Яркие вехи в истории отечественной виолончельной сонаты – от Бородина до Шнитке – найдут отражение в программе лауреатов Международного конкурса имени П. И. Чайковского: Василия Степанова и Станислава Корчагина.
Александр Бородин – увлеченный виолончелист-любитель – был одним из первых, кто задался целью перенести жанр европейской виолончельной сонаты на русскую почву. Его соната на тему Баха, однако, не стала прорывом: сохранилось лишь несколько фрагментов, которые Бородин позже называл «маленькими грехами моей юности» (реконструкцию сочинения после его смерти сделал Михаил Гольдштейн, ученик Николая Мясковского).
Исследования жанра продолжились в творчестве молодого Сергея Рахманинова, создавшего полноценную русскую виолончельную сонату в начале XX века. Виртуозная фортепианная партия была написана автором в расчете на собственные возможности, а поэтичная виолончельная – для Анатолия Брандукова, мастера кантиленной игры. Соната и сегодня украшает репертуар виолончелистов всего мира.
На талант солиста рассчитывал и Николай Мясковский: Вторую виолончельную сонату он написал в сотрудничестве с Мстиславом Ростроповичем, который «полюбил сочинение всей душой». Поздним шедевром жанра можно считать Первую виолончельную сонату Альфреда Шнитке, посвященную Наталии Гутман. Строение цикла необычно: мрачные медленные части, расположенные по краям, обрамляют динамичную среднюю – угрожающий perpetuum mobile.