Рахманиновские дни. Денис Мацуев, Российский национальный молодёжный симфонический оркестр, Даниэль Райскин : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Рахманиновские дни.
    Денис Мацуев,
    Российский национальный
    молодёжный симфонический оркестр,
    Даниэль Райскин

    31 марта 2019

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    В программе:
    Рахманинов
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром до минор, соч. 18 (Оркестровка автора)
    Скерцо для оркестра
    Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 43

    На этот концерт все билеты проданы.

    12+

    Дорогие слушатели — гости Концертного зала имени С. В. Рахманинова!

    В первый день фестиваля «Рахманиновские дни» мы запускаем виртуальную игру о жизни и творчестве Сергея Рахманинова. Московская филармония и платформа городских квестов City Stories разработали оригинальный сценарий и вписали его в пространство фойе «Филармонии-2». 

    Приглашаем вас совершить интеллектуальное путешествие в мир великого русского композитора! 

    Если у вас возникнут вопросы по прохождению квеста – обращайтесь к администраторам, они вам помогут. Мы будем рады обратной связи, вашим отзывам и публикациям в социальных сетях. 



    Денис Мацуев

    Родился в 1975 году в Иркутске в семье музыкантов. В 1990 году переехал в Москву и поступил в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. В 1991 году стал лауреатом Международного благотворительного общественного фонда «Новые имена», благодаря чему посетил с концертами более 40 стран. В 1993 году поступил в Московскую консерваторию, где его учителями были Алексей Наседкин и Сергей Доренский. Известность Мацуеву принесла победа на XI Международном конкурсе имени Чайковского в 1998 году.

    Денис Мацуев – солист Московской филармонии с 1995 года. С 2004 года он представляет ежегодный абонемент «Солист Денис Мацуев» – один из бестселлеров среди филармонических абонементов, где выступают ведущие оркестры и дирижеры России и зарубежья. В концертах последних сезонов участвовали Симфонический оркестр Артуро Тосканини и Лорин Маазель, Симфонический оркестр Мариинского театра и Валерий Гергиев, оркестр «Флорентийский музыкальный май» и Зубин Мета, Российский национальный оркестр и дирижеры Семен Бычков, Джанандреа Нозеда, Пааво Ярви, Национальный филармонический оркестр России и Владимир Спиваков.

    Весной 2007 года благодаря сотрудничеству Дениса Мацуева и Александра Рахманинова увидел свет сольный альбом «Неизвестный Рахманинов». Запись сочинений Рахманинова была сделана на рояле композитора на его вилле «Сенар» в Люцерне. Выступление пианиста с сольной программой в Карнеги-холле в Нью-Йорке выпущено на CD компанией Sony Music в 2008 году. В 2013 вышел диск с записью Второго фортепианного концерта Рахманинова и Рапсодии в стиле блюз Гершвина, сделанной с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Алана Гилберта. Диск «Фортепианные концерты Чайковского №№1 и 2» признан «Альбомом месяца» журналом Gramophone в апреле 2014 года. 

    Среди партнеров Дениса Мацуева по сцене – коллективы США (Нью-Йоркский филармонический, оркестры Чикаго, Филадельфии, Питтсбурга), Германии (оркестры Берлинской филармонии, Баварского радио, Западногерманского радио, лейпцигский Гевандхаус), Франции (Национальный оркестр, Оркестр де Пари и Филармонический оркестр Радио Франс), Великобритании (оркестр Би-Би-Си, Лондонский симфонический, Лондонский филармонический, Королевский филармонический и «Филармония»), амстердамский Консертгебау, Симфонический оркестр Монреаля, Оркестр театра Ла Скала, Национальный оркестр Академии Санта-Чечилия, Венский симфонический, Израильский и Роттердамский филармонические, Симфонический оркестр Осло, Национальный оркестр Бельгии, оркестр Романской Швейцарии, Люцернский симфонический и Европейский камерный.

    В 2010 году Нью-Йоркский филармонический оркестр представил публике свой 15000-й концерт – рубеж, который не удавалось преодолеть ни одному из когда-либо существовавших симфонических оркестров. Дирижировал Валерий Гергиев, солировал Денис Мацуев. Тесные творческие контакты связывают Мацуева с выдающимися дирижерами современности – среди них Юрий Темирканов, Марис Янсонс, Антонио Паппано, Шарль Дютуа, Владимир Федосеев, Михаил Плетнев, Леонард Слаткин, Иван Фишер, Мюнг-Вун Чунг, Юкка-Пекка Сарасте, Манфред Хонек. Мацуев – частый гость на таких фестивалях, как Эдинбургский (Великобритания), Шлезвиг-Гольштейнский (Германия), фестиваль в Вербье (Швейцария), в Равинии (США), «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге (Россия), Люцернский (Швейцария), Брукнеровский (Австрия), Фестиваль Балтийского моря (Швеция), Фортепианный фестиваль в Руре (Германия) и «Флорентийский музыкальный май» (Италия).

    Несмотря на востребованность за рубежом, Мацуев считает приоритетом развитие филармонического искусства в регионах России и значительную долю концертных программ представляет на родине, ежегодно посещая с концертами более 30 городов, от Калининграда до Владивостока. Активно сотрудничает с региональными оркестрами. Проводит фестивали в Казани, Перми, Оренбурге, Челябинске и других российских городах: с 2004 года – «Звезды на Байкале» в Иркутске, с 2005 года – Crescendo в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Калининграде, Пскове, Тель-Авиве, Париже и Нью-Йорке. В 2010 году вошел в состав руководителей Фестиваля искусств города Анси (Франция). В 2012 стал художественным директором Международного фестиваля и конкурса молодых пианистов Astana Piano Passion. Весной 2016 года в Москве впервые прошел Международный конкурс молодых пианистов Grand piano competition. Денис Мацуев, которому принадлежит идея конкурса, возглавил оргкомитет конкурса и стал его художественным руководителем.

    Особая ответственность музыканта – работа с Межрегиональным благотворительным фондом «Новые имена», воспитанником, а в настоящее время Президентом которого он является. Фонд за свою более чем двадцатипятилетнюю историю воспитал несколько поколений артистов и продолжает расширять свою деятельность в области поддержки талантливых детей. Всероссийская программа «Новые имена – регионам России» ежегодно проходит более чем в 20 городах нашей страны.

    Денис Мацуев – Арт-директор Фонда имени Рахманинова. В 2006 году вошел в состав Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации, был удостоен звания «Заслуженный артист России». В 2010 году был награжден Премией имени Шостаковича, стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства. В 2011 году был удостоен звания «Народный артист России», стал Почетным профессором МГУ имени Ломоносова. В 2012 году возглавил Общественный совет при Министерстве культуры РФ. В 2014 году выступил на церемонии закрытия XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи, стал Послом доброй воли ЮНЕСКО.

    Российский национальный молодёжный симфонический оркестр

    Российский национальный молодежный симфонический оркестр (РНМСО) — уникальный музыкальный коллектив и крупнейший молодежный проект в области оркестровой культуры. Сто молодых исполнителей из двадцати регионов страны стали участниками программы «Национальный молодежный симфонический оркестр — Симфоническая академия», созданной в рамках национального проекта «Культура» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина и стартовавшей в 2018 году при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства культуры Российской Федерации. 

    Действуя на постоянной основе, оркестр сочетает в творчестве и работе российские музыкальные традиции и мировой опыт и решает сразу три принципиальные задачи — художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов. 

    Первый состав оркестра набран по результатам Всероссийского конкурса оркестровых исполнителей, проведенного Московской филармонией летом 2018 года. В конкурсе приняли участие более 360 молодых музыкантов. Те из них, кто не прошел отбор, но получил рекомендацию членов жюри, стали участниками стажерской группы РНМСО. По уставу в оркестре работают музыканты от 22 до 28 лет. Нижняя возрастная граница значительно выше, чем принято в других молодежных оркестрах, где иногда играют дети, начиная с 12 лет. В РНМСО приглашаются старшекурсники, ведь они должны сочетать учебу и работу. Оркестр, таким образом, одновременно стабилен и мобилен, он действует как концертный коллектив и первая в стране симфоническая академия.

    В России, где старые оркестровые традиции не раз прерывались, а новые формировались иногда не благодаря, а вопреки, где молодых музыкантов готовят к сольным карьерам, но 95% из них приходят в оркестры, а разница между лучшими и рядовыми коллективами огромна, симфоническая академия — это уникальная образовательная платформа, которая дает молодым исполнителям возможность профессионального роста и одновременной вовлеченности в актуальный художественный процесс.

    С молодыми музыкантами РНМСО выступают и занимаются дирижеры мирового уровня (Валерий Гергиев, Василий Петренко, Михаил Юровский, Александр Лазарев, Александр Сладковский), концертмейстеры лучших оркестров России и Европы (в том числе, в сезоне 2018/19 — оркестра Консертгебау), специалисты по ансамблевому мастерству и оркестровым трудностям (по учебной литературе издательства Schott Music), историческим исполнительским стилям (в 2018 году над французским репертуаром с оркестром работает мировая звезда аутентичного исполнительства Жан-Кристоф Спинози). Таким образом, РНМСО становится оркестром, придерживающимся мировых стандартов, — универсальным симфоническим коллективом, свободно ориентирующимся в стилистическом разнообразии музыки, владеющим широким репертуаром и разделяющим с публикой свободу и профессионализм ансамблевой игры, кругозора и творчества.

    Академическая программа оркестра, предполагающая занятия оркестровым мастерством со специально приглашенными музыкантами, выстроена так, что выпускники РНМСО становятся высококлассными специалистами, готовыми работать на большой оркестровой сцене, в лучших симфонических оркестрах страны.

    Просветительская роль оркестра необычна для традиционной оркестровой культуры — молодежный оркестр намеренно привлекает в мир музыки молодую аудиторию, полагая, что есть вещи (искусство как эмоциональный и интеллектуальный опыт — не исключение), в которых сверстники иногда лучше поймут друг друга, чем разделенные культурными барьерами поколения.

    Сегодня РНМСО видит себя юным, но художественно самостоятельным, амбициозным и профессионально ответственным ансамблем, активным участником российской художественной жизни, творческой лабораторией и интересным собеседником. То есть одним из таких оркестров, которые с легкой руки Федерико Феллини принято называть «моделью общества». Но, перефразируя классиков авангарда, однажды предъявивших претензии Бетховену, РНМСО готов уточнить: Феллини ошибался. Не в том, как точно рассмотрел в устройстве и привычках симфонического оркестра черты социума и предсказал его непростые изменения (наблюдения Феллини горьки и ироничны), но в том, как может выглядеть горизонт прогноза. Сегодня оркестр, такой как РНМСО, — это не только и не столько модель, сколько уникальное человеческое и профессиональное сообщество, способное менять если не общество в целом, то как минимум его опыт, атмосферу. РНМСО уже сейчас меняет настоящее своих музыкантов и предлагает им участвовать в художественной жизни на равных с артистами ведущих коллективов. РНМСО меняет будущее российской оркестровой сцены: выпускники симфонической Академии — это будущая элита симфонического искусства, его кадровый резерв. РНМСО, наконец, меняет настоящее и будущее публики, филармоний и концертных залов: люди, способные загораться творчеством и заражать своим чувством сверстников, не только играют специальные студенческие концерты и программы, но приводят за собой в академические залы новую публику, просвещая общество и друг друга, и делая искусство живым.

    РНМСО намерен влиться в международное движение молодежных оркестров. Во всем мире и в России их много, они разные, среди них есть знаменитые и временные, большие и камерные, пользующиеся мощной финансовой поддержкой и независимые, стандартные и необычные, такие как, например, старейший юношеский оркестр Европы — Молодежный оркестр Уэльса, существующий с 1946 года, или единственный независимый ни от государственного, ни от частного финансирования, Молодежный оркестр Густава Малера, образованный в 1986 году Клаудио Аббадо и впервые включивший молодых музыкантов из бывшего социалистического лагеря в общий европейский профессиональный контекст, или сборный молодежный оркестр Евросоюза, или Таиландский молодежный оркестр, играющий музыку своего короля. Но большинство таких оркестров работают по сессионному принципу, на каникулах, в праздники, во время фестивалей или по особому случаю. Принцип РНМСО — круглогодичная концертная деятельность и образование. Он необычен, но также ориентирован на достижения музыкальной традиции и истории, менявшей облик и роль симфонических оркестров в жизни.

    Симфонический оркестр сегодня — это унифицированная, профессионально детализированная и по-человечески индивидуальная система — уникальный ансамбль инструментов и людей со своими характерами и опытом, способных к совместности, ансамблевому взаимодействию, вниманию к своему и чужому взгляду и голосу, к радости совместного творчества и коммуникации с залом и публикой. РНМСО разделяет современные ансамблевые идеалы с цивилизованным симфоническим миром, заново утверждая живую ценность оркестрового дела.

    РНМСО и куратор оркестра Московская филармония, предоставляющая ему в числе прочего одну из лучших по оснащенности в России репетиционных баз в здании «Филармонии-2», полагают, что оркестровая музыка — явление не музейное, но всегда настроенное на современность и чуткое к ней. И хотя оркестровые принципы, сами формы оркестра менялись и меняются в соответствии с духом времени, идеями, политикой, погодой, эстетикой и практикой эпох, а музыкальные открытия всегда провоцировали изменения во внутренней и внешней жизни оркестров, сами оркестры, в свою очередь, всегда меняли и продолжают менять и музыку, и жизнь, и взаимоотношения людей.

    Даниэль Райскин

    Даниэль Райскин родился в 1970 году в Ленинграде в семье известного музыковеда Иосифа Райскина. Учился в Ленинградской консерватории по классам альта и дирижирования. Занимался у известного дирижера Льва Савича, брал уроки у Мариса Янсонса, Неэме Ярви, Милана Хорвата, Вольдемара Нельсона, Йормы Панулы. В начале 1990-х продолжил обучение в Амстердаме и Фрайбурге. Войдя в число ведущих альтистов Европы, предпочел карьеру дирижера и вскоре был признан одним из самых многообещающих европейских дирижеров нового поколения. Сегодня он выступает в крупнейших залах мира, среди которых Берлинская филармония и берлинский Концертхаус, венский Музикферайн, зальцбургские Моцартеум и Фестшпильхаус, Кёльнская и Мюнхенская филармонии, амстердамский Консертгебау, Санкт-Петербургская филармония, Концертный зал имени Чайковского, нью-йоркский Линкольн-центр и Театр Колон в Буэнос-Айресе.

    В 2005–2016 гг. Райскин был главным дирижером Госоркестра Рейнской филармонии в Кобленце (Германия), в 2008–2015 – Филармонического оркестра имени Артура Рубинштейна в Лодзи (Польша). С сезона 2017/18 – главный приглашенный дирижер Филармонического оркестра Белграда, Симфонического оркестра Тенерифе (Испания), постоянный партнер камерного оркестра St. Michael Strings в Миккели (Финляндия). Как приглашенный дирижер выступает с оркестрами Германии, Франции, Польши, Австрии, Нидерландов, Бельгии, Испании, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Хорватии, Греции, Эстонии, Швеции, Дании, Исландии, Израиля, Японии, Китая, Тайваня, Гонконга, Мексики, Аргентины, США. Дирижировал оркестром Мариинского театра, Госоркестром России имени Е.Ф. Светланова, оркестром Московской филармонии, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Уральским филармоническим, Новосибирским симфоническим.

    Райскин владеет широким репертуаром, регулярно включает в программы сочинения современных композиторов и редко звучащие произведения. Пресса отмечает умение дирижера мгновенно устанавливать контакт с оркестрантами, нередко называет его идеальным аккомпаниатором. Партнеры Даниэля Райскина – пианисты Алексей Володин, Алексей Любимов, Ланг Ланг, Стивен Осборн, Иво Погорелич, Энрико Паче, Петер Яблонски, Штефан Владар, Олли Мустонен; скрипачи Вадим Репин, Юлиан Рахлин, Дмитрий Ситковецкий, Шломо Минц, Жанин Янсен, Гото Мидори, Коля Блахер, Вадим Глузман; виолончелисты Наталия Гутман, Миша Майский, Альбан Герхардт, Бенджамин Шмидт, Даниэль Мюллер-Шотт, Юлиан Штекель; гобоист Франсуа Лелё, кларнетисты Мартин Фрост, Кари Крикку и многие другие выдающиеся солисты. За CD с записью виолончельных концертов Корнгольда, Блоха и Гольдшмидта (солист Юлиан Штекель) Райскин удостоен в 2012 году Echo Klassik Award – главной награды Германии в области академической музыки.

    Среди оперных постановок дирижера – «Кармен» Бизе в Opera Zuid в Маастрихте и в Театре Кобленца, «Нос» Шостаковича в Кобленце, «Дон Жуан» Моцарта на оперном фестивале Св. Маргариты в Австрии. В дискографии маэстро – более 20 CD с произведениями Гайдна, Мендельсона, Шумана, Бруха, Брамса, Дворжака, Малера, Венявского, Шимановского, Лютославского, Тансмана (первая запись оратории «Пророк Исайя» и «Псалмов»), Шостаковича, записанных на лейблах AVI, Dux, CPO, World Premiere Recordings, TwoPianists и др. В числе записей последних трех лет – Концерт № 2 для скрипки с оркестром Венявского и «Шотландская фантазия» Бруха с Филармоническим оркестром Штутгарта (солист Януш Вавровский), Третья симфония Малера с оркестром Рейнской филармонии. С ним записаны также произведения датского композитора Луи Гласса, сочинения для фортепиано с оркестром Арама Хачатуряна (солист Степан Симонян). В 2019 году вышел альбом произведений Хачатуряна для виолончели с оркестром (солист – шведский виолончелист Торлейф Тедеен).

    Осенью 2018 года Даниэль Райскин занял пост музыкального руководителя Виннипегского симфонического оркестра (Канада). Помимо многочисленных концертов с этим коллективом, ангажементы сезона 2018/19 включают выступления с оркестрами Исландии, Финляндии, Нидерландов, Испании, Словакии, Чехии, Сербии, Польши, Македонии, а также дебют дирижера с Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии.

    «Даниэль Райскин – музыкант необыкновенно чуткий, тонкий, прекрасно владеющий искусством дирижирования; один из представителей советской дирижерской школы, продолжающий ее лучшие традиции» (Gramophone, 2012).

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Антон Павловский, Никита Абросимов,
    Дмитрий Майборода

    23.01.2019

    Гайдн Концерт №2 для виолончели с оркестром ре мажор, Hob.VIIb: 2

    В программе:
    Й. Гайдн
    Концерт №2 для виолончели с оркестром ре мажор, Hob.VIIb: 2
    Рахманинов
    Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 43
    Брамс
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 15

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Леонид Железный, Тимофей Владимиров

    28.02.2019

    Чайковский Пять пьес для скрипки с оркестром: Мелодия, «Размышление», Скерцо, «Меланхолическая серенада», Вальс-скерцо

    В программе:
    П. И. Чайковский
    Пять пьес для скрипки с оркестром: Мелодия, «Размышление», Скерцо, «Меланхолическая серенада», Вальс-скерцо
    Рахманинов
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром до минор, соч. 18

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Александр Рамм, Иван Почекин,
    Юрий Фаворин, Оркестр Московской филармонии,
    Димитрис Ботинис

    12.04.2019

    Чайковский Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, соч. 33

    В программе:
    П. И. Чайковский
    Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, соч. 33
    «Размышление», «Мелодия» и «Вальс-скерцо» для скрипки с оркестром
    Римский-Корсаков
    «Светлый праздник» – воскресная увертюра
    Рахманинов
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром до минор, соч. 18

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Оркестр Московской филармонии,
    Димитрис Ботинис, Александр Романовский

    17.11.2018

    Рахманинов Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 43

    В программе:
    Рахманинов
    Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 43
    «Остров мёртвых» – симфоническая поэма по картине А.Бёклина, соч. 29
    П. И. Чайковский
    Симфония № 5 ми минор, соч. 64

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Оркестр Московской филармонии,
    Юрий Симонов, Андрей Коробейников

    28.09.2018

    Рахманинов Концерт № 1 для фортепиано с оркестром фа-диез минор, соч. 1

    В программе:
    Рахманинов
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром фа-диез минор, соч. 1
    Симфония № 1 ре минор, соч. 13
    «Утёс» – симфоническая фантазия по стихотворению М.Лермонтова для оркестра, соч. 7

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Новосибирский академический
    симфонический оркестр, Томас Зандерлинг,
    Дмитрий Маслеев

    Режиссерская версия

    30.10.2018

    Римский-Корсаков Увертюра к опере «Царская невеста»

    В программе:
    Римский-Корсаков
    Увертюра к опере «Царская невеста»
    Рахманинов
    Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 43
    Симфония № 2 ми минор, соч. 27

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Большой симфонический оркестр
    имени П. И. Чайковского

    16.09.2018

    Рахманинов «Вокализ» (оркестровая редакция автора)

    В программе:
    Рахманинов
    «Вокализ» (оркестровая редакция автора)
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 30
    «Симфонические танцы» для оркестра, соч. 45

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Филипп Копачевский,
    Никита Лютиков, Дмитрий Смирнов

    06.12.2017

    Россини Интродукция, тема и вариации для кларнета с оркестром ми-бемоль мажор

    В программе:
    Россини
    Интродукция, тема и вариации для кларнета с оркестром ми-бемоль мажор
    Бернстайн
    Серенада для скрипки, струнного оркестра, арфы и ударных по прочтении «Пира» Платона
    Рахманинов
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром до минор, соч. 18

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Фестиваль искусств «Русская зима».
    Николай Луганский,
    Российский национальный оркестр,
    Александр Ведерников

    Режиссерская версия

    26.12.2017

    Рахманинов «Остров мёртвых» – симфоническая поэма по картине А.Бёклина, соч. 29

    В программе:
    Рахманинов
    «Остров мёртвых» – симфоническая поэма по картине А.Бёклина, соч. 29
    Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 43
    Равель
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (для левой руки) ре мажор
    «Вальс» – хореографическая поэма

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Рахманиновские дни.
    Госоркестр России
    имени Е.Ф.Светланова, Терье Миккельсен,
    Филипп Копачевский

    05.04.2018

    Рахманинов Концерт № 2 для фортепиано с оркестром до минор, соч. 18

    В программе:
    Рахманинов
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром до минор, соч. 18
    П. И. Чайковский
    Симфония № 5 ми минор, соч. 64