Моцарт – «Митридат, Царь Понтийский» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Уважаемые слушатели, в продажу поступили абонементы сезона 2020-2021. Перейти к списку абонементов.

    Моцарт – «Митридат, Царь Понтийский»

    15 ноября 2020, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Оркестр «Музыканты Лувра»
    Дирижёр – Марк Минковски

    Пене Пати (тенор)

    Джули Фукс (сопрано)

    Эльза Драйзиг (сопрано)

    Якуб Орлински (контратенор)

    Сара Аристиду (сопрано)

    Джонатан Уайнел (тенор)

    Виктория Рандем (сопрано)

     

    В программе:
    В. А. Моцарт
    «Митридат, Царь Понтийский», опера в концертном исполнении

    6+

    Абонемент №4:

    Вершины мастерства барокко. Часть первая

    Оркестр «Музыканты Лувра»

    Оркестр исторических инструментов, основан в 1982 году в Париже дирижером Марком Минковски. C самого начала целями творческой деятельности коллектива были возрождение интереса к музыке барокко во Франции и ее исторически корректное исполнение на инструментах эпохи. За несколько лет оркестр завоевал репутацию одного из лучших интерпретаторов музыки барокко и классицизма, сыграв значительную роль в повышении внимания к ней. Репертуар «Музыкантов Лувра» поначалу составляли сочинения Шарпантье, Люлли, Рамо, Маре, Муре, затем его пополнили оперы Глюка и Генделя, в том числе редко исполняемые тогда («Тезей», «Амадис Гальский», «Ричард Первый» и др.), позже – музыка Моцарта, Россини, Берлиоза, Оффенбаха, Бизе, Вагнера, Форе, Чайковского, Стравинского.

    В 1992 году при участии «Музыкантов Лувра» состоялось открытие Фестиваля музыки барокко в Версале («Армида» Глюка), в 1993 – открытие обновленного здания Лионской оперы («Фаэтон» Люлли). Тогда же оратория «Святой Иоанн Креститель» Страделлы, записанная оркестром под управлением Марка Минковски с участием международной команды солистов, была отмечена журналом Gramophone как «лучшая вокальная запись музыки барокко». В 1999 году в сотрудничестве с фотографом и кинорежиссером Уильямом Кляйном «Музыканты Лувра» создали киноверсию оратории «Мессия» Генделя. Тогда же дебютировали с оперой «Платея» Рамо на Троицыном фестивале в Зальцбурге, где в последующие годы представляли сочинения Генделя («Ариодант», «Ацис и Галатея»), Глюка («Орфей и Эвридика»), Оффенбаха («Перикола»).

    В 2005 году впервые выступили на летнем Зальцбургском фестивале («Митридат, царь Понтийский» Моцарта), куда позже неоднократно возвращались с крупными произведениями Генделя, Моцарта, Гайдна. В том же году Минковски создал «Мастерскую "Музыкантов Лувра"» – масштабный просветительский проект по привлечению молодой публики на концерты академической музыки. Тогда же вышел CD «Воображаемая симфония» с оркестровой музыкой Рамо – эта программа «Музыкантов Лувра» до сих пор остается одной из самых востребованных и в нынешнем сезоне исполняется в восьми городах Европы. В 2007 году британская газета The Guardian назвала оркестр одним из лучших в мире. Коллектив подписал эксклюзивный контракт с лейблом Naïve, где вскоре вышла запись «Лондонских симфоний» Гайдна, а позже – всех симфоний Шуберта. В 2010 «Музыканты Лувра» стали первым в истории Венской оперы оркестром, приглашенным для участия в спектакле («Альцина» Генделя).

    Оперные постановки и концертные исполнения опер с участием «Музыкантов Лувра» пользуются огромным успехом. Среди них «Коронация Поппеи» Монтеверди и «Похищение из сераля» Моцарта (Экс-ан-Прованс), «Так поступают все женщины» Моцарта и «Орфей и Эвридика» Глюка (Зальцбург), «Альцеста» и «Ифигения в Тавриде» Глюка, «Кармен» Бизе, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Феи» Вагнера (Париж), трилогия Моцарта – да Понте (Версаль), «Армида» Глюка (Вена), «Летучий голландец» Вагнера (Версаль, Гренобль, Вена, Барселона). Оркестр гастролировал в странах Восточной Европы, Азии, Южной и Северной Америки. Среди ключевых событий нынешнего сезона – концертные исполнения «Сказок Гофмана» в Бремене и Баден-Бадене, постановки «Периколы» Оффенбаха в опере Бордо и «Манон» Массне в Опера-Комик, а также два европейских турне.

    В сезоне 1996/97 коллектив переехал в Гренобль, где получал поддержку городского правительства до 2015 года, нося в этот период имя «Музыканты Лувра – Гренобля». Сегодня оркестр по-прежнему базируется в Гренобле, финансовую поддержку ему оказывают департамент Изер региона Овернь – Рона – Альпы, Министерство культуры Франции и Региональное управление культуры региона Овернь – Рона – Альпы.

    Марк Минковски

    Дирижер, основатель и бессменный руководитель оркестра «Музыканты Лувра», один из крупнейших представителей исторически информированного исполнительства, кавалер Национального ордена Франции «За заслуги», Марк Минковски родился в 1962 году в Париже. Первоначальное музыкальное образование получил по классу фагота, выступал как фаготист в ансамблях Clemencic Consort, Ricercar Consort, Les Arts Florissants. Обучался дирижированию под руководством Шарля Брюка в Школе имени Пьера Монтё (США). В 1982 году в Париже создал оркестр «Музыканты Лувра», сыгравший значительную роль в повышении интереса к музыке барокко, в первую очередь французского. В 1984 году стал победителем I Международного конкурса исполнителей старинной музыки в Брюгге, в 1990-м был награжден премией «Золотой Орфей» Французской академии звукозаписи как лучший молодой дирижер.

    В 1993 году представил оперу «Фаэтон» Люлли на открытии обновленного здания Лионской оперы. В 1994 году Минковски и «Музыканты Лувра» дебютировали в России, тогда же подписали эксклюзивный контракт с лейблом Archiv Produktion, где их первым релизом стала запись оперы «Ипполит и Арисия» Рамо, впоследствии удостоенная множества наград. Годом позже дирижер впервые выступил в Парижской опере, представив оперу «Идоменей» Моцарта, в 1997 году состоялся его триумфальный дебют на летнем Зальцбургском фестивале с «Похищением из сераля». В 1997–1999 гг. был музыкальным руководителем Фламандской оперы, где его репертуар пополнили сочинения XIX века, такие как «Оберон» Вебера и «Золушка» Массне. В 1999 году дирижировал новой постановкой «Коронации Поппеи» Монтеверди на фестивале в Экс-ан Провансе. 

    В 2000 году Минковски начал исполнение цикла симфоний Бетховена с Малеровским камерным оркестром, завершив его несколько сезонов спустя. В 2003 году дебютировал за пультом Берлинского филармонического оркестра и стал расширять сотрудничество с симфоническими коллективами – среди них Дрезденская государственная капелла, Венский симфонический оркестр, Оркестр де Пари, Немецкий симфонический оркестр Берлина, Оркестр Франкфуртского радио. В 2005–2006 гг. дирижировал оперой «Митридат, царь Понтийский» на Зальцбургском фестивале – в рамках полного цикла опер Моцарта, приуроченного к 250-летию со дня его рождения. В разные годы здесь под управлением маэстро звучали также опера «Так поступают все женщины» и Месса до минор Моцарта, «Тамерлан» Генделя, «Летучая мышь» И. Штрауса, «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Сотворение мира» и избранные симфонии Гайдна, Реквием Форе, сочинения Пёрселла, Генделя, Шуберта, Мендельсона, Бизе, Грига. 

    В 2007 выступил как дирижер-постановщик оперы «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси в Московском академическом Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (режиссер Оливье Пи), удостоен за эту работу премии «Золотая Маска». В 2008–2012 гг. был музыкальным руководителем оркестра Sinfonia Varsovia. В 2011 впервые провел фестиваль «Ре мажор» на французском острове Иль-де-Ре в Атлантическом океане, ставший ежегодным, тогда же выступил в Санкт-Петербурге с оркестром и хором Мариинского театра. В 2013 году дебютировал за пультом Венского филармонического оркестра. В 2013–2017 гг. был художественным руководителем зимнего зальцбургского фестиваля «Неделя Моцарта», где ежегодно выступал с 2007 года; при его участии поставлены оперы «Идоменей» и «Луций Сулла» Моцарта, 

    «Орфей и Эвридика» Глюка, а также спектакли с участием конного театра Бартабаса – «Кающийся Давид» и «Реквием». В сезоне 2014/15 дебютировал в Ла Скала («Луций Сулла», «Дитя и волшебство» и «Испанский час» Равеля) и Королевском театре Ковент-Гарден («Травиата» Верди, «Идоменей» и «Дон Жуан» Моцарта). В 2015–2017 гг. представил трилогию Моцарта – да Понте в Дроттнингхольме (Швеция), затем в Версале. 

    Минковски сотрудничает с крупнейшими фестивалями и оперными театрами Европы: дирижирует в Брюсселе («Золушка» Россини, «Дон Кихот» Массне, «Гугеноты» Мейербера, «Трубадур» Верди), Экс-ан-Провансе («Свадьба Фигаро», «Идоменей», «Похищение из сераля» и «Дон Жуан» Моцарта, «Турок в Италии» Россини), Цюрихе («Триумф времени и правды», «Юлий Цезарь» и «Агриппина» Генделя, «Бореады» Рамо, «Фиделио» Бетховена, «Фаворитка» Доницетти). Регулярно выступает в парижской Гранд-опера («Идоменей» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Платея» Рамо, «Ариодант» и «Юлий Цезарь» Генделя, «Мирей» Гуно, «Ифигения в Тавриде» и «Альцеста» Глюка), Театре Шатле («Кармен», «Прекрасная Елена» и «Герцогиня Герольштейнская» Оффенбаха, французская премьера оперы «Феи» Вагнера), Опера-Комик («Белая дама» Буальдьё, «Золушка» Массне, «Пеллеас и Мелизанда», «Летучая мышь»), в театрах Венеции («Черное домино» Обера), Берлина («Роберт-дьявол» Мейербера, «Триумф времени и правды»), Вены («Гамлет» Тома, «Альцина» Генделя), Амстердама («Ромео и Джульетта» и «Фауст» Гуно, «Юлий Цезарь»). 

    Помимо музыки барокко и классицизма, в репертуаре маэстро – сочинения Россини, Берлиоза, Брамса, Оффенбаха, Чайковского, Грига, Вагнера, Брукнера, Римского-Корсакова, Монюшко, композиторов ХХ века – Равеля, Стравинского, Русселя, Пуленка, Гершвина, Шимановского, Казальса, Лили Буланже, а также наших современников: Джона Адамса, Хенрика Гурецкого, Оливье Грейфа, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса. У дирижера обширная дискография; наиболее значительные записи последних лет – «Страсти по Иоанну» И. С. Баха, оперы «Летучий голландец» Вагнера в одноактной авторской версии и «Корабль-призрак» Пьера-Луи Дича на этот же сюжет, все симфонии Шуберта, «Лондонские симфонии» Гайдна, DVD со спектаклями «Луций Сулла», «Реквием», «Кающийся Давид», «Трубадур» и др. 

    Минковски дирижирует Симфоническим оркестром BBC, Лос-Анджелесским филармоническим, Кливлендским, оркестрами Шведского и Финского радио, Филармоническим оркестром Катара, Токийским симфоническим, оркестрами Мюнхена, Берлина, Вены, Зальцбурга. С 2016 года – генеральный директор Национальной оперы Бордо, с 2018 – художественный руководитель оркестра Канадзавы (Япония). Среди ангажементов маэстро в нынешнем сезоне – «Перикола» Оффенбаха, «Севильский цирюльник» Россини и «Манон» Массне в опере Бордо, «Сказки Гофмана» Оффенбаха в Бремене и Баден-Бадене, «Волшебный стрелок» Вебера в Берлинской государственной опере, «Фиделио» Бетховена в Большом театре Люксембурга, «Манон» в парижской Опера-Комик. В январе 2020 года Минковски возвращается в Зальцбург для постановки оратории «Мессия» Генделя в оркестровке Моцарта (режиссер Роберт Уилсон).

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    6 ноября в 19:00