Рахманиновские дни. Денис Мацуев, Российский национальный молодёжный симфонический оркестр, Даниэль Райскин : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Рахманиновские дни.
    Денис Мацуев,
    Российский национальный
    молодёжный симфонический оркестр,
    Даниэль Райскин

    31 марта 2019, начало в 19:00

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    В программе:
    Рахманинов
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром до минор, соч. 18
    Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 43
    «Вокализ» (оркестровая редакция автора)

    12+

    Купить билеты
    Денис Мацуев

    Родился в 1975 году в Иркутске в семье музыкантов. В 1990 году переехал в Москву и поступил в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. В 1991 году стал лауреатом Международного благотворительного общественного фонда «Новые имена», благодаря чему посетил с концертами более 40 стран. В 1993 году поступил в Московскую консерваторию, где его учителями были Алексей Наседкин и Сергей Доренский. Известность Мацуеву принесла победа на XI Международном конкурсе имени Чайковского в 1998 году.

    Денис Мацуев – солист Московской филармонии с 1995 года. С 2004 года он представляет ежегодный абонемент «Солист Денис Мацуев» – один из бестселлеров среди филармонических абонементов, где выступают ведущие оркестры и дирижеры России и зарубежья. В концертах последних сезонов участвовали Симфонический оркестр Артуро Тосканини и Лорин Маазель, Симфонический оркестр Мариинского театра и Валерий Гергиев, оркестр «Флорентийский музыкальный май» и Зубин Мета, Российский национальный оркестр и дирижеры Семен Бычков, Джанандреа Нозеда, Пааво Ярви, Национальный филармонический оркестр России и Владимир Спиваков.

    Весной 2007 года благодаря сотрудничеству Дениса Мацуева и Александра Рахманинова увидел свет сольный альбом «Неизвестный Рахманинов». Запись сочинений Рахманинова была сделана на рояле композитора на его вилле «Сенар» в Люцерне. Выступление пианиста с сольной программой в Карнеги-холле в Нью-Йорке выпущено на CD компанией Sony Music в 2008 году. В 2013 вышел диск с записью Второго фортепианного концерта Рахманинова и Рапсодии в стиле блюз Гершвина, сделанной с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Алана Гилберта. Диск «Фортепианные концерты Чайковского №№1 и 2» признан «Альбомом месяца» журналом Gramophone в апреле 2014 года. 

    Среди партнеров Дениса Мацуева по сцене – коллективы США (Нью-Йоркский филармонический, оркестры Чикаго, Филадельфии, Питтсбурга), Германии (оркестры Берлинской филармонии, Баварского радио, Западногерманского радио, лейпцигский Гевандхаус), Франции (Национальный оркестр, Оркестр де Пари и Филармонический оркестр Радио Франс), Великобритании (оркестр Би-Би-Си, Лондонский симфонический, Лондонский филармонический, Королевский филармонический и «Филармония»), амстердамский Консертгебау, Симфонический оркестр Монреаля, Оркестр театра Ла Скала, Национальный оркестр Академии Санта-Чечилия, Венский симфонический, Израильский и Роттердамский филармонические, Симфонический оркестр Осло, Национальный оркестр Бельгии, оркестр Романской Швейцарии, Люцернский симфонический и Европейский камерный.

    В 2010 году Нью-Йоркский филармонический оркестр представил публике свой 15000-й концерт – рубеж, который не удавалось преодолеть ни одному из когда-либо существовавших симфонических оркестров. Дирижировал Валерий Гергиев, солировал Денис Мацуев. Тесные творческие контакты связывают Мацуева с выдающимися дирижерами современности – среди них Юрий Темирканов, Марис Янсонс, Антонио Паппано, Шарль Дютуа, Владимир Федосеев, Михаил Плетнев, Леонард Слаткин, Иван Фишер, Мюнг-Вун Чунг, Юкка-Пекка Сарасте, Манфред Хонек. Мацуев – частый гость на таких фестивалях, как Эдинбургский (Великобритания), Шлезвиг-Гольштейнский (Германия), фестиваль в Вербье (Швейцария), в Равинии (США), «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге (Россия), Люцернский (Швейцария), Брукнеровский (Австрия), Фестиваль Балтийского моря (Швеция), Фортепианный фестиваль в Руре (Германия) и «Флорентийский музыкальный май» (Италия).

    Несмотря на востребованность за рубежом, Мацуев считает приоритетом развитие филармонического искусства в регионах России и значительную долю концертных программ представляет на родине, ежегодно посещая с концертами более 30 городов, от Калининграда до Владивостока. Активно сотрудничает с региональными оркестрами. Проводит фестивали в Казани, Перми, Оренбурге, Челябинске и других российских городах: с 2004 года – «Звезды на Байкале» в Иркутске, с 2005 года – Crescendo в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Калининграде, Пскове, Тель-Авиве, Париже и Нью-Йорке. В 2010 году вошел в состав руководителей Фестиваля искусств города Анси (Франция). В 2012 стал художественным директором Международного фестиваля и конкурса молодых пианистов Astana Piano Passion. Весной 2016 года в Москве впервые прошел Международный конкурс молодых пианистов Grand piano competition. Денис Мацуев, которому принадлежит идея конкурса, возглавил оргкомитет конкурса и стал его художественным руководителем.

    Особая ответственность музыканта – работа с Межрегиональным благотворительным фондом «Новые имена», воспитанником, а в настоящее время Президентом которого он является. Фонд за свою более чем двадцатипятилетнюю историю воспитал несколько поколений артистов и продолжает расширять свою деятельность в области поддержки талантливых детей. Всероссийская программа «Новые имена – регионам России» ежегодно проходит более чем в 20 городах нашей страны.

    Денис Мацуев – Арт-директор Фонда имени Рахманинова. В 2006 году вошел в состав Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации, был удостоен звания «Заслуженный артист России». В 2010 году был награжден Премией имени Шостаковича, стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства. В 2011 году был удостоен звания «Народный артист России», стал Почетным профессором МГУ имени Ломоносова. В 2012 году возглавил Общественный совет при Министерстве культуры РФ. В 2014 году выступил на церемонии закрытия XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи, стал Послом доброй воли ЮНЕСКО.

    Российский национальный молодёжный симфонический оркестр

    Российский национальный молодежный симфонический оркестр (РНМСО) — уникальный музыкальный коллектив и крупнейший молодежный проект в области оркестровой культуры. Сто молодых исполнителей из двадцати регионов страны стали участниками программы «Национальный молодежный симфонический оркестр — Симфоническая академия», созданной в рамках национального проекта «Культура» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина и стартовавшей в 2018 году при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства культуры Российской Федерации. 

    Действуя на постоянной основе, оркестр сочетает в творчестве и работе российские музыкальные традиции и мировой опыт и решает сразу три принципиальные задачи — художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов. 

    Первый состав оркестра набран по результатам Всероссийского конкурса оркестровых исполнителей, проведенного Московской филармонией летом 2018 года. В конкурсе приняли участие более 360 молодых музыкантов. Те из них, кто не прошел отбор, но получил рекомендацию членов жюри, стали участниками стажерской группы РНМСО. По уставу в оркестре работают музыканты от 22 до 28 лет. Нижняя возрастная граница значительно выше, чем принято в других молодежных оркестрах, где иногда играют дети, начиная с 12 лет. В РНМСО приглашаются старшекурсники, ведь они должны сочетать учебу и работу. Оркестр, таким образом, одновременно стабилен и мобилен, он действует как концертный коллектив и первая в стране симфоническая академия.

    В России, где старые оркестровые традиции не раз прерывались, а новые формировались иногда не благодаря, а вопреки, где молодых музыкантов готовят к сольным карьерам, но 95% из них приходят в оркестры, а разница между лучшими и рядовыми коллективами огромна, симфоническая академия — это уникальная образовательная платформа, которая дает молодым исполнителям возможность профессионального роста и одновременной вовлеченности в актуальный художественный процесс.

    С молодыми музыкантами РНМСО выступают и занимаются дирижеры мирового уровня (Валерий Гергиев, Василий Петренко, Михаил Юровский, Александр Лазарев, Александр Сладковский), концертмейстеры лучших оркестров России и Европы (в том числе, в сезоне 2018/19 — оркестра Консертгебау), специалисты по ансамблевому мастерству и оркестровым трудностям (по учебной литературе издательства Schott Music), историческим исполнительским стилям (в 2018 году над французским репертуаром с оркестром работает мировая звезда аутентичного исполнительства Жан-Кристоф Спинози). Таким образом, РНМСО становится оркестром, придерживающимся мировых стандартов, — универсальным симфоническим коллективом, свободно ориентирующимся в стилистическом разнообразии музыки, владеющим широким репертуаром и разделяющим с публикой свободу и профессионализм ансамблевой игры, кругозора и творчества.

    Академическая программа оркестра, предполагающая занятия оркестровым мастерством со специально приглашенными музыкантами, выстроена так, что выпускники РНМСО становятся высококлассными специалистами, готовыми работать на большой оркестровой сцене, в лучших симфонических оркестрах страны.

    Просветительская роль оркестра необычна для традиционной оркестровой культуры — молодежный оркестр намеренно привлекает в мир музыки молодую аудиторию, полагая, что есть вещи (искусство как эмоциональный и интеллектуальный опыт — не исключение), в которых сверстники иногда лучше поймут друг друга, чем разделенные культурными барьерами поколения.

    Сегодня РНМСО видит себя юным, но художественно самостоятельным, амбициозным и профессионально ответственным ансамблем, активным участником российской художественной жизни, творческой лабораторией и интересным собеседником. То есть одним из таких оркестров, которые с легкой руки Федерико Феллини принято называть «моделью общества». Но, перефразируя классиков авангарда, однажды предъявивших претензии Бетховену, РНМСО готов уточнить: Феллини ошибался. Не в том, как точно рассмотрел в устройстве и привычках симфонического оркестра черты социума и предсказал его непростые изменения (наблюдения Феллини горьки и ироничны), но в том, как может выглядеть горизонт прогноза. Сегодня оркестр, такой как РНМСО, — это не только и не столько модель, сколько уникальное человеческое и профессиональное сообщество, способное менять если не общество в целом, то как минимум его опыт, атмосферу. РНМСО уже сейчас меняет настоящее своих музыкантов и предлагает им участвовать в художественной жизни на равных с артистами ведущих коллективов. РНМСО меняет будущее российской оркестровой сцены: выпускники симфонической Академии — это будущая элита симфонического искусства, его кадровый резерв. РНМСО, наконец, меняет настоящее и будущее публики, филармоний и концертных залов: люди, способные загораться творчеством и заражать своим чувством сверстников, не только играют специальные студенческие концерты и программы, но приводят за собой в академические залы новую публику, просвещая общество и друг друга, и делая искусство живым.

    РНМСО намерен влиться в международное движение молодежных оркестров. Во всем мире и в России их много, они разные, среди них есть знаменитые и временные, большие и камерные, пользующиеся мощной финансовой поддержкой и независимые, стандартные и необычные, такие как, например, старейший юношеский оркестр Европы — Молодежный оркестр Уэльса, существующий с 1946 года, или единственный независимый ни от государственного, ни от частного финансирования, Молодежный оркестр Густава Малера, образованный в 1986 году Клаудио Аббадо и впервые включивший молодых музыкантов из бывшего социалистического лагеря в общий европейский профессиональный контекст, или сборный молодежный оркестр Евросоюза, или Таиландский молодежный оркестр, играющий музыку своего короля. Но большинство таких оркестров работают по сессионному принципу, на каникулах, в праздники, во время фестивалей или по особому случаю. Принцип РНМСО — круглогодичная концертная деятельность и образование. Он необычен, но также ориентирован на достижения музыкальной традиции и истории, менявшей облик и роль симфонических оркестров в жизни.

    Симфонический оркестр сегодня — это унифицированная, профессионально детализированная и по-человечески индивидуальная система — уникальный ансамбль инструментов и людей со своими характерами и опытом, способных к совместности, ансамблевому взаимодействию, вниманию к своему и чужому взгляду и голосу, к радости совместного творчества и коммуникации с залом и публикой. РНМСО разделяет современные ансамблевые идеалы с цивилизованным симфоническим миром, заново утверждая живую ценность оркестрового дела.

    РНМСО и куратор оркестра Московская филармония, предоставляющая ему в числе прочего одну из лучших по оснащенности в России репетиционных баз в здании «Филармонии-2», полагают, что оркестровая музыка — явление не музейное, но всегда настроенное на современность и чуткое к ней. И хотя оркестровые принципы, сами формы оркестра менялись и меняются в соответствии с духом времени, идеями, политикой, погодой, эстетикой и практикой эпох, а музыкальные открытия всегда провоцировали изменения во внутренней и внешней жизни оркестров, сами оркестры, в свою очередь, всегда меняли и продолжают менять и музыку, и жизнь, и взаимоотношения людей.

    Даниэль Райскин

    Сын известного российского музыковеда, Даниэль Райскин получил всестороннее музыкальное образование в Санкт-Петербурге, Амстердаме и Фрайбурге. Как дирижёр совершенствовался на мастер-классах выдающихся музыкантов — Мариса Янсонса, Неэме Ярви, Милана Хорвата, Вольдемара Нельсона и Йормы Панулы. 

    Даниэль Райскин выступал на сценах крупнейших залов мира, среди которых Берлинская филармония и берлинский Концертхаус, венский Музикферайн, зальцбургские Моцартеум и Фестшпильхаус, Кёльнская и Мюнхенская филармонии, амстердамский Консертгебау, Санкт-Петербургская филармония, Концертный зал имени П. И. Чайковского, нью-йоркский Линкольн-центр и Театро Колон в Буэнос-Айресе.

    В 2003—2005 годах Даниэль Райскин был первым приглашённым дирижёром Уральского академического филармонического оркестра. С 2005 по 2016 год возглавлял Государственный симфонический оркестр Рейнской филармонии в Кобленце. С 2008 по 2015 год был также главным дирижёром Филармонического оркестра г. Лодзь имени А. Рубинштейна (Польша). С сезона 2017/18 он — главный приглашённый дирижёр Симфонического оркестра Тенерифе и Филармонического оркестра Белграда, а также артистический партнёр камерного оркестра St. Michael Strings в Финляндии. Начиная с сезона 2018/19 Даниэль Райскин займёт пост музыкального директора Симфонического оркестра Виннипега. 

    Маэстро приглашают к сотрудничеству оркестры всего мира, в том числе оркестр Мариинского театра, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Венский симфонический, оркестр зальцбургского Моцартеума, Тонкюнстлероркестр, Бетховенский оркестр Бонна, оркестры Северогерманского радио, Вeймарской государственной капеллы, Штутгарта, Дюcсельдорфа, Франкфурта, Майнца, Вюртемберга, Ройтлингена, Лиона, Марселя, Мальмё, Копенгагена, Оденсе, Норвежского радио, Нидерландский симфонический, Национальный оркестр Бельгии, филармонические оркестры Варшавы и Кракова, оркестр Пражского радио, Филармонический оркестр Загреба, Национальный оркестр Латвии, Национальный оркестр Ирландии, Афинский государственный симфонический оркестр, Филармонический оркестр Осаки, оркестры Тайваня, Гонконга, ЮАР, Аргентины, Мексики и Чили. 

    Как оперный дирижёр Даниэль Райскин неоднократно привлекал к себе внимание критики, в том числе успешными постановками опер «Дон Жуан» Моцарта на Оперном фестивале в австрийском Санкт-Маргаретене, «Кармен» Бизе для нидерландской компании Opera Zuid (режиссёр — Каликсто Биейто) и Государственного театра Кобленца (Германия), где он также дирижировал оперой «Нос» Шостаковича. 

    Маэстро сотрудничал со многими известными музыкантами, среди которых Коля Блахер, Штефан Владар, Алексей Володин, Альбан Герхардт, Вадим Глузман, Мидори Гото, Наталия Гутман, Кари Криикку, Ланг Ланг, Франсуа Лелё, Ян Лисецкий, Алексей Любимов, Миша Майский, Шломо Минц, Олли Мустонен, Даниэль Мюллер-Шотт, Герхард Опиц, Энрико Паче, Иво Погорелич, Юлиан Рахлин, Вадим Репин, Дмитрий Ситковецкий, Акико Суванаи, Мартин Фрост, Беньямин Шмид и Жанин Янсен. 

    Сделанные дирижёром записи всех симфоний Брамса, Четвёртой симфонии Шостаковича и Третьей симфонии Малера (с Государственным симфоническим оркестром Рейнской филармонии) получили высокую оценку специалистов, а диск с виолончельными концертами Корнгольда, Блоха и Гольдшмидта с тем же коллективом и Джулианом Штекелем в 2012 году завоевал премию Echo Klassik. Также маэстро осуществил записи сочинений Гайдна, Дворжака, Мендельсона, Шумана, Шимановского, Бузони, В. Лютославского, А. Тансмана (первая запись оратории «Пророк Исайя» и «Псалмов») и Л. Гласса. Последние релизы Даниэля Райскина — Второй скрипичный концерт Венявского и Шотландская фантазия Бруха (с Филармоническим оркестром Штутгарта и Янушем Вавровским) и диск с Пятой симфонией и Фантазией для фортепиано с оркестром Л. Гласса (с Государственным симфоническим оркестром Рейнской филармонии и Марианной Ширинян), недавно удостоенный приза Датского радио «Лучшая запись датской классики». 

    Среди выступлений дирижёра в текущем сезоне — концерты с Национальным симфоническим оркестром Эстонии, Симфоническим оркестром Исландии, филармоническими оркестрами Фрайбурга, Йены, Вроцлава и Братиславы, Orquesta Clásica Santa Caecilia (Мадрид), Городским оркестром Миккели, оркестром Словенского радио и телевидения, Македонским филармоническим, Шведским камерным оркестром, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии и Новосибирским симфоническим оркестром.