Ансамбль солистов «Академия старинной музыки» Московской филармонии
Татьяна Гринденко скрипка
Владимир Мартынов фортепиано
В программе:
Мартынов
«Дети Выдры» — этномузыкальный проект. Тексты Велимира Хлебникова
Ансамбль солистов «Академия старинной музыки» Московской филармонии
Татьяна Гринденко скрипка
Владимир Мартынов фортепиано
В программе:
Мартынов
«Дети Выдры» — этномузыкальный проект. Тексты Велимира Хлебникова
Владимир Мартынов – композитор парадоксов: в его творчестве могут мирно уживаться сочинение, которое сам автор называет «оперой о невозможности написать оперу», и полномасштабная опера Vita Nuova. Таким же парадоксом стала судьба одного из самых знаменитых его творений – книги «Конец времени композиторов», декларирующей конец музыки авторской и возвращение к народным музыкальным истокам. Этно-музыкальный проект «Дети Выдры» – отражение этой концепции: индивидуальный стиль отходит на второй план, соединяясь с горловым пением и тувинской инструментальной музыкой в исполнении группы «Хуун-Хуур-Ту». В основе сочинения лежат две сверхповести Велимира Хлебникова – «Дети Выдры» и «Зангези», причем жанр сверхповести реализован и в музыке: поэт сочетает самостоятельные и как бы несочетаемые друг с другом тексты, а композитор соединяет древнее горловое пение с современной композиторской техникой.
Выдра – мифологическая мать мира, которая по преданию ходатайствовала перед верховным божеством за род человеческий, и ее детьми можно считать всех людей на земле. Образное содержание «Детей Выдры» охватывает цикл человеческого бытия: «Повествования нет, все крутится вокруг одной темы – жизнь и смерть. Это тризна. Но у нас тризна обычно ассоциируется только со смертью, а для меня важнее, что дальше. Смерть – необходимое и даже желательное явление, потому что без нее не будет перехода к следующей ступени эволюции. "Дети Выдры" заканчиваются знаменитой хлебниковской строкой: "Когда умирают люди – поют песни". Для меня музыка – это посмертная маска человека», – рассказывал Владимир Мартынов в интервью Ярославу Тимофееву перед московской премьерой сочинения в марте 2012 года в Концертном зале имени П. И. Чайковского – ровно 10 лет назад. Так, регулярно рассуждая о смерти формата традиционного концерта, Мартынов продолжает представлять свою музыку на самых что ни на есть академических площадках, в том числе на сценах Московской филармонии.