Гендель. Опера «Агриппина» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Гендель. Опера «Агриппина»

    19 сентября 2022, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Анна Бонитатибус (меццо-сопрано)
    Эдвин Кроссли-Мерсер (бас-баритон)
    Кристоф Дюмо (контратенор)
    Софи Юнкер (сопрано)
    Грейс Дарем (меццо-сопрано)
    Эндрю Мур (бас-баритон)
    Константин Дерри (контратенор)
    Игорь Подоплелов (баритон)
    Государственный академический
    камерный оркестр России
    Кристофер Мулдс, дирижёр
    В программе:
    Гендель
    «Агриппина» — опера в концерт исполнении




    Уважаемые слушатели, посещение концерта возможно только при предъявлении на входе в концертный зал действующего цифрового сертификата (QR-кода) и документа, удостоверяющего личность. Гости до 18 лет могут пройти на мероприятие без QR-кода.

    12+

    Абонемент №5:

    Фестиваль «Георг Фридрих Гендель: герои и антигерои». Оперы

    Анна Бонитатибус

    Уроженка Неаполя, Анна Бонитатибус училась по классам вокала и фортепиано в высших учебных заведениях в Потенце и Генуе. Еще будучи студенткой, она стала победительницей нескольких международных конкурсов и дебютировала на оперной сцене в партии Астерии в опере Вивальди «Баязет» в Вероне. В течение нескольких лет она завоевала признание как одна из ведущих вокалисток своего поколения в барочном репертуаре, а также в операх Россини, Доницетти и Беллини.

    Оперные ангажементы Анны Бонитатибус включали выступления на таких сценах, как Венская государственная опера («Севильский цирюльник» и «Итальянка в Алжире» Россини), Лондонская Королевская опера Covent Garden («Свадьба Фигаро» Моцарта, «Орландо» Генделя), Teatro Reggio в Турине («Призрак» Менотти, «Золушка» Россини, «Свадьба Фигаро» Моцарта), Пармская опера («Севильский цирюльник» Россини), мадридский Teatro Real («Триумф времени и правды» Генделя, «Коронация Поппеи» Монтеверди), неаполитанский San Carlo («Норма» Беллини), миланский театр La Scala («Дон Жуан» Моцарта), Лионская опера («Золушка» Россини, «Сказки Гофмана» Оффенбаха), Нидерландская опера («Милосердие Тита» Моцарта), парижский Театр на Елисейских Полях («Дон Жуан» Моцарта, «Птолемей» Генделя), бельгийский La Monnaie («Юлий Цезарь» Генделя), Цюрихская опера («Юлий Цезарь», «Агриппина» и «Триумф времени и правды» Генделя, «Милосердие Тита» и «Так поступают все» Моцарта), Опера Бильбао («Лукреция Борджиа» Доницетти), Женевская опера («Путешествие в Реймс» Россини, «Капулетти и Монтекки» Беллини), Кельнская опера («Итальянка в Алжире» Россини), венский Theater an der Wien («Свадьба Фигаро» Моцарта, «Коронация Поппеи» Монтеверди), Лозаннская опера («Танкред» Россини). Она выступала на фестивалях «Флорентийский музыкальный май» (в опере Монтеверди «Коронация Поппеи»), Россиниевском фестивале в Пезаро (Stabat Mater Россини), на форумах старинной музыки в Бене (Франция), Галле (Германия) и Инсбруке (Австрия). Много лет певица активно сотрудничает с Баварской государственной оперой, где исполняет роли Стефано («Ромео и Джульетта» Гуно), Керубино («Свадьба Фигаро» Моцарта), Минервы («Возвращение Улисса на родину» Монтеверди), Орфея («Орфей и Эвридика» Глюка), Анджелины («Золушка» Россини) и Юноны («Каллисто» Кавалли). 

    Концертный репертуар Анны Бонитатибус простирается от сочинений Монтеверди, Вивальди и неаполитанских композиторов XVIII столетия до сочинений Бетховена, Р. Штрауса и Прокофьева. Певицу привлекали к сотрудничеству такие крупные дирижеры, как Риккардо Мути, Лорин Маазель, Мунг-Вун Чунг, Рене Якобс, Марк Минковски, Алан Кертис, Тревор Пиннок, Уильям Кристи, Франц Вельзер-Мест, Айвор Болтон, Чарльз Маккерас, Альберто Дзедда, Даниэле Каллегари, Бруно Кампанелла, Джеффри Тейт, Жорди Саваль и Тон Коопман. 

    Последние годы были ознаменованы появлением нескольких записей с участием Анны Бонитатибус: в их числе оперы Генделя «Дейдамия» (Virgin Classics), «Птоломей» (Deutsche Grammophon) и «Тамерлан» (Avis), камерные кантаты Д. Скарлатти (Virgin Classics) и барочная кантата «Освобожденная Андромеда» (Deutsche Grammophon). Увидели свет первые два сольных альбома Анны Бонитатибус с оперными ариями Йозефа Гайдна с участием оркестра Il Complesso Barocco под управлением Алана Кертиса для лейбла Deutsche Harmonia Mundi и запись камерных вокальных миниатюр Россини для лейбла RCA, а также DVD-записи спектаклей «Так поступают все» Моцарта из Цюрихской оперы, «Коронация Поппеи» из мадридского Teatro Real и «Влюбленный Геркулес» Кавалли из Нидерландской оперы. Большим успехом у критики был отмечен сольный альбом певицы «Семирамида – царственная особа» с коллекцией малоизвестных арий XVIII и XIX веков из опер, посвященных легендарной ассирийской царице. Осенью 2016 года этот альбом был удостоен престижной премии International Opera Awards. Весной 2018 года увидел свет новый сольный альбом певицы En travesti.

    Софи Юнкер

    Софи Юнкер родилась в 1985 году в Вервье (Бельгия). Окончила Высший институт музыки и педагогики в Намюре и Высшую школу музыки и драмы Гилдхолл в Лондоне. В 2010 году одержала победу на Международном Генделевском конкурсе в Лондоне, в 2012 году – на Международном конкурсе имени Антонио Чести в рамках фестиваля старинной музыки в Инсбруке. 

    Выступает в постановках Английской национальной оперы, Оперы Анже и Нанта, Королевской оперы Валлонии в Льеже, Королевской оперы Версаля, на международных фестивалях в Глайндборне, старинной музыки в Инсбруке, Генделевских фестивалях в Лондоне и Гёттингене. Сотрудничает с известными дирижерами, в числе которых Гарри Бикет, Лоуренс Каммингс, Кристиан Кёрнин, Ричард Эгарр, Пол Маккриш, Кристоф Руссе, Масааки Судзуки, Стефано Монтанари.

    В репертуаре певицы – партии в операх и ораториях эпохи барокко и классицизма, в том числе Доринда, Израильтянка, Сигизмунд, Аспазия, Мелхола («Орландо», «Эсфирь», «Арминий», «Александр Балас», «Саул» Генделя), Итальянка («Медея» Шарпантье), Феб («Кастор и Поллукс» Рамо), Друзилла и Добродетель («Коронация Поппеи» Монтеверди), Меланто и Фортуна («Возвращение Улисса на родину» Монтеверди), Амур («Орфей» Глюка), Первая дама, Церлина («Волшебная флейта», «Дон Жуан» Моцарта), а также Ванда (оперетта «Герцогиня Герольштейнская» Оффенбаха), Сестра Констанс («Диалоги кармелиток» Пуленка), главная роль в оперетте «Золушка» Полины Виардо, партии в «Страстях по Матфею», Мессе си минор и кантатах И. С. Баха, «Вечерне Пресвятой Девы Марии» Монтеверди и многие другие. 

    В 2016 году состоялся американский дебют Софи Юнкер: она выступила в Нью-Йорке и Вашингтоне в постановках компании «Опера Лафайет» – опере «Сафо» Жан-Поля Эжида Мартини и оперетте «Неудачное воспитание» Шабрие. В дальнейшем в число ее сценических работ вошли Кайо («Отон на вилле» Вивальди) на Копенгагенском оперном фестивале, Прозерпина и Эвридика («Сошествие Орфея в ад» Шарпантье) в Лондоне и Гааге, Белинда («Дидона и Эней» Пёрселла) на фестивале «Неделя старинной музыки» в Инсбруке. 

    В концертных программах Софи Юнкер часто выступает как солистка с ансамблем Concerto Copenhagen под руководством Ларса Ульрика Мортенсена (в частности, с кантатой «Дочь короля эльфов» Нильса Гаде), ансамблем La Nuova Musica под руководством Дэвида Бейтса, ансамблями Vox Luminis, Le Concert de la Loge под управлением Жюльена Шована. Она участвовала в исполнении «Страстей по Иоанну» И. С. Баха с Ensemble 1704, оратории «Сотворение мира» Гайдна с Российским национальным оркестром, Больших мотетов Люлли с Камерным хором Намюра под управлением Леонардо Гарсии Аларкона. С сольной программой из произведений Рейнальдо Ана выступила в Мадриде, а также дала несколько концертов на Оксфордском песенном фестивале. 

    Исполнила партию Кунигунды («Сигизмунд» Винчи) в Гливице, Вене и Москве, партию Галатеи («Ацис и Галатея» Генделя) в Утрехте, дебютировала в Государственной опере Берлина в партии Друзиллы («Коронация Поппеи» Монтеверди») под управлением Диего Фазолиса. Также выступила в роли Лизетты («Тайный брак» Чимарозы) в Королевской опере Валлонии, в роли Венеры («Разделение мира» Легренци) под управлением Кристофа Руссе в Страсбурге, Мюльхаузе, Кольмаре, Нанси и Версале, в партии Ауреллии («Верный пастух») – на Генделевском фестивале в Галле. Среди концертных программ – выступления с ансамблем Le Poème Harmonique под управлением Венсана Дюместра в Москве и Версале и с ансамблем Arcangelo под управлением Джонатана Коэна в Гонконге. 

    В числе ангажементов сезона 2021/22 – «Сигизмунд» Винчи (Кунигунда) и сольные концерты на фестивале в Дортмунде, «Неистовый Роланд» Вивальди (Анжелика) в парижском зале «Музыкальная Сена», «Мессия» Генделя в Нидерландской Рейсопере (Амстердам), «Юлий Цезарь в Египте» Генделя (Клеопатра) в Энсхеде, «Темные утрени» Куперена в Королевской опере Версаля. 

    В дискографии певицы – записи ораторий «Иеффай» Кариссими, «Эсфирь» Генделя, оперы «Сельское испытание» Гретри, светских кантат И. С. Баха, альбом музыки XVI–XVII веков Stravaganza d'amore, записанный с ансамблем Pygmalion под управлением Рафаэля Пишона. В начале 2020 года вышел первый сольный диск Софи Юнкер La Francesina под лейблом Aparté.

    Константин Дерри

    Уроженец Украины, Константин Дерри начал свою музыкальную карьеру как пианист в своем родном городе Кривом Роге, а незадолго до окончания учебы по классу фортепиано в Консерватории стал брать уроки вокала. Чтобы продолжить учебу уже как вокалист, он поступил в Национальную музыкальную академию имени П. И. Чайковского в Киеве. В 2009 году Константин поступил в Консерваторию Валенсии (Испания), где обучался под руководством Анны Луизы Чобы и Карлеса Будо; в то же время он брал уроки барочного вокала у Дэвида Мэнсона и Ричарда Левита. В 2013 году получил высшее образование и в 2014 году – степень магистра в Консерватории Валенсии. В 2015 году завоевал II премию на VI Международном конкурсе барочного вокала им. Антонио Чести в Инсбруке (Австрия).

    Среди его недавних ангажементов – партия Духа в опере «Дидона и Эней» Перселла в Королевском театре Мадрида, Auditorio Валенсии, в Театре Ideal Каcтельон-де-ла-Рибера, в театре  Катаррохи и Гран-театре Шативы;  партия Скорбио в мировой премьере оперы «Свадьба во сне» Чести на Фестивале стариной музыки в Инсбруке, партия Фаринелли в спектакле «Фаринелли, кастрат короля Филиппа» Г. Тамбашио в Teatros del Canal в Мадриде, партия Птолемея в опере «Юлий Цезарь» Генделя в Гамбургской камерной опере, партия Орфея в опере «Орфей и Эвридика» Глюка в Киеве, в зале Хоакина Родриго в Валенсии и в Аудитории Ribarroja, а также партия Ринальдо в опере «Ринальдо» Генделя в зале Riba-Roja и зале Хоакина Родриго в Валенсии.

    В ближайших планах певца – исполнение партии Птолемея в опере «Юлий Цезарь» Генделя во Фрайбургском театре, Колдуна и Духа в опере «Дидона и Эней» Перселла в Королевском театре Мадрида и Театре Малаги, Арсамена в опере «Ксеркс» Генделя в Камерной опере Гамбурга, участие в сценической кантате «Кармина Бурана» Орфа в Национальной филармонии Мадрида.

    Игорь Подоплелов

    Родился 9 апреля 1993 года в городе Кирове. С 2009 по 2013 год учился в Музыкальном колледже имени А. Н. Скрябина. В настоящее время студент Академии хорового искусства имени В. С. Попова (класс профессора Н. Б. Никулиной). Артист хора Московского музыкального театра «Геликон-опера». Лауреат международных конкурсов. В 2015 году на российском конкурсе вокалистов «Серебряный голос» стал обладателем II премии. В октябре 2015 года певец принял участие в концертном исполнении оперы «Гамлет» Тома в Концертное зале

    Чайковского с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением Бенджамина Пьоннье.

    Государственный академический камерный оркестр России

    Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 5 марта 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии. 

    «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», – писал Дмитрий Шостакович. 

    В 1950–60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур, а также многие другие. 

    Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (многие из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра, в частности Дмитрий Шостакович – Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде. 

    После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический». 

    Сегодня ГАКО – один из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. Его концерты проходили на таких престижных сценах, как Консертгебау в Амстердаме, Альте Опер во Франкфурте, Шаушпильхаус в Берлине, Зал королевы Елизаветы в Лондоне, зал Плейель в Париже, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Дэвис-холл в Сан-Франциско, Сантори-холл в Токио. Коллектив представлял Россию на Международном фестивале в честь 50-летия образования ООН (1995) и на Международном экономическом форуме в Давосе (1998). 

    С оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредди Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков, Гаспар Кассадо, Антонио Менезес; арфистка Ольга Эрдели; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг, Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; саксофонист Федерико Мондельчи; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры. 

    Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар – от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Chandos, Philips и других. К 50-летию коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD. 

    В январе 2010 года художественным руководителем оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с композициями на темы рок-групп, этно-музыкой и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал пианистам – участникам второго тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского. 

    В сезоне 2021/22 оркестр принимает участие в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (оперы «Роделинда», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении) со всемирно известными солистами и дирижером Кристофером Мулдсом. В концертах оркестра выступят пианисты Элисо Вирсаладзе, Дмитрий Маслеев, Юрий Фаворин, скрипач и дирижер Жан-Кристоф Спинози, органисты Константин Волостнов, Кароль Моссаковский, Тома Оспиталь, дирижер и пианист Максим Емельянычев. ГАКО примет участие также в детских просветительских программах, а в завершение сезона – в концертном исполнении оперы «Митридат, царь Понтийский» Моцарта.

    Кристофер Мулдс

    Кристофер Мулдс родился в Галифаксе (Великобритания). Обучался в Высшей школе музыки и драмы Гилдхолл и Королевском колледже музыки в Лондоне. Начал профессиональную деятельность в 1991 году в Английской национальной опере. В 1994–1998 гг. был хормейстером на Глайндборнском оперном фестивале, где принимал участие в работе над постановками «Свадьбы Фигаро» и «Милосердия Тита» Моцарта, «Кармен» Бизе и оперы Харрисона Бёртуисла «Тайная вечеря». 

    В дальнейшие годы сотрудничал с Королевским театром Ковент-Гарден (Лондон), Английской национальной оперой, Opera North в Лидсе, Театром Аалто в Эссене, берлинской Комише Опер, Оперой Кёльна, дрезденской Земпер-оперой, Государственной оперой Штутгарта, Театром ан дер Вин, Театром Базеля, Лионской оперой, Нидерландской оперой, Национальной оперой Норвегии, Королевским театром в Мадриде, Римской оперой, Израильской оперой, театром Колон (Буэнос-Айрес), Оперой Сан-Франциско и другими известными театрами.

    Многолетние творческие контакты связывают дирижера с Берлинской государственной оперой и Баварской государственной оперой. В частности в Мюнхене в его репертуар вошли оперы «Возвращение Улисса на родину» Монтеверди, «Каллисто» Кавалли, «Альцина», «Орландо», «Ариодант» и «Тамерлан» Генделя. Летом 2006 года Кристофер Мулдс дебютировал на Зальцбургском фестивале в спектакле «Милосердие Тита» Моцарта с участием Венского филармонического оркестра. Также он принимал участие в Брегенцском фестивале, Генделевском фестивале в Галле. 

    Особое место в репертуаре дирижера занимает барочная опера. Под его управлением шли «Орфей» Монтеверди в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден и Opera North в Лидсе, «Коронация Поппеи» Монтеверди в венском Театре ан дер Вин, «Дидона и Эней» Пёрселла в Берлинской государственной опере, Королевском театре Мадрида, Израильской опере, на Сиднейском фестивале, в театре Колон (Буэнос-Айрес) и Римской опере, «Король Артур» Пёрселла в Театре Базеля, «Терпеливый Сократ» Телемана в Цюрихской опере, «Радамист» Генделя в Opera North в Лидсе, «Ариодант» Генделя в Английской национальной опере и Государственной опере Штутгарта, «Семела» на Генделевском фестивале в Карлсруэ и в Бруклинской музыкальной академии, «Орландо» Генделя в Опере Сан-Франциско, «Альцина» Генделя в Национальной опере на Рейне (Страсбург), «Каллисто» Кавалли в Королевском театре Мадрида. 

    Маэстро неоднократно исполнял оперы Моцарта: «Волшебную флейту» – в Оперном театре Люксембурга и Английской национальной опере, «Так поступают все женщины» – в Опере Кёльна, «Похищение из сераля» – в дрезденской Земпер-опере, Берлинской государственной опере и Баварской государственной опере, «Мнимую садовницу» – в Берлинской государственной опере, «Дон Жуана» – в Национальной опере Норвегии и Лионской опере и др. 

    Сотрудничал с ведущими европейскими коллективами, в числе которых Берлинская академия старинной музыки, Concerto Köln, Лондонский филармонический оркестр, зальцбургский оркестр Моцартеум, Королевский филармонический оркестр Ливерпуля, Венский симфонический оркестр, Concertus Musicus Wien, Камерная академия Потсдама, Cappella Coloniensis. 

    В последнее десятилетие дирижер регулярно выступает в России. С участием Московского камерного оркестра Musica Viva под управлением Кристофера Мулдса прошли российские премьеры опер Генделя «Орландо» (2011), «Ариодант» (2012) и оратории «Геракл» (2013). В 2018 году за пультом Государственного академического камерного оркестра России маэстро представил концертное исполнение оперы «Оттон» Генделя в Концертном зале имени П. И. Чайковского. В Большом театре России дирижировал в операх «Волшебная флейта» и «Дон Жуан» Моцарта, «Роделинда» Генделя. Выступив в ГАБТе дирижером-постановщиком спектакля «Дидона и Эней», в 2020 году стал лауреатом 

    Российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа дирижера в опере». 

    В числе ангажементов сезона 2021/22 – «Юлий Цезарь в Египте» на Генделевском фестивале в Москве, «Так поступают все женщины» Моцарта (постановка Кирилла Серебренникова) в Цюрихской опере, «Дидона и Эней» Пёрселла в Берлинской государственной опере и «Альцина» Генделя в Государственной опере Штутгарта.

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    4 сентября в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    11 сентября в 19:00