Русская виолончельная соната

пятница
19:00

12+

Билеты проданы

Василий Степанов виолончель

Станислав Корчагин фортепиано

В программе:

Рахманинов
Соната для виолончели и фортепиано соль минор, соч. 19

Мясковский
Соната № 2 для виолончели и фортепиано ля минор, соч. 81

Бородин
Соната для виолончели и фортепиано си минор (реконструкция М. Гольдштейна)

Шнитке
Соната № 1 для виолончели и фортепиано, соч. 129

Яркие вехи в истории отечественной виолончельной сонаты – от Бородина до Шнитке – найдут отражение в программе лауреатов Международного конкурса имени П. И. Чайковского: Василия Степанова и Станислава Корчагина. 

Александр Бородин – увлеченный виолончелист-любитель – был одним из первых, кто задался целью перенести жанр европейской виолончельной сонаты на русскую почву. Его соната на тему Баха, однако, не стала прорывом: сохранилось лишь несколько фрагментов, которые Бородин позже называл «маленькими грехами моей юности» (реконструкцию сочинения после его смерти сделал Михаил Гольдштейн, ученик Николая Мясковского). 

Исследования жанра продолжились в творчестве молодого Сергея Рахманинова, создавшего полноценную русскую виолончельную сонату в начале XX века. Виртуозная фортепианная партия была написана автором в расчете на собственные возможности, а поэтичная виолончельная – для Анатолия Брандукова, мастера кантиленной игры. Соната и сегодня украшает репертуар виолончелистов всего мира.

На талант солиста рассчитывал и Николай Мясковский: Вторую виолончельную сонату он написал в сотрудничестве с Мстиславом Ростроповичем, который «полюбил сочинение всей душой». Поздним шедевром жанра можно считать Первую виолончельную сонату Альфреда Шнитке, посвященную Наталии Гутман. Строение цикла необычно: мрачные медленные части, расположенные по краям, обрамляют динамичную среднюю – угрожающий perpetuum mobile.