6 июня 2025, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаЛауреаты
Международного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки, Международного конкурса имени П. И. Чайковского, Международного конкурса музыки имени С. В. Рахманинова
Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Рахманинов, Сен-Санс, Чилеа, Верди, Пуччини, Беллини, Бизе, Оффенбах
Организатор концерта
Фонд культуры, искусства
и кино Аскара Абдразакова
Аскар Абдразаков (бас) – оперный певец, солист Мариинского театра, Народный артист Республики Башкортостан. Будущий артист родился в 1969 году в Уфе. Его семья имела прямое отношение к искусству: мама – художница, отец – актёр, режиссёр, основатель киностудии Республики Башкортостан. С детства Аскар начал выходить на сцену и сниматься в фильмах отца, что послужило стимулом в его артистической карьере. После окончания Уфимской государственной консерватории (класс профессора М. Г. Муртазиной) певец учился в аспирантуре Московской государственной консерватории в классе легендарной Ирины Архиповой. Ещё в студенческие годы началась череда его побед на конкурсах вокалистов, где Аскар Абдразаков получал первые премии и Гран-при. Он – лауреат Всесоюзного конкурса имени М.И. Глинки, международных конкурсов Unisa Transnet в Претории, имени Ф.И. Шаляпина в Казани, имени С. В. Рахманинова в Москве. Стал первым мужским голосом, получившим Гран-при на конкурсе имени М. Каллас в Афинах в 1995 году.
В 1994 году он был приглашён исполнить Мессу «Глория» Дж. Пуччини в Большом зале Московской консерватории под управлением Владимира Федосеева, а также принял участие в исполнении оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова на фестивале в Брегенце (Австрия). В том же году дебютировал в Большом театре России в партии Дона Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини) и в партии Кончака («Князь Игорь» А. Бородина).
Далее последовали контракты на лучших сценах мира, в числе которых: Большой театр, Мариинский театр, Метрополитен-опера, Вашингтонская опера, Ла Скала, оперные театры Барселоны, Мадрида, Буэнос-Айреса, Пармы, Флоренции, Турина, Немецкая опера и Государственная опера Берлина, Гамбургская и Баварская оперы, Парижский театр Шатле, залы Мегарон в Афинах, NHK в Токио.
Среди дирижёров, с которыми он сотрудничал, – Мстислав Ростропович, Клаудио Аббадо, Пьер Булез, Мишель Плассон, Пласидо Доминго, Лорин Маазель, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Жан-Клод Казадезюс, Александр Анисимов, Бертран де Билли, Марчелло Виотти, Бруно Бартолетти, Олег Каэтани, Маурицио Арена, Даниэле Гатти, Марк Эрмлер, Хесус Лопес-Кобос, Нелло Санти, Марк Элдер, Ральф Вайкерт.
Выступал на одной сцене с Анной Нетребко, Пласидо Доминго, Хосе Каррерасом, Миреллой Френи, Феруччо Фурланетто, Дмитрием Хворостовским и другими оперными звёздами.
Аскар Абдразаков имеет обширный репертуар, который включает партии Бориса («Борис Годунов»), Аттилы («Аттила»), Филиппа II («Дон Карлос»), Захарии («Набукко»), Банко («Макбет»), Фиеско («Симон Бокканегра»), Дон Кихота («Дон Кихот»), Мефистофеля («Фауст»), Кочубея («Мазепа»), Дон Жуана и Лепорелло («Дон Жуан») и многие другие.
Наряду с певческой карьерой, Аскар Абдразаков является основателем Дачного фестиваля имени Ф. И. Шаляпина в Плёсе, несколько лет ведёт авторскую программу «В гримёрке» на радиостанции «Орфей». В 2010-11 гг. занимал должность министра культуры Республики Башкортостан.
В числе важных наград – Золотая именная медаль и премия Фонда Ирины Архиповой «За выдающиеся достижения в исполнительском искусстве в последнее десятилетие XX века» (2001).
Альбина Шагимуратова родилась в Ташкенте. Окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Галины Писаренко) и ассистентуру-стажировку МГК. Совершенствовалась под руководством Дмитрия Вдовина в Москве и Ренаты Скотто в Нью-Йорке, а также в Молодежной студии Большой оперы в Хьюстоне.
Лауреат международных конкурсов имени Франсиско Виньяса в Барселоне (III премия, 2005), имени М. И. Глинки в Челябинске (I премия, 2005) и имени П. И. Чайковского в Москве (I премия, 2007); лауреат премий «Золотая маска», Casta Diva и «Фигаро» имени Андрея Миронова.
Европейский дебют певицы состоялся в 2008 году на Зальцбургском фестивале в роли Царицы ночи («Волшебная флейта» Моцарта, дирижер – Риккардо Мути). В дальнейшем эту партию она исполняла в Метрополитен-опере в Нью-Йорке, миланском театре Ла Скала (спектакль выпущен на DVD), Королевской опере Ковент-Гарден в Лондоне, Немецкой опере в Берлине, Венской, Баварской, Гамбургской государственных операх, театрах Лос-Анджелеса, Сан-Франциско, Хьюстона, Большом театре России.
Не менее значимой в карьере певицы стала партия Людмилы в опере Глинки «Руслан и Людмила». В частности, в 2011 году Альбина Шагимуратова выступила в роли Людмилы в постановке, которой после реконструкции открылась Историческая сцена Большого театра России (режиссер – Дмитрий Черняков, дирижер – Владимир Юровский).
В репертуаре певицы также Лючия, Анна, Неала, Адина («Лючия ди Ламмермур», «Анна Болейн», «Па́рия», «Любовный напиток» Доницетти), донна Анна, Аспазия, Констанца («Дон Жуан», «Митридат, царь Понтийский», («Похищение из сераля» Моцарта), Семирамида, Графиня де Фольвиль («Семирамида», «Путешествие в Реймс» Россини), Эльвира, Амина («Пуритане», «Сомнамбула» Беллини), Виолетта Валери, Джильда («Травиата», «Риголетто» Верди), Мюзетта («Богема» Пуччини), Фламиния («Лунный мир» Гайдна), заглавные партии в операх «Манон» Массне и «Соловей» Стравинского, партии сопрано в Stabat Mater Россини, Реквиеме Моцарта, Девятой симфонии Бетховена, Восьмой симфонии Малера, «Военном реквиеме» Бриттена и других сочинениях.
Принимала участие в фестивалях в Глайндборне, Эдинбурге, Люцерне, Лондоне (BBCProms), Московском Пасхальном фестивале Валерия Гергиева, «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, «Владимир Спиваков приглашает» в Москве; выступала в крупнейших оперных театрах и концертных залах мира.
В 2015 году дебютировала в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в заглавной партии в опере «Лючия ди Ламмермур» Доницетти; с сезона 2018/19 – солистка оперной труппы театра.
Альбина Шагимуратова – заслуженная артистка России, народная артистка Республики Татарстан, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая. Председатель жюри Международного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки.
Елена Манистина родилась в Саратове в артистической семье. Окончила Саратовскую государственную консерваторию имени Л. В. Собинова. В студенческие годы выступала в Саратовском академическом театре оперы и балета имени Н. Г. Чернышевского.
В 2000 году окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс Ирины Архиповой), в 2002 году – ассистентуру-стажировку МГК. В 1999 была принята в Московский академический музыкальный театр имени К. С . Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, в 2000 году – в оперную труппу Большого театра.
Лауреат международных конкурсов имени М. И. Глинки (III премия, 1997), имени П. И. Чайковского (II премия, 1998), имени Бюль-Бюля в Баку (I премия, 2000), «Опералия» Пласидо Доминго в Париже (I премия, 2002), Международного конкурса вокалистов в Китае (II премия, 2002), имени Франсиско Виньяса в Барселоне (III премия, 2003).
Удостоена премии фестиваля «Московские дебюты» за исполнение партии Дуэньи в опере «Обручение в монастыре» Прокофьева (2001), Премии Фонда Ирины Архиповой (2002), почетного звания «Заслуженная артистка Российской Федерации» (2010).
Выступала в Королевском оперном театре Ковент-Гарден в Лондоне, Национальной опере и Театре Шатле в Париже, Опере Бордо, Марсельской муниципальной опере, Опере Авиньона, Театре Капитолия Тулузы, Большом театре Лисеу в Барселоне, Опере Овьедо, Опере Лас-Пальмас, театре Арена ди Верона, Театре Комунале в Болонье, Театре Карло Феличе в Генуе, Опере Монте-Карло, Баварской государственной опере, Немецкой опере в Берлине, Опере Франкфурта, Королевском театре де ла Монне в Брюсселе, Фламандской опере в Антверпене и Генте, Опере Мальмё, Опере Дублина, Мариинском театре в Санкт-Петербурге, Метрополитен-опере в Нью-Йорке, Вашингтонской национальной опере, Опере Лос-Анджелеса, Канадской оперной компании в Торонто, Муниципальном театре Сантьяго в Чили и других театрах. Принимала участие в Мюнхенском оперном фестивале, Афинском фестивале, Глайндборнском фестивале.
В репертуаре певицы – Графиня, Ларина / Няня, Княгиня Евпраксия Романовна («Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Чародейка» Чайковского), Хозяйка корчмы / Марина Мнишек, Марфа («Борис Годунов», «Хованщина» Мусоргского), Епанчина («Идиот» Вайнберга), Ульрика, Прециозилла, Миссис Квикли, Азучена («Бал-маскарад», «Сила судьбы», «Фальстаф», «Трубадур» Верди), Бабуленька (участница мировой премьеры первой редакции), Элен Безухова, Дуэнья («Игрок», «Война и мир», «Обручение в монастыре» Прокофьева), Амелфа, Любаша, Весна, Бабариха («Золотой петушок», «Царская невеста», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова), Старуха («Кандид» Бернстайна), Ежибаба («Русалка» Дворжака, первая исполнительница в Большом театре), Ратмир («Руслан и Людмила» Глинки), Сосострис («Свадьба в Иванову ночь» Типпетта), Баба-Турчанка («Похождения повесы» Стравинского) и другие партии.
Игорь Морозов родился в 1990 году в Рязани. Окончил Московское хоровое училище имени А. В. Свешникова (2010) и Академию хорового искусства имени В.С.Попова (2016) по специальностям «хоровое дирижирование» и «академическое пение». Лауреат международных конкурсов, Общероссийского конкурса «Молодые дарования России»(2010, 2014). Обладатель премии Елены Образцовой «За яркое начало в искусстве». Номинировался на Российскую национальную музыкальную премию в категории «Вокалист года» (2016). Победитель Международного вокального конкурса «Хосе Каррерас Гран-при» (2021). Лауреат XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского и Национальной оперной премии «Онегин» (2023).
В 2013 году дебютировал на театральной сцене, выступив в постановке оперы «Кавалер розы» Рихарда Штрауса на Исторической сцене Большого театра России под управлением Василия Синайского. В настоящее время – солист Московского театра «Геликон-опера» и приглашенный солист Мариинского театра в Санкт-Петербурге.
Выступал также на сценах Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, Красноярского театра оперы и балета имени Д. А. Хворостовского, Башкирского государственного театра оперы и балета, Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского, Марийского государственного академического театра оперы и балета имени Э. Сапаева.
С 2014 года исполняет ведущие партии в известнейших театрах мира, в числе которых Большой театр Лисео в Барселоне (Испания), Королевская опера в Стокгольме (Швеция), венский Театр ан-дер-Вин (Австрия), Театр Петруццелли в Бари (Италия), Хорватский национальный театр в Загребе, Королевский театр де ля Монне в Брюсселе (Бельгия), Муниципальный театр Сан-Паулу (Бразилия), Муниципальный театр Сантьяго (Чили), Национальная опера «Эстония», Опера Ниццы (Франция), Немецкая опера на Рейне (Германия), Латвийская национальная опера, Национальный театр оперы и балета имени Александра Спендиаряна в Ереване (Армения), Театр Биля/Золотурна (Швейцария).
Сотрудничал с прославленными оркестрами и дирижерами, в числе которых Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Юрий Темирканов, Евгений Светланов, Александр Ведерников, Василий Синайский, Михаил Татарников, Владимир Юровский, Александр Сладковский, Юрий Башмет, Альберто Дзедда, Кристиан Тилеман, Саулюс Сондецкис, Ян Латам-Кёниг, Кен-Дэвид Мазур и другие.
Принимал участие в записи оперных спектаклей для фонда телеканала «Россия-Культура»: «Демон» Рубинштейна (Синодал), «Евгений Онегин» Чайковского (Ленский), «Мазепа» Чайковского (Андрей), «Садко» Римского-Корсакова (заглавная роль), «Травиата» Верди (Альфред).
Заслуженный артист Республики Башкортостан (2023).
Лидия Светозарова родилась во
Владимирской области. Окончила Владимирское областное музыкальное училище по
специальности «хоровое дирижирование» и Российскую академию театрального
искусства по специальности «актер музыкального театра» (руководитель курса — Д.
А. Бертман, педагог по вокалу — А. М. Малиновский). В 2010 году на
Международном конкурсе вокалистов имени М. И. Глинки завоевала специальный приз
«За лучшее исполнение современного произведения, написанного не ранее 1975
года».
С 2011 года стажер, с 2012 года — солистка Московского музыкального театра «Геликон-опера». Исполняла партии: Олимпия («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха), Микаэла («Кармен» Ж. Бизе), Оскар и Нанетта («Бал-маскарад» и «Фальстаф» Дж. Верди), Дорелла («Запрет на любовь» Р. Вагнера), Николетта («Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева), Вампука («Вампука, невеста африканская» В. Эренберга).
Ведет активную концертную деятельность, исполняя романсы и песни, сцены и арии из опер М. Глинки, А. Даргомыжского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Рахманинова, Ф. Шуберта, Р. Шумана, М. Равеля других авторов. Гастролировала в России и за рубежом.
Анна Викторова обучалась в Московской
государственной консерватории имени П. И. Чайковского (проф. П. И. Скусниченко)
и в Академии молодых певцов театра Ла Скала в Милане. Завоевала награды многих престижных вокальных
конкурсов: имени Марии Каллас в Афинах, имени Риккардо Дзандонаи в Рива дель
Гарда, имени Вероники Данн в Дублине, имени Бюль-Бюля в Баку, конкурса оперных артистов Галины Вишневской и
конкурса Елены Образцовой, имени М. Глинки в Астрахани, имени П. И. Чайковского
в Москве и ряда других.
Творческую карьеру Анна начала после окончания консерватории в Московском академическом музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Была также приглашенной солисткой Большого театра, где исполняла партии Полины и Графини в постановке оперы Чайковского «Пиковая дама». В настоящее время является солисткой Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова.
Певица неоднократно выступала на сценах престижных оперных театров мира – Ла Скала в Милане, театра Массимо в Палермо, театра Комунале в Болонье, муниципального театра Сантьяго в Чили, Латвийской национальной оперы, где исполняла партии Амнерис («Аида» Верди), Ольги («Евгений Онегин» Чайковского), Марины Мнишек («Борис Годунов» Мусоргского), Полины («Пиковая дама»), также участвовала в исполнении опер «Маленький трубочист» Б. Бриттена и «Риголетто» Верди. На оперном фестивале Anna Livia в Дублине она спела Далилу в опере «Самсон и Далила» Сен-Санса.
Широко представлен концертный репертуар певицы. Она исполняла вокальные партии в Реквиеме Верди (на фестивале в Рива дель Гарда и концертном зале Тонхалле в Цюрихе), в кантате Прокофьев «Александр Невский» (Чили), кантате «Нагасаки» А. Шнитке (Нагоя), Stabat Mater Перголези (Милан), вокальном цикле «Песни об умерших детях» Малера (Милан, Рим). Вместе с баритоном Сергеем Лейферкусом представила программу романсов С. Рахманинова в Амстердаме и Роттердаме.
Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского (первоначально Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения) основан в 1930 году как первый симфонический оркестр Советского Союза. «Игра БСО, относящегося к числу самых лучших оркестров, отличается совершенно неповторимым звучанием, своеобразным “певучим” колоритом», – говорил о коллективе композитор Георгий Свиридов, наряду с которым оркестру доверяли премьеры своих сочинений Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян, Дмитрий Шостакович, Борис Чайковский, Мечислав Вайнберг.
БСО в разные годы возглавляли Александр Орлов, Николай Голованов, Александр Гаук, Геннадий Рождественский, с коллективом выступали дирижеры Леопольд Стоковский, Герман Абендрот, Лорин Маазель, Курт Мазур, Евгений Мравинский, Карло Цекки. С 1974 года художественным руководителем оркестра является Владимир Федосеев, сформировавший особенный, узнаваемый почерк, который принес БСО международную известность.
В числе блистательных музыкантов с мировым именем, сотрудничавших с оркестром, – Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Антонина Нежданова, Сергей Лемешев, Ирина Архипова, Лучано Паваротти, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Елизавета Леонская, Александр Князев, Евгений Кисин, Максим Венгеров, Вадим Репин и многие другие. БСО с успехом выступает в крупнейших залах мира и одновременно ведет активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в музеях и вузах. Записи БСО, многие из которых стали историческими, выпущены фирмами Sony, Pony Саnуоn, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия».
В 1993 году в 100-летнюю годовщину со дня смерти Чайковского Большому симфоническому оркестру было присвоено имя великого композитора – за заслуги в области развития музыкальной культуры, выдающиеся интерпретации творческого наследия Чайковского в нашей стране и во всем мире; за рубежом оркестр известен под названием Tchaikovsky Symphony Orchestra.
В 2023 году Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского был удостоен премии BraVo в номинации «Оркестр года».
2024 год связан для коллектива с крупным юбилеем: в феврале исполнилось 50 лет с того дня, как БСО возглавил маэстро Владимир Иванович Федосеев. А в 2025 году оркестр отмечает свое 95-летие.
В январе 2025 года главным дирижером БСО имени П. И. Чайковского назначен Арсентий Ткаченко.