В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
11 февраля 2024
«Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова
схема проездаРекомендуем для зрителей старше 12 лет
Продолжительность 1 час 20 минут без антракта
Абонемент №83:
Язык музыки: оркестр, голос, клавиши (12+)
«Язык музыки» отличается от традиционных филармонических концертов: ведущие общаются с музыкантами и друг с другом, ставят ключевые вопросы о музыке и находят неожиданные ответы на них. А слушатели дирижируют симфоническим оркестром, играют на оркестровых инструментах и поют вместе со всем залом.
Знакомство с единственным нерукотворным инструментом. Рассказ о множестве традиций вокализации: фольклорной, академической, оперной, эстрадной, рокерской, рэперской и т.д. Представление хора как многофункционального музыкального организма, способного соревноваться с оркестром в богатстве красок. Музыка XIII–XXI веков.
Ярослав Тимофеев – музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).
С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014–2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 года – главный редактор журнала «Музыкальная академия».
Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/22 – автором и ведущим цикла «Вещь в себе», с сезона 2022/23 – автором и ведущим цикла «Весь Стравинский». Читает авторские лекции перед концертами в залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова.
С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).
Ведущая концертов, специалист по маркетинговым коммуникациям в сфере культуры.
С 2011 года работает в Московской филармонии, отвечает за SMM, видеоконтент и специальные партнерские проекты. В составе филармонической команды организует концерты с участием музыкантов и ведущих оркестров России и зарубежья. В паре с музыковедом Ярославом Тимофеевым ведет просветительский проект «Язык музыки» на сценах Концертного зала имени П. И. Чайковского и «Филармонии-2». Автор и ведущая цикла «Мой первый композитор».
В 2019 году вела трансляции XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского для канала medici.tv, которые посмотрели более 20 млн. зрителей по всему миру. В рамках этих трансляций брала интервью у Валерия Гергиева и других выдающихся музыкантов. В 2022 году вела онлайн-трансляции Международного конкурса имени С. В. Рахманинова, работая в прямом эфире на двух языках.
Руководила пресс-центром XIV Международного конкурса имени П. И. Чайковского, работала с журналистами из TheTimes, BBC Radio 3, FAZ и всех ведущих российских медиа. Была приглашенным спикером конференции Moscow PR Week (МГИМО), семинаров для менеджеров концертных организаций в Москве и Екатеринбурге.
В 2014 году создала просветительский YouTube-канал Muzium. Сегодня на канале опубликованы более ста лекций ведущих отечественных музыковедов, среди которых Левон Акопян, Лариса Кириллина, Роман Насонов. В 2021 году под брендом Muzium выходил подкаст проекта «Как полюбить оперу», включенный в подборку лучших мировых подкастов о театре журнала Forbes.
Государственная академическая симфоническая капелла России – коллектив, объединяющий в своем составе свыше 200 артистов – хор, оркестр и солистов-вокалистов. Госкапелла была образована в 1991 году при слиянии Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским, и Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского.
Оркестр возник в 1957 году, до 1982 года был творческой единицей в подчинении Всесоюзного радио и телевидения, с 1982 года назывался Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР. В разное время им руководили Самуил Самосуд, Юрий Аранович и Максим Шостакович, за пультом выступали Евгений Светланов, Натан Рахлин, Неэме Ярви, Владимир Федосеев и другие выдающиеся дирижеры. Выступления оркестра проходили на самых престижных сценах мира, таких как Карнеги-холл и Линкольн-центр в Нью-Йорке, Кеннеди-центр в Вашингтоне, Музикферайн в Вене, Гевандхаус в Лейпциге, Барбикан-центр в Лондоне, Зал Караяна в Берлинской филармонии, лучшие залы Токио, Тайбея, Хельсинки, Барселоны, Праги и других музыкальных центров мира. Коллектив записал множество пластинок и дисков, по большей части выпущенных фирмами «Мелодия» и Chandos.
Камерный хор был организован Валерием Полянским в 1971 году. В 1975 году коллектив одержал победу на Международном конкурсе имени Гвидо д’Ареццо в Италии, завоевав Золотую медаль в номинации «академическое пение» и «Золотой колокол» – символ лучшего хора конкурса. С 1980 года коллектив получил новый статус и стал именоваться Государственным камерным хором Министерства культуры СССР. Он объездил все республики СССР, стал инициатором фестиваля в Полоцке, в 1986 году по приглашению Святослава Рихтера представил на фестивале «Декабрьские вечера» программу из сочинений Чайковского, в 1994 году – «Всенощное бдение» Рахманинова. Государственный камерный хор и его руководитель завоевали высокое международное реноме успешными выступлениями на фестивалях «Поющий Вроцлав» (Польша), в Мерано и Сполето (Италия), Измире (Турция), Нардене (Нидерланды); BBC Proms в лондонском Альберт-холле (Великобритания), а также в исторических соборах Франции – в Бордо, Амьене и Альби.
Днем рождения Госкапеллы считается 27 декабря 1991 года: в Большом зале Московской консерватории в исполнении коллектива под управлением Геннадия Рождественского прозвучала кантата Дворжака «Свадебные рубашки». В 1992 году художественным руководителем и главным дирижером ГАСК России стал Валерий Полянский.
Деятельность хора и оркестра капеллы осуществляется как в совместных выступлениях, так и параллельно. Коллектив и его главный дирижер – желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, Московской консерватории и Московского международного Дома музыки. Капелла гастролировала в США, многих странах Европы и Юго-Восточной Азии. В Японии оркестром ГАСК были записаны диски с симфониями Чайковского и Пятой симфонией Шостаковича.
Основу репертуара коллектива составляют кантатно-ораториальные жанры: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей – Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Валерий Полянский регулярно проводит монографические симфонические циклы, посвященные творчеству Бетховена, Брамса, Рахманинова, Малера и других великих композиторов.
С капеллой сотрудничают многие известные российские и зарубежные исполнители. Особо тесная и многолетняя творческая дружба связывала коллектив с Геннадием Рождественским, который много лет представлял с Госкапеллой России свой персональный филармонический абонемент.
С 2009 года капелла проводит в Тарусе фестиваль «Сентябрьские вечера» (совместно с фондом Святослава Рихтера), знакомит с шедеврами симфонической и хоровой музыки жителей Торжка, Твери, Калуги. В 2011 году в Ельце с участием ГАСК прошла мировая премьера оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в постановке режиссера Георгия Исаакяна.
В репертуарной политике Госкапеллы находят отражение и важнейшие даты мировой истории. К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года состоялось концертное исполнение оперы «Война и мир» Прокофьева (в Торжке и Калуге), к 400-летию династии Романовых была приурочена мировая премьера оратории «Государево дело» Александра Чайковского (2013, Липецк, Москва), а на Новой сцене Большого театра России прозвучала опера «Жизнь за царя» Глинки. Концертное исполнение силами Госкапеллы оперы «Семен Котко» Прокофьева в 2014 году на Новой сцене Большого театра и в Центральном академическом театре Российской армии было приурочено к 100-летию начала Первой мировой войны. На этих же площадках коллектив отметил 70-летие Великой Победы исполнением оперы Кирилла Молчанова «Зори здесь тихие», а сезон 2019/20 открыл концертной версией оперы «Отелло» Верди.
В октябре 2016 года оркестр и хор приняли участие в IV Симфоническом форуме России в Екатеринбурге, исполнив «Сонное видение парубка» из «Сорочинской ярмарки» Мусоргского, его же «Картинки с выставки» в оркестровке Равеля, оркестровую версию «Свадебки» и «Симфонию псалмов» Стравинского. На гастрольной карте особое место занимает Калининград, где Госкапелла неоднократно выступала в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны»: в 2018 году хор под управлением Валерия Полянского исполнил «Всенощное бдение» Рахманинова, в 2020 году на сцене Калининградского областного драматического театра прозвучала опера «Евгений Онегин» Чайковского в концертном исполнении. В первой половине 2020 года Госкапелла провела онлайн-трансляции наиболее значимых проектов прошлых лет, в частности к 75-летию окончания Великой Отечественной войны была показана запись Седьмой симфонии Шостаковича из Большого зала Московской консерватории.
Артемий Великий родился в 1994 году в Москве. Окончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского по специальностям «теория музыки» и «хоровое дирижирование» (класс Леонида Павлова). Во время учебы ассистировал Павлову в работе с хором училища, в том числе при подготовке к выступлению на конкурсе церковной музыки в Хайнувке (Польша) и гастролям по России и Германии. Принимал участие в концертах хора в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Екатеринбурге, Симферополе, Мюнхене, Лейпциге и Берлине в качестве концертмейстера. В 2020 году окончил Московскую консерваторию (класс оперно-симфонического дирижирования профессора Валерия Полянского). В настоящее время совершенствуется в ассистентуре-стажировке.
С 2015 года работает в Государственной академической симфонической капелле России под управлением Валерия Полянского (вначале как пианист-концертмейстер, затем также как дирижер-ассистент). В 2017 году ассистировал французскому дирижеру Жан-Кристофу Спинози при подготовке исполнения оратории «Мессия» Генделя в Концертном зале имени П. И. Чайковского (с ансамблями Matheus и Intrada).
В репертуаре дирижера – оперы Чайковского, Римского-Корсакова, Верди, Пуччини, кантатно-ораториальная музыка Баха, Моцарта, Шуберта, Мендельсона, оркестровые сочинения Бородина, Рахманинова, Мясковского, Прокофьева, Шостаковича, Стравинского, Шуберта, Шумана, Мендельсона, Брамса, Брукнера, Малера, Шёнберга и других композиторов.
Шота Чибиров окончил Владикавказский колледж искусств имени Валерия Гергиева (2009, класс Нелли Хестановой) и Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (2015, класс профессора Анатолия Киселёва).
В 2015–2018 гг. совершенствовался под руководством Грайра Ханеданьяна в Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. Выступал в операх «Царская невеста» Римского-Корсакова (Елисей Бомелий), «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича (Задрипанный мужичонка), «История Кая и Герды» Баневича (Кай), «Анна Болейн» Доницетти (Лорд Перси, концертное исполнение) и «Ласточка» Пуччини (Руджеро, концертное исполнение). В составе труппы театра принимал участие в фестивале «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге и Дальневосточном фестивале «Мариинский» во Владивостоке, гастролировал в Китае.
В 2016–2018 гг. завоевал премии на многих международных вокальных конкурсах: имени Павла Лисициана во Владикавказе (I премия), «Хосе Каррерас Гран-при» в Москве (I премия и Приз зрительских симпатий), Елены Образцовой (II премия и специальный приз за лучшее исполнение произведения Рахманинова от Музея-усадьбы «Ивановка» с правом сольного концерта в рамках Рахманиновского фестиваля), имени Б. Т. Штоколова (I премия) и имени Георга Отса (III премия) в Санкт-Петербурге.
С 2019 года – солист Московского музыкального театра «Геликон-опера», на сцене которого дебютировал в опере «Трубадур» Верди (Манрико). Позднее исполнял ведущие партии в операх «Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского (Ленский и Водемон), «Садко» Римского-Корсакова (Индийский гость), «Алеко» Рахманинова (Молодой цыган), «Травиата» и «Бал-маскарад» Верди (Альфред и Риккардо), «Тоска» Пуччини (Марио Каварадосси) и оперетте «Летучая мышь» И. Штрауса (Альфред).