«Знакомство с органом. Эпохи и стили». Барокко : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    «Знакомство с органом. Эпохи и стили».
    Барокко

    5 декабря 2021

    Сцена зала Рахманинова

    схема проезда
    Наталия Сурнина (ведущая)
    Игнат Изотов (орган)

    Сколько клавиш у органа? Где прошел самый многолюдный органный концерт XVII века и почему у регистров инструмента такие странные названия? Зачем органу золотые украшения и как звучат самые красивые инструменты мира? 

    На эти и многие другие вопросы отвечают музыковед Наталия Сурнина, органист Игнат Изотов и музыка великих композиторов. 

    В программе:

    И. С. Бах, Букстехуде, Клерамбо,
    Де Араухо, Фрескобальди



    Продолжительность лекции 50 минут.Рекомендуем для детей от 8 лет.

    Обращаем ваше внимание, что на лекции свободная рассадка. 

    Слушатели располагаются на сцене Концертного зала
    в непосредственной близости от органа.

    6+

    Орган Концертного зала имени С. В. Рахманинова – уникальное явление в концертной практике. Он создан в 2018 году органостроительной фирмой «Флойгельс» (Германия) совместно с коллективом специалистов Московской филармонии. Современный электронный органный комплекс – плод новейших достижений в области компьютерной технологии: благодаря ему любители музыки имеют возможность в одном зале услышать разные органы, наслаждаться тембровой палитрой инструментов, созданных крупнейшими органостроителями разных эпох в разных уголках земного шара.

    Импозантная кафедра органа обладает мощным встроенным компьютером. В центре ее – четыре ручные клавиатуры («мануалы») и педальная клавиатура, а по сторонам – 80 многофункциональных рукояток, которые приводят в действие регистры и вспомогательные устройства. Под мануалами и над педальной клавиатурой имеются кнопки секвенсора, позволяющие исполнителю без помощи ассистента мгновенно менять регистровку.

    Качественное звучание органа обеспечивает расширенная акустическая система, включающая более 20 модулей, расположенных в разных частях зала, а также комплекс усилителей и звуковых процессоров фирмы Fohhn (Германия). Центром системы является процессорный модуль, разработанный инженерами компании Müller-BBM (Германия) и адаптированный специально для Концертного зала имени С. В. Рахманинова. Эта система органично дополняет естественную акустику.

    Перечень органов, доступных для воспроизведения в зале имени С. В. Рахманинова, постоянно обновляется. Сегодня здесь можно услышать инструменты таких прославленных мастеров, как Арп Шнитгер, Готфрид Зильберманн, Эудженио Каспарини, Аристид Кавайе-Коль и другие. Поэтому органные концерты не теряют своей новизны и привлекательности для знатоков классической музыки, стремящихся к расширению знаний об инструменте с богатейшей, более чем 2000-летней историей. Для исполнителей, играющих на этом «органе XXI века», также открываются новые горизонты: они могут достигать максимально высокого уровня интерпретации, выбирая для исполнения те инструменты, которые наилучшим образом соответствуют природе и стилю каждого произведения.

    Наталия Сурнина

    Родилась в 1983 году в Воткинске. Окончила теоретическое отделение Пермского музыкального училища (2002), историко-теоретический факультет Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (2007) и аспирантуру МГК (2010). 

    В 2006–2010 гг. – сотрудник научно-просветительского отдела Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина, где вела экскурсии (в том числе разработала специализированную балетную экскурсию по постоянной экспозиции), вечерние просветительские мероприятия и встречи. В 2009–2012 г. – автор сценариев (в 2010–2011 гг. также музыкальный редактор) телепрограммы «Абсолютный слух» на ТК «Культура».

    В 2011–2017 гг. – заведующая литературной частью Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского. Организовала и проводила цикл просветительских встреч «Премьера: инструкция по применению» с привлечением ведущих музыковедов, театроведов и композиторов. 

    В 2017–2019 гг. – редактор литературно-драматургической части Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Активно участвовала в работе просветительского проекта «Студия», проводила экскурсии и лекции, открытые встречи. Принимала участие в подготовке издания «Хроника. 1918–2018» к 100-летию театра. В 2017–2018 гг. – один из кураторов Лаборатории молодых композиторов и драматургов «КоOPERAция», с которой в настоящее время продолжает работу в качестве пресс-секретаря и редактора. 

    С февраля 2019 года – пресс-секретарь Московской филармонии, где также работает над созданием буклетов, просветительскими проектами, выступает с лекциями перед концертами. В сезоне 2021/22 – ведущая абонемента «Голоса органов мира» и детской программы «Знакомство с органом». 

    С 2007 года – ведущая концертов классической музыки в Англиканском соборе Св. Андрея, с 2015-го – в Кафедральном соборе Свв. Петра и Павла. Также ведет концерты в Большом и Малом залах Московской консерватории, Музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки, Московском международном Доме музыки, в музеях и концертных залах Москвы. Сотрудничала с фестивалями «Московская осень» и «Органные вечера в Кусково». 

    Музыкальный журналист, регулярно сотрудничает с журналом «Музыкальная жизнь», «Независимой газетой», порталом Colta.ru, публиковалась в газетах «Ведомости», «КоммерсантЪ», «Известия», «Мариинский театр», журналах «Большой театр», «Балет» и др. Автор статей и интервью для буклетов Большого театра России и Екатеринбургского театра оперы и балета. Лауреат премии для молодых критиков «Резонанс» (2016). 

    Член музыковедческой секции Молодежного отделения Союза композиторов.