«Па-де-де на пальцах и для пальцев» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    «Па-де-де на пальцах и для пальцев»

    20 декабря 2023

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Светлана Захарова (прима-балерина Большого театра России)
    Артемий Беляков (премьер балетной труппы Большого театра России)
    Михаил Лобухин (премьер балетной труппы Большого театра России)
    Вячеслав Лопатин (премьер балетной труппы Большого театра России)
    Камерный оркестр Большого театра России
    Вадим Репин, дирижёр и солист (скрипка)
    Артём Дервоед (гитара)
    Татьяна Осколкова (арфа)
    В программе:
    Глазунов
    Адажио из балета «Раймонда».
    Хореография Мариуса Петипа и Асами Маки
    Чайковский
    Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин» (переложение для скрипки с оркестром Л. Ауэра)
    «Калифорнийский мак» (Мелодия для скрипки с оркестром, соч. 42 № 3).
    Хореография Юрия Посохова
    Пьяццолла
    Танго «Бордель 1900» из сюиты «История танго» для гитары и скрипки
    Танго «Кафе 1930» из сюиты «История танго» для скрипки и гитары – «История танго» (мировая премьера).
    Хореография Артемия Белякова
    Сен-Санс
    Интродукция и рондо-каприччиозо для скрипки и камерного оркестра, соч. 28
    Пярт
    «Зеркало в зеркале» – «...и не забудь полить цветы» (мировая премьера). Хореография Александра Могилёва
    Сарасате
    «Цыганские напевы» для скрипки и камерного оркестра, соч. 20
    Уильямс
    “Revelation”. Хореография Мотоко Хираямы
    Понсе
    «Эстреллита» для скрипки с оркестром
    Сен-Санс
    «Умирающий лебедь». Хореография Михаила Фокина
    Баццини
    Фантастическое скерцо «Хоровод духов» для скрипки и камерного оркестра, соч. 25. Хореография Йохана Кобборга

    Концерт проходит в одном отделении



    Организатор концерта ИП Белова Е. А.

    12+

    Совместный проект Вадима Репина и прима-балерины Большого театра России Светланы Захаровой был впервые представлен в 2014 году. Единая драматургическая линия связывает череду скрипичных пьес в исполнении Вадима Репина и хореографических номеров, воплощенных Светланой Захаровой, Михаилом Лобухиным, Денисом Савиным и Вячеславом Лопатиным. Музыкальная композиция построена на сочинениях Паганини, Глазунова, Мендельсона, Моретти, Сарасате, Уильямса, Массне, Сен-Санса, Равеля и Баццини. Балетные номера поставлены по хореографии Асами Маки, Мауро Бигонцетти, Матоко Хираяма, Михаила Фокина и Йохана Кобборга.

    В рамках Транссибирского Арт-Фестиваля проект «Па-де-де на пальцах и для пальцев» был показан в Новосибирске и Красноярске. В 2016 году в токийском Сантори-холле программа открыла ХI Фестиваль российской культуры в Японии. В 2017 году проект «Па-де-де на пальцах и для пальцев 1,5», претерпевший сюжетные изменения, был представлен в Токио и Маэбаси в рамках проекта «Русские сезоны в Японии», а позже был включен в программы «Русских сезонов в Германии» (2019) и «Русских сезонов во Франции» (2020).

    Фотографии предоставлены организатором

    Светлана Захарова

    Светлана Захарова родилась в 1979 году в Луцке (Украина). Обучалась в Киевском хореографическом училище (класс Валерии Сулегиной). В 15-летнем возрасте стала самой юной участницей международного конкурса молодых танцовщиков Vaganova-PRIX в Санкт-Петербурге, завоевала II премию и получила приглашение завершить образование в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой (класс Елены Евтеевой). Через полгода исполнила сольную партию в балете «Дон Кихот» (Повелительница дриад) на сцене Мариинского театра, после окончания академии была принята в труппу театра, где совершенствовалась под руководством народной артистки России Ольги Моисеевой.

    Дебютировала в спектакле «Бахчисарайский фонтан» в роли Марии. Затем последовали партия Гюльнары в балете «Корсар», Мазурка и седьмой вальс в «Шопениане». Самый громкий успех в первом сезоне и приглашение в труппу Большого театра от Владимира Васильева ей принесла роль Жизели в одноименном балете. 

    В 18 лет Светлана была официально переведена в статус примы и продолжила работу в Мариинском театре: танцевала в балетах «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Баядерка», «Дон Кихот», постановках Джорджа Баланчина («Аполлон», «Серенада», «Симфония до мажор» и «Драгоценности»). Встреча молодой балерины с великим хореографом Джоном Ноймайером в балете «Тогда и теперь» открыла Захарову как ультрасовременную исполнительницу, которой подвластны все стили и направления танца. 

    В 2001 году Захарова заключила контракт с Парижской оперой на спектакль «Баядерка». С тех пор она гастролирует по всему миру, выступая на прославленных сценах, среди которых нью-йоркская Метрополитен-опера, лондонский театр Ковент-Гарден, театр Колон в Буэнос-Айресе, Баварская опера в Мюнхене, театр Сан-Карло в Неаполе, Венская опера, Национальный театр в Токио, сцены многих городов Европы, Азии, Австралии и Южной Америки. Миланский театр Ла Скала заключил с Захаровой длительный контракт и присвоил ей статус étoile (звезды): подобной чести прежде не удостаивался никто из русских артистов. С участием Захаровой были записаны на DVD балеты «Лебединое озеро», «Баядерка» и «Жизель». 

    В 2003 году Светлана Захарова перешла в труппу Большого театра. Ее постоянным репетитором стала народная артистка России Людмила Семеняка. Работа в Большом началась с премьеры балета «Дочь фараона» в постановке Пьера Лакотта; спектакль был записан и выпущен на DVD. Постепенно артистка вошла в весь классический репертуар в постановках Юрия Григоровича, а также продолжила пополнять репертуар современными номерами и спектаклями, экспериментировать и использовать современные технические возможности. 

    В 2006 году Светлана Захарова вошла в состав Совета по культуре и искусству при Президенте России. В 2007 году удостоена Государственной премии России, в 2008-м – почетного звания «Народная артистка Российской Федерации». В 2008–2012 годах избиралась депутатом Государственной Думы. В 2014 году принимала участие в церемонии открытия Зимних Олимпийский игр в Сочи. 

    Среди наград артистки – Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит», международная премия Benois de la dance (дважды), Национальная театральная премия «Золотая маска» (дважды), премия компании «Балтика», премия Санкт-Петербурга «Люди нашего города», премия журнала Балет «Душа танца» (номинация «Королева танца»), звание «лучшая танцовщица года» по версии итальянского журнала Danza/Danza, орден Искусств и литературы Франции (офицер), орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

    Вячеслав Лопатин

    Вячеслав Лопатин родился в 1984 году в Воронеже. Окончил Воронежское государственное хореографическое училище (2002). Стажировался в Московской государственной академии хореографии (2002–2003), после чего был принят в балетную труппу Большого театра России. В конце сезона 2016/17 возведен в ранг премьера. Репетирует под руководством Бориса Акимова.

    Лауреат Открытого конкурса артистов балета России «Арабеск» (Пермь, 2004, II премия и приз жюри прессы, учрежденный Союзом театральных деятелей России).

    В числе партий, исполненных им на сцене Большого, – Щелкунчик-принц («Щелкунчик» Чайковского), Солист (Misericordes на музыку Пярта, участник мировой премьеры), Солист («В комнате наверху» Гласса), Золотой божок («Баядерка» Минкуса), Ален («Тщетная предосторожность» Герольда), Джеймс («Сильфида» Левенскольда, первый исполнитель в Большом театре), Жером, Филипп («Пламя Парижа» Асафьева), Солист, пара в бордовом («Русские сезоны» на музыку Десятникова, участник премьеры в Большом театре), Франц («Коппелия» Делиба), Базиль («Дон Кихот» Минкуса), Петрушка, Фокусник («Петрушка» Стравинского), Две ведущие пары («Драгоценности» на музыку Форе, Стравинского, Чайковского, участник премьеры в Большом театре), Люсьен («Утраченные иллюзии» Десятникова), Жених («Марко Спада» Обера, первый исполнитель в Большом театре), Гремио («Укрощение строптивой» на музыку Шостаковича, первый исполнитель, мировая премьера), Старуха, Янко, Печорин («Герой нашего времени» Демуцкого), Ромео, Меркуцио («Ромео и Джульетта» Прокофьева), Принц Дезире («Спящая красавица» Чайковского), Графиня («Пиковая дама» Чайковского – Красавина, первый исполнитель, мировая премьера), Ариэль («Буря» Красавина, первый исполнитель, мировая премьера) и многие другие.

    В 2011 году участвовал в совместном проекте Большого театра и калифорнийского Сегерстром-центра искусств Reflections, в рамках которого выступил в балете Remansos на музыку Гранадоса (хореография Начо Дуато) и Па-де-труа на музыку Глинки (хореография Джорджа Баланчина). В 2018 участвовал в проекте Большого театра «Пьеса для него», выступив в балете «Фавн» на музыку Дебюсси и Соуни (хореография Сиди Ларби Шеркауи). Выступал в спектаклях Токио-балета. Принимал участие в крупных фестивалях, среди которых Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуреева (Казань).

    Участвовал в проекте Светланы Захаровой Моdanse (премьера – 2019), выступив в балете «Как дыхание» на музыку Генделя (хореография Мауро Бигонцетти), а также исполнив партии Сержа Лифаря и Гольфиста в балете «Габриэль Шанель» Демуцкого (хореография Юрия Посохова). Программа этих одноактных балетов была показана в Большом театре, на сценах Лондона, Пекина, Санкт-Петербурга.

    Лауреат премии «Звезда Нино Ананиашвили» (Тбилиси, 2011), российской национальной театральной премии «Золотая маска» (2019). Удостоен специальной премии жюри «Золотой маски» за лучший дуэт (с Натальей Осиповой, 2009).

    Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания (2013), народный артист Республики Северная Осетия-Алания (2023), заслуженный артист Российской Федерации (2024).

    Вадим Репин

    Вадим Репин родился в Новосибирске в 1971 году. Обучался игре на скрипке под руководством знаменитого педагога Захара Брона. В 11 лет завоевал Золотую медаль на Международном конкурсе имени Венявского и дебютировал с сольными концертами в Москве и Ленинграде. В 14 лет выступил в Токио, Мюнхене, Берлине и Хельсинки; год спустя дебютировал в нью-йоркском Карнеги-холле. В 1989 году стал самым молодым победителем Международного конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе за всю его историю (а спустя 20 лет – председателем жюри).

    Выступает с сольными и камерными программами в лучших залах мира. Его партнеры по сцене – Марта Аргерих, Чечилия Бартоли, Юрий Башмет, Михаил Плетнёв, Николай Луганский, Евгений Кисин, Миша Майский, Борис Березовский, Ланг Ланг, Итамар Голан, Сергей Накаряков. Он сотрудничал с ведущими оркестрами и выдающимися дирижерами, в числе которых Владимир Ашкенази, Юрий Башмет, Пьер Булез, Семен Бычков, Даниэле Гатти, Валерий Гергиев, Шарль Дютуа, Жан-Клод Казадезюс, Арнольд Кац, Джеймс Конлон, Джеймс Левайн, Фабио Луизи, Курт Мазур, Иегуди Менухин, Зубин Мета, Риккардо Мути, Невилл Марринер, Мюнг-Вун Чунг, Кент Нагано, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саймон Рэттл, Эса-Пекка Салонен, Юрий Темирканов, Кристиан Тилеманн, Ян-Паскаль Тортелье, Риккардо Шайи, Кристоф Эшенбах, Владимир Юровский, Марис Янсонс, Неэме и Пааво Ярви.

    Активно пропагандирует современную музыку, является первым исполнителем скрипичных концертов Софии Губайдулиной, Джеймса Макмиллана, Леры Ауэрбах, Беньямина Юсупова, Александра Раскатова. Постоянный участник фестивалей в Лондоне (ВВС Proms), Шлезвиг-Гольштейне, Зальцбурге, Тэнглвуде, Чикаго («Равиния»), Гштааде, Рейнгау, Вербье, Дубровнике, Ментоне, Кортоне, Генуе (имени Паганини), Санкт-Петербурге («Звезды белых ночей»), Московского Пасхального фестиваля.

    Вадим Репин – основатель и художественный руководитель Транссибирского Арт-Фестиваля. Впервые состоявшись в 2014 году в Новосибирске, за несколько лет он стал одним из крупнейших международных форумов России. С 2016 года расширяется география фестиваля – на его карте появились Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Екатеринбург, Тюмень, Самара, а также Израиль, США, Бельгия, Великобритания, Франция, Япония, Республика Корея.

    В 2006 году заключил эксклюзивный контракт с компанией Deutsche Grammophon. Дискография артиста включает более 30 CD, отмеченных рядом престижных международных премий: ECHO Klassik, Diapason d'Or, Prix Caecilia, Edison Award. В 2010 году альбом скрипичных сонат Франка, Грига и Яначека, записанный Вадимом Репиным с Николаем Луганским, был удостоен премии BBC Music Magazine в номинации «камерная музыка». Программа Carte Blanche с участием цыганского скрипача Роби Лакатоша, записанная в парижском Лувре, награждена премией за лучшую живую запись камерной музыки.

    Вадим Репин – кавалер ордена Искусств и литературы Франции, ордена Почетного легиона, обладатель самой престижной французской музыкальной премии Les Victoires de la musique в категории Victoires d'honneur (за заслуги, 2010). В 2010 году был снят документальный фильм «Вадим Репин – волшебник звука» (совместное производство немецко-французского телеканала ARTE и Баварского телевидения). В 2015 и 2023 гг. музыкант принимал участие в работе жюри состязания скрипачей XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского.

    Вадим Репин регулярно проводит мастер-классы в разных странах мира. В 2014 году удостоен звания почетного профессора Центральной консерватории в Пекине, в 2015 году – почетного профессора Шанхайской консерватории. Играет на скрипке работы Никколо Амати (1664). В апреле 2022 года удостоен почетного звания «Народный артист России».

    Артём Дервоед

    Артём Дервоед родился в 1981 году в Ростове-на-Дону. Его первыми педагогами были Сергей Анников, Елена Светозарова и Леонид Резник. Обучался в Музыкальном колледже имени А. Г. Шнитке и Российской академии музыки имени Гнесиных (класс профессора Николая Комолятова), затем в Академии Киджи в Сиене (Италия) под руководством ученика Андреса Сеговии Оскара Гильи и в Гитарной академии Кобленца у Аниелло Дезидерио. В период учебы был удостоен стипендии Правительства России, был стипендиатом Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова и фонда «Русское исполнительское искусство».

    Первый российский исполнитель, одержавший победу в конкурсах имени Микеле Питталуги в Италии (2006) и принцессы Кристины в Испании (2007). Один из самых титулованных российских гитаристов, лауреат 37 международных конкурсов, на которых 16 раз завоевывал первые премии, в том числе в Бостоне, Изеарлоне, Нетании, Колумбии, Тайбэе, Пизе и Москве.

    Выступает на самых престижных концертных площадках мира, в числе которых филармонические залы Берлина, Гамбурга, Кёльна, Дюссельдорфа, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Консертгебау в Амстердаме, Бунка Кайкан в Токио, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Большой зал Московской консерватории. Сотрудничает со многими ведущими российскими коллективами, оркестрами Германии, Италии, Израиля, США, Армении.

    Репертуар артиста включает 37 концертов для гитары с оркестром, программы камерной музыки и сочинения для гитары соло от Ренессанса до наших дней. Первый исполнитель сочинений современных отечественных и зарубежных композиторов (Никиты Кошкина, Александра Чайковского, Стивена Госса).

    В дискографии гитариста – шесть CD. Выпущенный в 2008 году сборник музыки русских композиторов (Naxos) вошел в год релиза в десятку самых продаваемых дисков лейбла в категории «камерная музыка». За ним последовали альбомы «Призраки и тени» с музыкой Испании пяти веков («Мелодия», 2015, номинация на премию International Classical Music Awards) и Canticumс музыкой Лео Брауэра (2019, IDAGIO). Альбом «Паганини & Кошкин» (2020, «Мелодия»), в который, в частности, вошла первая в истории запись Большого квартета (Большой сонаты) Паганини в переложении Никиты Кошкина для гитары и струнного трио, номинировался на премию ICMA и был признан ведущим канадским гитарным ресурсом This is Classical Guitar одной из лучших записей десятилетия. В 2021 году вышел сингл «Кампанелла» («Мелодия»), на котором записана совместная транскрипция Вольфганга Лендле и Артёма Дервоеда знаменитой «Кампанеллы» Паганини. В 2024 году состоялся релиз альбома «Пьяццолла-гала», записанного с Российским национальным оркестром (Prima Classic).

    Среди заметных работ Артёма Дервоеда последних лет – мировая премьера его собственной гитарной транскрипции симфонии «Ню Шу: тайные песни женщин» (в оригинале – для арфы, 13 микрофильмов и оркестра) Тань Дуня; мировая премьеры Концерта для гитары с оркестром Паганини – Госса с Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва на Большом фестивале РНО, а также запись музыки к фильму «Однажды в пустыне» продюсерской компании Алексея Учителя (2022).

    В феврале 2023 года состоялось большое гастрольное турне Артёма Дервоеда по Нидерландам с оркестром Sinfonia Rotterdam и дирижером Конрадом ван Альфеном, которое завершилось в зале Консертгебау в Амстердаме. В декабре того же года он выступил в дуэте с Вадимом Репиным. В 2024 году представил мировую премьеру Фантазии для гитары с оркестром Dies Irae Никиты Кошкина (посвящена Дервоеду), дебютировал в Куала-Лумпуре (Малайзия), а также гастролировал в Италии, Бельгии, Франции, КНР, США и Канаде.

    С 2011 года Артём Дервоед преподает в Российской академии музыки имени Гнесиных. С 2023 года ведет класс гитары в Musica Mundi School в Ватерлоо (Бельгия). Благодаря партнерству с DAddario и Yamaha Music на YouTube-канале опубликованы авторские видеоуроки гитариста.

    Музыкант – частый гость радио- и телепередач, посвященных классической гитаре. Участник авторских программ «Энигма» Ирины Никитиной, «Нескучная классика» Сати Спиваковой, «Клуб “Шаболовка, 37”» Вадима Эйленкрига.

    Организатор фестиваля камерной гитарной музыки «Золотые грифы» имени Александра Пономарчука, сооснователь и арт-директор Московского международного фестиваля «Виртуозы гитары», который с 2006 года ежегодно проходит в Концертном зале имени П. И. Чайковского.

    Первый российский исполнитель на классической гитаре, ставший артистом (эндорсером) компаний D’Аddario, Yamaha Music Russia, Nevaton и Leona Case.

    Татьяна Осколкова

    Татьяна Осколкова родилась в Москве. Окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс профессора М.М. Агазарян).

    Стипендиат Международной благотворительной программы «Новые имена». Лауреат Всесоюзного юношеского конкурса арфистов и международных конкурсов арфистов в Москве, в Блумингтоне (США) и имени Лили Ласкин в Париже.

    Татьяна Осколкова ведет активную сольную деятельность в России, Европе и США. Выступала с сольными концертами на фестивале Radio France в Монпелье (Франция), международных конгрессах арфистов в США, Чехии и Ирландии, международном фестивале арфистов в Гаржилезе (Франция), Международных днях арфы в Арле (Франция), Симпозиуме арфистов в Амстердаме. Постоянный участник фестиваля «Возращение» и Московских Международных арфовых фестивалей. Артистка оркестра Государственного академического Большого театра России.

    Сотрудничала с Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» п/у В. Спивакова, Государственным академическим камерным оркестром России п/у К. Орбеляна, оркестром «Санкт-Петербургская камерата» п/у С. Сондецкиса.

    Записала компакт-диск с ГАКОР п/у К. Орбеляна.