Детские абонементы сезона 2025-2026 в продаже
Абонементы Камерного зала и Малого зала Филармонии-2 сезона 2025-2026 в продаже
В продаже билеты на концерт Теодора Курентзиса и РНМСО 30 апреля 2025 года в Концертном зале Чайковского
15 сентября 2022
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаП. Чайковский, Глинка, Рахманинов,
Аренский, Верди, Городовская,
Николаевский, Варламов, Куликов,
Н. Осипов и Дм.Осипов, Будашкин,
Соболев, Булахов, Паганини, Биксио,
Фальво, Денца, Шостакович,
Булахов, Полячек, Капуа
Абонемент №33:
«Встречи по четвергам»
Традиционные «Встречи по четвергам» оркестр народных инструментов имени Осипова посвятит памяти двух выдающихся музыкантов, с которыми навсегда связаны славные страницы истории коллектива.
Голос Сергея Лемешева миллионы людей узнают с первых звуков. Легендарный певец, один из величайших теноров ХХ века, он покорил не только академическую, но и эстрадную сцену. Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова многие годы был другом Лемешева: вместе они триумфально исполняли русские и зарубежные романсы и песни. Сегодня оркестр продолжает хранить память о великом певце.
В год 120-летия со дня рождения Сергея Лемешева коллектив представит программу, в которую вошли оперные арии, романсы, народные и популярные советские песни из репертуара певца. За дирижёрский пульт встанет художественный руководитель оркестра, народный артист России Владимир Андропов. На сцену выйдут известные российские певцы, тенора Михаил Губский, Максим Пастер, Валерий Макаров и Александр Захаров.
Формирование оркестра началось в 1919 году при Армейском клубе тяжелой артиллерии с целью поднятия духа бойцов Красной Армии. 15 июля состоялось его первое выступление на концертной эстраде в Алексеевском народном доме (ныне Центральный дом кино) при участии хора под управлением Ивана Юхова (ныне Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова). Коллектив, насчитывавший тогда около 20 человек, назывался Первым московским Великорусским ансамблем. В его становлении и развитии главную роль сыграли выдающиеся исполнители – балалаечник-виртуоз Борис Трояновский и домрист Пётр Алексеев. В 1921 году коллектив получил статус Государственного I Московского Великорусского оркестра, а в 1930 году был принят в штат Всероссийского радиокомитета. В 1936 году был переименован в Государственный оркестр народных инструментов СССР. За время руководства Петра Алексеева оркестр прошел огромный путь от небольшого ансамбля до коллектива численностью 80 человек.
В 1939 году художественным руководителем оркестра стал дирижер Большого театра Николай Голованов, а через год, по рекомендации Голованова, его сменил выдающийся балалаечник-виртуоз Николай Петрович Осипов (1901–1945), чье имя коллектив носит сегодня.
Период работы Н. П. Осипова в оркестре пришелся на годы Великой Отечественной войны. В июне 1941 года практически все артисты коллектива ушли на фронт. Несмотря на то, что в Москве была остановлена вся концертная деятельность, а творческие объединения готовились к эвакуации, Осипову удалось убедить руководство страны в том, что оркестр может звучать и в малом составе. Коллектив продолжил свои выступления в ночных радиоэфирах, которые транслировались фронтовикам. Все это время Осипов ходатайствовал о возвращении с фронта и тыла музыкантов оркестра, чтобы восстановить его полный состав. В этом ему активно помогал Н. С. Голованов. Осенью 1942 года вышло правительственное распоряжение о восстановлении коллектива и о присуждении ему статуса Государственного русского народного оркестра.
Осипов привлекал к работе с оркестром ведущих современных композиторов, среди которых Рейнгольд Глиэр, Сергей Василенко, Анатолий Новиков. Вышли композиторы и из числа музыкантов оркестра – Владимир Дитель, Николай Будашкин, Вера Городовская. В дальнейшем на протяжении всей истории коллектива специально для него создавали музыку ведущие композиторы своего времени.
После Николая Осипова руководителями оркестра были его брат Дмитрий Осипов, Виктор Смирнов, Виталий Гнутов, Виктор Дубровский, Анатолий Полетаев, Николай Калинин, Владимир Понькин. С 2009 года коллектив возглавляет народный артист России Владимир Андропов.
С оркестром сотрудничали выдающиеся музыканты: дирижеры Николай Аносов, Александр Гаук, Вероника Дударова, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, певцы Ирина Архипова, Ирина Богачёва, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Борис Штоколов, Дмитрий Хворостовский, Владимир Маторин, Лидия Русланова, Ольга Воронец, Людмила Зыкина, исполнители на народных инструментах Вера Городовская, Александр Цыганков, Павел Нечепоренко, Анатолий Тихонов, Михаил Рожков, Андрей Горбачёв и многие другие.
Оркестру рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Греции, Нидерландах, Дании, Канаде, Китае, КНДР, Мексике, Новой Зеландии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. В репертуар коллектива вошли оригинальные произведения для оркестра русских народных инструментов и переложения симфонической классики. Оркестром записано 69 грампластинок и более 30 компакт-дисков, а каждый сезон отмечен появлением новых концертных программ для взрослой и детской аудитории. Абонементный цикл «Забавный профессор» (ведущий Павел Любимцев) был удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.
В 2024 году, в год своего 105-летия, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова под руководством Владимира Андропова представлял Российскую Федерацию на торжественной церемонии открытия перекрестных Годов культуры России и Китая 2024–2025.
Владимир Андропов – народный артист России, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры, кавалер ордена Дружбы (2001) и ордена Почёта (2021). Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П.Осипова.
Родился в 1946 году в Проскурове (ныне Хмельницкий, Украина). Окончил оркестровый факультет Львовской государственной консерватории имени Н. В. Лысенко (ныне Львовская национальная музыкальная академия), затем факультет оперно-симфонического дирижирования Белорусской государственной консерватории имени А. В. Луначарского (ныне Белорусская государственная академия музыки) и аспирантуру.
Начал исполнительскую карьеру в качестве дирижера Белорусского симфонического оркестра, в то же время дебютировал в Государственном академическом Большом театре Белорусской ССР оперой «Иоланта» Чайковского.
В 1978 году дебютировал в Большом театре в Москве оперой «Испанский час» Равеля и был назначен художественным руководителем и дирижером сценического оркестра ГАБТа. В 2000–2002 гг. занимал пост художественного руководителя оперной труппы Большого театра. Выступил дирижером-постановщиком оперы «Прекрасная мельничиха» Паизиелло, балетов «Бессонница» Сергея Жукова, «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии Чайковского) и «Пассакалья» (на музыку Веберна). В театральный репертуар маэстро вошли также оперы «Евгений Онегин» и «Опричник» Чайковского, «Русалка» Даргомыжского, «Царская невеста» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Набукко» и «Сила судьбы» Верди, «Тоска» Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, балеты «Конек-горбунок» Щедрина, «Чиполлино» К. Хачатуряна.
В 1988 году под управлением Владимира Андропова была осуществлена единственная в мире запись оперы «Американцы» Евстигнея Фомина. В 2001 году маэстро принимал участие в постановке оперы «Борис Годунов» Мусоргского на сцене Театра Верди в Триесте. В качестве приглашенного дирижера сотрудничал с симфоническими оркестрами Сингапура, Белграда, Македонии и многими российскими коллективами.
В 2003–2010 гг. был художественным руководителем Астраханского государственного музыкального театра. С 2009 года возглавляет Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова.
Михаил Губский родился в 1968 году в Магнитогорске. В 1997 году с отличием окончил вокальный факультет Самарской государственной академии культуры и искусств (класс Галины Сорокиной).
Творческую деятельность начал на сцене Самарского академического театра оперы и балета. С 1997 года – солист Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, с 2000 года – приглашенный солист Государственного академического Большого театра России.
В 1994–2011 гг. – солист, в 2007–2011 гг. – художественный руководитель Самарского академического театра оперы и балета. С 1997 года – солист Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, с 2000 года – приглашенный солист Большого театра России. Основатель и в 1993–2009 гг. директор Детской экспериментальной центральной хоровой школы-десятилетки в Самаре. В 2004 году организовал и возглавил музыкальный фестиваль «От сердца к сердцу», который проходит под патронатом правительства Самарской области.
Лауреат международных конкурсов имени Н. К. Печковского в Санкт-Петербурге (I премия, 1996), имени М. И. Глинки в Самаре (IV премия, 1997), имени Станислава Монюшко в Варшаве (III премия, 1998), имени Л. В. Собинова в Саратове (III премия, 2000), имени Бюль-Бюля в Баку (IVпремия, 2000). Удостоен диплома и нескольких специальных призов на международном конкурсе имени Ханса Габора Belvederв Вене (1997), диплома лауреата телеконкурса Ирины Архиповой на приз города Москвы (1997). Пятикратный лауреат Самарской областной театральной премии «Десятая муза». В 2008 и 2016 годах номинировался на национальную театральную премию «Золотая маска».
Удостоен бронзовой медали Фонда Ирины Архиповой (2002), серебряной медали Петра Великого II степени «Засамоотверженный труд наблаго России» (2006). Заслуженный артист России (2005).
Михаил Губский много гастролирует в России и за рубежом. Сотрудничал со многими выдающимися дирижерами, среди которых Михаил Плетнёв, Владимир Спиваков, Джеймс Конлон, Кент Нагано и другие. Выступал в оперных театрах Регенсбурга, Сантьяго, Будапешта, Осло, Палермо, Минска, Красноярска, Екатеринбурга, где исполнял партии в операх «Тристан и Изольда» Вагнера (Тристан), «Трубадур» (Манрико) и «Аида» (Радамес) Верди, «Турандот» (Калаф) и «Тоска» (Каварадосси) Пуччини, «Паяцы» Леонкавалло (Канио), «Борис Годунов» Мусоргского (Самозванец), «Пиковая дама» Чайковского (Герман), «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича (Сергей).
Участвовал в премьерных спектаклях «Новой оперы», среди которых «Игроки» Шостаковича (Ихорев), «Лючия ди Ламмермур» Доницетти (Эдгар), «Мадам Баттерфляй» Пуччини (Пинкертон), «Андре Шенье» Джордано (заглавная роль, концертное исполнение). Всего в репертуаре певца – более 60 оперных партий.
Родился в Орле. В 2002 году окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных. В 1994-1999 гг. – солист Ансамбля песни и пляски имени Александрова. В 1999 стал солистом Московского государственного академического Камерного музыкального театра под руководством Бориса Покровского, где исполнил партии: Грицько («Сорочинская ярмарка» Мусоргского – спектакль получил премию «Золотая Маска»), Луиджи («Плащ» Пуччини), Дон Оттавио («Дон Жуан» Моцарта), Феррандо («Так поступают все женщины» Моцарта), Секст («Юлий Цезарь в Египте» Генделя – спектакль получил премию «Золотая Маска»), Люченцио («Укрощение строптивой» Шебалина).
В 2004-2010 гг. – приглашенный солист Большого театра России, где исполнил более 20 партий, в том числе Юродивый и Подьячий («Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского), Задрипанный мужичок («Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича), Платон Каратаев («Война и мир» Прокофьева), Гвидон («Золотой петушок» Римского-Корсакова). В составе труппы выступал в лондонском Ковент-Гарден, принимал участие в фестивалях в Савонлинне (Финляндия) и Любляне (Словения), в гастрольных поездках театра в Латвию и Грецию.
Сотрудничает с Симфоническим оркестром Москвы «Русская Филармония», Московским камерным оркестром MusicaViva, ГАСК под руководством Валерия Полянского, Государственным духовым оркестром России, участвует в концертных исполнениях опер («Орлеанская дева» Чайковского, «Руслан и Людмила» Глинки, «Кащей бессмертный» и «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, «Последние дни» Николаева, «Добрыня Никитич» Гречанинова), вокально-симфонических произведений.
Заслуженный артист Республики Ингушетия (2006). В Арт-проекте «ТенорА XXI века» – с 2007 года. В 2007 году вместе с другими солистами Арт-проекта удостоен премии «Национальное достояние России», в 2013 – Премии города Москвы в области литературы и искусства.С 2012 – солист Национального Академического оркестра русских народных инструментов имени Осипова, с которым гастролировал вгородах России и Европы, а также в США. В 2019 году удостоен звания «Заслуженный артист России».
Родился в 1975 году в Харькове. Окончил дирижерско-хоровое отделение Харьковского музыкального училища имени Б. М. Лятошинского и вокальный факультет Харьковского национального института искусств имени И. П. Котляревского (класс профессора Людмилы Цуркан, класс камерного пения Дианы Гендельман). Лауреат международных конкурсов имени Чайковского (2007), имени Дворжака (Карловы Вары, Чехия, 2000), «Янтарный соловей» (Калининград, 2002), имени Анатолия Соловьяненко «Соловьиная ярмарка» (Донецк, 2002) и имени Бориса Гмыри (Киев, 2004).
В 2002–2003 годах был солистом Харьковского национального театра оперы и балета имени Лысенко. В 2003 году дебютировал в Национальной опере Украины имени Шевченко (Киев) в Реквиеме Верди, а также в Большом театре России в партии Бояна («Руслан и Людмила» Глинки, премьера). С сезона 2004/05 – солист Большого театра. Участвовал во многих знаковых проектах ГАБТа: российской премьере первой редакции оперы «Летучий голландец» Вагнера (партия Рулевого) и мировой премьере написанной по заказу Большого театра оперы «Дети Розенталя» Десятникова (партия Чайковского).
Позднее в репертуар певца вошли Пинкертон («Мадам Баттерфляй» Пуччини), Рудольф («Богема» Пуччини), Макдуф («Макбет» Верди), Андрей («Мазепа» Чайковского), Царь Берендей («Снегурочка» Римского-Корсакова), Лыков («Царская невеста» Римского-Корсакова), Шуйский («Борис Годунов» Мусоргского), Мефистофель («Огненный ангел» Прокофьева), Труффальдино («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Зиновий Борисович («Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича), Капитан («Воццек» Берга) и другие партии. По приглашению Госкапеллы России (художественный руководитель – Валерий Полянский) участвовал в концертных исполнениях оперы-оратории «Царь Эдип» Стравинского (заглавная партия), опер «Сказки Гофмана» Оффенбаха (Гофман), «Травиата» Верди (Альфред), «Русалка» Дворжака (Принц) и в других проектах.
Выступал в театрах Сан-Карло в Неаполе, Комунале в Болонье, имени Верди в Триесте, театрах Кальяри и Тулузы, дрезденской Земпер-опере, лейпцигском Гевандхаусе, театрах Веймара, Гётеборга и Сантьяго. Гастролировал в Великобритании, Германии, Греции, Швеции, Испании, Франции, Словении, Финляндии, Латвии, Китае, США, Канаде. Принимал участие в фестивалях «Ирина Архипова представляет…», «Славянский базар», фестивалях Юрия Башмета в Сочи и Минске. Приглашенный солист Московского музыкального театра «Геликон-опера», на сцене которого дебютировал в сентябре 2013 года в партии Ричарда («Бал-маскарад» Верди).
Сотрудничал с дирижерами Владимиром Федосеевым, Юрием Башметом, Александром Ведерниковым, Феликсом Коробовым, Валерием Полянским, Геннадием Рождественским, Владимиром Понькиным, Туганом Сохиевым, Павлом Сорокиным, Иржи Белоглавеком, Яном Латам-Кёнигом, Фабио Луизи, Даниэле Гатти, Гюнтером Хербигом, Джеймсом Джаддом, Золтаном Пешко, режиссерами Эймунтасом Някрошюсом, Робертом Стуруа, Тимуром Чхеидзе, Франческой Замбелло, Петером Конвичным, Робертом Уилсоном, Дмитрием Черняковым, Тони Сервилло, Александром Сокуровым, Дэвидом Паунтни.
Дважды номинировался на премию «Золотая маска»: за партии Шуйского («Борис Годунов» Мусоргского) и Капитана («Воццек» Берга). Лауреат Премии Фонда Ирины Архиповой. Награжден золотой медалью «Национальное достояние», удостоен Премии города Москвы в области литературы и искусства. Участник проекта «Парад теноров» («ТенорА XXI века»), в рамках которого выступает во многих городах России и за рубежом. Принимал участие в записях спектаклей Большого театра, концертов Московского камерного хора, дисков Фонда Ирины Архиповой.
Валерий Макаров родился в Самаре, где окончил Центральную музыкальную школу. Занимался в студии при театре юного зрителя «СамАрт», участвовал в лаборатории «Молодая режиссура» под руководством Анатолия Праудина, исполнял сольные партии в спектаклях Самарского академического театра оперы и балета. В 2020 году окончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс Романа Муравицкого). В настоящее время – студент Московской консерватории (класс Юрия Григорьева и Романа Муравицкого). Участвовал в мастер-классах Эрнесто Паласио, Пласидо Доминго, Дмитрия Вдовина, Александра Сибирцева, Сергея Зайцева, Владимира Коваля, Марины Мещеряковой, Алессандро Сваба, Дмитрия Корчака.
Лауреат международных конкурсов Елены Образцовой в Санкт-Петербурге (2014, Гран-при), имени Дмитрия Кабалевского в Самаре (2016, II премия), Sforzandoв Казани (2015, Гран-при), «Ре-лиго» в Самаре (2015, Гран-при), имени Бориса Штоколова в Санкт-Петербурге (2016, III премия), на приз Ольги Сосновской в Сыктывкаре (2018, I премия), имени Федора Шаляпина «Наследники его мечты» (2018, II премия) и «Романсиада» в Москве (2018, II премия), IX Открытого всероссийского конкурса вокалистов имени Надежды Обуховой в Липецке (2020, III премия). Обладатель специальной премии конкурса имени Франсиско Виньяса в Испании (2021), финалист и обладатель специальных премий конкурсов Operalia Пласидо Доминго (2021) и Competizione dell’Opera (2022).
Лауреат фестивалей «Театральный Олимп» в Самаре (2017, премия «Лучшая мужская роль»), «Наследники его мечты» в Москве (2018, II премия), Эмира Кустурицы Kustendorf Classic в Сербии (2019, I премия и приз «Золотая матрешка»). Удостоен Премии Президента РФ для поддержки талантливой молодежи и премии губернатора Самарской области (2018).
С 2017 года – приглашенный солист Самарской государственной филармонии, солист ансамбля Art-Collage под руководством Павла Солдатикова. С 2019 года – солист оперной труппы Большого театра России, где дебютировал в партии Дона Нарчизо в опере «Турок в Италии» Россини. С 2021 года – приглашенный солист театров «Новая опера» имени Е. В. Колобова, «Геликон-опера» и театра «Санкт-Петербург опера».
В репертуаре артиста – Тамино («Волшебная флейта» Моцарта), Надир («Искатели жемчуга» Бизе), Бригелла («Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса), Дон Луиджино («Путешествие в Реймс» Россини), Хлестаков («Ревизор» Дашкевича), Гонзальв («Испанский час» Равеля), Тоби («Телефон. Медиум» Менотти), Монтан («Сервилия» Римского-Корсакова), Ромео («Маддалена» Прокофьева), Чиполлино («Приключения Чиполлино» Камышевой), Сергей Глушков («Москва, Черёмушки» Шостаковича) и многие другие партии, а также вокальные циклы, произведения кантатно-ораториального жанра.
Выступал в крупнейших залах Москвы и Санкт-Петербурга, участвовал в проектах фонда Belcantoи Фонда Елены Образцовой, в Санкт-Петербургском международном культурном форуме, различных фестивалях; сотрудничал с известными дирижерами.
В 2021 году дебютировал на оперном фестивале Россини в Пезаро (партия Кавалера Бельфьоре в опере «Путешествие в Реймс»). В 2022 году исполнил партию тенора в кантате Орфа «Кармина бурана» в Концертном зале имени П. И. Чайковского (дирижер – Филипп Чижевский).
Организатор и художественный руководитель I Международного фестиваля русской музыки имени Д. Д. Шостаковича в Самаре (2019). Автор и режиссер ряда литературно-музыкальных проектов. Музыкальный руководитель и автор музыки к спектаклям самарского театра-студии «Зерцало».
Автор гимна Международного конкурса юных вокалистов Елены Образцовой, оперы «Велга» по Бунину.