Язык музыки. XIX век. Авторы и ведущие цикла – Ярослав Тимофеев и Мария Холкина : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Язык музыки. XIX век.
    Авторы и ведущие цикла –
    Ярослав Тимофеев и Мария Холкина

    9 апреля 2023

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Бетховен
    «Ода к радости» — фрагмент финала Симфонии № 9
    Шуман
    «Эвзебий» и «Флорестан» из цикла «Карнавал» (оркестровка А.Глазунова и Н.Римского-Корсакова)
    Мендельсон
    Свадебный марш из музыки к комедии У.Шекспира «Сон в летнюю ночь»
    Россини
    Комический дуэт двух кошек (версия для струнного оркестра)
    Вагнер
    «Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда»
    Мусоргский
    Вступление из II картины Пролога оперы «Борис Годунов»
    Дебюсси
    «Празднества» из цикла «Ноктюрны»
    Паганини
    Каприс № 24 для скрипки соло

    Концерт проходит в одном отделении


    Продолжительность — 1 час 10 минут 

    12+

    Абонемент №30Б:

    «Язык музыки». III цикл. Воскресные дневные концерты-лекции о самом универсальном языке мира

    После знакомства с фонетикой и грамматикой музыкального языка пришло время погрузиться в этимологию: финальный сезон проекта посвящён трем ключевым столетиям в истории классической музыки.

    Любой язык непрерывно обновляется, поэтому два русскоязычных ребёнка, родившихся в 1700 и 2000 году, едва ли поняли бы друг друга. Язык музыки и в этом отношении оказывается самым универсальным: современный человек может воспринять смысл, эмоциональный рельеф и звуковые краски произведений трёхсотлетней давности — для этого необходимо лишь немного узнать о культуре того времени и внимательно прислушаться. Этим мы и займемся на трех «исторических» концертах «Языка музыки».

    За полтора часа аудитория будет проходить путь длиной в сто лет, попутно наслаждаясь шедеврами, написанными в течение века. Хаотичные знания о композиторах и сочинениях выстроятся в представление о едином и закономерном процессе, который музыка прошла вместе с человечеством с 1701 года до наших дней. Погрузиться в атмосферу разных эпох помогут первоклассные солисты и коллективы, бессменные ведущие проекта и, конечно, фирменные интерактивы с участием добровольцев из зала.


    XIX век

    Эпоха романтизма превратила музыку из ремесла в религию. Ей поклонялись поэты и философы, короли и студенты, а счастливые обладатели музыкального гения становились властителями дум. До сих пор наследие XIX века остаётся мейнстримом академической музыки — и, вероятно, останется навсегда. Мы узнаем, как классик Бетховен вопреки законам возрастной психологии со временем превратился в романтика, как Шуберт сочинял гениальные песни в режиме нон-стоп, как в голове Шумана боролись два противоположных человека, как Мусоргский гениально нарушал законы музыки благодаря их незнанию и как Вагнер довёл романтизм до высшей точки, в которой любовь и смерть стали одним целым.

    Ярослав Тимофеев

    Ярослав Тимофеев – музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).

    С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014–2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 года – главный редактор журнала «Музыкальная академия».

    Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/22 – автором и ведущим цикла «Вещь в себе», с сезона 2022/23 – автором и ведущим цикла «Весь Стравинский». Читает авторские лекции перед концертами в залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова.

    С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).

    Мария Холкина

    Ведущая концертов, специалист по маркетинговым коммуникациям в сфере культуры. 

    С 2011 года работает в Московской филармонии, отвечает за SMM, видеоконтент и специальные партнерские проекты. В составе филармонической команды организует концерты с участием музыкантов и ведущих оркестров России и зарубежья. В паре с музыковедом Ярославом Тимофеевым ведет просветительский проект «Язык музыки» на сценах Концертного зала имени П. И. Чайковского и «Филармонии-2».

    В 2019 году вела трансляции XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского для канала medici.tv, которые посмотрели более 20 млн зрителей по всему миру. В рамках этих трансляций брала интервью у Валерия Гергиева и других выдающихся музыкантов. В 2022 году вела онлайн-трансляции Международного конкурса имени С. В. Рахманинова, работая в прямом эфире на двух языках. 

    Руководила пресс-центром XIV Международного конкурса имени П. И. Чайковского, работала с журналистами из The Times, BBC Radio 3, FAZ и всех ведущих российских медиа. Была приглашенным спикером конференции Moscow PR Week (МГИМО), семинаров для менеджеров концертных организаций в Москве и Екатеринбурге. 

    В 2014 году создала просветительский YouTube-канал Muzium. Сегодня на канале опубликованы более ста лекций ведущих отечественных музыковедов, среди которых Левон Акопян, Лариса Кириллина, Роман Насонов. В 2021 году под брендом Muzium выходил подкаст проекта «Как полюбить оперу», включенный в подборку лучших мировых подкастов о театре журнала Forbes.

    Оркестр Государственной академической симфонической капеллы России

    Государственная академическая симфоническая капелла России – коллектив, объединяющий в своем составе свыше 200 артистов – хор, оркестр и солистов-вокалистов. Деятельность хора и оркестра капеллы осуществляется как в совместных выступлениях, так и параллельно. 

    Оркестр ГАСК России ведет свою историю с 1957 года, когда приказом по Главному управлению радиоинформации при Министерстве культуры СССР был образован новый симфонический оркестр, вошедший в состав музыкальных коллективов Всесоюзного радио. Он получил название Оперно-симфонического (вскоре – Симфонического) оркестра Всесоюзного радио, а затем и Центрального телевидения. Коллектив возглавил Самуил Самосуд, под руководством которого были записаны и исполнены в эфире десятки опер русских и зарубежных композиторов. Оркестр начал работу по освоению крупного симфонического репертуара – произведений Бетховена, Брамса, Малера, Чайковского.

    За пультом коллектива выступали выдающиеся отечественные дирижеры, среди которых Евгений Светланов, Борис Хайкин, Натан Рахлин, Валерий Гергиев, Карл Элиасберг, Юрий Симонов, Марк Эрмлер, Фуат Мансуров, Неэме Ярви. В концертах оркестра участвовали Эмиль Гилельс, Яков Флиер, Татьяна Николаева, Николай Петров, Виктория Постникова, Иегуди Менухин, Эдуард Грач, Виктор Пикайзен, Мстислав Ростропович, а также корифеи оперной сцены – Иван Козловский, Сергей Лемешев, Евгений Нестеренко, Тамара Милашкина, Ирина Архипова, Елена Образцова, Мария Биешу и другие.

    Оркестр возглавляли Юрий Аранович (1965–1971), Максим Шостакович (1971–1982), а с приходом Геннадия Рождественского на должность главного дирижера коллектив получил название Симфонического оркестра Министерства культуры СССР. Именно Рождественский в 1991 году предложил Валерию Полянскому присоединить к оркестру свой хор и создать Государственную симфоническую капеллу России. В дальнейшем дирижера и коллектив связывала многолетняя творческая дружба: Рождественский ежегодно представлял с Государственной академической симфонической капеллой России программы своего персонального филармонического абонемента.

    За последние три десятилетия оркестр капеллы под управлением Валерия Полянского неоднократно гастролировал в Великобритании, Германии, США, Чехии, Японии, Италии. Репертуар оркестра широк – им исполнены циклы всех симфоний Бетховена, Малера, Чайковского, Рахманинова, сочинения классико-романтического периода от Гайдна до Р. Штрауса, многие партитуры композиторов XX–XXI вв. Оркестр – постоянный участник опер в концертном исполнении от Глинки, Мусоргского, Чайковского до Вагнера, Верди, Прокофьева, Шнитке, А. Чайковского (под управлением Валерия Полянского их представлено более 50).

    Особое внимание Валерий Полянский и оркестр уделяют сотрудничеству с новым поколением солистов, среди которых – пианисты Екатерина Мечетина, Фредди Кемпф, Полина Осетинская, Дмитрий Маслеев, Татьяна Полянская, Дмитрий Шишкин, Филипп Копачевский, скрипачи Патриция Копачинская, Александр Рождественский, Алена Баева, Неманья Радулович, Андрей Баранов, виолончелист Денис Шаповалов.

    Оркестр ГАСК России – стартовая площадка для плеяды молодых дирижеров – воспитанников профессора Валерия Полянского в Московской консерватории, в том числе Филиппа Чижевского, Ильи Гайсина, Дмитрия Крюкова, Ивана Никифорчина и других.

    Иван Никифорчин

    Иван Никифорчин родился в 1995 году в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и аспирантуру МГК, где обучался под руководством профессоров Валерия Полянского (оперно-симфоническое дирижирование) и Юрия Абдокова (композиция, оркестровка, история оркестровых стилей). 

    С 2015 года работает в Государственной академической симфонической капелле России (с 2017 года – ассистент главного дирижера, с 2021 года – дирижер). Участник мастер-классов Юрия Темирканова, Василия Петренко и др. 

    В марте 2021 года дебютировал как оперный дирижер в Большом театре России («Дон Жуан» Моцарта). Художественный руководитель симфонического оркестра колледжа МГИМ имени А. Г. Шнитке. С 2022 года преподает оперно-симфоническое дирижирование в Московской консерватории.

    Основатель, художественный руководитель и главный дирижер «Академии русской музыки» (Academy of Russian Music), объединяющей камерный оркестр и хор. Коллектив выступает в залах Московской консерватории, Московского международного Дома музыки и на других столичных сценах. В репертуаре дирижера и «АРМ» – сочинения широкого историко-стилевого спектра: от Монтеверди, Шютца, И. С. Баха, Бибера, Пёрселла, Моцарта, Бетховена до Элгара, Малера, Шёнберга, Холста, Бриттена, Мессиана и других классиков XX века. Под руководством Ивана Никифорчина «Академия русской музыки» осуществила российские премьеры ряда оркестровых партитур Респиги, Хиндемита, Лютославского, Джеральда Финци и др. Центральное место в репертуаре занимают оркестровые сочинения российских композиторов XX–XXI столетий: Мясковского, Шостаковича, Б. Чайковского, Пейко, Вайнберга, Бунина, Попова, Свиридова, Уствольской, Абдокова, а также практически все транскрипции Рудольфа Баршая.

    Иван Никифорчин активно сотрудничает с Международной творческой мастерской Юрия Абдокова Terra Musica (Россия – Германия – Италия) и Обществом Бориса Чайковского, под эгидой которых осуществил первую в мире запись всех камерно-оркестровых партитур и струнных ансамблей Германа Галынина, а также впервые записал полное собрание хоровых сочинений Лядова (оба диска вышли под британским лейблом Toccata-Classics). 12 июня 2021 года в Малом зале Московской консерватории на концерте-презентации монографии Абдокова «Николай Пейко: Восполнивши тайну свою…» представил мировую премьеру Сюиты для симфонического оркестра, соч. 26 Вайнберга (записана на диск). Впервые после премьер Баршая 1960-х годов исполнил многие партитуры Пейко, Бунина, Вайнберга, Локшина, Волконского и других авторов.

    Сотрудничает с Национальным филармоническим оркестром России, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, БСО имени П. И. Чайковского, Симфоническими оркестрами Мариинского и Большого театров, ГКО «Виртуозы Москвы», Московским государственным симфоническим оркестром, ГСО «Новая Россия», ГАСО Республики Татарстан и другими коллективами. Дирижер-постановщик балета «Щелкунчик» Чайковского в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (2022).

    Иван Никифорчин – лауреат I Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени С. В. Рахманинова (II премия и Серебряная медаль, 2022). Удостоен Международной премии имени Бориса Чайковского (2019), Гран-при Международного фестиваля современной музыки Magnum Opus (2021). Дважды лауреат Международной премии «Чистый звук» за записи музыки Галынина и Лядова (2021). Эти записи названы также в числе «Дисков года» на интернет-портале Music Web International.

    Татьяна Левина

    Татьяна Левина родилась в Москве в семье музыкантов. Окончила Детскую музыкальную школу имени И. О. Дунаевского по классу фортепиано. Вокалом начала заниматься в возрасте четырех лет в детской группе Камерного музыкального театра под руководством Бориса Покровского, на сцене которого позднее исполняла партии в спектаклях «Давайте создадим оперу!» Бриттена (главная роль – Сэм, Маленький трубочист), «Волшебная флейта» Моцарта, «Приключения Чиполлино» Камышевой, «Ростовское действо» и симфонической сказке «Петя и волк» Прокофьева. Принимала участие в премьере оперы «Кровавая свадьба» Чалаева.

    В 2018 году окончила Российский институт театрального искусства (ГИТИС, факультет музыкального театра, мастерская Дмитрия Бертмана). Исполняла партии Маженки («Проданная невеста» Сметаны) и Милюковой («Неизвестный Чайковский») на сцене Учебного театра, участвовала в премьере оперы «Женитьба Фигаренко» Таривердиева в Московском музыкальном театре «Геликон-опера» (партия Альмавивовой), а также спела партию Блонды («Похищение из сераля» Моцарта) на гастролях в Барнауле. 

    Выступала в Камерном зале Московской филармонии, Музее имени Н. К. Рериха, Российско-немецком доме в Москве. Лауреат конкурса молодых певцов в рамках IV Международного фестиваля искусств имени П. И. Чайковского в Клину (2018).

    Максим Сажин

    Максим Сажин родился в 1978 году в Костроме. Окончил вокальный факультет Московского государственного университета культуры и искусств (класс Галины Миценко). Лауреат III Всероссийского открытого конкурса вокальной музыки имени Г. В. Свиридова, II Международного конкурса молодых оперных певцов памяти М. Д. Михайлова, дипломант III Всероссийского открытого конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург» и Международного конкурса теноров памяти Лучано Паваротти. 

    В 2004–2008 гг. – солист Марийского театра оперы и балета, в 2007–2009 гг. – Центра оперного пения Галины Вишневской. В 2008 году стал солистом Детского музыкального театра имени Н. И. Сац, в 2009-м – приглашенным солистом театра «Русская опера». В 2010 году принимал участие в исполнении незавершенных опер Шостаковича «Игроки» и «Большая молния» в Париже, Безансоне, Москве и Перми с Оркестром Парижской консерватории под управлением Дмитрия Юровского и Ярослава Ткаленко (проект «Неизвестный Шостакович» в рамках Года России – Франции).

    С 2010 года – приглашенный солист Государственной академической симфонической капеллы России, с 2013 года – солист. Участвовал в исполнении опер Верди, Пуччини, Доницетти, Леонкавалло, Понкьелли, Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Прокофьева, оперетт Штрауса, Кальмана, Легара, ряда кантатно-ораториальных сочинений. Исполнил партию Сеид Берека в мировой премьере оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане». 

    Исполнял партию Юродивого в опере «Борис Годунов» Мусоргского в Королевской опере Валлонии в Льеже (Бельгия) и на Международном музыкальном фестивале в Сантандере (Испания); спел партии Носа и Ярыжкина в постановке оперы «Нос» Шостаковича в Лионской опере, Римской опере и на Международном театральном фестивале в Экс-ан-Провансе (Франция). Сотрудничал с Пермским академическим театром оперы и балета, с труппой театра гастролировал в Ирландии (исполнял партию Альфреда в опере Верди «Травиата» на сцене Grand Canal Theatre в Дублине).

    Елена Таросян

    Елена Таросян родилась в 1993 году в Омске. Окончила Музыкальный колледж при Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки (класс Марины Кузиной-Койфман), Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку МГК (класс профессора Эдуарда Грача). Неоднократно участвовала в международных мастер-курсах Keshet Eilon в Израиле, а также принимала участие в мастер-классах Бориса Кушнира, Захара Брона, Максима Венгерова, Филиппа Херревеге, Хаима Тауба, Розы Файн, Вадима Глузмана, Ицхака Рашковского, Ани Шнарх, Антона Бараховского.

    Победительница международных конкурсов в Клостер-Шёнтале (Германия), «Балтийское созвездие» в Санкт-Петербурге, «Искусство и образование XXI века» в Киеве, «Скрипка Севера» в Якутске (Гран-при), на острове Родос (Греция, Гран-при), конкурса скрипачей в Астане (Казахстан, Гран-при), имени Рудольфа Гуммерта в Казани (Гран-при), молодежных Дельфийских игр России в Твери и I Всероссийского конкурса артистов симфонического оркестра в Москве; лауреат международных конкурсов имени Йожефа Сигети в Будапеште, имени Мирослава Лавриновича в Плоцке (Польша), имени Абрама Ямпольского и имени Давида Ойстраха в Москве, имени Евгения Мравинского в Санкт-Петербурге, во Владивостоке и Эдуарда Грача в Дубне. В 2022 году завоевала II премию на международном конкурсе скрипачей Classic Strings в Дубае. В 2023 году получила III премию и бронзовую медаль на XVII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского.

    Как солистка участвовала в программах Московской филармонии (в том числе в проекте «Молодые таланты») и Санкт-Петербургского Дома музыки. Выступала в ведущих московских залах. Концерты с участием скрипачки транслировались различными радио- и телекомпаниями, в том числе medici.tv.

    Сотрудничала с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Академическим оркестром русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова, Камерным оркестром «Московия»; выступала с дирижерами Валерием Гергиевым, Александром Лазаревым, Владимиром Федосеевым, Пааво Ярви, Михаилом Юровским, Александром Сладковским, Томасом Зандерлингом, Туганом Сохиевым, Филиппом Херревеге, Юрием Симоновым, Жан-Кристофом Спинози, Юлианом Рахлиным, Антонелло Манакордой и многими другими. 

    Гастролировала в странах Европы, Японии, Китае, Армении, Казахстане. В числе ангажементов сезона 2022/23 – выступления в Люцерне, Барселоне, Дубае и Афинах.

    С 2018 года – концертмейстер Российского национального молодежного симфонического оркестра. Преподаватель Академии имени Маймонида. Играет на скрипке работы миланского мастера Карло Антонио Тесторе (1751).