В продаже Детские абонементы, абонементы Камерного зала и Малого зала Филармонии-2 сезона 2025-2026
В продаже билеты на концерты:
Ансамбль имени А. В. Александрова 23 марта
Денис Мацуев 1 апреля
Абонементы Концертного зала Чайковского сезона 2025-2026 поступят в продажу 21 марта в 9:00
Абонементные книжки будут доступны 20 марта
29 октября 2020
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проезда
В концертах цикла «Вершины мастерства барокко. Часть вторая» участвуют два коллектива из числа мировых лидеров исторически информированного исполнительства: Collegium Vocale Gent под управлением Филиппа Херревеге и Il Giardino Armonico под руководством Джованни Антонини. Оба ансамбля исполняют сочинения из золотого фонда барочного репертуара, и итальянские музыканты представят московским слушателям инструментальные концерты Локателли и Вивальди – от носителей традиций. Коллектив не раз с огромным успехом выступал в абонементах Московской филармонии, но публика счастлива слышать его вновь и вновь.
Пьетро Локателли называют «Паганини XVIII века». Такую репутацию он заслужил за новаторство в области скрипичной техники и ряд сочинений для скрипки соло. Одно из важнейших сочинений Локателли – собрание «Искусство скрипки», включающее 12 концертов и 24 каприса для скрипки соло, написанных задолго до Паганини и стилистически близких манере Вивальди. Другой значительный опус Локателли – шесть концертов ор. 7, последний из которых («Плач Ариадны») отсылает не только к истории дочери Миноса и бросившего ее на Наксосе Тезея («Героиды» Овидия), но также и к освященному веками «Плачу Ариадны» Монтеверди.
Антонио Вивальди – создатель инструментального концерта – написал в этом жанре несколько сотен произведений, из них 40 двойных. Особую популярность и при жизни автора, и после его смерти концерты заслужили своей мелодичностью, связанной с оперным искусством. Перу Вивальди принадлежит множество опер, в том числе «Агриппо» на либретто Доменико Лалли «Великий Могол»: Европа в то время переживала «восточный бум», и композитор не мог пройти мимо. Им был создан также скрипичный концерт «Великий Могол» в героическом духе, названный так, вероятно, в угоду все той же моде.
Ансамбль Il Giardino Armonico был основан в 1985 году. Коллектив выступает на главных сценах Европы, Северной и Южной Америки, Австралии и Японии. Широкое признание он получил в частности за участие в постановках опер и ораторий Монтеверди, Вивальди, Генделя. Коллектив сотрудничает со знаменитыми солистами, среди которых Соль Габетта, Катя и Мариэль Лабек, Виктория Муллова, Джованни Соллима, Патриция Копачинская, Чечилия Бартоли. Давнее партнерство связывает ансамбль с Изабель Фауст, одной из наиболее востребованных и разносторонних скрипачек мира. Фауст и Il Giardino Armonico неоднократно исполняли все скрипичные концерты Моцарта, а позже записали их на диск, удостоенный премий Gramophone и Le Choc de l'annee как лучший альбом года.
Один из лидеров мирового исторически ориентированного исполнительства, итальянский ансамбль Il Giardino Armonico создан в 1985 году флейтистом и дирижером Джованни Антонини. Основу его репертуара составляет музыка XVII–XVIII вв. В зависимости от программы, состав может насчитывать от трех до тридцати исполнителей. Коллектив выступает на лучших сценах Европы, США, Канады, стран Южной Америки, Австралии, Японии, участвует в концертах крупнейших фестивалей мира, в постановках опер и ораторий: «Орфей» Монтеверди, «Отон на вилле» Вивальди, «Агриппина», «Триумф времени и разочарования» и «Воскресение» Генделя.
Среди постоянных партнеров коллектива – солисты мирового класса: Джулиано Карминьола, Соль Габетта, Катя и Мариэль Лабек, Виктория Муллова, Джованни Соллима, Патриция Копачинская, Изабель Фауст, Анна Прохазка, Юлия Лежнева, Филипп Жарусски, Анне-Софи фон Оттер, Бернарда Финк и многие другие. Особые отношения связывают Il Giardino Armonico с Чечилией Бартоли: среди их совместных работ – альбомы «Вивальди» (премия «Грэмми»), «Жертвоприношение» и «Фаринелли» (номинация на «Грэмми»), а также постановка оперы «Юлий Цезарь в Египте» Генделя на Троицком и летнем фестивалях в Зальцбурге.
Ансамблем выпущены десятки грампластинок и компакт-дисков, удостоенных международных премий. В течение длительного времени эксклюзивным партнером Il Giardino Armonico была фирма Teldec Classics, издавшая записи сочинений Генделя, Бибера, Вивальди, Корелли, Д. и А. Скарлатти, И. С. Баха и другие. В сотрудничестве с другими лейблами выпущен ряд успешных записей, в том числе опера «Отон на вилле», виолончельные и скрипичные концерты Вивальди, два совместных альбома с Юлией Лежневой, а также программа «Змея и огонь» с сопрано Анной Прохазкой, награжденная премией ICMA в категории «барочное пение» (2017). Диск сочинений Телемана, где солистом выступил сам Джованни Антонини, удостоен наград Diapason d’Or и ECHO Klassik, а пять скрипичных концертов Моцарта с Изабель Фауст признаны не только лучшей концертной записью, но и альбомом года по оценке журнала Gramophone (2017). В 2020 году вышли запись оратории «Сотворение мира» Гайдна и еще два диска с сочинениями Вивальди: на одном представлены концерты для блокфлейты (награда Diapason d’Or), на другом – его скрипичные концерты и пять сочинений наших современников, написанных специально для этой программы.
С 2014 года Il Giardino Armonico принимает участие в проекте базельского Фонда Йозефа Гайдна Haydn 2032, предполагающем запись всех симфоний композитора на лейбле Alpha Classics. Из девяти выпусков серии, изданных к настоящему моменту, ансамбль записал шесть альбомов, получивших ряд престижных премий; четвертый оценен журналом Gramophone как лучшая оркестровая запись года (2017), девятый удостоен награды Diapason d’Or (2021). В сезоне 2020/21 коллектив выступает в Австрии, России, Германии, Испании и других европейских странах с несколькими концертными программами.
«Её игра полна страсти, твёрдости и энергии, но в то же время обезоруживающей теплоты и нежности, способных раскрыть скрытые в произведении ноты лиризма», — так газета New York Times писала об искусстве немецкой скрипачки Изабель Фауст.
Её имя стало известно в 1987 году, когда 15-летняя скрипачка победила на конкурсе имени Леопольда Моцарта в Аугсбурге. Одним из первых, кто обратил внимание на талант молодой артистки, был сэр Иегуди Менухин, с которым она впервые выступила в том же году, исполнив Концерт А. Дворжака. Через 6 лет Изабель получила I премию на престижнейшем конкурсе им. Паганини в Генуе, а в 1997 году стала обладательницей приза журнала «Граммофон» в номинации «Лучший молодой артист года».
Изабель Фауст сотрудничает с лучшими оркестрами мира, среди которых Берлинский филармонический, Мюнхенский филармонический, Оркестр Парижа, Бостонский симфонический, оркестр BBC, Камерный оркестр им. Малера; с такими дирижёрами, как М. Янсонс, Дж. Ливайн, К. Аббадо, Ш. Дютуа, Д. Хардинг, Х. Холлигер, А. Рудин.
Изабель Фауст — известный интерпретатор музыки ХХ – XXI веков. В этом репертуаре особенно полно проявляется её творческая индивидуальность и её кредо — а это постоянный поиск новых ярких впечатлений и переживаний, новых подходов к интерпретации. Она — первая исполнительница многих сочинений и уже ушедших, и ныне живущих авторов: А. Жоливе, О. Мессиана, В. Эгка, Й. Видманна, Т. Лархера, М. Жарреля; постоянно исполняет произведения Д. Лигети, М. Фелдмана, Л. Ноно, Дж. Шельси.
Особого упоминания заслуживает альянс Изабель Фауст с пианистом Александром Мельниковым. Их совместная запись всех сонат Бетховена на лейбле Harmonia Mundi получила награды Echo Klassik и Gramophone, номинировалась на «Грэмми».
Изабель Фауст играет на скрипке Страдивари «Спящая красавица» (1704), предоставленной банком L-Bank (Баден-Вюртемберг, Германия).
Итальянский флейтист и дирижер Джованни Антонини – один из признанных лидеров мирового исторически ориентированного исполнительства. Родился в 1965 году в Милане, где учился в Государственной школе музыки; продолжил образование в Центре старинной музыки в Женеве. Уже более тридцати лет имя Антонини связано с созданным им ансамблем Il Giardino Armonico, получившим международную известность благодаря изысканным и новаторским интерпретациям барочного и классического репертуара.
Среди партнеров Джованни Антонини – Чечилия Бартоли, Юлия Лежнева, Изабель Фауст, Виктория Муллова, Джулиано Карминьола, Патриция Копачинская, Джованни Соллима, Соль Габетта, Катя и Мариэль Лабек, Кристиан Безуиденхут, Эмманюэль Паю и другие всемирно известные солисты. В последние годы маэстро дирижирует также крупнейшими симфоническими коллективами Европы и Америки, среди них – Берлинский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Баварского радио, Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), оркестры цюрихского Тонхалле и лейпцигского Гевандхауса, Национальный оркестр Испании, Лондонский и Чикагский симфонические оркестры. Главный приглашенный дирижер Базельского камерного оркестра (с 2015 года) и зальцбургского оркестра «Моцартеум» (с 2017 года).
На протяжении более чем 20 лет Антонини сотрудничает с фестивалями в Зальцбурге: на Троицком и летнем фестивалях регулярно исполняет концертные программы, был дирижером-постановщиком опер «Юлий Цезарь в Египте» Генделя (2012) и «Норма» Беллини (2013, 2015) с участием Чечилии Бартоли (записи выпущены на DVD и CD); регулярно выступает на зимнем фестивале «Неделя Моцарта». С 2006 года сотрудничает с миланским театром Ла Скала, где дирижировал операми «Асканио в Альбе» и «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Альцина» и «Юлий Цезарь в Египте» Генделя, а также ежегодным Рождественским концертом (2017). В Цюрихской опере под управлением маэстро шли «Альцина», «Свадьба Фигаро» и «Идоменей» Моцарта. С 2013 года – художественный руководитель международного фестиваля Wratislavia Cantans во Вроцлаве (Польша), удостоен премии Wroclaw Music Award в категории «Классическая музыка».
С ансамблем Il Giardino Armonico Антонини выпустил более 30 альбомов на лейблах Teldec, Naïve, Decca Classics, Harmonia Mundi и Alpha Classics; среди записей – все Бранденбургские концерты И. С. Баха, опера «Отон на вилле» Вивальди, многочисленные инструментальные сочинения Вивальди, Бибера, Локка и других композиторов XVII–XVIII веков. С Базельским камерным оркестром им записаны все симфонии, Тройной концерт и увертюры Бетховена.
С 2014 года Антонини возглавляет проект Haydn 2032, предполагающий запись всех симфоний Гайдна к 300-летию со дня его рождения. На Alpha Classics с участием Il Giardino Armonico выпущены альбомы «Страсть», «Философ», «Задумчив, одинок», «Рассеянный», «Роксолана» и «Прощание», где звучат симфонии, увертюры и арии Гайдна, а также сочинения Глюка, В. Ф. Баха, Чимарозы и Бартока. (С Базельским камерным оркестром записаны пятый, шестой и седьмой диски серии с произведениями Гайдна, Моцарта и Й. М. Крауса – «Гениальная личность», «Плач» и «Импресарио».) Следующие альбомы цикла выйдут в июне и октябре 2021 года.