Госкапелла России,
    Геннадий Рождественский

    22 сентября 2013

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    Государственная академическая симфоническая капелла России
    Дирижёр – Геннадий Рождественский

    Комментарии к программам цикла – Геннадий Рождественский

    В программе:
    Типпетт
    Симфония № 2
    Айрленд
    Увертюра «Сатирикон» (по Петронию)
    Блисс
    Сюита из музыки балета «Шахматы»

    Концерт абонемента № 69 (сезона 2012/13) «Туманный Альбион» (Второй год цикла)

    12+

    Абонемент №69:

    «Туманный Альбион» (Второй год цикла). Дирижирует Геннадий Рождественский

    Абонемент «Туманный Альбион», включающий сочинения английских композиторов, — один из ярких результатов многолетнего творческого союза Геннадия Рождественского с Государственной академической симфонической капеллой России под управлением Валерия Полянского. Впервые Г. Рождественский провёл этот цикл в сезоне 2011/12, представив московской публике четыре музыкальных портрета знаменитых «островитян» XIX–ХХ вв.: Э. Элгара, Б. Бриттена, Р. Воан-Уильямса и У. Уолтона.

    Идея портретной галереи сохраняет своё значение в программах концертов второго цикла, в которых перед нами предстанут новые лица: Густав Холст, Констант Ламберт, Арнольд Бакс, Артур Блисс, Фрэнк Бридж, Джон Айрлэнд и Майкл Типпетт. Их творчество охватывает фактически весь ХХ век (самый старший из них, Холст, родился в 1874 г., а Типпетт скончался в 1998-м в возрасте 93 лет) и представляет самые разнообразные тенденции и направления английской музыки прошлого столетия, включая многочисленные импульсы и влияния, обогатившие национальную традицию, — будь то негритянский джаз, русский балет, французский импрессионизм, японский культовый танец, кельтские древности или южноамериканская музыка.

    Дополнительный сквозной лейтмотив цикла «Туманный Альбион» — тема странствий. География «Туманного Альбиона»-2 простирается от традиционных сельских пейзажей Англии и прибрежных холмов Ирландии до флорентийских полей, просторов Северной и Южной Америки и даже космических далей. Персонажами новой серии английских музыкальных портретов станут обитатели далеких друг от друга эпох: трио древнеримских авантюристов, героев романа Петрония «Сатирикон», запечатлённое в симфонической увертюре Дж. Айрлэнда, и романтическая героиня поэмы «Изабелла, или Горшок с базиликом» Дж. Китса, которой посвятил свою симфоническую поэму Ф. Бридж. Всю «Правду о русских танцорах» раскроет музыка балета А. Бакса, а сюита из музыки балета А. Блисса зачарует магией увлекательной шахматной партии. И, безусловно, одним из «центров притяжения» станут «Планеты» Г. Холста.

    Сэр Арнольд Эдвард Тревор Бакс (1883–1953) — Рыцарь-Командор Викторианского Ордена, имевший титул «Королевского композитора», — «возможно, самый непредсказуемый из ныне живущих композиторов. Музыка изливается из него с той же лёгкостью и готовностью, как речи из опытного оратора; возможно, именно поэтому час, проведённый с его музыкой, освежает, словно тоник после сухого чтения текстов, лишённых такой непосредственной живости» (А. Блисс). Корни его творчества — в ирландской культуре, искусстве позднего романтизма и импрессионизма (Вагнер, Р. Штраус, Малер, Римский-Корсаков, Дебюсси, Равель). Основные его сочинения написаны в жанрах симфонической музыки (симфонии, концерты, другие оркестровые сочинения), а также балета. Балет «Правда о русских танцорах» (1920) посвящён выдающейся русской балерине Т. Карсавиной.

    Джона Николсона Айрлэнда (1879–1962) можно назвать «английским Сезаром Франком» — как и знаменитый француз, он вёл скромную, размеренную жизнь, долгие годы служил органистом в соборе, французская музыка оказала особое влияние на стиль Айрлэнда и была для него одним из источников вдохновения. Айрлэнд был известным и уважаемым педагогом: в числе его учеников — Б. Бриттен. Стремление отдалиться от суеты окружающего мира породило интерес к далекому прошлому, что нашло отражение в ряде сочинений — в частности, в симфонической увертюре «Сатирикон» (по Петронию), написанной в последние годы активной творческой деятельности (1944–46).

    Густав Холст (1874–1934) — один из тех композиторов, кто на рубеже XIX–XX вв. открыл новую эпоху в истории английской музыки. Наряду с Э. Элгаром, Ф. Дилиусом и Р. Воан-Уильямсом он стоял у истоков английского музыкального ренессанса, пришедшего на

    смену длительному, на протяжении двух столетий, затишью (после ухода из жизни Г. Пёрселла до начала ХХ века). Холст — автор 8 опер, 4 балетов, симфонии и нескольких оркестровых сюит, 4 инструментальных концертов, большого числа камерных, хоровых, вокальных сочинений, но наибольшую славу ему принесли «Планеты», сюита для женского хора и оркестра, — возможно, самая популярная английская партитура ХХ века, написанная в разгар Первой мировой войны (1914–1916). И спустя 100 лет для большинства музыкантов и любителей музыки Холст остаётся композитором одного произведения: «Планеты» заслонили собой всё, что он создал до и после них, породили массу аранжировок, а во 2-й половине ХХ века даже привлекли внимание рок - и поп-исполнителей.

    Леонард Констант Ламберт (1905–1951) — композитор, дирижёр, музыкальный критик, блестяще эрудированный, неудержимо тянувшийся ко всему новому, будь то американский джаз или русский балет. Сегодня он почти забыт, а в 20-е – 30-е годы ХХ века был весьма популярен, в особенности как автор балетов: уже первый из них — «Ромео и Джульетта», написанный 20-летним автором по заказу С. Дягилева — с успехом был поставлен в Лондоне в 1926 г. К этому же времени относится и одно из самых известных сочинений Ламберта: кантата для фортепиано, альта, хора и оркестра «Рио Гранде» (1927) на стихи его друга С. Ситуэлла. В этом необычном произведении присутствуют черты кантаты и танцевальной рапсодии, фортепианного концерта и фантазии, а джазовая импровизация вполне логично переплетается с ритмами румбы.

    Жизнь и творчество сэра Майкла Типпетта (1905–1998) охватывают практически весь ХХ век. Он прошёл громадную стилистическую эволюцию: от увлечения Бетховеном и старыми английским мастерами до авангарда, блюза и джаза. Вместе с тем его репутация одного из лидеров нового поколения, классика английской музыки прошлого столетия не подлежит сомнению. Четыре симфонии Типпетта были написаны в период с 1944 по 1977 год, и по ним также можно проследить эволюцию творческих взглядов и устремлений композитора: от близкого классическому 4-частного цикла 1-й симфонии, основанной во многом на национальных традициях и жанрах; через 2-ю, которая считается переходной от лирико-романтического стиля к более жёсткому, авангардному, и двухчастную 3-ю, сочетающую полярные и в то же время близкие композитору черты стиля (пассакалья, блюз, цитаты из Бетховена) — к одночастной 4-й, с чертами фантазии, симфонической поэмы, которую сам автор называл «От рождения до смерти».

    Сэр Артур Эдвард Драммонд Блисс (1891–1975) в молодости приобрёл репутацию ниспровергателя традиций и авторитетов ушедшего века. Его кумирами были Шёнберг, Равель и Стравинский. Ровесник Прокофьева, он шёл схожим путём в искусстве. Эксцентричные, а порой эпатажные опусы молодого Блисса вызывали удивление, шок, но и захватывали, приковывая всеобщее внимание. Однако на склоне лет авангардный пыл композитора поостыл, и «папаша» Блисс, как он любил называть себя в эти годы, обрёл достопочтенный статус патриарха английской музыки. Последние 20 лет жизни и творчества Блисс, удостоенный рыцарского звания и всевозможных почестей, был придворным композитором Её Величества и писал музыку для дворцовых церемоний, семейных и государственных торжеств. Его балет «Шахматы», написанный в 1937 г., до сегодняшнего дня принадлежат к числу наиболее популярных балетных партитур, созданных английскими композиторами.

    Фрэнк Бридж (1879–1941) был одним из самых образованных и разносторонних английских музыкантов ХХ века: популярный композитор, талантливый скрипач, альтист и дирижёр. Его имя увековечил Б. Бриттен, испытывавший глубокое уважение к своему учителю и старшему другу. Он отмечал, что мелодичные камерные произведения Бриджа «приятны на слух и благодатны для исполнителя». Одну из мелодий Бриттен использовал в «Вариациях на тему Бриджа» (№ 2 из «Трёх идиллий» для струнного квартета). Среди

    сочинений самого Бриджа преобладают симфонические, камерные (прежде всего, для струнных ансамблей) пьесы и вокальные миниатюры; крупные формы достаточно редки в его творчестве. В числе немногих примеров — симфонические поэмы «Изабелла» (1907, по стихотворению Дж. Китса) и цикл «Две поэмы Ричарда Джеффриса» (1915) — «Открытый воздух» и «История моего сердца».