Русская виолончельная соната : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Русская виолончельная соната

    27 июня 2025, начало в 19:00

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Василий Степанов (виолончель)
    Станислав Корчагин (фортепиано)
    В программе:
    Рахманинов
    Соната для виолончели и фортепиано соль минор, соч. 19
    Мясковский
    Соната № 2 для виолончели и фортепиано ля минор, соч. 81
    Бородин
    Соната для виолончели и фортепиано си минор (реконструкция М. Гольдштейна)
    Шнитке
    Соната № 1 для виолончели и фортепиано, соч. 129

    12+

    Купить билеты

    Яркие вехи в истории отечественной виолончельной сонаты – от Бородина до Шнитке – найдут отражение в программе лауреатов Международного конкурса имени П. И. Чайковского: Василия Степанова и Станислава Корчагина.

    Александр Бородин – увлеченный виолончелист-любитель – был одним из первых, кто задался целью перенести жанр европейской виолончельной сонаты на русскую почву. Его соната на тему Баха, однако, не стала прорывом: сохранилось лишь несколько фрагментов, которые Бородин позже называл «маленькими грехами моей юности» (реконструкцию сочинения после его смерти сделал Михаил Гольдштейн, ученик Николая Мясковского).

    Исследования жанра продолжились в творчестве молодого Сергея Рахманинова, создавшего полноценную русскую виолончельную сонату в начале XX века. Виртуозная фортепианная партия была написана автором в расчете на собственные возможности, а поэтичная виолончельная – для Анатолия Брандукова, мастера кантиленной игры. Соната и сегодня украшает репертуар виолончелистов всего мира.

    На талант солиста рассчитывал и Николай Мясковский: Вторую виолончельную сонату он написал в сотрудничестве с Мстиславом Ростроповичем, который «полюбил сочинение всей душой». Поздним шедевром жанра можно считать Первую виолончельную сонату Альфреда Шнитке, посвященную Наталии Гутман. Строение цикла необычно: мрачные медленные части, расположенные по краям, обрамляют динамичную среднюю – угрожающий perpetuum mobile.

    Василий Степанов

    Василий Степанов родился в 1994 году в Казани. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (классы профессора Наталии Шаховской и Бориса Андрианова) и ассистентуру-стажировку МГК (класс Бориса Андрианова). Обучался в мадридской Высшей школе музыки имени королевы Софии у Йенса Петера Майнца. Участвовал в мастер-классах Сергея Ролдугина, Давида Герингаса, Мартти Роуси, Готье Капюсона, Нильса Ульнера, Торлейфа Тедеена.

    Лауреат международных конкурсов имени Евгения Мравинского в Санкт-Петербурге (2012, I премия), Riga Classic Strings в Риге (2018, I премия), III Всероссийского музыкального конкурса (2018, II премия). Обладатель премий Министра культуры РФ. В 2023 году получил VI премию и диплом на XVII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского.

    Гастролирует по России и за рубежом. Сольные концерты музыканта проходили во Франции, Испании, Дании, Эстонии, Латвии, Молдове, Грузии, Сербии, Японии, Южной Корее, США, Танзании. С 2012 года принимает участие в программах Санкт-Петербургского Дома музыки. 

    Выступал с оркестрами под управлением Юрия Башмета, Владимира Федосеева, Александра Сладковского, Теодора Курентзиса, Александра Титова, Эдуарда Грача, Максима Федотова, Алима Шахмаметьева, Димитриса Ботиниса, Вячеслава Валеева, Рустема Абязова, Алексея Васильева, Кристиана Кнаппа, Джулиана Галанта и других. 

    Ведет класс виолончели в Российской академии музыки имени Гнесиных и Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных. Создатель и художественный руководитель образовательного центра Stepanov Academy (Сочи, Красная Поляна). Принимает участи в работе жюри международных конкурсов.

    С 2017 года сотрудничает с театральным режиссером Дмитрием Крымовым. Принимал участие в записи музыки Кузьмы Бодрова к фильмам «Собибор» Константина Хабенского, «Братство» Павла Лунгина и «Однажды в пустыне» Андрея Кравчука.

    Станислав Корчагин

    Станислав Корчагин родился в 1993 году в Московской области. С 2011 года занимался под руководством профессора Российской академии музыки имени Гнесиных Татьяны Зеликман. Окончил Московский государственный колледж музыкального исполнительства имени Фридерика Шопена, затем Российскую академию музыки имени Гнесиных и ассистентуру-стажировку академии (2022).

    Лауреат многих российских и международных конкуров, в том числе IV Всероссийского музыкального конкурса (Красноярск, 2022, II премия), Международного конкурса фортепианной музыки «Премия Скрябина» в Гроссето (Италия, 2023, II премия и приз зрительских симпатий), XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского (Москва, 2023, III премия).

    Принимал участие в фестивалях «Лики современного пианизма», «Звезды на Байкале», «Денис Мацуев представляет: диалоги поколений», ArsLonga. В 2020 году выступал в серии концертов Kawai в Германии (Дюссельдорф, Крефельд, Линденберг). В 2023 году участвовал в фестивале Шопеновского общества в Дармштадте (Германия).

    Преподает на кафедре специального фортепиано Российской академии музыки имени Гнесиных.