Госкапелла России, Геннадий Рождественский : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Дорогие друзья, в продажу вышли абонементы сезона 2021-2022.

Абонемент № 8 (Оркестры) поступит в продажу позднее, дата выхода будет объявлена дополнительно.

Бронирование абонементов по телефону осуществляться не будет.

    Госкапелла России,
    Геннадий Рождественский

    22 сентября 2013

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    Государственная академическая симфоническая капелла России
    Дирижёр – Геннадий Рождественский

    Комментарии к программам цикла – Геннадий Рождественский

    В программе:
    Типпетт
    Симфония № 2
    Айрленд
    Увертюра «Сатирикон» (по Петронию)
    Блисс
    Сюита из музыки балета «Шахматы»

    Концерт абонемента № 69 (сезона 2012/13) «Туманный Альбион» (Второй год цикла)

    12+

    Абонемент №69:

    «Туманный Альбион» (Второй год цикла). Дирижирует Геннадий Рождественский

    Абонемент «Туманный Альбион», включающий сочинения английских композиторов, — один из ярких результатов многолетнего творческого союза Геннадия Рождественского с Государственной академической симфонической капеллой России под управлением Валерия Полянского. Впервые Г. Рождественский провёл этот цикл в сезоне 2011/12, представив московской публике четыре музыкальных портрета знаменитых «островитян» XIX–ХХ вв.: Э. Элгара, Б. Бриттена, Р. Воан-Уильямса и У. Уолтона.

    Идея портретной галереи сохраняет своё значение в программах концертов второго цикла, в которых перед нами предстанут новые лица: Густав Холст, Констант Ламберт, Арнольд Бакс, Артур Блисс, Фрэнк Бридж, Джон Айрлэнд и Майкл Типпетт. Их творчество охватывает фактически весь ХХ век (самый старший из них, Холст, родился в 1874 г., а Типпетт скончался в 1998-м в возрасте 93 лет) и представляет самые разнообразные тенденции и направления английской музыки прошлого столетия, включая многочисленные импульсы и влияния, обогатившие национальную традицию, — будь то негритянский джаз, русский балет, французский импрессионизм, японский культовый танец, кельтские древности или южноамериканская музыка.

    Дополнительный сквозной лейтмотив цикла «Туманный Альбион» — тема странствий. География «Туманного Альбиона»-2 простирается от традиционных сельских пейзажей Англии и прибрежных холмов Ирландии до флорентийских полей, просторов Северной и Южной Америки и даже космических далей. Персонажами новой серии английских музыкальных портретов станут обитатели далеких друг от друга эпох: трио древнеримских авантюристов, героев романа Петрония «Сатирикон», запечатлённое в симфонической увертюре Дж. Айрлэнда, и романтическая героиня поэмы «Изабелла, или Горшок с базиликом» Дж. Китса, которой посвятил свою симфоническую поэму Ф. Бридж. Всю «Правду о русских танцорах» раскроет музыка балета А. Бакса, а сюита из музыки балета А. Блисса зачарует магией увлекательной шахматной партии. И, безусловно, одним из «центров притяжения» станут «Планеты» Г. Холста.

    Сэр Арнольд Эдвард Тревор Бакс (1883–1953) — Рыцарь-Командор Викторианского Ордена, имевший титул «Королевского композитора», — «возможно, самый непредсказуемый из ныне живущих композиторов. Музыка изливается из него с той же лёгкостью и готовностью, как речи из опытного оратора; возможно, именно поэтому час, проведённый с его музыкой, освежает, словно тоник после сухого чтения текстов, лишённых такой непосредственной живости» (А. Блисс). Корни его творчества — в ирландской культуре, искусстве позднего романтизма и импрессионизма (Вагнер, Р. Штраус, Малер, Римский-Корсаков, Дебюсси, Равель). Основные его сочинения написаны в жанрах симфонической музыки (симфонии, концерты, другие оркестровые сочинения), а также балета. Балет «Правда о русских танцорах» (1920) посвящён выдающейся русской балерине Т. Карсавиной.

    Джона Николсона Айрлэнда (1879–1962) можно назвать «английским Сезаром Франком» — как и знаменитый француз, он вёл скромную, размеренную жизнь, долгие годы служил органистом в соборе, французская музыка оказала особое влияние на стиль Айрлэнда и была для него одним из источников вдохновения. Айрлэнд был известным и уважаемым педагогом: в числе его учеников — Б. Бриттен. Стремление отдалиться от суеты окружающего мира породило интерес к далекому прошлому, что нашло отражение в ряде сочинений — в частности, в симфонической увертюре «Сатирикон» (по Петронию), написанной в последние годы активной творческой деятельности (1944–46).

    Густав Холст (1874–1934) — один из тех композиторов, кто на рубеже XIX–XX вв. открыл новую эпоху в истории английской музыки. Наряду с Э. Элгаром, Ф. Дилиусом и Р. Воан-Уильямсом он стоял у истоков английского музыкального ренессанса, пришедшего на

    смену длительному, на протяжении двух столетий, затишью (после ухода из жизни Г. Пёрселла до начала ХХ века). Холст — автор 8 опер, 4 балетов, симфонии и нескольких оркестровых сюит, 4 инструментальных концертов, большого числа камерных, хоровых, вокальных сочинений, но наибольшую славу ему принесли «Планеты», сюита для женского хора и оркестра, — возможно, самая популярная английская партитура ХХ века, написанная в разгар Первой мировой войны (1914–1916). И спустя 100 лет для большинства музыкантов и любителей музыки Холст остаётся композитором одного произведения: «Планеты» заслонили собой всё, что он создал до и после них, породили массу аранжировок, а во 2-й половине ХХ века даже привлекли внимание рок - и поп-исполнителей.

    Леонард Констант Ламберт (1905–1951) — композитор, дирижёр, музыкальный критик, блестяще эрудированный, неудержимо тянувшийся ко всему новому, будь то американский джаз или русский балет. Сегодня он почти забыт, а в 20-е – 30-е годы ХХ века был весьма популярен, в особенности как автор балетов: уже первый из них — «Ромео и Джульетта», написанный 20-летним автором по заказу С. Дягилева — с успехом был поставлен в Лондоне в 1926 г. К этому же времени относится и одно из самых известных сочинений Ламберта: кантата для фортепиано, альта, хора и оркестра «Рио Гранде» (1927) на стихи его друга С. Ситуэлла. В этом необычном произведении присутствуют черты кантаты и танцевальной рапсодии, фортепианного концерта и фантазии, а джазовая импровизация вполне логично переплетается с ритмами румбы.

    Жизнь и творчество сэра Майкла Типпетта (1905–1998) охватывают практически весь ХХ век. Он прошёл громадную стилистическую эволюцию: от увлечения Бетховеном и старыми английским мастерами до авангарда, блюза и джаза. Вместе с тем его репутация одного из лидеров нового поколения, классика английской музыки прошлого столетия не подлежит сомнению. Четыре симфонии Типпетта были написаны в период с 1944 по 1977 год, и по ним также можно проследить эволюцию творческих взглядов и устремлений композитора: от близкого классическому 4-частного цикла 1-й симфонии, основанной во многом на национальных традициях и жанрах; через 2-ю, которая считается переходной от лирико-романтического стиля к более жёсткому, авангардному, и двухчастную 3-ю, сочетающую полярные и в то же время близкие композитору черты стиля (пассакалья, блюз, цитаты из Бетховена) — к одночастной 4-й, с чертами фантазии, симфонической поэмы, которую сам автор называл «От рождения до смерти».

    Сэр Артур Эдвард Драммонд Блисс (1891–1975) в молодости приобрёл репутацию ниспровергателя традиций и авторитетов ушедшего века. Его кумирами были Шёнберг, Равель и Стравинский. Ровесник Прокофьева, он шёл схожим путём в искусстве. Эксцентричные, а порой эпатажные опусы молодого Блисса вызывали удивление, шок, но и захватывали, приковывая всеобщее внимание. Однако на склоне лет авангардный пыл композитора поостыл, и «папаша» Блисс, как он любил называть себя в эти годы, обрёл достопочтенный статус патриарха английской музыки. Последние 20 лет жизни и творчества Блисс, удостоенный рыцарского звания и всевозможных почестей, был придворным композитором Её Величества и писал музыку для дворцовых церемоний, семейных и государственных торжеств. Его балет «Шахматы», написанный в 1937 г., до сегодняшнего дня принадлежат к числу наиболее популярных балетных партитур, созданных английскими композиторами.

    Фрэнк Бридж (1879–1941) был одним из самых образованных и разносторонних английских музыкантов ХХ века: популярный композитор, талантливый скрипач, альтист и дирижёр. Его имя увековечил Б. Бриттен, испытывавший глубокое уважение к своему учителю и старшему другу. Он отмечал, что мелодичные камерные произведения Бриджа «приятны на слух и благодатны для исполнителя». Одну из мелодий Бриттен использовал в «Вариациях на тему Бриджа» (№ 2 из «Трёх идиллий» для струнного квартета). Среди

    сочинений самого Бриджа преобладают симфонические, камерные (прежде всего, для струнных ансамблей) пьесы и вокальные миниатюры; крупные формы достаточно редки в его творчестве. В числе немногих примеров — симфонические поэмы «Изабелла» (1907, по стихотворению Дж. Китса) и цикл «Две поэмы Ричарда Джеффриса» (1915) — «Открытый воздух» и «История моего сердца».