Концерт отменён. Московский государственный академический камерный хор, Пётр Ермихов : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Концерт отменён.
    Московский государственный
    академический камерный хор,
    Пётр Ермихов

    31 мая 2020

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Московский государственный
    академический камерный хор
    Пётр Ермихов, дирижёр
    Сергей Лейферкус (баритон)
    Мария Буйносова (сопрано)
    Георгий Васильев (тенор)
    Александр Гиндин (фортепиано)
    Вячеслав Грязнов (фортепиано)
    Алексей Шмитов (орган)
    Егор Бобров (вокал)

    артисты Академического симфонического оркестра Московской филармонии

    В программе:
    Рахманинов
    Кантата «Колокола» для солистов, хора и двух фортепиано
    Бернстайн
    «Чичестерские псалмы» для хора, детского голоса, органа, арфы и ударных

    Спиричуэлс

    12+

    Московский государственный академический камерный хор

    Московский государственный академический камерный хор – один из самых знаменитых хоровых коллективов России, созданный профессором Владимиром Мининым. История хора берет начало в 1971 году, когда Владимир Минин стал ректором Государственного музыкально-педагогического института (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных. Маэстро собрал в составе институтского камерного хора музыкантов разных специальностей, музыковедов и преподавателей музыкальных школ. Первый концерт нового коллектива состоялся 23 апреля 1972 года в Московском Доме ученых. Через два года хор получил профессиональный статус и впервые выехал на зарубежные гастроли, тогда же фирма «Мелодия» выпустила его первую пластинку – «Хоровая музыка ХII–ХХ веков».

    Репертуар хора формировался из произведений современных композиторов, обработок русской народной музыки, песен советских авторов и крупных произведений западноевропейских классиков. Хор с неизменным успехом гастролировал на всех континентах, кроме Австралии. Выступал с лучшими оркестрами, дирижерами и солистами России, среди которых Михаил Плетнёв, Владимир Федосеев, Ирина Архипова, Елена Образцова, Мария Гулегина, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Александр Ведерников, Паата Бурчуладзе. В дискографии хора – более 40 альбомов. «Литургия св. Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение» Рахманинова в исполнении хора под управлением Владимира Минина записаны японской телевещательной корпорацией NHK. 

    Успешная деятельность коллектива Владимира Минина повлекла за собой в 1970-80-е годы создание камерных хоров по всей стране. В 1982 году Владимир Минин получил Государственную премию СССР. Тогда же появилось одно из первых сочинений, написанных непосредственно для Камерного хора: хоровая симфония-действо Валерия Гаврилина «Перезвоны», посвященная Владимиру Минину. Премьера состоялась в 1982 году в Ленинграде в Большом зале филармонии. 

    С 1996 года на протяжении десяти лет Камерный хор участвовал в оперных постановках всемирно известного фестиваля в Брегенце. «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Бал-маскарад» и «Трубадур» Верди, «Богема» Пуччини, «Греческие страсти» Мартину, «Приключения лисички-плутовки» Яначека, «Вестсайдская история» Бернстайна, «Маскарад» Нильсена, «Королевский дворец» Вайля существенно расширили не только репертуар, но и сценические возможности артистов хора. В Опере Цюриха хор участвовал в постановках «Хованщины» Мусоргского, «Демона» Рубинштейна. Новые горизонты для коллектива открыло и сотрудничество с театральными актерами – Ольгой Остроумовой, Светланой Крючковой, Еленой Лядовой, Александром Филиппенко, Игорем Костолевским, Валентином Гафтом. 

    Каждый сезон коллектив представляет премьеры или редко звучащие произведения. В последние годы это «Траурно-триумфальная симфония» Берлиоза, кантата Catulli Carmina Орфа, «Вооруженный человек» (месса мира) Дженкинса, концертная версия мюзикла «Чудесный город» Бернстайна, оратория «Мария Магдалина» Массне, «Маленькая торжественная месса» Россини, оратория «Исход» Шерлинга, «Креольская месса» Рамиреса, «Девять шагов к преображению» Артемьева. Яркими событиями стали совместный проект Валентина Гафта и Владимира Минина «Скажи, он дьявол или бог?», цикл благотворительных концертов «Хор Минина – детям» и исполнение концертной версии оперы «Порги и Бесс» Гершвина. 

    С 2019 года Владимир Минин является президентом Московского государственного академического камерного хора; его преемником на посту художественного руководителя стал хормейстер, лауреат Всероссийского конкурса Тимофей Гольберг, сотрудничающий с коллективом с 2016 года. Под руководством Гольберга были подготовлены и включены в репертуар хора произведения современных авторов: Угиса Праулиньша, Эрика Уитакра, Эрика Эшенвалда, Карла Дженкинса, Джона Тавенера, Ильи Демуцкого. 

    В 2020 году директором хора стал Дмитрий Сибирцев, в 2012–2020 гг. возглавлявший Московский театр «Новая опера» имени Е. В. Колобова.

    Сергей Лейферкус

    Сергей Лейферкус родился в Ленинграде в 1946 году. В 1972 году окончил Ленинградскую государственную консерваторию. Артистическую карьеру начал еще студентом консерватории в Ленинградском государственном театре музыкальной комедии, где пел партию Мистера Икс в оперетте «Принцесса цирка» Кальмана. В 1971 году стал лауреатом Всесоюзного конкурса певцов имени М. И. Глинки в Вильнюсе, на следующий год был принят в труппу Малого театра оперы и балета имени М. П. Мусоргского.

    В 1977 году принял участие в постановке оперы «Война и мир» Прокофьева (режиссеры – Борис Покровский и Никита Никифоров, дирижер – Юрий Темирканов) в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский). В 1979 году исполнил на сцене театра партию Чичикова в опере «Мертвые души» Щедрина, в том же году стал солистом труппы. В 1982 году принимал участие в музыкальном фестивале в Уэксфорде, в 1983 году выступил с оркестром Берлинской филармонии под управлением Курта Мазура. В эти же годы возрастает его мировая известность. С 1988 года Лейферкус поет в Королевском театре Ковент-Гарден, с 1992 года – на сцене Метрополитен-оперы в Нью-Йорке.

    Сегодня Лейферкус выступал в крупнейших театрах мира, среди которых Венская государственная опера, Опера Бастий, театр Шатле (Париж), Ла Скала (Милан) и Театр Колон (Буэнос-Айрес). Постоянный гость оперных фестивалей в Эдинбурге, Брегенце, Глайндборне, Тэнглвуде, Уэксфорде и Зальцбурге, фестиваля «Равиния» в Чикаго. Регулярно выступает с концертными и камерными программами в Москве, Санкт-Петербурге, Нью-Йорке, Лондоне, Амстердаме, Вене, Милане и других городах мира. Многократно сотрудничал с Бостонским, Нью-Йоркским, Монреальским, Берлинским, Лондонским симфоническими оркестрами, с такими выдающимися дирижерами, как Клаудио Аббадо, Зубин Мета, Сейдзи Озава, Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Бернард Хайтинк, Неэме Ярви, Курт Мазур и Джеймс Левайн.

    В репертуаре артиста около пятидесяти оперных партий, среди которых Евгений Онегин и Мазепа в одноименных операх Чайковского, князь Игорь («Князь Игорь» Бородина), Рупрехт («Огненный ангел» Прокофьева), князь Андрей («Война и мир» Прокофьева), Набукко, Макбет и Симон Бокканегра в одноименных операх Верди, Амонасро, Дон Карлос, Яго («Аида», «Сила судьбы» и «Отелло» Верди), Дон Жуан («Дон Жуан» Моцарта), Тельрамунд, Альберих и Клингзор («Лоэнгрин», «Золото Рейна» и «Парсифаль» Вагнера). Около трети репертуара Сергея Лейферкуса составляет русская музыка XIX и XX вв.

    Певец записал около сорока компакт-дисков. Запись первого CD песен Мусоргского в его исполнении номинирована на премию «Грэмми», а запись полного собрания песен Мусоргского (4 CD) была отмечена призом Diapason d‘Or. Каталог видеозаписей Сергея Лейферкуса включает оперные постановки в Мариинском театре («Евгений Онегин» Чайковского, «Огненный ангел» Прокофьева) и Королевской опере Ковент-Гарден («Князь Игорь» Бородина, «Отелло» Верди), три различные версии «Пиковой дамы» Чайковского (Мариинский театр, Венская государственная опера, Глайндборнский фестиваль) и «Набукко» Верди (фестиваль в Брегенце). Сергей Лейферкус дает мастер-классы и преподает в Берлине, Торонто, Москве, Бостоне и Олдборо.

    Александр Гиндин

    Александр Гиндин родился в 1977 году в Москве. В 1994 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, в 1999-м – Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Михаила Воскресенского), в 2001-м – ассистентуру-стажировку МГК.

    Лауреат международных конкурсов имени П. И. Чайковского (1994) и имени королевы Елизаветы в Брюсселе (1999), победитель конкурса пианистов в Кливленде (2007), конкурса пианистов штата Санта-Катарина в Флорианополисе (Бразилия, 2010). В 2006 году удостоен почетного звания «Заслуженный артист России», в 2023 году – ордена «За заслуги в культуре и искусстве».

    Более десяти лет Александр Гиндин выступал в фортепианном дуэте с Николаем Петровым. В 2008 году организовал уникальный проект «Квартет роялей», в котором принимали участие известные пианисты из разных стран.

    В числе наиболее значимых событий в творческой жизни музыканта – мировая премьера Четвертого фортепианного концерта Рахманинова в первоначальной версии 1926 года, российская премьера «Предварительного действа» Скрябина – Немтина, премьера спектакля «Бесы» Театра имени Е. Б. Вахтангова, диптих «Лист-project» в МКЗ «Зарядье», в рамках которого прозвучали все произведения Листа для фортепиано с оркестром.

    Александр Гиндин выступал с известными коллективами, в числе которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Национальный филармонический оркестр России, «Виртуозы Москвы», Российский национальный оркестр, Симфонический оркестр Мариинского театра, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Лондонский симфонический оркестр и лондонский оркестр «Филармония», Симфонический оркестр Би-би-си, Филармонический оркестр Радио Франс, Оркестр де Пари, Бельгийский национальный оркестр, Немецкий симфонический оркестр (Берлин), Роттердамский симфонический оркестр, Мюнхенский и Копенгагенский филармонические оркестры, Пражский симфонический оркестр, Новый Японский филармонический, Кливлендский оркестр, филармонические оркестры Лондона, Хельсинки, Люксембурга, Фрайбурга, «Зальцбургская камерата», Израильский камерный оркестр.

    Сотрудничал с выдающимися дирижерами, такими как Хесус Лопес Кобос, Геннадий Проваторов, Шарль Дютуа, Леонард Слаткин, Василий Петренко, Владимир Юровский, Владимир Ашкенази, Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Владимир Минин, Арнольд Кац, Юрий Симонов, Дмитрий Китаенко, Фуат Мансуров, Василий Синайский, Александр Лазарев, Саулюс Сондецкис, Алан Гилберт, Кшиштоф Пендерецкий, Пааво Ярви.

    Среди партнеров Александра Гиндина по камерному ансамблю – Владимир Спиваков, Александр Рудин, Борис Березовский, Алексей Уткин, Мария Гулегина, Хибла Герзмава, Александр Князев, Екатерина Мечетина, Ольга Перетятько, Альбина Шагимуратова, Василий Ладюк, Государственный квартет имени Бородина.

    Выступал на крупнейших сценах, среди которых Альберт-холл, Фестивал-холл и Уигмор-холл в Лондоне, Театр Елисейских Полей, Театр Шатле и Зал Гаво в Париже, Консертгебау в Амстердаме, Дворец изящных искусств в Брюсселе, Концертхаус в Берлине, Тонхалле в Цюрихе, Виктория-холл в Женеве, Тронный зал Королевского дворца в Стокгольме, Оперный театр Копенгагена, Сантори-холл, Сумида Трифони-холл, Метрополитен-центр и Бунка Кайкан в Токио, Карнеги-холл и Эвери-Фишер-холл в Нью-Йорке, Рудольфинум и Зал Сметаны в Праге, филармонии Люксембурга, Берлина, Мюнхена, Гамбурга, Варшавы, Белграда, Симфонические залы Бостона, Чикаго, Сан-Паулу.

    Участник фестивалей BBC Proms в Лондоне, «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в Москве, «Площадь Искусств» в Санкт Петербурге, «Владимир Спиваков приглашает», Радио Франс в Монпелье, Рурского фортепианного фестиваля и «Киссингенское лето» в Германии, «Безумный день» в Нанте и Токио, фестивалей в Дубровнике, Шанхае, Осаке, Ла-Рок-д’Антероне и др.

    Записал более 30 компакт-дисков в сотрудничестве с ведущими фирмами, в числе которых Decca, Capriccio, Ondine, Tri-M Classics, Naxos и другие.

    Соорганизатор просветительского «Гиндин-фестиваля» в Черноголовке. В 2024 году в Севастополе совместно с Артёмом Варгафтиком представил цикл из восьми концертов «Музыкальные истории».

    Вячеслав Грязнов

    Вячеслав Грязнов родился в 1982 году в Южно-Сахалинске. Окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории (2000, класс Мананы Канделаки), Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (2006, класс Юрия Слесарева) и аспирантуру МГК (2009). С 2008 года – ассистент профессора Юрия Слесарева. 

    В период учебы был стипендиатом международных благотворительных фондов Владимира Спивакова, Мстислава Ростроповича, «Русское исполнительское искусство» и Yamaha. Обладатель Премии Первого Президента России (1997). В 2018 году завершил обучение по программе Artist Diploma в Йельском университете у Бориса Бермана.

    Лауреат международных конкурсов имени Н. Г. Рубинштейна в Москве (1997, I премия), памяти С. В. Рахманинова в Италии (1998, I премия), «Искусство XXI века» на Украине (2001, Гран-при), международного конкурса молодых исполнителей в Дании (2001, Гран-при), в Сендае (Япония, 2007, VI премия), имени С. В. Рахманинова в Москве (2008, II премия). 

    Выступает в России, Японии, США, странах Европы, СНГ и Африки. Принимал участие в фестивалях «Кремль музыкальный» и «Арт-ноябрь» в Москве, фестивале фортепианных дуэтов Piano-Duo в Екатеринбурге (один из инициаторов фестиваля); участник программы Московской филармонии «Звезды XXI века». 

    Сотрудничал со многими ведущими коллективами под управлением известных дирижеров – Джансуга Кахидзе, Юрия Симонова, Валерия Полянского, Сергея Ролдугина, Александра Сладковского, Феликса Коробова, Алексея Уткина, Евгения Бушкова, Станислава Кочановского и других. В числе его партнеров по ансамблю – Александр Гиндин, Никита Мндоянц, Сергей Антонов, Никита Борисоглебский, квартеты Ébène и имени Цемлинского, Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского. 

    Репертуар пианиста охватывает сочинения композиторов от эпохи барокко до современных авторов, а также собственные транскрипции (более 30). Обработки Вячеслава Грязнова входят в репертуар Бориса Березовского, Александра Гиндина, «Мессиан-квартета», квартета Ébène, Московского государственного академического камерного хора. Издательством «Дека-ВС» выпущены три сборника аранжировок Грязнова (серия «Шедевры фортепианной транскрипции»). С 2014 года его транскрипции публикуются немецким издательством Schott Music. 

    В числе значимых событий последних сезонов – сольные концерты пианиста в Берлинской филармонии, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Эрбар-холле в Вене, Национальном музее искусств в Мехико; выступления с оркестрами Московской и Днепропетровской филармоний, Национальным симфоническим оркестром общественного радио Ирландии (RTÉ), Atlantic Classical Orchestra. В 2019 году он выступал в России, Украине, Австрии, Бельгии, Нидерландах, Франции, Хорватии, США. 

    Пианист записал компакт-диск с пьесами Шопена, выпущенный в Японии в 2004 году. Два CD с произведениями Рахманинова стали частью проекта Вячеслава Грязнова «Рахманинову и его любимой Ивановке». На фирме «Мелодия» для серии «Антология фортепианной музыки русских и советских композиторов» Вячеслав Грязнов записал пьесы Глинки и Вторую фортепианную сонату Александра Чайковского (мировая премьера записи), которую ранее исполнил впервые в России. В 2018 году выпустил CD «Русские транскрипции» под лейблом Steinway&Sons как победитель международного конкурса Worldwide Debut Audition (2016), организованного обществом молодых музыкантов New York Concert Artists & Associates. Имеет фондовые записи на Радио «Орфей», телеканалах «Россия-Культура», NHK (Япония) и др.

    Алексей Шмитов

    Алексей Шмитов – известный российский органист, композитор, доцент Московской государственной консерватории.

    Выпускник Музыкального училища при МГК (1977), в 1982 году он окончил консерваторию по двум специальностям – как пианист (класс профессора Т. Николаевой) и органист (класс профессор Л. Ройзмана), после чего продолжил совершенствовать мастерство в аспирантуре под руководством Леонида Ройзмана. Музыкант принимал участие в мастер-классах известных европейских органистов – К. Дюбуа (Бельгия), Х. Фогеля и Л. Ломана (Германия), Г. Бове (Швейцария).

    В 1987 году А. Шмитов стал лауреатом Международного конкурса органистов “Dom zu Speyer” в Германии.

    Концертный график артиста чрезвычайно насыщен: его сольные выступления проходили практически во всех российских городах, где установлены органы. В их числе крупнейшие столичные сцены – Большой и Малый залы Московской консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Светлановский зал Московского международного Дома музыки, а также залы Санкт-Петербургской академической филармонии и Госкапеллы Санкт-Петербурга. Музыкант гастролировал во многих европейских странах и странах бывшего Союза – во Франции (в том числе, в Соборе Парижской Богоматери, кафедральных соборах Дижона, Руана, Бордо), в Австрии, Голландии, Италии, Швейцарии, Финляндии, Польше, Болгарии, Белоруссии, Литве, Латвии (в Рижском Домском соборе), на Украине, в странах Азии и Ближнего Востока – Израиле, Ливане, Сирии. Неоднократно он принимал участие в международных фестивалях, проходивших в Германии, Шотландии, Португалии, Эстонии.

    Алексей Шмитов – востребованный ансамблист. В числе его партнеров по сцене – скрипач Виктор Пикайзен, виолончелист Александр Князев, флейтист Александр Корнеев, вокалисты Марина Шутова, Ольга Кондина, Алексей Мартынов, Аслан Намиток. Давно сложился творческий дуэт исполнителя с виолончелистом Александром Загоринским – музыканты осуществили запись семи компакт-дисков, среди которых монографические альбомы с музыкой С. Рахманинова, А. Тансмана, Э. Денисова.

    А. Шмитов успешно выступает и как органист, и как пианист. Еще в студенческие годы он принял участие в концертном цикле «Все фортепианные концерты И. С. Баха», проходившем в нашей стране и за рубежом при участии Литовского камерного оркестра под управлением Саулюса Сондецкиса и пианистки Татьяны Николаевой. В дальнейшем критики и слушатели не раз отмечали талант исполнителя в его интерпретациях музыки Баха, а также французских композиторов-романтиков.

    Активную концертную деятельность музыкант сочетает с преподаванием. С 1983 года он работает в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, c 2005 – в Московской консерватории, с 2009 – в Российской академии музыки имени Гнесиных. В числе дисциплин, которые ведет А.Шмитов – органный и фортепианный классы, методика органного исполнительства, камерный ансамбль, концертмейстерский класс. В течение пяти лет (2000–2005) он работал в Сирии, будучи профессором по классам органа и клавесина в Высшей школе музыки и театра г. Дамаска, органистом в католической церкви Св. Антония.

    Его часто приглашают к участию в работе жюри различных конкурсов, среди которых престижные международные конкурсы органистов имени Микаэла Таривердиева и имени Олега Янченко.

    Алексей Шмитов – автор ряда произведений кантатно-ораториального жанра, сочинений для камерного оркестра, вокальных и органных опусов. С 2008 года – член Союза композиторов России.

    Музыкант имеет концертные записи в фондах радио и телевидении России, Германии, Бельгии. Он также записал сольные компакт-диски: Ш.–М. Видор – Симфонии для органа № 6 и № 9 («Готическая»); «Все сочинения Шумана для органа», «Бах. Органные фантазии».