Российский национальный молодёжный симфонический оркестр, Жан-Кристоф Спинози : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Уважаемые слушатели, в продажу поступили абонементы сезона 2020-2021. Перейти к списку абонементов.

    Российский национальный молодёжный
    симфонический оркестр, Жан-Кристоф Спинози

    5 марта 2020, начало в 19:00

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    В программе:
    Равель
    «Вальс», хореографическая поэма
    Берлиоз
    Вальс из «Фантастической симфонии»
    Вебер
    «Приглашение к танцу» (оркестровка Берлиоза)
    Оффенбах
    Баркарола из оперы «Сказки Гофмана»
    Брамс
    Венгерские танцы № 1 и № 5
    И. Штраус-сын
    Быстрая полька «Да здравствуют мадьяры»
    Вальс «На прекрасном голубом Дунае»
    П. И. Чайковский
    Вальс цветов из музыки балета-феерии «Щелкунчик»
    Вальс-скерцо для скрипки с оркестром
    Гуно
    Вальс Джульетты из оперы «Ромео и Джульетта»
    Делиб
    Испанское болеро





    12+

    Купить билеты

    Каждый, кто видел за дирижерским пультом Жан-Кристофа Спинози, знает, что этот музыкант принадлежит стихии танца. Жесты маэстро наполнены танцевальной пластикой, изяществом и гибкостью, а мощная харизма делает его одним из самых темпераментных дирижеров поколения. Неудивительно, что новую программу с РНМСО он составил исключительно из танцевальной музыки: из романтического репертуара Спинози выбрал наиболее яркие, эффектные, виртуозные и любимые публикой симфонические танцы. 

    «Мы должны считать потерянным каждый день, в который не танцевали хотя бы раз», – говорил Ницше. И хотя почти никто из великих композиторов, чья музыка будет звучать, не танцевал сам, все они – Вебер, Берлиоз, Гуно, Делиб, Штраус, Чайковский, Брамс, Оффенбах и Равель – обладали магической властью над стихией танца и умели заключать ее в безупречную музыкальную форму. Благодаря Спинози и Молодежному оркестру перед слушателями в танцевальных ритмах пронесется весь XIX век. 

    Российский национальный молодежный симфонический оркестр – уникальный коллектив и крупнейший отечественный проект в области оркестровой культуры. Он объединил более 100 талантливых музыкантов в возрасте до 30 лет из 28 городов России. Всего за год активной работы РНМСО выступал под управлением таких выдающихся дирижеров, как Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Михаил Юровский, Александр Лазарев, Александр Сладковский, став неотъемлемой частью концертной жизни страны.

    Российский национальный молодёжный симфонический оркестр

    «Российский национальный молодежный симфонический оркестр – Симфоническая академия» – уникальный музыкальный коллектив и крупнейший молодежный проект в области оркестровой культуры. Он создан в сентябре 2018 года при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства культуры Российской Федерации и развивается в рамках национального проекта «Культура». В роли куратора проекта выступает Московская филармония.

    По итогам Первого Всероссийского конкурса молодых артистов оркестра РНМСО объединил 100 талантливых музыкантов в возрасте до 30 лет из 28 городов России; сегодня в коллективе 108 исполнителей. В своей творческой работе оркестр сочетает российские музыкальные традиции и мировой опыт, решая три принципиальные задачи – художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов. 

    Сегодня РНМСО – неотъемлемая часть концертной жизни страны: в свой первый сезон (2018/19) он провел 40 концертов, выступив в 13 российских городах – от Санкт-Петербурга до Иркутска, от Вологды до Нижнего Новгорода. Концерты посетили более 40000 слушателей. 

    Оркестр выступал под управлением выдающихся дирижеров: Валерия Гергиева, Владимира Федосеева, Михаила Юровского, Александра Сладковского и Жан-Кристофа Спинози. С коллективом играют Денис Мацуев, Юлиан Рахлин, Павел Милюков, Дмитрий Маслеев и целая плеяда талантливых молодых солистов, в том числе лауреаты XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского Сергей Догадин, Анастасия Кобекина, Александр Канторов, Константин Емельянов, Мао Фудзита и Кеннет Броберг. Концерты РНМСО проходят на двух главных сценах Московской филармонии, в Большом зале Московской консерватории, Большом и Малом залах Государственного Кремлевского дворца, концертном зале «Мариинский-2», на Красной площади в Москве, транслировались каналом Medici.tv. 

    В первый год своей творческой жизни РНМСО представил ряд крупных симфонических программ, принял участие в фестивалях «Звезды белых ночей» Мариинского театра, «Звезды на Байкале» Дениса Мацуева, «Рахманиновские дни», «Русская зима», а также в крупных культурных и общественных событиях, среди которых гала-открытие VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, церемония открытия Книжного фестиваля «Красная площадь», открытие XXXIX Международных Ганзейских дней Нового времени во Пскове. 

    Большое внимание Молодежный оркестр уделяет просветительским программам, особенно выступлениям в российских вузах. Первые концерты РНМСО состоялись именно в студенческих аудиториях ВГИКа и МГУ; оркестр выступал в старейших университетах России (в Санкт-Петербурге, Томске, Омске, Кемерове, Нижнем Новгороде, Красноярске, Перми, Вологде и Череповце). Оркестр принял участие в специальных проектах Московской филармонии «Мама, я меломан» и «Язык музыки». В просветительских концертах с оркестром выступают молодые дирижеры, лауреаты Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис и Алексей Рубин, а также музыковед и ведущий программ Ярослав Тимофеев. 

    Просветительская роль коллектива необычна для традиционной оркестровой культуры: РНМСО привлекает в мир музыки молодую аудиторию, полагая, что есть сферы, в которых сверстники лучше поймут друг друга, чем разделенные культурными барьерами поколения. В России, где старые оркестровые традиции не раз прерывались, где молодых музыкантов готовят к сольным карьерам, но 95% из них приходят в оркестры, – это уникальная образовательная платформа, которая дает молодым исполнителям возможность профессионального роста и одновременной вовлеченности в актуальный художественный процесс. 

    РНМСО с первых дней функционирует и как Симфоническая академия: творческие занятия и мастер-классы – неотъемлемая часть жизни коллектива. С молодыми музыкантами работают наставники из Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, Национального филармонического оркестра России, амстердамского оркестра Консертгебау, оркестров Большого и Мариинского театров, оркестра MusicAeterna и французского ансамбля Matheus. В рамках академии только за первый год музыканты прошли более 1400 часов занятий с педагогами и солистами лучших российских и зарубежных оркестров. Таким образом артисты РНМСО с первых лет приобщаются к мировым стандартам оркестрового исполнительства, учатся свободно ориентироваться в стилистическом разнообразии музыки и осваивают широкий репертуар. 

    Оркестр активно начал концертный сезон 2019/20, насыщенный новыми программами и встречами с выдающимися музыкантами. За пульт оркестра встанут Александр Лазарев, Юрий Симонов, Леонард Слаткин, Василий Петренко, Кристиан Ярви и другие известные дирижеры, в числе солистов – Денис Мацуев, Борис Березовский, Барри Дуглас, Николай Луганский, Сергей Крылов, Алина Ибрагимова, Максим Рысанов. Репертуар РНМСО пополнится симфониями Берлиоза, Вебера, Брамса, Дворжака, Чайковского, Малера, а также Девятой симфонией Бетховена, сочинениями Моцарта, Шумана, Респиги, Тарнопольского. В планах оркестра – выступления в городах России, гастроли в Беларуси и Германии, а также циклы камерных концертов «Игры в “классики”» и «Вокруг света с “Молодёжкой”».


    Жан-Кристоф Спинози

    Французский скрипач и дирижер Жан-Кристоф Спинози родился в 1964 году на Корсике. С детства обучался игре на скрипке, позже изучал дирижирование, искусство камерного музицирования. В 1991 году основал квартет Matheus, назвав его в честь своего старшего сына Матье; вскоре квартет стал лауреатом международного конкурса аутентичных ансамблей имени Вассенара в Амстердаме. В 1996 году квартет был преобразован в камерный ансамбль. Первый концерт ансамбля Matheus состоялся в Бресте (город на западе Франции), во дворце Le Quartz. С тех пор коллектив во главе со своим основателем объехал весь мир.

    Спинози – один из лидеров исторически информированного исполнительства, блестящий знаток и интерпретатор музыки барокко. В последнее десятилетие Спинози расширил репертуар, дирижируя операми Генделя, Гайдна, Моцарта, Россини, Бизе в театрах Парижа, Вены, городов Франции, Германии, других европейских стран. В репертуаре ансамбля Matheus появились сочинения Шостаковича, Крама, Пярта.

    Спинози выступал на главных концертных площадках Франции, в амстердамском Консертгебау, дортмундском Концертхаусе, Дворце изящных искусств в Брюсселе, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Ашер-холле в Эдинбурге, Зале Сметаны в Праге. Партнеры Спинози на сцене и в студии – выдающиеся исполнители, которые также стремятся вдохнуть новую жизнь в академическую музыку: Мари-Николь Лемье, Натали Дессей, Вероника Кангеми, Сара Мингардо, Дженнифер Лармор, Сандрин Пьо, Симона Кермес, Натали Штуцман, Марьяна Миянович, Лоренцо Регаццо, Маттиас Гёрне и другие.

    Яркими достижениями отмечено сотворчество Спинози с Филиппом Жарусски (в том числе трижды «золотой» альбом «Герои» с ариями из опер Вивальди, 2008), Маленой Эрнман (альбом Miroirs с сочинениями Баха, Шостаковича, Барбера, Бакри, 2014). С участием Чечилии Бартоли Спинози и ансамбль Matheus осуществили постановки опер Россини «Граф Ори» в Вене и Цюрихе, «Отелло» в Париже, «Итальянка в Алжире», «Золушка» и «Отелло» на Зальцбургском фестивале.

    В числе оркестров, с которыми сотрудничает Спинози, – Немецкий симфонический оркестр Берлина, оркестры Венской и Гамбургской оперы, Берлинского, Франкфуртского и Венского радио, Северогерманского радио в Ганновере, Оркестр де Пари, Филармонический оркестр Монте-Карло, Национальный оркестр Капитолия Тулузы, Новый японский филармонический, Симфонический оркестр Бирмингема, Королевский филармонический оркестр Стокгольма, Испанский национальный оркестр, оркестр Кастилии и Леона, Венский симфонический, оркестр зальцбургского Моцартеума, Шотландский камерный оркестр, Камерный оркестр фестиваля в Вербье.

    В театре Спинози работает с крупнейшими режиссерами и художниками, среди них Пьеррик Сорен («Пробный камень» Россини, 2007, Театр Шатле), Олег Кулик («Вечерня Пресвятой Девы Марии» Монтеверди, 2009, Театр Шатле), Клаус Гут («Мессия» Генделя, 2009, Театр ан дер Вин), Камель Уали («Роланд-паладин» Гайдна, 2012, Театр Шатле), Дамиано Микелетто («Золушка» Россини, 2014, Зальцбургский фестиваль), Патрис Корье и Моше Ляйзер («Отелло» и «Итальянка в Алжире» Россини, 2014, 2018, Зальцбургский фестиваль).

    В 2000-е Спинози первым в истории записал ряд произведений Вивальди. Среди них оперы «Истина в испытании» (2003), «Неистовый Роланд» (2004), «Гризельда» (2006) и «Верная нимфа» (2007), записанные на лейбле Naïve. Записи Спинози удостоены многочисленных наград: BBC Music Magazine Award (2006), Académie du disque lyrique («Лучший оперный дирижер 2007»), премий Diapason d'Or, Choc de l'année du Monde de la Musique, Grand Prix de l'Académie Charles Cros, Victoire de la Musique Classique, Premio internazionale del disco Antonio Vivaldi (Венеция), Prix Caecilia (Бельгия).

    Жан-Кристоф Спинози неоднократно выступал в концертах Московской филармонии. В 2014 году дирижер и ансамбль Matheus представили произведения Вивальди, Генделя и Телемана; в 2016 году – оперу Генделя «Ксеркс»; в 2017 – ораторию Генделя «Мессия». Спинози также неоднократно стоял за пультом Государственного камерного оркестра России (2016, 2017) и Российского национального молодежного симфонического оркестра (2019).

    Среди проектов маэстро последнего времени – выступления с ансамблем Les Violons du Roy и Мари-Николь Лемье, концертное исполнение «Кармен» Бизе (совместно с Симфоническим оркестром Кастилии и Леона) и постановка «Золушки» Россини в Королевской Шведской опере. В нынешнем сезоне Спинози представил оперы «Севильский цирюльник» и «Золушка» в Венской государственной опере, выступил с Немецким симфоническим оркестром Берлина, продолжил сотрудничество с Филармоническим оркестром Монте-Карло.

    Жан-Кристоф Спинози – кавалер французского ордена Искусств и изящной словесности (2006).

    Елена Таросян

    Елена Таросян – яркий музыкант молодого поколения, активная участница программ Московской филармонии. Родилась в 1993 году в Омске, игре на скрипке начала обучаться в возрасте пяти лет. С 2002 года училась в Музыкальном колледже при Новосибирской государственной консерватории имени Глинки (класс профессора Марины Кузиной-Койфман), с 2011 – в Московской государственной консерватории (класс профессора Эдуарда Грача). В настоящее время продолжает обучение в аспирантуре МГК.

    Победительница международных конкурсов в Клостер-Шёнтале (Германия), «Балтийское созвездие» в Санкт-Петербурге, «Искусство и образование XXI века», «Скрипка Севера» в Якутске (Гран-при), на острове Родос (Греция, Гран-при) и молодежных Дельфийских игр России в Твери; лауреат международных конкурсов имени Й. Сигети в Будапеште (IV премия), имени М. Лавриновича в Польше (II премия), имени А. Ямпольского (II премия) и имени Д. Ойстраха в Москве, имени Е. Мравинского в Санкт-Петербурге (II премия), во Владивостоке (II премия), Международного конкурса скрипачей Эдуарда Грача в Дубне. В октябре 2014 года выиграла Гран-при Международного конкурса скрипачей в Астане. 

    Елена Таросян – участница программы Московской филармонии «Молодые таланты». Выступала в Большом зале консерватории в сопровождении Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» и Академического оркестра русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова ВГТРК, в Концертном зале имени Чайковского – с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии и Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Светланова, неоднократно играла в филармонических залах с Камерным оркестром «Московия» под управлением Эдуарда Грача, дала сольный концерт в Камерном зале филармонии в рамках программы «Филармонический дебют».