Гендель. Опера «Ксеркс» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Гендель. Опера «Ксеркс»

    4 сентября 2022, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Гендель
    «Ксеркс». Опера в концертном исполнении




    Уважаемые слушатели, посещение концерта возможно только при предъявлении на входе в концертный зал действующего цифрового сертификата (QR-кода) и документа, удостоверяющего личность. Гости до 18 лет могут пройти на мероприятие без QR-кода.

    12+

    Абонемент №5:

    Фестиваль «Георг Фридрих Гендель: герои и антигерои». Оперы

    Саманта Хэнки

    Саманта Хэнки родилась в Маршфилде (штат Массачусетс, США). С раннего детства начала заниматься музыкой. В шестилетнем возрасте приняла участие в постановке мюзикла Чарльза Страуза «Энни». В течение нескольких лет пела в Бостонском детском хоре, затем училась в Школе искусств Уолнат-Хилл в Натике, Музыкальной школе Лонги при Бард-колледже и Консерватории Новой Англии в Бостоне. В апреле 2018 года певица выступила на сцене Карнеги-холла с Бостонским детским хором, в котором начиналась ее карьера, на концерте в честь 15-летия коллектива.

    Продолжая образование, Саманта Хэнки окончила бакалавриат и магистратуру Джульярдской школы музыки в Нью-Йорке. В период обучения исполняла партии Дианы («Калисто» Кавалли), Варвары («Катя Кабанова» Яначека), заглавную партию в опере «Агриппина» Генделя и другие. Достижения певицы были отмечены несколькими наградами, в том числе Премией имени Питера Меннина и Джульярдской стипендией Брюса Стенли Ковнера. 

    В 2017 году Саманта Хэнки стала победительницей конкурса Метрополитен-оперы и заняла I место на вокальном конкурсе Оперной Гильдии Далласа, а также получила стипендию Фонда Леоноры Анненберг. В 2018 году завоевала Кубок дебютантов Глайндборнского оперного фестиваля (I премия и Приз СМИ), а также II премию и Премию имени Биргит Нильссон за исполнение произведений Рихарда Штрауса на конкурсе Пласидо Доминго Operalia. В том же году получила грант Музыкального фонда имени Ричарда Такера (в 2016 году ей была присуждена стипендия Сары Такер). 

    В сезоне 2017/18 дебютировала в партии Розины («Севильский цирюльник» Россини) в Норвежской национальной опере, в партии Зибеля («Фауст» Гуно) – в Большом театре Женевы. В рамках престижной оперной программы Merola в Сан-Франциско исполнила роль Анджелины в «Золушке» Россини, заслужив восторженные отзывы критиков. Певица тесно сотрудничает с композитором Дэвидом Герцбергом и активно участвовала в создании главной партии его оперы «Эльф розы», написанной специально для нее. Премьера этой оперы, состоявшаяся в 2018 году в катакомбах бруклинского кладбища Грин-Вуд, стала «одним из самых важных оперных событий года», по версии издания Operavore. 

    С сезона 2018/19 Саманта Хэнки начала выступать на сцене Метрополитен-оперы. Она дебютировала в партии Панталиды («Мефистофель» Бойто), в дальнейшем исполняла партии Мадемуазель Данжевиль («Адриенна Лекуврёр» Чилеа), Мерседес («Кармен» Бизе), Вельгунды («Золото Рейна» и «Гибель богов» Вагнера), Графини Чепрано («Риголетто» Верди). 

    В 2019 году выступила в заглавной партии в опере «Агриппина» Генделя в концертном исполнении в сопровождении ансамбля il pomo d'oro. В конце сезона 2018/19 дебютировала в роли Керубино («Свадьба Фигаро» Моцарта) на сцене Цюрихской оперы. В сезоне 2019/20 поступила в труппу Баварской государственной оперы, где исполняла, в частности, партии Гензеля («Гензель и Гретель» Хумпердинка), Второй дамы («Волшебная флейта» Моцарта), Мерседес («Кармен» Бизе) и другие. В роли Второй дамы она также дебютировала в Опере Далласа. 

    В 2021 году Саманта вновь вернется на сцену Метрополитен-оперы в роли Стефано («Ромео и Джульетта» Гуно) и исполнит партию Октавиана («Кавалер розы» Р. Штрауса) в новой постановке Барри Коски в Баварской государственной опере (дирижер – Владимир Юровский). 

    Певица также активно выступает в концертном репертуаре. В 2017 году она дебютировала в Карнеги-холле в оратории Генделя «Мессия», участвовала в исполнении Stabat Mater Россини в Северной Каролине. На сцене Элис Тулли-холла в Линкольн-центре выступила в программе «Песни Рихарда Штрауса» Вокального фестиваля Джульярдской школы, а также исполняла вокальные миниатюры Листа, Шумана и Штрауса в статусе победительницы Конкурса вокального искусства. Участвовала в программах радиостанций PlayRTS, BR-Klassik, WQXR и NPR. В 2012 году снялась в документальном фильме телекомпании HBO «Мастер-класс молодых артистов» (A Young Arts Master Class) со знаменитой певицей Рене Флеминг. 

    Саманта Хэнки активно поддерживает благотворительные проекты: выступает на благотворительных концертах фонда «Голоса надежды», Фонда поддержки исследований болезни Паркинсона и многих других организаций.

    Лорен Снуффер

    Выпускница Rice University и Джульярдской школы музыки в Нью-Йорке, Лорен Снуффер окончила оперную студию при Хьюстонской опере и в 2012 году стала финалисткой национального конкурса Metropolitan Opera National Council Auditions. Её репертуар охватывает сочинения композиторов четырёх столетий – от Клаудио Монтверди до Альбана Берга, Дьёрдя Лигети и Джорджа Бенджамина. Она в одинаковой степени востребована в барочном репертуаре и в современной музыке – за последние несколько сезонов певица выступила в постановке оперы Джорджа Бенджамина «Написано на коже» (Опера Филадельфии), «Дом без рождественской ёлки» Рики Йена Гордона в Хьюстонской опере, «Путешествие на луну» Эндрю Нормана с филармоническим оркестром Лос-Анджелеса. В августе и сентябре 2018 года она дебютирует в заглавной партии в опере А. Берга «Лулу» в постановке Мариам Клемон в Муниципальном театре Сантьяго в Чили и новой опере Тарика О'Регана «Феникс» в Хьюстонской опере.

    В числе других ангажементов певицы, быстро обретающей известность по обе стороны Атлантики, – Эвридика в «Орфее и Эвридике» К. В. Глюка в Лирической опере Чикаго, Памина в «Волшебной флейте» В. А. Моцарта в Опере Сиэттла, оперном театре Канзас-Сити и в концертном исполнении с Симфоническим оркестром Индианаполиса и Кшиштофом Урбанским, соло сопрано в Четвёртой симфонии Малера с филармоническим оркестром Малайзии, дебют на Генделевском фестивале в Карлсруэ (Туснельда в «Арминии» Г. Ф. Генделя в постановке Макса Эммануэля Ценцича), соло сопрано в «Страстях по Иоанну» И. С. Баха с Кливлендским оркестром под управлением Франца Вельзера-Мёста, Реквием В. А. Моцарта с филармоническим оркестром Роттердама, «Беатриче и Бенедикт» Г. Берлиоза в Капитолийском театре Тулузы, графиня Адель в «Графе Ори» Дж. Россини в Опере Сиэттла, постановки опер Б. Бриттена «Поругание Лукреции» и «Итальянка в Алжире» Дж. Россини в Хьюстонской опере. В течение последних двух лет увидели свет две новые записи певцы, осуществлённые для престижной фирмы Decca – «Сирой» И. А. Хассе и «Оттон» Г. Ф. Генделя, обе с греческим оркестром Armonia Atenea под руководством Георгия Петру.

    Арье Нуссбаум Коэн

    Контратенор Арье Нуссбаум Коэн родился в 1994 году в Нью-Йорке. Образование получил в Принстонском университете. Еще в студенческие годы дебютировал на европейской оперной сцене – в партии Тиманта («Демофонт» Глюка) в венском Театре ан дер Вин с оркестром Il Complesso Barocco под управлением Алана Кёртиса. 

    В 2016 году стал участником молодежной программы Гаэтано Меролы (Merola Opera Program) в Сан-Франциско. В сезоне 2016/17 завоевал Гран-при национального конкурса Метрополитен-оперы и I премию на конкурсе молодых певцов имени Элеоноры Макколлум под эгидой Большой оперы в Хьюстоне. В сезоне 2017/18 поступил в студию при Большой опере Хьюстона, став первым в истории студии контратенором. В Хьюстоне выступал в партиях Нирено («Юлий Цезарь в Египте» Генделя), Второй служанки («Электра» Р. Штрауса), позже Давида («Саул» Генделя). Летом 2018 года дебютировал в Опере Цинциннати в роли Отона («Коронация Поппеи» Монтеверди).

    В 2018/19 году был принят в престижную стипендиальную программу Адлера в Опере Сан-Франциско, где дебютировал в партии Медоро («Орландо» Генделя, дирижер – Кристофер Мулдс). В дальнейшем выступал в партиях Давида («Саул» Генделя с Николасом Макгиганом и Philharmonia Baroque Orchestra), Отона («Агриппина» Генделя с хьюстонским ансамблем Ars Lyrica под управлением Мэтью Дёрста), Полинесса («Ариодант» Генделя в Лирической опере Чикаго под управлением Гарри Бикета), в «Рождественской оратории» И. С. Баха с Портлендским барочным оркестром под управлением Мэтью Дёрста. 

    Первым сольным альбомом певца стал сборник арий Глюка, Генделя и Вивальди, записанный с оркестром American Bach Soloists под управлением Джеффри Томаса. Знаковой в карьере артиста стала мировая премьера записи «Поэм жизни» (Poems of Life) Кеннета Фукса, осуществленная с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Джоанн Фаллетты и удостоенная в 2019 году премии «Грэмми». 

    В 2019 году Арье Нуссбаум Коэн стал обладателем премии Музыкального фонда Уильяма Матеуса Салливана, завоевал III премию на Международном конкурсе Operalia Пласидо Доминго, а также I премию и Приз зрительских симпатий на ежегодном Конкурсе вокалистов Оперы Далласа. 

    Среди ярких событий сезона 2019/20 – «Чичестерские псалмы» Бернстайна с Филармоническим оркестром Буффало, оратория «Мессия» Генделя с Симфоническим оркестром Сан-Франциско и Камерным оркестром Сент-Пола. В сезоне 2020/21 Арье Нуссбаум Коэн дебютировал в Австралии в роли Оберона («Сон в летнюю ночь» Бриттена) на фестивале в Аделаиде, в Государственной опере Ганновера – в партии Эдгара («Лир» Ариберта Раймана), выступил в Карнеги-холле с оркестром и хором Ораториального общества Нью-Йорка. 

    В сезоне 2021/22 певец дебютирует в нью-йоркской Метрополитен-опере в роли Розенкранца («Гамлет» Бретта Дина, премьера), в Цюрихе исполнит музыку Монтеверди в новом хореографическом спектакле Кристиана Шпука, впервые выступит в России в заглавной партии в опере «Юлий Цезарь в Египте» на Генделевском фестивале в Москве, затем даст серию гала-концертов в Опере Далласа и концерт в Хьюстоне с ансамблем Ars Lyrica с программой из произведений Баха и Генделя.

    Надежда Карязина

    Надежда Карязина родилась в Москве. В 2008 году окончила Российскую академию театрального искусства (факультет музыкального театра, мастерская Романа Виктюка) и поступила в Центр оперного пения Галины Вишневской. В 2010–2012 гг. – артистка Молодежной оперной программы Большого театра. На сцене ГАБТа исполняла партии Дуняши («Царская невеста» Римского-Корсакова), Клариче («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Гадалки («Огненный ангел» Прокофьева), Третьей дамы («Волшебная флейта» Моцарта), Мелибеи («Путешествие в Реймс» Россини).

    В 2013–2015 гг. – артистка Молодежной программы лондонского Королевского оперного театра Ковент-Гарден. Дебютировала в партии Мерседес («Кармен» Бизе), исполняла партии Розетты («Манон» Массне), Голоса неродившегося ребенка («Женщина без тени» Р. Штрауса), Флоры Бервуа («Травиата» Верди), Певицы («Манон Леско» Пуччини), Леоноры («Фаворитка» Доницетти), Маддалены («Риголетто») и Второй дамы («Волшебная флейта»). 

    Выступала в Латвийской национальной опере в партии Ольги («Евгений Онегин» Чайковского), в Государственном театре Зальцбурга – в партиях Полинесса («Ариодант» Генделя) и Шарлотты («Вертер» Массне), в Римской опере – в партии Третьей дамы («Волшебная флейта»). Весной 2019 года участвовала в российской премьере оперы «Неистовый Роланд» Вивальди (концертное исполнение, главная партия) в Зале Чайковского в Москве (дирижер – Федерико Мария Сарделли). 

    С 2015 года – солистка Гамбургской государственной оперы, где в ее репертуар вошли партии Сузуки («Мадам Баттерфляй» Пуччини), Миссис Квикли, Фенены, Эмилии, Федерики, Маддалены («Фальстаф», «Набукко», «Отелло», «Луиза Миллер», «Риголетто» Верди), Кончаковны («Князь Игорь» Бородина), Керубино («Свадьба Фигаро» Моцарта), Розины («Севильский цирюльник» Россини), Князя Орловского («Летучая мышь» И. Штрауса), Ольги, Полины («Евгений Онегин», «Пиковая дама» Чайковского), Кармен («Кармен» Бизе), Гензель («Гензель и Гретель» Хумпердинка) и другие. 

    В настоящее время – солистка Оперы Цюриха, где исполняет партии Маркизы Мелибеи («Путешествие в Реймс») и Орфея («Орфей и Эвридика» Глюка). В сезоне 2020/21 выступила на фестивале в Глайндборне в роли Федерики («Луиза Миллер), в Баварской государственной опере – в роли Кармен в спектакле «7 смертей Марии Каллас». 

    В числе ангажементов сезона 2021/22 – Генделевский фестиваль в Москве («Тамерлан» – партия Андроника), «7 смертей Марии Каллас» в Опера Гарнье в Париже, «Фальстаф» в Государственной опере Гамбурга, «Отелло» Верди и «Дьяволы из Лудена» Пендерецкого (Нинон) в Баварской государственной опере (в рамках оперного фестиваля в Мюнхене), а также «Итальянка в Алжире» Россини (Изабелла), «Риголетто» и «Анна Болейн» Доницетти (Сметон) в Опере Цюриха.

    Сретен Манойлович

    Сретен Манойлович учился пению у Себастьяна Виттуччи в Венском университете музыки и исполнительских искусств, затем совершенствовался у Кэрол Блейкнер-Майо. Позже был участником образовательного проекта «Белградская барочная академия», где учился мастерству исполнения музыки XVII–XVIII веков у Марьяны Миянович и Предрага Госты. Дебютировал на сцене в партии Зороастро в опере «Орландо» Генделя. 

    В дальнейшем певец обучался у Кристофа Ульриха Мейера, под руководством которого подготовил партии Льва и Фоанта в операх «Тамерлан» и «Орест» Генделя, Графа Альмавивы в «Свадьбе Фигаро» Моцарта, Энрико в опере «Необитаемый остров» Гайдна, постановка которой была номинирована на Премию Нестроя – одну из крупнейших театральных наград Австрии.

    Летом 2019 года Манойлович принимал участие в Летней академии Венского филармонического оркестра, где подготовил партию Нардо в «Мнимой садовнице» Моцарта. Тогда же начал сотрудничество с ансамблем Les Arts Florissants, исполнив эту же роль на фестивале «В садах Уильяма Кристи» и затем в ходе европейского турне, в том числе на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского в Москве. Вскоре дебютировал в венском Театре ан дер Вин («Галька» Монюшко – Волынщик), в Опере Лилля («Бастьен и Бастьенна» Моцарта – Колас) и на Фестивале старинной музыки в Инсбруке («Борис Годунов» Маттезона – Федор), где в 2020 году получил III премию на Конкурсе исполнителей барочной оперы имени Антонио Чести. 

    В сезона 2021/22 Манойлович участвует в европейском турне ансамбля Les Arts Florissants (партия баса в оратории «Радостный, Задумчивый и Умеренный» Генделя), исполняет заглавную роль в опере «Полифем» Порпоры в Зале Чайковского и партию Астольфа в опере «Неистовый Роланд» Вивальди на фестивале Klangvokal в Дортмунде. 

    В репертуаре певца также партии Полифема («Ацис и Галатея» Генделя), Харона и Плутона («Орфей» Монтеверди), Тони («Помогите, помогите, Глоболинки!» Менотти), Тулифанта («Тулифант» Айнема) и многие другие. 

    Манойлович – основатель общества Wiry Concord, цели которого – распространение старинной музыки и подготовка ее исполнителей. Стипендиат фонда SIAA Foundation («Таков путь к звездам»), поддерживающего молодых музыкантов.

    Александр Миминошвили

    Александр Миминошвили родился в 1985 году в Ставропольском крае. В 2011 году окончил Российскую академию театрального искусства (РАТИ-ГИТИС, факультет музыкального театра, класс Татьяны Башкировой). С 2009 года пел на сцене Московского музыкального театра «Геликон-опера», где в его репертуар вошли партии Фигаро («Свадьба Фигаро» Моцарта), Анджело («Запрет на любовь» Вагнера), Ренато («Бал-маскарад» Верди), Квартального («Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича), Данкайро («Кармен» Бизе) и другие.

    С 2012 года – приглашенный солист Большого театра России, на сцене которого исполнял партии Папагено, Фигаро («Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро» Моцарта), Шонара («Богема» Пуччини), Кота («Дитя и волшебство» Равеля), Данкайро («Кармен»), Дональда («Билли Бадд» Бриттена), Дона Карлоса («Каменный гость» Даргомыжского), Максимилиана/Капитана («Кандид» Бернстайна, театрализованное концертное исполнение), 

    Дона Альваро («Путешествие в Реймс» Россини), Энея («Дидона и Эней» Пёрселла). Участник премьеры новой постановки оперы «Так поступают все женщины» Моцарта (Гульельмо) на Новой сцене ГАБТа (2014, режиссер – Флорис Виссер). 

    Принимал участие в спектаклях Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко («Слепые» Леры Ауэрбах, «Песни у колодца» Елены Лангер); был участником летней академии фестиваля в Экс-ан-Провансе. 

    Сотрудничал с известными дирижерами, такими как Владимир Спиваков, Стефано Монтанари, Туган Сохиев, Владимир Понькин, Евгений Бражник, Василий Синайский. 

    Среди важнейших событий последних сезонов – «Эрисмена» Франческо Кавалли (Эриманф) на музыкальном фестивале в Экс-ан-Провансе, в Королевской опере Версаля и Большом театре Люксембурга с ансамблем Cappella Mediterranea под управлением Леонардо Гарсии Аларкона; «Свадьба Фигаро» (главная роль) в Опере Цюриха. В числе ангажементов сезона 2021/22 – опера «Заколдованный дворец» Луиджи Росси (Мандрикардо) с ансамблем Cappella Mediterranea под управлением Леонардо Гарсии Аларкона в Национальной опере Лотарингии в Нанси, Королевской опере Версаля и Опере Дижона, а также концертное исполнение оперы Франческо Сакрати «Мнимая сумасшедшая» в зале Консертгебау (Амстердам).

    Вокальный ансамбль Intrada

    Вокальный ансамбль Intrada основан в 2006 году выпускницей Московской консерватории Екатериной Антоненко. Он принимал участие во многих резонансных проектах в российской столице и за рубежом и зарекомендовал себя как один из наиболее универсальных и высокопрофессиональных певческих коллективов. В 2019 году признан «коллективом года» по версии газеты «Музыкальное обозрение».

    Intrada регулярно сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными коллективами и музыкантами. В их числе Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова и Владимир Юровский, Российский национальный оркестр и Михаил Плетнёв, Il Giardino Armonico и Джованни Антонини, камерный ансамбль «Солисты Москвы» и Юрий Башмет, Lе Poème Harmonique и Венсан Дюместр, The Tallis Scholars и Питер Филлипс, Voces8, Оркестр эпохи Просвещения, I Fagiolini и Роберт Холлингворт, камерный оркестр «Виртуозы Москвы», Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Государственный академический камерный оркестр России и Алексей Уткин, Московский камерный оркестр Musica Viva и Александр Рудин, Фридер Берниус, Ханс-Кристоф Радеман, Петер Нойман, Жан-Кристоф Спинози и др. Ансамбль неоднократно принимал участие в «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера» в ГМИИ имени А. С. Пушкина, дебютировав на этом фестивале в 2011 году. 

    Вокальный ансамбль Intrada представлял нашу страну на европейских музыкальных фестивалях, таких как Дрезденский культурный форум (2015), Дрезденский музыкальный фестиваль (2017, 2019), Musikfest Erzgebirge (2016), концертная серия немецкого радио «Культура» в замке Вартбург (2018), Интернациональный конгресс хоровых дирижеров в Париже (2016), Lausitz-Festival (2019) и Live From London (2021). 

    Коллектив неоднократно становился первым исполнителем сочинений XX–XXI веков. Он представил российскую премьеру Мессы для двойного хора a cappella Франка Мартена, московскую премьеру «Страстей по девочке со спичками» Дэвида Лэнга, российскую премьеру Реквиема Жана Ришафора (на фестивале Opera Apriori). В 2017 году ансамбль впервые исполнил ряд сочинений Клауса Ланга, Франка Кристофа Езникяна, Владимира Раннева, Ильи Демуцкого, Алексея Сысоева и Армана Гущяна. В 2014 году Intrada и Питер Филлипс выступили инициаторами проведения в Москве фестиваля памяти Джона Тавенера: на заключительном концерте в Большом зале Московской консерватории состоялось второе в мире исполнение Requiem Fragments Тавенера при участии ансамблей The Tallis Scholars, Intrada и сопрано Юлии Лежневой. В 2020 году в рамках международного фестиваля вокальной музыки Opera Apriori совместно с коллективом Voces8 ансамбль Intrada представил мировую премьеру сочинения Ивана Муди «Преображение». 

    Записи концертов вокального ансамбля Intrada транслировались телеканалом «Культура», Радио «Орфей», Радио России, радиостанциями «Культура», «Свобода», «Говорит Москва» и «Голос России», а также немецким радио «Культура».

    Государственный академический камерный оркестр России

    Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 5 марта 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии. 

    «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», – писал Дмитрий Шостакович. 

    В 1950–60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур, а также многие другие. 

    Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (многие из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра, в частности Дмитрий Шостакович – Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде. 

    После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический». 

    Сегодня ГАКО – один из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. Его концерты проходили на таких престижных сценах, как Консертгебау в Амстердаме, Альте Опер во Франкфурте, Шаушпильхаус в Берлине, Зал королевы Елизаветы в Лондоне, зал Плейель в Париже, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Дэвис-холл в Сан-Франциско, Сантори-холл в Токио. Коллектив представлял Россию на Международном фестивале в честь 50-летия образования ООН (1995) и на Международном экономическом форуме в Давосе (1998). 

    С оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредди Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков, Гаспар Кассадо, Антонио Менезес; арфистка Ольга Эрдели; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг, Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; саксофонист Федерико Мондельчи; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры. 

    Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар – от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Chandos, Philips и других. К 50-летию коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD. 

    В январе 2010 года художественным руководителем оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с композициями на темы рок-групп, этно-музыкой и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал пианистам – участникам второго тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского. 

    В сезоне 2021/22 оркестр принимает участие в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (оперы «Роделинда», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении) со всемирно известными солистами и дирижером Кристофером Мулдсом. В концертах оркестра выступят пианисты Элисо Вирсаладзе, Дмитрий Маслеев, Юрий Фаворин, скрипач и дирижер Жан-Кристоф Спинози, органисты Константин Волостнов, Кароль Моссаковский, Тома Оспиталь, дирижер и пианист Максим Емельянычев. ГАКО примет участие также в детских просветительских программах, а в завершение сезона – в концертном исполнении оперы «Митридат, царь Понтийский» Моцарта.

    Георгиос Петру

    Георгиос Петру – один из наиболее авторитетных специалистов в области исторически ориентированного исполнительства, художественный руководитель известного афинского оркестра Armonia Atenea (ранее – «Афинская камерата»), музыканты которого играют и на исторических, и на современных инструментах. 

    Петру с отличием окончил Афинскую консерваторию как пианист. Получив стипендию Фонда Онассиса, продолжил обучение в Королевском колледже, затем в Королевской академии музыки в Лондоне. Стал лауреатом международных конкурсов в Великобритании, Италии, Чехии и Японии.

    Дирижер питает особый интерес к музыке XVIII–XIX веков, однако исполняет также музыку XX века и новые сочинения наших современников. Он осуществил ряд успешных оперных постановок. Сотрудничал с известнейшими европейскими театрами, в числе которых Лейпцигская опера, Театр Капитолия Тулузы, Опера Страсбурга, Опера Ниццы, венский Театр ан дер Вин, Опера Лозанны, Национальная Рейнская опера в Страсбурге, Театр Петруццелли в Бари, Театр Верди в Триесте, Театр Елисейских Полей в Париже, Королевская опера в Версале, Королевский театр де ла Монне в Брюсселе, Королевская опера в Стокгольме, Национальная опера Греции и другие, а также с Национальной оперой Кореи. 

    В репертуаре маэстро – «Фарнак», «Юстин» и «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Александр», «Семела», «Юлий Цезарь», «Федора», «Орест», «Ариадна на Крите» и «Тамерлан» Генделя, «Фаэтон» Люлли, «Тигран» Алессандро Скарлатти, «Триумф Клелии», «Альцеста», «Ифигения в Авлиде» и «Орфей» Глюка, «Возвращение Улисса на родину» и «Коронация Поппеи» Монтеверди, «Олимпиада» Паизиелло (в собственной редакции Петру), «Король Артур» Пёрселла, «Лодоиска» и «Гиневра, принцесса Шотландская» Иоганна Симона Майра, «Необитаемый остров» Гайдна, «Митридат, царь Понтийский» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Медея» Керубини, «Севильский цирюльник» и «Золушка» Россини, «Анна Болейн» Доницетти, «Набукко» Верди, «Вестсайдская история» Бернстайна и др. 

    Он дирижировал ведущими оркестрами и выступал в крупнейших концертных залах мира (Консертгебау в Амстердаме, Плейель в Париже, Мегарон в Афинах, Тонхалле в Цюрихе, Барбикан-холл, Куин Элизабет-холл, Уигмор-холл в Лондоне, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Берлинская филармония, Рудольфинум в Праге и др.), участвовал в престижных фестивалях, включая Троицкий фестиваль в Зальцбурге, BBC Proms в Лондоне, Klarafestival в Брюсселе, Генделевские фестивали в Халле и Карлсруэ. 

    Георгиос Петру записал множество альбомов в сотрудничестве с компаниями Deutsche Grammophon, Decca, Sony Classical, MDG. Многие записи получили наивысшие оценки международной прессы и престижные премии, в числе которых ECHO Klassik, Choc de Monde de la Musique, Diapason 5, Премия немецких критиков звукозаписи, Международная оперная премия и др. В 2017 году запись оперы Генделя «Оттон» номинировалась на премию «Грэмми». 

    В сезоне 2019/20 Петру дирижирует в Национальной Рейсопере Нидерландов («Севильский цирюльник» Россини), Баденском государственном театре в Карлсруэ («Ксеркс» Генделя), венском Театре ан дер Вин («Дева озера» Россини, концертное исполнение), Опере Кёльна («Миранда» Пёрселла, премьера), на Генделевском фестивале в Гёттингене («Сципион» Генделя, концертное исполнение). Весной 2021 года представляет в Рейсопере «Галантные Индии» Рамо, в январе 2022-го – оперу «Юлий Цезарь в Египте» Генделя. С сезона 2021/22 маэстро займет пост художественного руководителя Международного Генделевского фестиваля в Гёттингене. 

    Георгиос Петру недавно отмечен почетным званием ассоциированного члена Королевской академии музыки в Лондоне (Associate of the RAM) как выдающийся выпускник и удостоен звания кавалера ордена Искусств и литературы Франции.

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    11 сентября в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    19 сентября в 19:00