеем Любимовым). Среди коллективов, с которыми выступал Зуев, – Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Филадельфийский оркестр, Лондонский филармонический оркестр, Оркестр XVIII века, Музикколлегиум Винтертура, Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии. Участвовал в исполнении «Предварительного действа» Скрябина – Немтина с оркестром Нидерландского радио в Консертгебау. Выступал на фестивалях в Варшаве, Чикаго, в Рахманиновском зале Московской консерватории, Малом зале филармонии в Санкт-Петербурге, в концертных залах Австрии, Италии, Германии, Швейцарии, Люксембурга. Играет на современных и исторических клавишных инструментах. Особое место в репертуаре пианиста занимает музыка ХХ века. Доцент университета Моцартеум в Зальцбурге. 

    Владимир Иванов-Ракиевский

    Родился в Иркутской области. Дебютировал на сцене с оркестром Иркутской филармонии, исполнив Фортепианный концерт № 20 Моцарта. Закончил ЦССМШ при Московской консерватории (класс профессора Александра Мндоянца), Факультет исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории (класс профессора Алексея Любимова). Продолжил обучение в Ганновере у профессора Цви Менекера, затем в Цюрихе у профессора Константина Щербакова. В 2015 году закончил аспирантуру Московской консерватории у Алексея Любимова. Стажер кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. В октябре 2018 года выступил на Международной научной конференции «Новая музыка: 50 оттенков авангарда» с докладом «Визуальные элементы в творчестве Беата Фуррера: модели, концепты, метафоры».

    Лауреат конкурсов имени Марии Юдиной (Россия, I премия), Fritz-Neumeyer-Wettbewerb (Германия, III премия), имени Александра Скрябина (Франция, I премия), стипендий ESKAS (грант правительства Швейцарии), DAAD (грант правительства Германии). Инициатор и участник ряда мировых и российских премьер: «Симфоническая поэма для 100 метрономов» Лигети, «Неприятности» Эрика Сати, «Страсти по девочке со спичками» Лэнга, «Музыка для 18 музыкантов» Райха. Неоднократно участвовал в концертах и мастер-классах ведущих специалистов в области современной музыки и исторического исполнительства, таких как Роберт Левин, Малколм Билсон, Кристина Шорнсхайм, Наталия Гутман, Алексей Любимов, Николас Ходжес и др. Участник фестивалей «Московская осень», «Длинные руки», No Translation, «Musicircus Джона Кейджа», «Под зонтиком Cати». Записи пианиста транслировались на российском, немецком и швейцарском радио.