Российский национальный молодёжный симфонический оркестр, Жан-Кристоф Спинози : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Уважаемые слушатели, информацию о процедуре возврата билетов на концерты,
отмененные в связи с объявленным в г. Москве запретом на проведение массовых мероприятий,
вы можете посмотреть здесь. Берегите себя и будьте здоровы!

    Российский национальный молодёжный
    симфонический оркестр, Жан-Кристоф Спинози

    5 марта 2020

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    В программе:
    Берлиоз
    Вальс из «Фантастической симфонии»
    Брамс
    Венгерский танец № 1
    Брамс
    Венгерский танец № 5
    П. И. Чайковский
    Вальс цветов из музыки балета-феерии «Щелкунчик»
    Вальс-скерцо для скрипки с оркестром
    И. Штраус-сын
    Быстрая полька «Да здравствуют мадьяры»
    Оффенбах
    Баркарола из оперы «Сказки Гофмана»
    Гуно
    Вальс Джульетты из оперы «Ромео и Джульетта»
    И. Штраус-сын
    Вальс «На прекрасном голубом Дунае»
    Делиб
    Испанское болеро
    Равель
    «Вальс», хореографическая поэма









    Обращаем ваше внимание, что в фойе Концертного зала состоится лекция Петра Климова «Вальсы, польки и крушение империй». Вход свободный при наличии билета на концерт, просьба предварительно зарегистрироваться.

    Начало лекции в 18:00.

    12+

    Каждый, кто видел за дирижерским пультом Жан-Кристофа Спинози, знает, что этот музыкант принадлежит стихии танца. Жесты маэстро наполнены танцевальной пластикой, изяществом и гибкостью, а мощная харизма делает его одним из самых темпераментных дирижеров поколения. Неудивительно, что новую программу с РНМСО он составил исключительно из танцевальной музыки: из романтического репертуара Спинози выбрал наиболее яркие, эффектные, виртуозные и любимые публикой симфонические танцы. 

    «Мы должны считать потерянным каждый день, в который не танцевали хотя бы раз», – говорил Ницше. И хотя почти никто из великих композиторов, чья музыка будет звучать, не танцевал сам, все они – Вебер, Берлиоз, Гуно, Делиб, Штраус, Чайковский, Брамс, Оффенбах и Равель – обладали магической властью над стихией танца и умели заключать ее в безупречную музыкальную форму. Благодаря Спинози и Молодежному оркестру перед слушателями в танцевальных ритмах пронесется весь XIX век. 

    Российский национальный молодежный симфонический оркестр – уникальный коллектив и крупнейший отечественный проект в области оркестровой культуры. Он объединил более 100 талантливых музыкантов в возрасте до 30 лет из 28 городов России. Всего за год активной работы РНМСО выступал под управлением таких выдающихся дирижеров, как Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Михаил Юровский, Александр Лазарев, Александр Сладковский, став неотъемлемой частью концертной жизни страны.

    Российский национальный молодёжный симфонический оркестр

    «Российский национальный молодежный симфонический оркестр – Симфоническая академия» – уникальный музыкальный коллектив и крупнейший молодежный проект в области отечественной оркестровой культуры. Он создан в сентябре 2018 года при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства культуры Российской Федерации и развивается в рамках национального проекта «Культура». В роли куратора проекта выступает Московская филармония. 

    В своей творческой работе оркестр сочетает российские музыкальные традиции и мировой опыт, решая три принципиальные задачи – художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов.

    В составе оркестра – 108 исполнителей из 42 регионов России. Проект предъявляет к участникам высокие требования: большой объем учебной, репетиционной и концертной работы, необходимость личностной и профессиональной самоотдачи, дисциплины, увлеченности. Для развития молодых музыкантов созданы беспрецедентные условия: прекрасная репетиционная база, насыщенная концертная жизнь, сотрудничество с лучшими дирижерами и солистами мира, занятия с концертмейстерами крупнейших оркестров и профессорами известных музыкальных вузов. 

    Важную роль в становлении участников проекта играет работа с выдающимися дирижерами, под руководством которых музыканты готовят и представляют публике концертные программы, охватывающие широкий круг эпох и стилей. Оркестр выступал под управлением Валерия Гергиева, Владимира Федосеева, Михаила Юровского, Александра Лазарева, Александра Сладковского и Жан-Кристофа Спинози. С коллективом играют Денис Мацуев, Юлиан Рахлин, Павел Милюков, Дмитрий Маслеев и целая плеяда талантливых молодых исполнителей, в том числе лауреаты XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского – Сергей Догадин, Анастасия Кобекина, Александр Канторов, Константин Емельянов, Мао Фудзита и Кеннет Броберг. Сотрудничество с известными солистами дает молодым артистам возможность овладевать искусством интерпретации и приобщает к высоким стандартам ансамблевой игры. 

    Сегодня РНМСО – неотъемлемая часть концертной жизни страны: за два сезона он провел 78 концертов, выступив в 20 российских городах – от Улан-Удэ до Пскова, от Ростова-на-Дону до Санкт-Петербурга. Выступления оркестра посетили десятки тысяч слушателей. Концерты РНМСО проходили на двух главных сценах Московской филармонии, в Большом зале Московской консерватории, Большом и Малом залах Государственного Кремлевского дворца, концертном зале «Мариинский-2», на Красной площади в Москве, транслировались каналом Medici.tv. В первый год своей творческой жизни РНМСО представил ряд крупных симфонических программ, принял участие в фестивалях «Звезды белых ночей» Мариинского театра, «Звезды на Байкале» Дениса Мацуева, «Рахманиновские дни», «Русская зима», а также в масштабных культурных и общественных событиях, среди которых гала-открытие VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, церемония открытия книжного фестиваля «Красная площадь», открытие XXXIX Международных Ганзейских дней Нового времени во Пскове. 

    Большое внимание оркестр уделяет просветительским программам, особенно выступлениям в российских вузах. Первые концерты РНМСО состоялись именно в студенческих аудиториях ВГИКа и МГУ; коллектив выступал в старейших университетах России (в Санкт-Петербурге, Томске, Омске, Кемерове, Нижнем Новгороде, Красноярске, Перми, Вологде и Череповце). Оркестр участвует в специальных проектах Московской филармонии «Мама, я меломан» и «Язык музыки». В просветительских концертах принимают участие молодые дирижеры, лауреаты Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис и Алексей Рубин, а также музыковед и ведущий программ Ярослав Тимофеев. РНМСО привлекает в мир музыки молодую аудиторию, так как сверстники часто лучше понимают друг друга, чем разделенные культурными барьерами поколения. 

    РНМСО с первых дней функционирует и как Симфоническая академия: творческие занятия и мастер-классы – неотъемлемая часть жизни коллектива. С музыкантами работают наставники из Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, Национального филармонического оркестра России, Российского национального оркестра, Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского, Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, оркестров Большого, Мариинского и Михайловского театров, оркестра musicAeterna, французского ансамбля Matheus, Королевского оркестра амстердамского Консертгебау, Филармонического оркестра Цюрихской оперы, Национального оркестра Капитолия Тулузы, Бостонского симфонического оркестра, Симфонического оркестра Баварского радио, Иерусалимского квартета, Университетов Бостона, Штутгарта, Граца, Лугано и Брюсселя. Таким образом артисты РНМСО с первых лет приобщаются к мировым стандартам оркестрового исполнительства, учатся свободно ориентироваться в стилистическом разнообразии музыки, получают мощный творческий стимул для реализации в профессии. 

    Сезон 2019/20 был насыщен новыми программами и встречами с выдающимися музыкантами. Оркестр выступал под управлением Александра Лазарева, Владимира Федосеева, Юрия Симонова, Александра Ведерникова, Жан-Кристофа Спинози, Кристиана Ярви, Томаса Зандерлинга, Александра Сладковского, Антонелло Манакорды, Валентина Урюпина, Александра Анисимова, Максима Емельянычева и других дирижеров. В сезоне 2020/21 музыкантов ждут встречи с такими мастерами, как Шарль Дютуа, Пинхас Цукерман, Томас Цетмайр, Василий Петренко, Юлиан Рахлин, Василий Синайский. В числе солистов, выступающих с оркестром и приглашенных к участию в предстоящих программах, – Денис Мацуев, Александр Канторов, Николай Луганский, Вадим Руденко, Александр Романовский, Филипп Копачевский, Вадим Репин, Джессика Пратт, Петр Бечала и многие другие. 

    Репертуар РНМСО пополняется симфониями Бетховена, Берлиоза, Вебера, Брамса, Дворжака, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Малера, сочинениями Моцарта, Глинки, Шумана, Вагнера, Рихарда Штрауса, Стравинского, Айвза, Респиги, Пярта, Тарнопольского, Райха, Циммермана и Адамса, крупнейших мастеров эпохи барокко. В афише сезона 2019/20 появились циклы камерных концертов солистов оркестра «Игры в “классики”» и «Вокруг света с “Молодежкой”». Оркестр начал программу по творческому обмену кадрами с филармониями Ульяновска и Ростова-на-Дону. 

    В 2020 году стартует ряд крупных европейских выступлений РНМСО. В конце ноября Молодежный оркестр участвует в мероприятиях в рамках «Русских сезонов» в Люксембурге и Франции (в Парижской филармонии), за дирижерский пульт встанет Валерий Гергиев, солисты – победители XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского Зенг Юнь (валторна, КНР), София Виланд (флейта), Александр Канторов (фортепиано, Франция) и Сергей Догадин (скрипка). В феврале 2021 года пройдут концерты оркестра под управлением Юлиана Рахлина в крупнейших залах Франкфурта (Альте Опер), Вены (Музикферайн) и Мюнхена (Геркулес-зал).


    Жан-Кристоф Спинози

    Французский скрипач и дирижер Жан-Кристоф Спинози родился в 1964 году на Корсике. С детства обучался игре на скрипке, позже изучал дирижирование, искусство камерного музицирования. В 1991 году основал квартет Matheus, назвав его в честь своего старшего сына Матье; вскоре квартет стал лауреатом международного конкурса аутентичных ансамблей имени Вассенара в Амстердаме. В 1996 году квартет был преобразован в камерный ансамбль. Первый концерт ансамбля Matheus состоялся во французском Бресте, в Национальном театре Le Quartz. С тех пор коллектив во главе со своим основателем объехал весь мир.

    Спинози – один из лидеров среди мастеров исторического исполнительства, блестящий знаток и интерпретатор музыки барокко. В последнее десятилетие маэстро расширил репертуар операми Генделя, Гайдна, Моцарта, Россини, Бизе, исполняя их в театрах Парижа, Вены, городов Франции, Германии, других европейских стран. В репертуаре ансамбля Matheus появились сочинения Шостаковича, Крама, Пярта. 

    Спинози выступал на главных концертных площадках Франции, в амстердамском Консертгебау, дортмундском Концертхаусе, Дворце изящных искусств в Брюсселе, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Ашер-холле в Эдинбурге, Зале Сметаны в Праге. Партнеры Спинози на сцене и в студии – выдающиеся исполнители, среди которых Мари-Николь Лемьё, Натали Дессей, Вероника Канхеми, Сара Мингардо, Дженнифер Лармор, Сандрин Пьо, Симона Кермес, Натали Штуцман, Марьяна Миянович, Лоренцо Регаццо, Маттиас Гёрне и другие. 

    Яркими достижениями отмечено сотворчество Спинози с Филиппом Жарусски (в том числе трижды «золотой» альбом «Герои» с ариями из опер Вивальди, 2008), Маленой Эрнман (альбом Miroirs с сочинениями Баха, Шостаковича, Барбера, Бакри, 2014). Не менее плодотворно сотрудничество с Чечилией Бартоли: совместные с ансамблем Matheus постановки опер Россини «Граф Ори» в Вене и Цюрихе, «Отелло» в Париже, «Итальянка в Алжире», «Золушка» и «Отелло» на Зальцбургском фестивале. 

    В числе оркестров, с которыми выступает дирижер, – Немецкий симфонический оркестр Берлина, оркестры Венской и Гамбургской оперы, Берлинского, Франкфуртского и Венского радио, Северогерманского радио (NDR) в Ганновере, Оркестр де Пари, Филармонический оркестр Монте-Карло, Национальный оркестр Капитолия Тулузы, Новый японский филармонический, Симфонический оркестр Бирмингема, Королевский филармонический оркестр Стокгольма, Испанский национальный оркестр, оркестр Кастилии и Леона, Венский симфонический, оркестр зальцбургского Моцартеума, Шотландский камерный оркестр, Камерный оркестр фестиваля в Вербье. 

    В театре Спинози работает с крупнейшими режиссерами и художниками, среди них Пьеррик Сорен («Пробный камень» Россини, 2007, Театр Шатле), Олег Кулик («Вечерня Пресвятой Девы Марии» Монтеверди, 2009, Театр Шатле), Клаус Гут («Мессия» Генделя, 2009, Театр ан дер Вин), Камель Уали («Роланд-паладин» Гайдна, 2012, Театр Шатле), Дамиано Микьелетто («Золушка» Россини, 2014, Зальцбургский фестиваль), Патрис Корье и Моше Ляйзер («Отелло» и «Итальянка в Алжире» Россини, 2014, 2018, Зальцбургский фестиваль). 

    В 2000-е годы Спинози первым в истории записал ряд произведений Вивальди. Среди них оперы «Истина в испытании» (2003), «Неистовый Роланд» (2004), «Гризельда» (2006) и «Верная нимфа» (2007), выпущенные под лейблом Naïve. Записи Спинози удостоены многочисленных наград: BBC Music Magazine Award (2006), Académie du disque lyrique («Лучший оперный дирижер 2007»), Diapason d'Or, Choc de l'année du Monde de la Musique, Гран-при Академии Шарля Кро, Victoire de la Musique Classique, Международная рекорд-премия имени Антонио Вивальди (Венеция), Prix Caecilia (Бельгия). 

    Жан-Кристоф Спинози регулярно участвует в концертах Московской филармонии. В 2014 году дирижер и ансамбль Matheus представили произведения Вивальди, Генделя и Телемана; в 2016 году – оперу Генделя «Ксеркс»; в 2017 – ораторию Генделя «Мессия», в 2019 – оперу Генделя «Ринальдо». Спинози также неоднократно стоял за пультом Государственного камерного оркестра России (2016, 2017, 2019), Российского национального молодежного симфонического оркестра (2019) и продолжает сотрудничество с обоими коллективами в сезоне 2019/20. 

    Среди проектов маэстро в минувших сезонах – выступления с ансамблем Les Violons du Roy и Мари-Николь Лемьё, концертное исполнение оперы «Кармен» Бизе (совместно с Симфоническим оркестром Кастилии и Леона) в Королевской опере Версаля и Культурном центре имени Делиба в Вальядолиде, «Золушка», «Итальянка в Алжире» и «Севильский цирюльник» Россини и «Кармен» Бизе в Венской государственной опере, «Ринальдо» Генделя в концертном исполнении в венском Театре ан дер Вин и Королевской опере Версаля и др. 

    В сезоне 2019/20 Спинози продолжает сотрудничать с престижными оркестрами и крупнейшими мировыми театрами: среди наиболее заметных ангажементов – открытие сезона в театре Колон в Буэнос-Айресе постановкой «Коронации Поппеи» Монтеверди, «Итальянка в Алжире» (концертное исполнение), Dixit Dominus Генделя, Gloria Вивальди, «Торжествующая Юдифь» Вивальди (в главной партии Мари-Николь Лемьё) в парижском Театре Елисейских Полей, «Свадьба Фигаро» Моцарта в Королевской опере в Стокгольме, «Олимпиада» Вивальди на летнем Международном фестивале барочной оперы в Боне (Франция). 

    Жан-Кристоф Спинози – кавалер французского ордена Искусств и изящной словесности (2006).