«Росконцерт» представляет Гала-концерт «Россия – миру». К 75-летию окончания Второй мировой войны : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    «Росконцерт» представляет
    Гала-концерт
    «Россия – миру».
    К 75-летию окончания
    Второй мировой войны

    2 сентября 2020

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Глинка
    Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
    Брух
    «Кол Нидрей» – адажио на две еврейские мелодии для альта с оркестром, соч. 47
    Рахманинов
    Каватина Алеко из оперы «Алеко»
    «Вокализ» (оркестровка автора)
    А. Рубинштейн
    Персидская песня «Клубится волною»
    Бизе
    Фарандола из сюиты «Арлезианка»
    Чилеа
    Ария Адрианы Лекуврёр из оперы «Адриана Лекуврёр»
    Лара
    «Гранада»
    Куртис
    “Non ti scordar di me” («Мне не забыть тебя»)
    Бетховен
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром до минор, соч. 37

    Лаззаро
    “Chitarra romana” («Римская гитара») 

    Концерт проходит в одном отделении 



    Организатор концерта ФГБУК «Росконцерт»





    12+

    Анна Нетребко

    Анна Нетребко родилась в Краснодаре. В 1991 году окончила музыкальное училище при Ленинградской (с 1991-го – Санкт-Петербургской) государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова и поступила в консерваторию, в класс профессора Тамары Новиченко. 

    В 1994-м дебютировала в Мариинском театре, в партии Сюзанны («Свадьба Фигаро»), а в следующем году – на сцене Оперы Сан-Франциско, в партии Людмилы в «Руслане и Людмиле». Летом 1996-го стала участницей летней школы для молодых оперных певцов в Сан-Франциско. В 1998-м была удостоена российской оперной премии Casta Diva как певица года за роль Сюзанны в «Свадьбе Фигаро» Мариинского театра.

    В 2002 году дебютировала в Метрополитен-опере, в «Войне и мире» (постановка Андрея Кончаловского, дирижер – Валерий Гергиев), и на Зальцбургском фестивале, в опере «Дон Жуан» (постановка Мартина Кушея, дирижер – Николаус Арнонкур). Шумный успех в Зальцбурге – одно из самых ярких событий в артистической карьере Анны Нетребко. Вскоре последовали эксклюзивный контракт с фирмой звукозаписи Deutsche Grammophon и первый сольный альбом. 

    Международного признания Анна Нетребко добилась, выступая в лирических партиях в операх Моцарта и в белькантовом репертуаре. В последние годы певица обратилась к более тяжелому репертуару: партиям спинтового и драматического сопрано. Дебют в заглавной партии в опере Верди «Жанна д’Арк» на Зальцбургcком фестивале 2013 года и выход альбома «Верди» на Deutsche Grammophon ознаменовали этот поворот. Сегодня в репертуаре певицы такие партии, как Леонора в «Трубадуре» и в «Силе судьбы», Эльза в «Лоэнгрине», леди Макбет в «Макбете», Татьяна в «Евгении Онегине», Мадлен в «Андре Шенье», заглавные партии в операх «Адриана Лекуврёр», «Манон Леско», «Аида», «Тоска». 

    Одна из самых востребованных оперных певиц нашего времени, Анна Нетребко выступает на сценах ведущих театров мира. Будучи эксклюзивной артисткой Deutsche Grammophon (с 2003 года), она выпустила множество дисков: сольные альбомы, записи опер, концертный репертуар. В ноябре 2021-го на этом лейбле вышел ее сольный CD Amata dalle tenebre («Любимая тьмой») с ариями из опер Чилеа, Пуччини, Пёрселла, Рихарда Штрауса, Чайковского, Верди и Вагнера, записанными под управлением Риккардо Шайи в Ла Скала. 

    В числе наград Анны Нетребко – Международная оперная премия (International Opera Awards) за 2017 год в номинации «Лучшая певица», звание «Музыкант года» от журнала Musical America (2008), премия журнала Opera News (2015), немецкая премия «Бэмби» (2006), британская премия Classical BRIT Awards (2008), одиннадцать премий ECHO KLASSIK. 

    В 2017 году удостоена звания каммерзингера Венской государственной оперы. 

    Лауреат Государственной премии России (2004). Народная артистка России (2008). Лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» (2018; специальная премия «За уникальный творческий дуэт в спектакле Большого театра России “Манон Леско”»), Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (1999, 2005, 2009), Национальной оперной премии «Онегин» (2021).

    Юсиф Эйвазов

    Юсиф Эйвазов родился в 1977 году в Алжире. Обучение вокалу начал в Бакинской музыкальной академии им. Узеира Гаджибекова. В 1997 году переехал в Италию для продолжения учебы, жил в Милане; совершенствовался на мастер-классах Франко Корелли, Гены Димитровой, Магды Оливеро, Пласидо Доминго, Джанандреа Гавадзени. Карьеру оперного певца начал в театрах и концертных залах Италии, исполнив партии дона Хозе («Кармен»; концертный зал Трипкович, Триест, 2005), Альфреда Жермона («Травиата»; Бишелье, 2007), Герцога («Риголетто»; Театр Верди, Милан, 2008). Гастролировал в Германии, Австрии, Испании, Японии, Южной Корее. В 2010 году дебютировал в Большом театре России – в партии Марио Каварадосси («Тоска»).

    Юсиф Эйвазов выступает в Метрополитен-опере, Венской государственной опере, Парижской опере, берлинской Государственной опере Унтер-ден-Линден, Немецкой опере в Берлине, Ковент-Гардене, Большом театре России, Баварской государственной опере, Опере Лос-Анджелеса, Национальном театре в Праге, гамбургской Эльбской филармонии, франкфуртской Альте опер, Кёльнской филармонии, Дюссельдорфском тонхалле, театре Колон в Буэнос-Айресе, барселонском театре Лисео, дрезденской Опере Земпера, равеннском Театре Алигьери, лондонском Альберт-холле и др., а также на Зальцбургском фестивале и на сцене Арена-ди-Верона. Сотрудничает с Валерием Гергиевым, Риккардо Мути, Антонио Паппано, Марко Армильято, Риккардо Шайи, Туганом Сохиевым. 

    В репертуар певца входят преимущественно партии из опер Пуччини, Верди, Леонкавалло и Масканьи (Канио в «Паяцах», Калаф в «Турандот», Манрико в «Трубадуре», Дик Джонсон в «Девушке с Запада», дон Альваро в «Силе судьбы», Рудольф в «Богеме», Туридду в «Сельской чести», Ричард в «Бале-маскараде», Измаил в «Набукко», Радамес в «Аиде», Макдуф в «Макбете»). Также исполняет партии Германа в «Пиковой даме», Мориса Саксонского в «Адриане Лекуврёр», Эдгардо (сэра Эдгара Рейвенсвуда) в «Лючии ди Ламмермур», тенора в Реквиеме Верди, Отелло. Широкое признание получила интерпретация Эйвазовым роли кавалера де Гриё в «Манон Леско». В 2014 году Риккардо Мути пригласил певца исполнить эту партию в Римской опере, где он впервые спел дуэтом с Анной Нетребко. Впоследствии Эйвазов стал регулярным сценическим партнером Нетребко и выпустил с ней диски Verismo и Romanza. 

    В 2016 году впервые выступил в Мариинском театре, исполнив партию Калафа в опере «Турандот». В 2018-м дебютировал в миланском Ла Скала, исполнив партию Андре Шенье в одноименной опере Джордано: эта интерпретация была названа критиками одной из лучших за последние годы. 

    Лауреат Международного конкурса оперных певцов в Милане (2008; Гран-при). Лауреат VI Международного конкурса вокалистов им. Бюль-Бюля (Баку, 2012; I премия). Народный артист Азербайджана (2018). Лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» (2018; специальная премия «За уникальный творческий дуэт в спектакле Большого театра России “Манон Леско”»), премии Grand Prix de la Culture (Вена, 2020). Приглашенный солист Мариинского театра.

    =

    Юрий Башмет

    Юрий Башмет – один из крупнейших музыкантов современности, получивший всемирное признание, альтист, дирижер, общественный деятель. Родился в 1953 году в Ростове-на-Дону. В 1971 году окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу и поступил в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, где его наставниками были профессора Вадим Борисовский и Федор Дружинин. 

    Еще в студенческие годы Юрий Башмет стал лауреатом международных конкурсов в Будапеште (1975, II премия) и ARDв Мюнхене (1976, Гран-при). Он вывел свой инструмент на новый уровень: сыграл в Большом зале консерватории первую в истории сольную альтовую программу, стал первым исполнителем многочисленных сочинений для альта, написанных композиторами-современниками. В частности для Башмета писали Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Микаэл Таривердиев, София Губайдулина, Джон Тавенер, Гия Канчели, Александр Чайковский, Александр Раскатов; ему посвящено в общей сложности более 50 произведений. Он выступал как солист со многими ведущими оркестрами мира.

    В 1982 году начал дирижировать, в 1986-м организовал и возглавил камерный ансамбль «Солисты Москвы». В 1992 году состав ансамбля полностью обновился: его участниками стали талантливые выпускники и аспиранты Московской консерватории. В 2008 году коллектив завоевал премию «Грэмми» за записи музыки Стравинского и Прокофьева, став первым в истории обладателем этой награды среди российских камерных ансамблей.

    С 2002 года Юрий Башмет – художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». 

    Многолетняя дружба и творческое сотрудничество связывали Юрия Башмета и Святослава Рихтера. После смерти пианиста, на протяжении 16 лет возглавлявшего легендарные «Декабрьские вечера», Башмет стал его преемником. Маэстро возглавляет также фестиваль «Эльба – музыкальный остров Европы» (Италия), Зимний фестиваль классической музыки в Сочи, проводит именные фестивали в Минске, Ярославле, Челябинске, Хабаровске и Пензе, Фестиваль камерных оркестров мира в Омске.

    С 1976 года Юрий Башмет преподает в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, с 1978 года – в консерватории (с 1988 года – доцент, с 1996 – профессор), где в 1996 году организовал и возглавил Экспериментальную кафедру альта. С 1980 года проводит мастер-классы в разных странах мира, преподает на летних курсах в Академии Киджи в Сиене (Италия) и в Туре (Франция).

    Основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов (проводится в Москве). Руководитель Детской музыкальной академии стран СНГ в Новокуйбышевске и Молодежной музыкальной академии стран СНГ во Львове. В 2012 году выступил инициатором создания и возглавил Всероссийский юношеский симфонический оркестр, в состав которого вошли музыканты в возрасте от 10 лет до 21 года из многих городов России.

    Юрий Башмет – участник многих крупнейших благотворительных акций мирового значения, сборы от которых были направлены в фонды помощи пострадавшим от стихийных бедствий в Армении, Японии, фонды помощи детям-инвалидам. Созданный Башметом Международный благотворительный фонд учредил Международную премию имени Д. Д. Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового искусства.

    Кино- и телекомпаниями разных стран (Англия, Франция, Россия) снято несколько фильмов о жизни и творчестве музыканта. 

    Юрий Башмет – народный артист СССР, народный артист России, Герой труда Российской Федерации; лауреат Государственной премии СССР и четырех Государственных премий Российской Федерации, Премии Правительства РФ. Удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» (III, IV и II степени), ордена Почета, ордена Дружбы, высших орденов Литвы, Италии, Франции (в том числе ордена Почетного легиона), Украины, Армении, Беларуси и многих других почетных наград и званий.

    Ильдар Абдразаков

    Ильдар Абдразаков – всемирно известный оперный певец, режиссер, общественный деятель.

    Родился в 1976 году в Уфе. В 1999 году окончил Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова (класс профессора Миляуши Муртазиной). В 1994 году стал солистом Башкирского государственного театра оперы и балета. В 1998 году дебютировал в Мариинском театре в партии Фигаро («Свадьба Фигаро» Моцарта), в 2000 году принят в труппу театра. Благодаря Абдразакову в репертуаре Мариинского появились такие редкоисполняемые оперы Верди, как «Аттила» (2010) и «Сицилийская вечерня» (2017).

    В конце 1990-х певец стал лауреатом ряда престижных вокальных конкурсов, на которых пять раз удостаивался Гран-при; в их числе конкурсы имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (1998), Елены Образцовой в Санкт-Петербурге (1999), «Новые вердиевские голоса» имени Марии Каллас в Парме (2000). Победа в Парме вывела карьеру исполнителя на мировой уровень.

    С начала 2000-х годов певец покорил сцены крупнейших театров мира: его успешные дебюты состоялись в театре Ла Скала в Милане (2001, «Сомнамбула» Беллини – Родольфо), Венской государственной опере (2003, «Кармен» Бизе – Эскамильо), Немецкой опере в Берлине («Семирамида» Россини – Ассур), Метрополитен-опере в Нью-Йорке (2004, «Дон Жуан» Моцарта – Мазетто), Опере Лос-Анджелеса (2006, «Свадьба Фигаро» Моцарта – Фигаро), Вашингтонской национальной опере (2007, «Дон Жуан» Моцарта – Лепорелло), Парижской национальной опере (2008, «Луиза Миллер» Верди – Граф Вальтер), Королевском театре Ковент-Гарден в Лондоне (2009, Реквием Верди), Баварской государственной опере (2013, «Севильский цирюльник» Россини – Базилио), Большом театре России (2016, «Дон Карлос» Верди – Филипп II), Национальной опере в Амстердаме (2017, Князь Игорь в одноименной опере Бородина). 

    В 2002 году певец впервые выступил на оперном фестивале Россини в Пезаро (Stabat Mater), в 2009 году – на Зальцбургском фестивале («Моисей и фараон» Россини – Моисей), куда впоследствии неоднократно возвращался в операх Римского-Корсакова, Верди, Гуно, Доницетти и др. 

    Ильдар Абдразаков известен не только как признанный мастер вердиевского репертуара, но и как исполнитель русской оперы. В 2018 году он дебютировал в партии Бориса Годунова в Парижской опере (спектакль поставлен режиссером Иво ван Хове специально в расчете на исполнение Абдразакова). Регулярно сотрудничает с известнейшими оперными театрами мира, участвует в крупнейших музыкальных фестивалях, в числе которых «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, Московский Пасхальный фестиваль, «Владимир Спиваков приглашает…», BBC Proms в Лондоне и другие. Выступал с выдающимися дирижерами современности – среди них Валерий Гергиев, Риккардо Мути, Антонио Паппано, Джеймс Левайн, Риккардо Шайи, Джанандреа Нозеда. 

    C 2015 года певец руководит Международной академией музыки Елены Образцовой в Санкт-Петербурге. В 2016 году был основан Фонд Ильдара Абдразакова. С 2018 года фонд ежегодно проводит Международный музыкальный фестиваль, включающий концертную и образовательную программы и направленный на поиск, поддержку и продвижение талантливой молодежи. 

    В дискографии Ильдара Абдразакова – полные записи на DVD опер «Моисей и фараон» Россини, «Норма» Беллини, «Оберто», «Дон Карлос» и «Аттила» Верди, «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Князь Игорь» Бородина, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Мефистофель» Бойто, «Фауст» Гуно; на CD с его участием выпущены музыка к кинофильму «Иван Грозный» Прокофьева, Месса Керубини, оперы «Симон Бокканегра» Верди, «Скупой рыцарь» Рахманинова и др. В 2017 году артист подписал эксклюзивный контракт со звукозаписывающей компанией Deutsche Grammophon, выпустившей сборник дуэтов с Роландо Вильясоном (2017) и сольный альбом Verdi (2019).

    В 2018 году участвовал в гала-концерте, посвященном открытию Чемпионата мира по футболу. В 2019-м дебютировал в качестве режиссера-постановщика: его первым спектаклем стала опера «Аттила» Верди в Башкирском государственном театре оперы и балета, где певец также исполнил заглавную партию. В декабре 2021 года Абдразаков отметил 20-летие сотрудничества с Ла Скала четвертым по счету лидерабендом на сцене театра – рекордное число для российского оперного исполнителя (в программе концерта – «Отчалившая Русь» Свиридова и песни Мусоргского). Осенью 2022-го был в шестой раз удостоен чести открыть сезон в Ла Скала премьерой спектакля «Борис Годунов», что также стало рекордом по числу открытий в театре для российских артистов. 

    В 2022 году певец стал победителем третьего сезона музыкального телешоу «Маска» на НТВ. В 2023-м вышел сериал «Шаляпин», в котором Ильдар Абдразаков исполнил все вокальные партии главного героя.

    Ильдар Абдразаков – народный артист Республики Башкортостан (2011), народный артист Республики Татарстан (2013), кавалер ордена Дружбы народов Башкортостана (2015) и ордена Салавата Юлаева – «Национальный герой Республики Башкортостан» (2018), заслуженный артист России (2021). 

    Удостоен Национальной театральной премии «Золотая маска» за роль Линдорфа в опере «Сказки Гофмана» Оффенбаха в постановке Мариинского театра (2013), премию Casta Diva и звания «Певец года» (2016), премии BraVo в номинации «Лучший мужской классический вокал» (2018). Номинировался на одну из самых престижных оперных наград – International Opera Awards (2019). Награжден также премиями итальянской критики Франко Аббьяти и фонда Villa Bertelli за «великолепное исполнение в истинно итальянской традиции». Запись Реквиема Верди с участием Абдразакова удостоена двух премий «Грэмми»в номинациях «лучший классический альбом» и «лучшее хоровое исполнение».

    Денис Мацуев

    Денис Мацуев родился в 1975 году в Иркутске. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, где его педагогами были Алексей Наседкин и Сергей Доренский. Широкую известность пианисту принесла победа на XI Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в 1998 году.

    Денис Мацуев выступает в лучших концертных залах мира. Сольные концерты музыканта проходили в Карнеги-холле в Нью-Йорке, чикагском Симфони-холле, Доме симфонической музыки Монреаля, Кернер-холле в Торонто, Виктория-холле в Женеве, Концертхаусе и Музикферайне в Вене, Королевском Фестивал-холле в Лондоне, Гевандхаусе в Лейпциге, Национальной аудитории Мадрида, Консерватории имени Верди в Турине, Тонхалле в Цюрихе, Консертгебау в Амстердаме, Театре Елисейских Полей в Париже, Филармонии на Эльбе в Гамбурге, зале Гастайг в Мюнхене, Римской филармонической академии, Миланской консерватории, крупнейших залах Бостона, Вашингтона, Москвы, Санкт-Петербурга и других российских городов.

    Музыкант принимает участие во всемирно известных фестивалях в Эдинбурге, Баден-Бадене, Шлезвиг-Гольштейне, Рейнгау, Вербье, Чикаго («Равиния»), Лос-Анджелесе, Санкт-Петербурге («Звезды Белых ночей»), Зальцбурге (Пасхальный фестиваль), Люцерне, Линце (Фестиваль Брукнера), Стокгольме (Фестиваль Балтийского моря), Стрезе, Экс-ан-Провансе, Ла-Рок-д’Антероне, Бухаресте и других.

    Среди партнеров пианиста по сцене – всемирно известные коллективы США (Нью-Йоркский филармонический, Лос-Анджелесский филармонический, симфонические оркестры Чикаго, Филадельфии, Питтсбурга, Цинциннати), Германии (Мюнхенский филармонический, оркестры Берлинской филармонии, Баварского радио, лейпцигского Гевандхауса, Западногерманского радио, Государственная капелла Дрездена), Франции (Национальный оркестр, Оркестр де Пари и Филармонический оркестр Радио Франс), Великобритании (Симфонический оркестр Би-би-си, Лондонский симфонический, Лондонский филармонический, Королевский филармонический и оркестр «Филармония»), а также оркестры амстердамского Консертгебау, Мариинского театра, Симфонический оркестр Монреаля, оркестры театра Ла Скала, Национальной Академии Санта-Чечилия, Венский симфонический, Израильский и Роттердамский филармонические, Симфонический оркестр Осло, Национальный оркестр Бельгии, оркестр Романдской Швейцарии, Люцернский симфонический, Будапештский фестивальный и Фестивальный оркестр Вербье, оркестр фестиваля «Флорентийский музыкальный май» и Камерный оркестр Европы.

    Денис Мацуев неоднократно выступал с выдающимися дирижерами современности, такими как Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Марис Янсонс, Зубин Мета, Риккардо Шайи, Кристиан Тилеманн, Курт Мазур, Лорин Маазель, Пааво Ярви, Антонио Паппано, Шарль Дютуа, Алан Гилберт, Владимир Федосеев, Юрий Башмет, Михаил Плетнёв, Владимир Спиваков, Леонард Слаткин, Иван Фишер, Семён Бычков, Джанандреа Нозеда, Мюнг-Вун Чунг, Юкка-Пекка Сарасте, Манфред Хонек, Джеймс Конлон, Александр Сладковский, Неэме Ярви, Кристиан Ярви и многие другие.

    Денис Мацуев – солист Московской филармонии с 1995 года, с 2004 года представляет свой ежегодный персональный абонемент. При этом он много гастролирует по России, участвует в региональных фестивалях и активно способствует развитию филармонического искусства в стране.

    Денис Мацуев возглавляет Благотворительный фонд «Новые имена» имени Иветты Вороновой, а также является художественным руководителем международных конкурсов для молодых пианистов Piano Passion в Астане и Grand Piano Competition в Москве. Арт-директор Фонда имени С. В. Рахманинова. В 2006 году пианист вошел в состав Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации.

    Знаковым событием для музыканта стало присуждение одной из наиболее престижных мировых музыкальных наград – Премии имени Д. Д. Шостаковича, которая была вручена ему в 2010 году. В том же году Денис Мацуев стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, а в 2011 году пианисту было присвоено звание «Народный артист России». В том же году он стал Почетным профессором МГУ имени М. В. Ломоносова. С 2012 года Денис Мацуев возглавлял Общественный совет при Министерстве культуры РФ.

    В 2014 году Денис Мацуев был удостоен чести выступить на официальной церемонии закрытия XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. В 2014 году ЮНЕСКО присвоила пианисту почетное звание «Посол доброй воли ЮНЕСКО». В 2016 году Денис Мацуев стал послом Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России и выступил идейным вдохновителем и организатором гала-концерта с участием Валерия Гергиева, Анны Нетребко, Пласидо Доминго и других звезд классического искусства на Красной площади 13 июня 2018 года в Москве в преддверии Чемпионата мира по футболу в России. В 2022 году – художественный руководитель Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени С. В. Рахманинова. В 2019 и 2023 гг. – председатель жюри в категории «фортепиано» Международного конкурса имени П. И. Чайковского.

    В 2016 году Денис Мацуев был награжден орденом Почета, а также стал лауреатом Премии Правительства России в области культуры за Международный музыкальный фестиваль «Звезды на Байкале». В 2019 году удостоен Золотой медали имени Льва Николаева «за существенный вклад в просвещение, популяризацию достижений науки и культуры». В 2020 году на фирме Deutsche Grammophon вышел альбом Дениса Мацуева и камерного оркестра «Вена – Берлин» с произведениями Шостаковича, Шнитке и Лютославского. В 2021 году впервые в истории Международной премии в области классической музыки ICMA российский исполнитель стал лауреатом в номинации «Лучшая видеозапись»: награды удостоена рахманиновская программа, представленная Денисом Мацуевым и оркестром Люцернского фестиваля под управлением Риккардо Шайи.

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2021 году Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны, исполнилось 85 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005 г. коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. С 2021 года пост почетного дирижера занимает Владимир Юровский.

    Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин. 

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина, Пинхаса Цукермана. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве и «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году премии Gramophone удостоен диск с записью скрипичных концертов Шостаковича, сделанной Госоркестром под управлением Владимира Юровского (солистка – Алина Ибрагимова).

    Александр Сладковский

    Александр Сладковский родился в 1965 году в Таганроге. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского с отличием и Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (класс Владислава Чернушенко). Дебютировал в Государственном театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории оперой Моцарта «Так поступают все женщины». Был главным дирижером Симфонического оркестра Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, дирижером ГСО «Новая Россия». В 2005 году ассистировал Марису Янсонсу на постановке оперы «Кармен» Бизе, в 2006-м – Мстиславу Ростроповичу при подготовке программы «Неизвестный Мусоргский» (обе постановки – в Санкт-Петербургской консерватории).

    С 2010 года – художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан (в 2021 году оркестру присвоено звание «академический»). Учредитель проекта «Достояние республики» для одаренных воспитанников музыкальных школ и студентов консерватории, образовательных проектов для школьников Казани «Уроки музыки с оркестром» и «Волшебные струны оркестра», благотворительных проектов «Исцеление музыкой» для инвалидов и тяжелобольных детей.

    В 2019 году выступил дирижером-постановщиком оперы «Травиата» Верди в московском театре «Геликон-опера» (режиссер – Дмитрий Бертман). В 2021-м по приглашению ректора Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова стал профессором кафедры оперно-симфонического дирижирования.

    Александр Сладковский удостоен почетных званий «Народный артист Российской Федерации» (2016) и «Народный артист Республики Татарстан» (2020), Международной премии имени Сергея Рахманинова в номинации «Специальный проект во имя Рахманинова» за особое внимание к творчеству композитора и за организацию Международного фестиваля «Белая сирень» (2019). В 2022 году стал первым обладателем Большой оркестровой премии «440 герц» в номинации «Дирижер».