Гендель. Опера «Партенопа» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Гендель. Опера «Партенопа»

    11 сентября 2022, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Аманда Форсайт (сопрано)
    Тим Мид (контратенор)
    Маргерита Мария Сала (контральто)
    Томас Уокер (тенор)
    Хью Каттинг (контратенор)
    Илья Алтухов (бас-баритон)
    Государственный академический
    камерный оркестр России
    Кристофер Мулдс, дирижёр
    В программе:
    Гендель
    «Партенопа» — опера в концертном исполнении




    Уважаемые слушатели, посещение концерта возможно только при предъявлении на входе в концертный зал действующего цифрового сертификата (QR-кода) и документа, удостоверяющего личность. Гости до 18 лет могут пройти на мероприятие без QR-кода.

    12+

    Абонемент №5:

    Фестиваль «Георг Фридрих Гендель: герои и антигерои». Оперы

    Аманда Форсайт

    Аманда Форсайт родилась в 1976 году в Нью-Йорке. Окончила Консерваторию Новой Англии. Международного признания добилась исполнением партий в операх Россини и мастеров эпохи барокко. Значительным событием в ее карьере стала осуществленная в 2015 году запись оперы Шарпантье «Сошествие Орфея в ад» (партия Эвридики), удостоенная премии «Грэмми». Высокие оценки критики получил также дебютный сольный альбом певицы The Power of Love – сборник арий Генделя, записанный с ансамблем Apollo's Fire.

    Сценический дебют Аманды Форсайт в США состоялся на Бостонском фестивале старинной музыки, где она стала постоянной участницей и выступала в партиях Поппеи, Друзиллы («Коронация Поппеи» Монтеверди), Ниобы и Манто («Ниоба, царица фиванская» Агостино Стеффани), Аглавры («Психея» Люлли), Венеры («Венера и Адонис» Джона Блоу), Палласа («Суд Париса» Джона Экклза), Изабель («Венецианский карнавал» Андре Кампра), Анжелики («Неистовый Роланд» Стеффани). Ее сценическими партнерами на фестивале были оркестр Boston Baroque, ансамбль Apollo's Fire, Камерный оркестр Сент-Пола, Pacific Musicworks, Kymi Sinfonietta, Charlotte Symphony. 

    Дебютировав в Опере Сиэтла в партии Ирис («Семела» Джона Экклза), Аманда Форсайт продолжила сотрудничество с театром в «Волшебной флейте» Моцарта (Памина). В репертуаре певицы также Поппея, Партенопа, Доринда, Оберто, Аталанта, Дафна (оперы «Агриппина», «Партенопа», «Орландо», «Альцина», «Ксеркс», кантата «Аполлон и Дафна» Генделя), Аменаида («Танкред» Россини), Бастьен («Бастьен и Бастьенна» Моцарта), Нимфа/Прозерпина и Амур («Орфей» и «Возвращение Улисса на родину» Монтеверди), Вагус (оратория «Торжествующая Юдифь» Вивальди), партии в «Галантной Индии» Рамо и «Королеве фей» Пёрселла. 

    В Европе Аманда Форсайт дебютировала в роли Коринны («Путешествие в Реймс») на Оперном фестивале Россини в Пезаро, где впоследствии исполняла партии Розалии («Странный случай») и Джемми («Вильгельм Телль»), а также выступила с Джойс Дидонато в дуэтах из опер Беллини на концерте памяти Марии Малибран. В Европе она пела Далинду («Ариодант» Генделя) в Большом театре Женевы и Баварской государственной опере в Мюнхене; Барбарину («Свадьба Фигаро» Моцарта), Манто («Ниоба, царица фиванская» Стеффани), Амура («Орфей» Глюка) и Нанетту («Фальстаф» Верди) – в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден. 

    Аманда Форсайт регулярно сотрудничает с известными барочными коллективами, среди которых Philharmonia Baroque Orchestra, Apollo's Fire, хор и оркестр «Общество Генделя и Гайдна» (Handel and Haydn Society), Boston Baroque, Pacific Musicworks, оркестр Бостонского фестиваля старинной музыки, Монтеверди-хор и оркестр. Исполнила заглавную партию в «Тезее» Генделя с Philharmonia Baroque Orchestra под управлением Николаса Макгигана на Тэнглвудском фестивале и фестивале Mostly Mozart, дебютировала на Баховском фестивале в Орегоне в Мессе си минор и Magnificat Баха (дирижер – Мэтью Холлс). 

    В числе наиболее заметных событий последних сезонов – музыка Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» с Бостонским симфоническим оркестром под управлением Андриса Нелсонса и Лос-Анджелесским филармоническим оркестром под управлением Сусанны Мялкки; оратория «Мессия» Генделя с Симфоническим оркестром Сиэтла; концертное исполнение оперы «Фиделио» Бетховена (Марселина) с оркестром римской Национальной академии Санта-Чечилия под управлением Антонио Паппано; Месса № 6 Шуберта с Чикагским симфоническим оркестром под управлением Риккардо Мути и «Мессия» Генделя под управлением Мэтью Холлса; ода «Пир Александра» Генделя с ансамблем Tafelmusik,; «Геракл» Генделя (Иола) с «Обществом Генделя и Гайдна». С труппой Ковент-Гарден певица участвовала в гастрольном турне «Орфея» Глюка (Амур), а также выступила в Большой мессе до минор и Реквиеме Моцарта с Монтеверди-хором и оркестром под управлением Джона Элиота Гардинера. В 2019 году дебютировала в Римской опере в партии Памины («Волшебная флейта» Моцарта). 

    В дискографии Аманды Форсайт – полные записи трагедии-балета «Психея» Люлли и его оперы «Тезей» (Верховная жрица), опер «Венера и Адонис» Блоу, «Ниоба, царица фиванская» Стеффани, «Тезей» и «Орландо» Генделя, а также «Страсти по Иоанну» И. С. Баха, оратории «Мессия» Генделя и «Сотворение мира» Гайдна. На DVD выпущены спектакли «Странный случай» и «Вильгельм Телль» (Россиниевский фестиваль в Пезаро), «Ниоба» в Ковент-Гарден. Альбом дуэтов из опер Стеффани, записанный на Бостонском фестивале старинной музыки, в 2018 году был удостоен премии «Золотой камертон» (Diapason d'Or).

    Тим Мид

    Тим Мид – один из ведущих контратеноров современности. Родился в 1981 году в Челмсфорде, графство Эссекс, в детские годы пел в хоре Челмсфордского собора. Учился в Гимназии имени Эдуарда VI, затем на младшем отделении музыкального факультета лондонского Тринити-колледжа по специальностям «виолончель» и «фортепиано». Продолжил образование в Королевском колледже Кембриджского университета, где изучал хоровое искусство и музыковедение, а после его окончания – в аспирантуре Королевского колледжа музыки (Лондон), где его наставником был Робин Блейз.

    Среди наиболее значимых выступлений певца на театральной сцене – «Смерть в Венеции» Бриттена (Аполлон) в Королевском театре Ковент-Гарден, «Ахилл на Скиросе» Доменико Натале Сарро (Улисс) в Королевском театре Мадрида, «Семела» Генделя (Атамас) в Филадельфийской опере, «Ринальдо» Генделя (Готфрид) на Глайндборнском фестивале, «Каллисто» Кавалли (Эндимион) в Королевском театре Мадрида и Баварской государственной опере, «Роделинда» Генделя (Бертарид) в Опере Лилля и Английской национальной опере, «Сон в летнюю ночь» Бриттена (Оберон) в Филадельфийской опере, на Глайндборнском фестивале и в Национальной опере Бергена, «Иеффай» Генделя (Хамор) в парижской Опера Гарнье, «Эхнатон» Филипа Гласса и «Агриппина» Генделя (Отон) на сцене Фламандской оперы, «Написано на коже» Джорджа Бенджамина (Юноша/Ангел) в Большом театре России, Парижской филармонии и на фестивале в Пекине, «Ксеркс» Кавалли (Арсамен) с ансамблем Le Concert d'Astrée в Опере Лилля, венском Театре ан дер Вин и Театре Кана. 

    Тим Мид участвовал в европейских гастролях ансамбля Le Concert d'Astree под управлением Эмманюэль Аим; в мировой премьере оперы «Спиноза» Тео Лувенди в амстердамском зале Консертгебау; в исполнении ораторий «Иевфай», «Феодора», «Соломон», «Мессия», «Иуда Маккавей» Генделя, «Страстей по Матфею», «Страстей по Иоанну», Мессы си минор и «Магнификата» И. С. Баха. Сотрудничал с коллективами The English Concert под руководством Гарри Бикета, Gabrieli Consort, Les Arts Florissants Уильяма Кристи, Pygmalion Рафаэля Пишона, Немецким симфоническим оркестром Берлина, Нью-Йоркским филармоническим оркестром, Оркестром эпохи Просвещения, Оркестром «Общества Генделя и Гайдна», ансамблем «Академия старинной музыки», Камерным оркестром Сент-Пола под управлением Джонатана Коэна и другими. Выступал на фестивале BBC Proms и Генделевском фестивале в Лондоне. 

    В 2021 году исполнил партию Дардана («Амадис Галльский» Генделя) на фестивале «Гарсингтонская опера», Stabat Mater Перголези на фестивале BBC Proms, представил программу из произведений Пёрселла в Париже, Эпинале, Гавре и Руане. В числе ангажементов сезона 2021/22 – гала-концерты в честь 20-летия ансамбля Le Concert d'Astrée в Берлине и Париже, «Мессия» Генделя с Королевским шотландским национальным оркестром и Вроцлавским барочным оркестром, «Страсти по Матфею» И. С. Баха с Collegium Vocale Gent в рамках европейского турне, Stabat Mater Перголези и И. С. Баха с ансамблем Arcangelo под управлением Джонатана Коэна и кантаты И. С. Баха с барочным оркестром La Folia, а также ряд концертов в лондонском Уигмор-холле с ансамблем Gabrieli Consort. 

    Обширную дискографию Тима Мида недавно дополнили новые записи – «Песни и танцы Пёрселла» с ансамблем Les Musiciens de Saint-Julien (Alpha), а также Stabat Mater Перголези и кантаты И. С. Баха с оркестром La Nuova Musica (Harmonia Mundi).

    Маргерита Мария Сала

    Маргерита Мария Сала родилась в Лекко (Италия). Окончила миланскую Школу музыки имени Клаудио Аббадо и в настоящее время совершенствует свое мастерство в Веронской оперной академии под руководством Сони Прины. В 2017 году артистка окончила двухлетний курс Академии хорового дирижирования под руководством Марко Беррини. Завоевала I премию и приз зрительских симпатий на Международном конкурсе исполнителей барочной оперы имени Антонио Чести в Инсбруке (2020) и специальный приз на фестивале Resonanzen в венском Концертхаусе. 

    В 2017 году приняла участие в мировой премьере комической оперы «Похищенная бадья» Жюля Бургмейна (псевдоним Джулио Рикорди), организованной в честь 105-й годовщины со дня смерти композитора и издателя. Запись оперы, прозвучавшей в миланском Зале Верди под управлением Альдо Сальваньо, была выпущена фирмой Dynamic. В 2019 году по приглашению ассоциации VoceAllOpera Маргерита Мария исполнила партию Оттона в опере «Коронация Поппеи» Монтеверди.

    В числе наиболее значительных событий сезона 2019/20 – «Маленькая торжественная месса» Россини в Цуге (Швейцария), «Орест» Генделя (Филоктет) с оркестром Il Pomo d'Oro под управлением Максима Емельянычева в парижском Театре Елисейских Полей, на сцене Эссенской филармонии и в Тулузе, «Идальма» Бернардо Пасквини (Ирен) под управлением Алессандро де Марки на фестивале старинной музыки в Инсбруке. 

    Среди недавних и предстоящих ангажементов артистки – оратория «Представление о душе и теле» Кавальери (партия Наслаждения) в постановке Джованни Антонини и Роберта Карсена на сцене Театра ан дер Вин, «Орфей» Монтеверди (Надежда) в постановке Оттавио Дантоне и Пьера Луиджи Пицци в Равенне, «Олимпиада» Вивальди (концертное исполнение) в Зале имени Чайковского под управлением Федерико Марии Сарделли. Кроме того, певица даст сольный концерт в Зале Моцарта венского Концертхауса и примет участие в мировой премьере оперы Джузеппе Газзаниги «Остров Альцины» с оркестром L'Arte del Mondo под управлением Вернера Эрхарда в Шветцингене и Байройте (запись выйдет под лейблом Sony).

    Государственный академический камерный оркестр России

    Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 5 марта 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии. 

    «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», – писал Дмитрий Шостакович. 

    В 1950–60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур, а также многие другие. 

    Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (многие из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра, в частности Дмитрий Шостакович – Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде. 

    После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический». 

    Сегодня ГАКО – один из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. Его концерты проходили на таких престижных сценах, как Консертгебау в Амстердаме, Альте Опер во Франкфурте, Шаушпильхаус в Берлине, Зал королевы Елизаветы в Лондоне, зал Плейель в Париже, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Дэвис-холл в Сан-Франциско, Сантори-холл в Токио. Коллектив представлял Россию на Международном фестивале в честь 50-летия образования ООН (1995) и на Международном экономическом форуме в Давосе (1998). 

    С оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредди Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков, Гаспар Кассадо, Антонио Менезес; арфистка Ольга Эрдели; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг, Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; саксофонист Федерико Мондельчи; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры. 

    Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар – от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Chandos, Philips и других. К 50-летию коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD. 

    В январе 2010 года художественным руководителем оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с композициями на темы рок-групп, этно-музыкой и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал пианистам – участникам второго тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского. 

    В сезоне 2021/22 оркестр принимает участие в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (оперы «Роделинда», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении) со всемирно известными солистами и дирижером Кристофером Мулдсом. В концертах оркестра выступят пианисты Элисо Вирсаладзе, Дмитрий Маслеев, Юрий Фаворин, скрипач и дирижер Жан-Кристоф Спинози, органисты Константин Волостнов, Кароль Моссаковский, Тома Оспиталь, дирижер и пианист Максим Емельянычев. ГАКО примет участие также в детских просветительских программах, а в завершение сезона – в концертном исполнении оперы «Митридат, царь Понтийский» Моцарта.

    Кристофер Мулдс

    Кристофер Мулдс родился в Галифаксе (Великобритания). Обучался в Высшей школе музыки и драмы Гилдхолл и Королевском колледже музыки в Лондоне. Начал профессиональную деятельность в 1991 году в Английской национальной опере. В 1994–1998 гг. был хормейстером на Глайндборнском оперном фестивале, где принимал участие в работе над постановками «Свадьбы Фигаро» и «Милосердия Тита» Моцарта, «Кармен» Бизе и оперы Харрисона Бёртуисла «Тайная вечеря». 

    В дальнейшие годы сотрудничал с Королевским театром Ковент-Гарден (Лондон), Английской национальной оперой, Opera North в Лидсе, Театром Аалто в Эссене, берлинской Комише Опер, Оперой Кёльна, дрезденской Земпер-оперой, Государственной оперой Штутгарта, Театром ан дер Вин, Театром Базеля, Лионской оперой, Нидерландской оперой, Национальной оперой Норвегии, Королевским театром в Мадриде, Римской оперой, Израильской оперой, театром Колон (Буэнос-Айрес), Оперой Сан-Франциско и другими известными театрами.

    Многолетние творческие контакты связывают дирижера с Берлинской государственной оперой и Баварской государственной оперой. В частности в Мюнхене в его репертуар вошли оперы «Возвращение Улисса на родину» Монтеверди, «Каллисто» Кавалли, «Альцина», «Орландо», «Ариодант» и «Тамерлан» Генделя. Летом 2006 года Кристофер Мулдс дебютировал на Зальцбургском фестивале в спектакле «Милосердие Тита» Моцарта с участием Венского филармонического оркестра. Также он принимал участие в Брегенцском фестивале, Генделевском фестивале в Галле. 

    Особое место в репертуаре дирижера занимает барочная опера. Под его управлением шли «Орфей» Монтеверди в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден и Opera North в Лидсе, «Коронация Поппеи» Монтеверди в венском Театре ан дер Вин, «Дидона и Эней» Пёрселла в Берлинской государственной опере, Королевском театре Мадрида, Израильской опере, на Сиднейском фестивале, в театре Колон (Буэнос-Айрес) и Римской опере, «Король Артур» Пёрселла в Театре Базеля, «Терпеливый Сократ» Телемана в Цюрихской опере, «Радамист» Генделя в Opera North в Лидсе, «Ариодант» Генделя в Английской национальной опере и Государственной опере Штутгарта, «Семела» на Генделевском фестивале в Карлсруэ и в Бруклинской музыкальной академии, «Орландо» Генделя в Опере Сан-Франциско, «Альцина» Генделя в Национальной опере на Рейне (Страсбург), «Каллисто» Кавалли в Королевском театре Мадрида. 

    Маэстро неоднократно исполнял оперы Моцарта: «Волшебную флейту» – в Оперном театре Люксембурга и Английской национальной опере, «Так поступают все женщины» – в Опере Кёльна, «Похищение из сераля» – в дрезденской Земпер-опере, Берлинской государственной опере и Баварской государственной опере, «Мнимую садовницу» – в Берлинской государственной опере, «Дон Жуана» – в Национальной опере Норвегии и Лионской опере и др. 

    Сотрудничал с ведущими европейскими коллективами, в числе которых Берлинская академия старинной музыки, Concerto Köln, Лондонский филармонический оркестр, зальцбургский оркестр Моцартеум, Королевский филармонический оркестр Ливерпуля, Венский симфонический оркестр, Concertus Musicus Wien, Камерная академия Потсдама, Cappella Coloniensis. 

    В последнее десятилетие дирижер регулярно выступает в России. С участием Московского камерного оркестра Musica Viva под управлением Кристофера Мулдса прошли российские премьеры опер Генделя «Орландо» (2011), «Ариодант» (2012) и оратории «Геракл» (2013). В 2018 году за пультом Государственного академического камерного оркестра России маэстро представил концертное исполнение оперы «Оттон» Генделя в Концертном зале имени П. И. Чайковского. В Большом театре России дирижировал в операх «Волшебная флейта» и «Дон Жуан» Моцарта, «Роделинда» Генделя. Выступив в ГАБТе дирижером-постановщиком спектакля «Дидона и Эней», в 2020 году стал лауреатом 

    Российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа дирижера в опере». 

    В числе ангажементов сезона 2021/22 – «Юлий Цезарь в Египте» на Генделевском фестивале в Москве, «Так поступают все женщины» Моцарта (постановка Кирилла Серебренникова) в Цюрихской опере, «Дидона и Эней» Пёрселла в Берлинской государственной опере и «Альцина» Генделя в Государственной опере Штутгарта.

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    4 сентября в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    19 сентября в 19:00