25 июня 2022
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинет
Симфония № 3
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (солист – Вадим Руденко)
Симфония № 1
Рапсодия на тему Паганини (солист Александр Гиндин)
Симфония № 3
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (солист – Алексей Мельников)
Международный конкурс им. С. В. Рахманинова учрежден в 2021 году в преддверии 150-летия со дня рождения выдающегося русского композитора, которое будет отмечаться в 2023 году. Конкурс проводится по трем специальностям, каждая из которых занимала большое место в жизни и творчестве Сергея Рахманинова: фортепиано, композиция и дирижирование. Художественный руководитель и инициатор проведения конкурса – российский пианист, народный артист РФ Денис Мацуев. Он также возглавит работу жюри по специальности «фортепиано». Дирижерский конкурс курирует Валерий Гергиев, конкурс композиторов – Александр Чайковский.
Участниками Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров им. С. В. Рахманинова стали музыканты из России, Беларуси, Великобритании, Италии, Франции, Германии, Словении, Китая, Сингапура, Бразилии и США. Некоторые из них уже успели заявить о себе, выступая на различных музыкальных конкурсах и прославленных площадках.
На дирижерский конкурс приглашены 24 участника: Демидович Юрий, Десси Филиппо, Дербилов Илья, Дракслер Тилен, Заводиленко Владимир, Зауэр Бенедикт, Колясников Андрей, Леонтьев Михаил, Ли Хаожань, Моргунов Алексей, Мосенков Михаил, Неллер Сергей, Никифорчин Иван, Нонсьё Клемент, Рубин Алексей, Селиванов Филипп, Тигранян Арман, Уолкер Джереми, Ху Сяобо, Худяков-Веденяпин Иван, Цинман Николай, Чжоу Дань, Чия Амос, Шупляков Арсений.
Хаожань Ли родился в 1986 году в Китае в семье музыкантов. С шестилетнего возраста обучался игре на фортепиано, в 10 лет впервые выступил на публике. Окончил Центральную консерваторию в Пекине и Высшую школу музыки имени Ханса Айслера в Берлине. Был стипендиатом Музыкального фестиваля в Аспене (США), участвовал в мастер-классах Даниэля Баренбойма, Геннадия Рождественского, Неэме Ярви, Тугана Сохиева, Петера Этвёша, Сейдзи Озавы, Йормы Панулы.
Победитель V Международного дирижерского конкурса Jeunesses Musicales (2014, Бухарест). Лауреат специального приза Филармонического оркестра Радио Франс и приза зрительских симпатий IV Международного конкурса дирижеров имени Евгения Светланова (2018, Париж). Финалист Международного конкурса молодых дирижеров (2019, Безансон). Лауреат Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени С. В. Рахманинова (2022, Москва; III премия и бронзовая медаль).
Сотрудничает с Национальным центром исполнительских искусств в Пекине, где в 2018 году участвовал в постановке «Нюрнбергских мейстерзингеров» Вагнера как ассистент дирижера (копродукция с театром Ковент-Гарден и Сиднейской оперой). В течение сезона 2019/20 был ассистентом Луна Ю – главного дирижера Филармонического оркестра Китая. Был также ассистентом Кристофа Эшенбаха и Шарля Дютуа.
Хаожань Ли выступал с Немецким симфоническим оркестром Берлина, оркестром Берлинского концертхауса, Оркестром радио и ТВ Саарбрюккена, Симфоническим оркестром Центрального радио Германии (MDR, Лейпциг), Филармоническим оркестром Джордже Энеску (Бухарест), Национальным оркестром Румынского радио, филармоническими оркестрами Сибиу, Тимишоары, Ханчжоу, симфоническими оркестрами Гуанчжоу, Ванкувера, Филармоническим оркестром Ханчжоу, Симфоническим оркестром Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии.
В сезоне 2022/23 Хаожань Ли дебютирует в Датской Королевской опере (балет «Щелкунчик» Чайковского) и на Фестивале Верди в Парме, где выступает с Филармоническим оркестром Артуро Тосканини. Среди событий сезона также концерты с Российским национальным молодежным симфоническим оркестром, оркестром Symphonica ARTica, Филиппинским филармоническим оркестром, симфоническими оркестрами Пекина, Сычуани и многими другими.
Вадим Руденко родился в 1967 году в Краснодаре. С 4 лет начал обучаться игре на фортепиано под руководством Нелли Межлумовой, в 7 лет дал первый сольный концерт. С 1975 года обучался в ЦМШ при Московской консерватории в классе Анны Артоболевской, его наставниками были также Владимир Суханов и профессор Дмитрий Башкиров. В 1994 году окончил Московскую государственную консерваторию, в 1996 году – аспирантуру (класс профессора Сергея Доренского).
Лауреат международных конкурсов «Концертино Прага» (1982), имени королевы Елизаветы в Брюсселе (1991), имени Паломы О’Ши в Сантандере (1992), имени Дж. Б. Виотти в Верчелли (1993), имени П. И. Чайковского в Москве (1994, III премия; 1998, II премия), имени Святослава Рихтера в Москве (2005, IV премия).
Выступления пианиста проходят в Европе, США, Бразилии, Канаде, странах Юго-Восточной Азии на известнейших концертных площадках Москвы, Санкт-Петербурга, Берлина, Кёльна, Милана, Токио, Мадрида, Брюсселя, Амстердама, Парижа, Праги, Зальцбурга, Рио-де-Жанейро, Мюнхена, Цюриха, Сеула и др.
Постоянный участник фестивалей «Звезды на Байкале» в Иркутске, «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, фестивалей в Варшаве, Ньюпорте (США), Рисёре (Норвегия), Ла-Рок-д'Антероне, Руре, Нанте (Франция), «Каринтийское лето» (Австрия), фестиваля Иегуди Менухина в Гштааде, Летнего фестиваля в Лугано (Швейцария), имени П. И. Чайковского в Воткинске, Crescendo и многих других в России и за рубежом.
Выступал с ведущими российскими и зарубежными коллективами: Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, АСО Московской филармонии, БСО имени П. И. Чайковского, Российским национальным оркестром, ЗКР оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», оркестрами Консертгебау, Баварского радио, зальцбургского Моцартеума, японской корпорации NHK, Радио Франс, Оркестром де Пари, филармоническими оркестрами Роттердама, Варшавы, Праги, Токийским симфоническим, Бельгийским национальным, Оркестром Итальянской Швейцарии, Национальным симфоническим оркестром Украины, Camerata Salzburg и многими другими. Сотрудничал с выдающимися дирижерами, среди которых Евгений Светланов, Арнольд Кац, Вероника Дударова, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, Юрий Темирканов, Юрий Симонов, Василий Синайский, Юрий Башмет, Михаил Плетнёв, Александр Ведерников, Андрей Борейко, Дмитрий Лисс, Николай Алексеев, Михаил Щербаков, Владимир Понькин, Владимир Зива, Ион Марин, Василий Сиренко.
Пианист часто выступает с программами камерной музыки, особенно известен его дуэт с Николаем Луганским, сложившийся еще в годы учебы музыкантов в Московской консерватории. Записал несколько компакт-дисков (сольных и в ансамбле) на фирмах Meldac (Япония), Pavane Records (Бельгия). Записи пианиста не раз получали высокие оценки в музыкальной прессе многих стран мира.
Музыкант проводит мастер-классы в Бельгии, Нидерландах, Франции, Бразилии, Японии. Неоднократно участвовал в работе жюри международных конкурсов пианистов, в том числе имени Владимира Горовица и «Сбербанк ДЕБЮТ» в Киеве, имени М. А. Балакирева в Краснодаре. С 2015 года преподает специальное фортепиано в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории.
Филипп Селиванов родился в 1992 году в Санкт-Петербурге. Окончил Хоровое училище имени М. И. Глинки и Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (2018, класс хорового дирижирования профессора Татьяны Хитровой, класс оперно-симфонического дирижирования профессора Александра Полищука). Участвовал в мастер-классах Василия Синайского, Бруно Вайля, Дориана Уилсона и Владимира Федосеева.
Лауреат Международного конкурса молодых дирижеров симфонических и камерныхоркестров имени И. А. Мусина в Костроме (2019, III премия) и Санкт-Петербургского открытого конкурса дирижерского искусства (2019, I премия).
В 2022 году стал победителем Международного конкурса пианистов,композиторов и дирижеров имени С. В. Рахманинова в Москве в категории «дирижирование».
В 2017–2019 гг. – дирижер Михайловского театра в Санкт-Петербурге. С 2020 года – дирижер Московского музыкального театра «Геликон-опера». В 2022 году дебютировал в Большом театре России оперой «Идиот» Вайнберга.
Сотрудничает с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского (в 2019–2021 гг. – стажер оркестра), Красноярским театром оперы и балета имени Д. А. Хворостовского, Краснодарским музыкальным театром, Тюменским филармоническим оркестром. Выступал также с Московским государственным симфоническим оркестром, оркестрами Белгородской филармонии, филиала Мариинского театра в Республике Северная Осетия – Алания, Большого театраБеларуси, Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга и другими коллективами. Принимал участие в фестивалях «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, Дениса Мацуева в Тюмени, «Видеть музыку» в Москве, «Опера без границ» в Краснодаре, «Белгород в цвету», Фестивале музыки Чайковского в Клину и других.
Александр Гиндин родился в 1977 году в Москве. В 1994 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, в 1999-м – Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Михаила Воскресенского), в 2001-м – ассистентуру-стажировку МГК.
Лауреат международных конкурсов имени П. И. Чайковского (1994) и имени королевы Елизаветы в Брюсселе (1999), победитель конкурса пианистов в Кливленде (2007). В 2006 году удостоен почетного звания «Заслуженный артист России», в 2023 году – ордена «За заслуги в культуре и искусстве» за вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.
В 1996–2013 гг. – солист Московской филармонии, в 2003–2015 гг. преподавал в Московской консерватории. С 2012 года – художественный руководитель ансамбля солистов «Эрмитаж».
Более десяти лет Александр Гиндин выступал в фортепианном дуэте с Николаем Петровым. Артисты сыграли свыше 100 концертов в городах России, ближнего и дальнего зарубежья, записали шесть компакт-дисков.
В 2008 году Александр Гиндин организовал уникальный проект «Квартет роялей», в котором принимали участие известные пианисты из России, стран Европы, Турции и США.
Он выступал с известными коллективами, в числе которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Национальный филармонический оркестр России, Российский национальный оркестр, «Виртуозы Москвы», Оркестр де Пари, Бельгийский национальный оркестр, Немецкий симфонический оркестр Берлина, Роттердамский симфонический оркестр, Токийский симфонический оркестр, Новый Японский филармонический, филармонические оркестры Лондона, Хельсинки, Люксембурга, Льежа, Фрайбурга, Монте-Карло, Мюнхена, «Зальцбургская камерата».
Сотрудничал с такими выдающимися дирижерами, как Владимир Ашкенази, Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Владимир Минин, Арнольд Кац, Юрий Симонов, Дмитрий Китаенко, Фуат Мансуров, Василий Синайский, Александр Лазарев, Саулюс Сондецкис, Алан Гилберт, Кшиштоф Пендерецкий, Пааво Ярви, Джеймс Де Прист, Леонард Слаткин, Юозас Домаркас.
Среди партнеров Александра Гиндина по камерному ансамблю – Владимир Спиваков, Александр Рудин, Борис Березовский, Кун Ву Пек, Оливье Латри, Киприен Катсарис, Алексей Уткин, Александр Чаушян, Мария Гулегина, Хибла Герзмава, Квартет имени А. П. Бородина.
Участник фестивалей «Владимир Спиваков приглашает», Владимира Спивакова в Кольмаре, имени Робера Казадезюса в Лилле, Радио Франс в Монпелье, Рурского фортепианного фестиваля и «Киссингенское лето» в Германии, «Безумный день» в Нанте, фестивалей в Охриде, Дубровнике, Шанхае, Эхтернахе, Ла-Рок-д’Антероне, Брюсселе, Лиможе, Кракове, Риме, на Сицилии и др.
Музыкант имеет записи на телевидении и радио России, Бельгии, Германии, Швеции, Франции, Люксембурга, Польши, США, Японии. Записал более 30 компакт-дисков в сотрудничестве с ведущими фирмами России, Франции, Великобритании, Германии, Финляндии, Японии, в числе которых Decca, Capriccio, Ondine, Tri-M Classics, «Русский сезон» (российский партнер Le Chante du Monde), DML, CD Accord, Naxos и другие.
Александр Гиндин – международный художественный руководитель Шведского Королевского фестиваля в Стокгольме и арт-директор фестиваля «Приношение Кнушевицкому» в Саратове.
Иван Никифорчин родился в 1995 году в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и аспирантуру МГК, где обучался под руководством профессоров Валерия Полянского (оперно-симфоническое дирижирование) и Юрия Абдокова (композиция, оркестровка, история оркестровых стилей).
С 2015 года работает в Государственной академической симфонической капелле России (с 2017 года – ассистент главного дирижера, с 2021 года – дирижер). Участник мастер-классов Юрия Темирканова, Василия Петренко и др.
В марте 2021 года дебютировал как оперный дирижер в Большом театре России («Дон Жуан» Моцарта). Художественный руководитель симфонического оркестра колледжа МГИМ имени А. Г. Шнитке. С 2022 года преподает оперно-симфоническое дирижирование в Московской консерватории.
Основатель, художественный руководитель и главный дирижер «Академии русской музыки» (Academy of Russian Music), объединяющей камерный оркестр и хор. Коллектив выступает в залах Московской консерватории, Московского международного Дома музыки и на других столичных сценах. В репертуаре дирижера и «АРМ» – сочинения широкого историко-стилевого спектра: от Монтеверди, Шютца, И. С. Баха, Бибера, Пёрселла, Моцарта, Бетховена до Элгара, Малера, Шёнберга, Холста, Бриттена, Мессиана и других классиков XX века. Под руководством Ивана Никифорчина «Академия русской музыки» осуществила российские премьеры ряда оркестровых партитур Респиги, Хиндемита, Лютославского, Джеральда Финци и др. Центральное место в репертуаре занимают оркестровые сочинения российских композиторов XX–XXI столетий: Мясковского, Шостаковича, Б. Чайковского, Пейко, Вайнберга, Бунина, Попова, Свиридова, Уствольской, Абдокова, а также практически все транскрипции Рудольфа Баршая.
Иван Никифорчин активно сотрудничает с Международной творческой мастерской Юрия Абдокова Terra Musica (Россия – Германия – Италия) и Обществом Бориса Чайковского, под эгидой которых осуществил первую в мире запись всех камерно-оркестровых партитур и струнных ансамблей Германа Галынина, а также впервые записал полное собрание хоровых сочинений Лядова (оба диска вышли под британским лейблом Toccata-Classics). 12 июня 2021 года в Малом зале Московской консерватории на концерте-презентации монографии Абдокова «Николай Пейко: Восполнивши тайну свою…» представил мировую премьеру Сюиты для симфонического оркестра, соч. 26 Вайнберга (записана на диск). Впервые после премьер Баршая 1960-х годов исполнил многие партитуры Пейко, Бунина, Вайнберга, Локшина, Волконского и других авторов.
Сотрудничает с Национальным филармоническим оркестром России, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, БСО имени П. И. Чайковского, Симфоническими оркестрами Мариинского и Большого театров, ГКО «Виртуозы Москвы», Московским государственным симфоническим оркестром, ГСО «Новая Россия», ГАСО Республики Татарстан и другими коллективами. Дирижер-постановщик балета «Щелкунчик» Чайковского в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (2022).
Иван Никифорчин – лауреат I Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени С. В. Рахманинова (II премия и Серебряная медаль, 2022). Удостоен Международной премии имени Бориса Чайковского (2019), Гран-при Международного фестиваля современной музыки Magnus Opus (2021). Дважды лауреат Международной премии «Чистый звук» за записи музыки Галынина и Лядова (2021). Эти записи названы также в числе «Дисков года» на интернет-портале Music Web International.
Алексей Мельников родился в Москве в 1990 году. Первоначальное музыкальное образование получил в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных (класс Татьяны Шкловской). Принимал участие во многих национальных и международных юношеских музыкальных состязаниях, в том числе имени Карла Черни в Праге, где был удостоен II премии.
В 2008 году продолжил обучение в Московской государственной консерватории в классе профессора Сергея Доренского, занимался также под руководством его ассистентов – Николая Луганского, Павла Нерсесьяна и Андрея Писарева. В студенческие годы стал лауреатом международных конкурсов памяти Веры Лотар-Шевченко в Новосибирске (II премия), в Канту (Италия, I премия), Сан-Марино (I премия, специальные призы зрительских симпатий, критиков и оркестра) и Хамамацу (Япония, III премия).
Выступал с оркестрами Белгородской и Томской филармоний, Камерным оркестром филармонии Великого Новгорода, Камерным оркестром «Виртуозы Праги», Филармоническим оркестром Бакэу (Румыния), Симфоническим оркестром Республики Сан-Марино, Токийским симфоническим оркестром и другими коллективами. Сольные концерты музыканта проходили в городах России, США, Германии, Италии, Франции, Бельгии, Японии, в том числе в Большом зале Московской консерватории, залах Корто в Париже, Бунка Кайкан в Токио, дворце Жофин в Праге, театре Ла Фениче в Венеции. Пианист принимал участие в международных фестивалях в Италии и Франции, выступал на Фестивале Генриха Нейгауза и Фестивале романтической музыки в Москве.
В 2017 году Алексей Мельников стал победителем II Манхэттенского международного музыкального конкурса в Нью-Йорке и выступил на сцене знаменитого Карнеги-холла. В том же году записал сольный альбом с музыкой Бетховена и Листа для фирмы ACOUSENCE Records. В июне 2019 года завоевал III премию и бронзовую медаль XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского.
Информация предоставлена Пресс-службой Благотворительного фонда «Фонд Валерия Гергиева»
Оркестр Мариинского театра – уникальный театральный коллектив,
ведущий самостоятельную концертную деятельность, включенный в список 20 лучших
оркестров мира по результатам опроса ведущих музыкальных критиков крупнейших
изданий Европы, Америки и Азии (2008). Умение быстро осваивать новые сложнейшие
партитуры, владение всеми жанрами симфонической музыки, гибкость при работе с
разными дирижерами и солистами наряду с невероятно насыщенным гастрольным
графиком делают петербургский коллектив самым универсальным оркестром в
мире.
История коллектива восходит к первому оркестру Санкт-Петербургской Императорской оперы и насчитывает более двухсот лет. У его истоков стояли Катерино Кавос, руководивший коллективом почти 50 лет, и Константин Лядов. Расцвет оркестра Мариинского театра пришелся на период руководства Эдуарда Направника, который расширил театральный репертуар более чем на 100 спектаклей и вывел оркестр на европейский уровень исполнительского мастерства. Эстафету Направника последовательно приняли выдающиеся дирижеры советского времени: Владимир Дранишников, Евгений Мравинский, начавший в нем свой творческий путь, Арий Пазовский, Сергей Ельцин, Борис Хайкин, Павел Фельдт, Константин Симеонов, Юрий Темирканов.
За всю историю оркестра за его пультом стояли Г. Берлиоз, Р. Вагнер, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Малер, Г. фон Бюлов, А. Шёнберг, О. Клемперер, А. Никиш, В. Менгельберг, Б. Вальтер, К. Клайбер. Оркестр Мариинского театра участвовал в бесчисленном количестве первых постановок отечественных, а также первых постановок на русской сцене зарубежных оперных и балетных спектаклей, среди которых оперы М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Серова, А. Рубинштейна, М. Мусоргского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, оперы и балеты П. Чайковского, С. Прокофьева, Дж. Россини, В. А. Моцарта, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Р. Вагнера, Р. Штрауса, Д. Обера, Дж. Мейербера, балеты Р. Дриго, Ч. Пуни, Б. Асафьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, В. Соловьева-Седого, А. Петрова
В 1978
году в Мариинский (Кировский) театр на должность дирижера был приглашен
Валерий Гергиев, возглавивший театр в 1996 году. С его приходом
репертуар оркестра пополнился гигантским количеством оперных партитур и
симфонической музыки и в настоящее время включает в себя все оперы Вагнера, включая
тетралогию «Кольцо нибелунга», все оперы Прокофьева
и Шостаковича, значительную часть оперного наследия Римского-Корсакова и
Чайковского, обе авторские редакции «Бориса Годунова» Мусоргского, оперы Р.
Штрауса, Яначека, Моцарта, Пуччини, Доницетти, все симфонии Бетховена, Малера,
Прокофьева, Шостаковича, произведения Стравинского, Мессиана, Дютийё, Хенце,
Щедрина, Тищенко, Губайдулиной, Канчели, Каретникова и многих других
композиторов. Обогащению репертуара и быстрому росту исполнительского уровня
способствовали открытие уникального по своей акустике Концертного зала
Мариинского театра (2006) и новой сцены Мариинского театра (2013).
Несмотря на ежедневные выступления на трех театральных площадках, оркестру удается сохранять плотный гастрольный график. Под руководством Гергиева Мариинский оркестр выступает на крупнейших оперных сценах и в лучших концертных залах мира. Только за последний год оркестр представил масштабные гастрольные программы во Франции, Испании, на Тайване, в Китае, Италии, Японии, Германии, Австрии, Великобритании. Настоящими «Русскими сезонами» назвал Валерий Гергиев гастроли Мариинского театра в США в январе – феврале 2015 года, где артисты Мариинского оркестра представили программы, полностью составленные из произведений Мусоргского, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича и Щедрина.