Шедевры виолончельного репертуара XIX века – музыку Шуберта, Шумана и Рихарда Штрауса – представляют Рустам Комачков (виолончель) и Евгений Стародубцев (фортепиано).
Соната ля минор Франца Шуберта написана для фортепиано и арпеджионе – редкостного инструмента, позволявшего сочетать приемы игры на смычковых и щипковых. Изобретение венского мастера Иоганна Георга Штауфера очаровало современников, однако глуховатый тембр не подходил для концертной сцены, и арпеджионе оказался быстро забыт. Напоминанием о его недолговечном успехе остается соната Шуберта, ныне украшающая репертуар виолончелистов, хотя ее исполняют также на альте, скрипке, контрабасе, кларнете, даже на маримбе и тромбоне.
Адажио и аллегро для виолончели и фортепиано Шуман сочинял с большим увлечением – это было редкостью для композитора, которого все чаще одолевала болезнь: он вспоминал, что «радовался, когда писал» эту музыку. Во время ее создания Клара Вик, любимая жена Шумана, ждала их шестого ребенка, и сочинение не случайно родилось именно тогда: спрос на небольшие инструментальные циклы в издательствах был высоким, и музыка композитора продавалась с большим успехом.
Виолончельную сонату Рихард Штраус написал в 19 лет; в ней заметно влияние композиторов-романтиков. Этот период творчества, пришедшийся на последнюю четверть XIX века, он называл «поклонением Брамсу» – Штраус помогал подготовить мировую премьеру его знаменитой Четвертой симфонии. Уже позже композитор Александр Риттер убедил Штрауса уйти от более традиционного стиля и обратиться к «музыке будущего» – сочинениям Вагнера и Листа, что стало отправной точкой взлета Штрауса уже как великого композитора века ХХ.