Знакомьтесь, великие композиторы. Эдвард Григ : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»

    Знакомьтесь, великие композиторы.
    Эдвард Григ

    21 января 2024

    «Филармония-2». Малый зал

    схема проезда
    Государственный академический
    камерный оркестр России
    Илья Пашинцев, дирижёр и солист (виолончель)
    Лариса Демидова (художественное слово)
    Софья Цыганкова (сопрано)
    Анна Хопта (художник)
    В программе:
    Григ
    «Пер Гюнт» – фрагменты из музыки к драме Г. Ибсена (переложение для струнного оркестра)
    Сюита «Из времен Хольберга», соч. 40
    Избранные песни и романсы

    Увлекательные истории о жизни и творчестве композитора, рассказанные Светланой Летовой


    Рекомендуем для детей от 7 лет

    Продолжительность 1 час без антракта

    6+

    Абонемент №223:

    Знакомьтесь, великие композиторы (7+)

    Государственный академический камерный оркестр России

    Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 2 апреля 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.

    «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», – писал Дмитрий Шостакович.

    В 1950–60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур, а также многие другие.

    Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (многие из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра, в частности Дмитрий Шостакович – Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде.

    После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический».

    Сегодня ГАКО – один из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. Его концерты проходили на таких престижных сценах, как Консертгебау в Амстердаме, Альте Опер во Франкфурте, Шаушпильхаус в Берлине, Зал королевы Елизаветы в Лондоне, зал Плейель в Париже, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Дэвис-холл в Сан-Франциско, Сантори-холл в Токио. Коллектив представлял Россию на Международном фестивале в честь 50-летия образования ООН (1995) и на Международном экономическом форуме в Давосе (1998).

    С оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредди Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков, Гаспар Кассадо, Антонио Менезес; арфистка Ольга Эрдели; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг, Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; саксофонист Федерико Мондельчи; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры.

    Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар – от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Chandos, Philips и других. К 50-летию коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD.

    В январе 2010 года художественным руководителем оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с современной академической музыкой, композициями на темы рок-групп, этно-музыкой и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал пианистам – участникам второго тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В 2021 году оркестр участвовал в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (оперы «Роделинда», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении) со всемирно известными солистами и дирижером Кристофером Мулдсом.

    В сезоне 2023/24 коллектив принимает участие в концертах абонементов «Язык музыки», «Бах. Гендель», «Вечера органной музыки», «Семейство струнных», «Музыкальные проделки» и других. С оркестром выступают дирижеры Филипп Чижевский, Екатерина Антоненко, пианисты Константин Емельянов, Филипп Копачевский, скрипач Даниил Коган, виолончелисты Александр Рамм, Нарек Ахназарян, органист Александр Фисейский, вокальный ансамбль Intrada и другие известные исполнители.

    Илья Пашинцев

    Илья Пашинцев родился в 1985 году в Петрозаводске. Музыкой начал заниматься с семи лет в Гимназии искусств при Главе Республики Коми имени Ю. А. Спиридонова. В 2005 году окончил Академический музыкальный колледж при Московской консерватории, в 2010 году – Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс виолончели доцента Ольги Галочкиной, класс камерного ансамбля профессора Ирины Кандинской), в 2013 году – аспирантуру МГК (класс виолончели профессора Наталии Шаховской). Получил также степень магистра по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» в Российской академии музыки имени Гнесиных (2021, классы дирижирования профессора Владимира Зивы и доцента Александра Соловьёва). Во время обучения в РАМ занимался инструментовкой в классе доцента Натальи Хондо.

    Лауреат ряда юношеских конкурсов, Московского фестиваля-конкурса камерной музыки «Дни Бетховена в Москве» (2004), международного конкурса в Тольятти (2007), международных конкурсов камерных ансамблей имени Стасиса Вайнюнаса (Вильнюс, 2010), имени Витторио Гуи (Флоренция, 2011, в составе ансамбля «Robert-квинтет»). Обладатель премии фестиваля камерной музыки «Возвращение» (Москва, 2005). Стипендиат Министерства культуры РФ, фонда «Русское исполнительское искусство». 

    Выступал с такими известными исполнителями, как Алексей Уткин, Ирина Кандинская, Александр Фисейский, Татьяна Гринденко, Наталия Гутман, Михаил Воскресенский, Жан-Бернар Помье и др. Участник фестивалей Святослава Рихтера в Москве и Тарусе, «Посвящение Олегу Кагану» в Москве, «Ирина Кандинская и "Персона" приглашают» в Тольятти. 

    С 2010 года – артист Государственного академического камерного оркестра России, с 2011 года – концертмейстер группы виолончелей. Автор инструментовок ряда сочинений, исполняемых ГАКОР и другими коллективами. Лауреат I Всероссийского конкурса инструментовок (2019, II премия) и I Всероссийского конкурса композиторского творчества, искусства инструментовки и теоретических работ «Современное звучание» в Москве (2020, I степень).

    Лариса Демидова

    Лариса Демидова окончила Московский государственный университет культуры и искусств по специальности «режиссер, педагог театра». 

    Работала как актриса и педагог в московском театре-студии «Рампа» под руководством Любови Павловой. Более десяти лет была художественным руководителем и режиссером театральной студии «Игра» в Первой Московской гимназии. В 1999–2011 гг. вела детскую передачу «Ку-ко-ня» на телеканале «Столица».

    В настоящее время – художественный руководитель и преподаватель сценических дисциплин (сценическая речь и сценическое движение) в театральной студии «Балаганчик» при школе № 1440. Под руководством Ларисы Демидовой студия «Балаганчик» стала лауреатом Международного детского фестиваля искусств «Кинотаврик» в Сочи, Городского фестиваля детского творчества «Созвездие талантов», II Международного молодежного фестиваля искусств, была удостоена Гран-при XV Детского театрального фестиваля «Мельпомена». 

    С Московской филармонией Лариса Демидова сотрудничает с 2007 года. В её чтецком репертуаре программы для школьников всех возрастов «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева, «Великое противостояние» Льва Кассиля, «Вокруг мира со сказками» (словенская, румынская, татарская, испанская, русская) «Поезд стихов» Самуила Маршака, «Метель» и «Барышня-крестьянка» Александра Пушкина, «Путешествие Голубой стрелы» Джанни Родари, «Сын полка» Валентина Катаева, множество музыкально-литературных программ. Сотрудничала с ансамблями Ars Longa, Celtic Consort, «Волки и овцы», «Рапсодия оркестра имени Осипова».

    Софья Цыганкова

    Софья Цыганкова родилась в Рязани. В 2016 году окончила Рязанский музыкальный колледж имени Г. и А. Пироговых (класс Любови Ячменниковой), в 2021 году – Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс профессора Рузанны Лисициан). В 2019 году обучалась в Венском университете музыки и исполнительского искусства (класс профессора Бернхарда Адлера). 

    Лауреат II степени V Международного конкурса Наталии Шпиллер «Шедевры русской музыки» (Москва, 2018), Лауреат I степени III Международного конкурса академического сольного пения Г. А. Писаренко (Нижний Новгород, 2019). В 2021 году завоевала I премию II Международного конкурса вокалистов имени Л. В. Собинова в Ярославле, где также была награждена специальным призом от главного дирижера Ярославского академического губернаторского симфонического оркестра Мурада Аннамамедова. Лауреат I премии X Открытого Всероссийского фестиваля-конкурса молодых вокалистов имени Н. А. Обуховой (Липецк, 2022), финалистка I Международного конкурса молодых оперных певцов имени С. Я. Лемешева (Тверь, 2022).

    Неоднократно выступала на сцене Рязанской филармонии с Рязанским губернаторским симфоническим оркестром под руководством Сергея Оселкова. В 2020 году принимала участие в проекте Фонда Елены Образцовой «Оперный класс», в рамках которого исполнила роль Церлины в спектакле «Амадеус. Лаборатория оперы» на сцене Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова.

    В 2021 году выступила в роли Папагены («Волшебная флейта» Моцарта, концертное исполнение) в Зале Чайковского (Российский национальный молодежный симфонический оркестр, дирижер – Кристофер Мулдс).

    В 2022 году в партии Марфы участвовала в постановке оперы Римского-Корсакова «Царская невеста» на VМеждународном форуме древних городов в Рязани. В том же году исполнила заглавную партию в оратории Алессандро Скарлатти «Юдифь» на сцене Камерного зала Московской филармонии (с Московским ансамблем «Солисты барокко» под руководством Андрея Спиридонова).

    В сезоне 2022/23 – участница Молодежной программы оперных артистов Московского музыкального театра «Геликон-опера», где стажировалась у Натальи Загоринской. На сцене театра исполняла партии Марфы («Царская невеста» Римского-Корсакова), Памины («Волшебная флейта» Моцарта), Лизетты («Кофейная кантата» Баха), Александрины («Царица» Тухманова), а также выступила в роли Сюзанны («Свадьба Фигаро» Моцарта) в спектакле «Геликон-оперы» на IX Международном фестивале искусств П. И. Чайковского в Клину. В 2023 году принята в труппу театра. В сентябре 2023 года дебютировала в роли Моники в опере «Медиум» Менотти, в ноябре – в партии Виолетты в опере «Травиата» Верди. 

    Анна Хопта

    Анна Хопта родилась в Электростали Московской области. В 2017 году окончила Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова (художественный факультет).

    Работает в жанрах пейзажа, натюрморта и портрета, использует различные живописные и графические техники. Член Союза художников России.  

    Сотрудничает с издательствами «НИГМА», «Лабиринт Пресс», «АСТ», «ЭКСМО», «Качели» и другими, проиллюстрировала около 40 книг, в числе которых собственная книга «Нарисованный оркестр», рассказывающая об инструментах симфонического оркестра.

    С 2018 года преподает живопись, автор нескольких онлайн-курсов и очных программ по живописи и иллюстрации, приглашенный лектор Школы детской книги. Проводит посвященные книжным иллюстрациям встречи и мастер-классы для детей в Москве и других городах России.