Кристоф Виллибальд Глюк. «Орфей и Эвридика», опера в концертном исполнении : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Кристоф Виллибальд Глюк.
    «Орфей и Эвридика»,
    опера в концертном исполнении

    22 мая 2014

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Московский камерный оркестр
    Musica Viva
    Уильям Лейси, дирижёр (Великобритания)
    Колин Ли (тенор, Великобритания)
    Дебора Йорк (сопрано, Великобритания)
    Софи Юнкер (сопрано)
    Вокальный ансамбль Intrada
    В программе:
    Глюк
    (к 300-летию со дня рождения)
    «Орфей и Эвридика» (Парижская версия 1774 года) – опера в концертном исполнении

    12+

    Абонемент №1:

    Оперные шедевры

    Кристоф Виллибальд Глюк

    Творчество великого оперного реформатора Кристофа Виллибальда Глюка, чьё 300-летие со дня рождения отмечается нынче во всём мире, находится на грани эпох барокко и классицизма. Будучи великолепным мелодистом, композитор мог бы снискать себе славу в традиционных музыкальных формах, но природная любознательность и желание не останавливаться на достигнутом побудили его к поискам новых художественных форм и, в конце концов, привели к сознательному реформированию оперного искусства. Ещё в годы обучения на философском факультете Пражского университета, Глюк брал уроки у композитора Богуслава Черногорского, пел в церковном хоре, выступал в ансамблях бродячих музыкантов, играя на скрипке и виолончели и знакомясь с чешской народной музыкой. В дальнейшем, где бы Глюк ни был, он стремится открыть для себя что-то новое, чтобы затем воплотить в своём творчестве. Он насыщает жанр итальянской оперы-сериа, превратившейся на тот момент в застывший «концерт в костюмах», состоящий из виртуозных арий, динамизмом французской комической оперы, простыми и выразительными интонациями английской и немецкой песни.

    Вместе с операми «Орфей и Эвридика» (1762, и, особенно, её переработанной парижской версией 1774 года), а также «Альцестой» (1767) рождается новый тип глюковской оперной эстетики. Её главная мысль – подчинение всех музыкальных средств драматическому действию, синтез музыки и драмы. «Я ставил себе цель избежать тех излишеств, которые с давних пор были введены в итальянскую оперу благодаря недомыслию и тщеславию певцов и чрезмерной угодливости композиторов, которые превратили её из самого пышного и прекрасного зрелища в самое скучное и смешное, – пишет композитор. – Я хотел свести музыку к её истинному назначению – сопутствовать поэзии».

    К. В. Глюк прожил насыщенную творческую жизнь: дирижёр и композитор венского двора, кавалер папского ордена «Золотой шпоры» (с тех пор за ним закрепилось звание «Кавалер Глюк»), учитель и любимый композитор Марии Антуанетты. После его реформы стало невозможным писать оперы «для солистов». Принципы Глюка воплотили в своём творчестве Саккини и Сальери, глюковской драматургией восхищался Глинка, Берлиоз отдал дань маэстро в своей дилогии «Троянцы», идею синтеза музыки и драмы по-своему воплотил Вагнер.