Пётр Ильич Чайковский Балет «Щелкунчик». Постановка Мариинского театра : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Пётр Ильич Чайковский
    Балет «Щелкунчик».
    Постановка Мариинского театра

    6 января 2019

    «Филармония-2». Виртуальный зал

    схема проезда

    Мариинский театр
    Балет «Щелкунчик»

    Композитор — Пётр Ильич Чайковский
    Либретто — Мариус Петипа по сказке
    Э.Т.А. Гофмана, в редакции Василия Вайнонена

    Симфонический оркестр Мариинского театра

    Дирижёр — Валерий Гергиев

    Хореография  — Василий Вайнонен (1934)

    Художник-постановщик — Симон Вирсаладзе (1954)

    В главных партиях: 
    Мари — Рената Шакирова
    Щелкунчик-принц — Давид Залеев

    Продолжительность: 2 часа 45 минут с двумя антрактами

    6+

    Написанная по сценарному плану Мариуса Петипа для сказочного балета-феерии, впервые музыка Чайковского прозвучала в спектакле, поставленном Львом Ивановым в 1892 году. Роскошно оформленный, тот спектакль отвечал духу балетов ХIХ века – цельность сюжетной драматургии не была в числе первоочередных задач хореографа, внимание балетмейстер сосредоточил на богатстве танцевального текста. «Нет в музыке «Щелкунчика» ни одного ритма, ни одного такта, который не перелился бы в танец. Все кипит на сцене неумолчно тихим плеском тишайших фигур с взрывами румяного счастливого детского смеха, детских утех, упоений и секундных огорчений», – с ностальгией вспоминал критик Волынский постановку Иванова, снятую с репертуара в советской стране. Авангардные 1920-е подарили ленинградской сцене новое прочтение музыки Чайковского. В спектакле, поставленном Фёдором Лопуховым, не было места безмятежной гармонии классического танца. Акробатические поддержки, шпагаты и мелодекламация потеснили традиционные вариации и па-де-де. Однако пластические эксперименты и подчеркивание хореографом трагического начала партитуры Чайковского были встречены критикой настороженно. И уже в 1934-м в афише появился новый «Щелкунчик» – постановка Василия Вайнонена, дитя новой эпохи, приветствовавшей политкорректность и обоснованность танца развитием фабульного действия. «Сценарий "Щелкунчика" Петипа не удовлетворял меня отсутствием реалистической трактовки первого акта, прерывностью интриги и налетом сусальности (пряничные домики, наряженные в накидочки мыши и т.д.)», – писал хореограф и, отказываясь от фантастических персонажей, сочинял спектакль о девочке, которой приснились чудеса. Хореограф услышал в музыке Чайковского гармонию конфетно-карамельных детских грез и выстраивал танцевальное действие, опираясь на традиции балета ХIХ века – с развернутыми классическими ансамблями Вальса снежинок и Розового вальса, па-де-де главных персонажей и дивертисментом характерных танцев в стране Сластей. «Щелкунчик» Вайнонена создавался привычным языком классики, перипетии сюжета в нем были представлены танцевально, и его хореографическое разнообразие стало залогом долгой сценической жизни. Спектакль не сходит со сцены уже более восьмидесяти лет. Сегодня его исполняют как артисты Мариинского театра, так и студенты Академии русского балета имени А.Я. Вагановой.

    Автор рецензии: Ольга Макарова