Российский национальный оркестр, Марк Элдер (Великобритания) : Московская государственная академическая филармония

    Российский национальный оркестр,
    Марк Элдер (Великобритания)

    30 ноября 2013

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    Российский национальный оркестр
    Дирижёр – Марк Элдер (Великобритания)
    Джеймс Энс (скрипка, Великобритания)
    Светлана Создателева (сопрано)
    Петр Мигунов (бас)
    В программе:
    Баттерворт
    «Шропширский парень» – рапсодия для оркестра
    Бриттен
    (100 лет со дня рождения)
    Концерт для скрипки с оркестром
    Шостакович
    Симфония № 14 для сопрано, баса, струнных и ударных
    (Посвящается Б. Бриттену)

    12+

    Абонемент №66:

    Российский национальный оркестр

    Три века отделяют двух английских творцов – Генри Пёрселла и Бенджамина Бриттена. Со времен «Дидоны и Энея» английская музыка не пополнялась значительными художественными явлениями в области оперы, и только «Питер Граймс» ознаменовал возрождение английского музыкального театра. Как истинный англичанин, удостоенный почётного титула лорда, Бриттен своим творчеством обогатил многовековые традиции национальной музыкальной культуры своим опытом изучения ярких явлений музыки XX столетия — И. Стравинского и Г. Малера, М. Равеля, С. Прокофьева и А. Берга. В сочинениях Бриттена мы слышим голос человека ХХ века, прекрасно владеющего культурой речи: без эпатажа, но с достоинством и присущим только англичанам чувством юмора.

    Свойственное манере композитора стремление к стройности и совершенству формы коренится не только в его близости к музыкальному неоклассицизму XХ века, но и в своеобразном культе красоты, которую так славили английские романтики.

    Жизнь Бриттена была на редкость богатой событиями — многообразным по жанрам творчеством, постоянными гастролями в качестве пианиста и дирижёра по всему миру и неуемной музыкально-просветительской деятельностью. Многолетние творческие контакты связывали Бриттена с выдающимися музыкантами XX столетия – с П. Пирсом и Д. Фишером-Дискау, С. Рихтером и И. Менухиным, И. Стравинским и Д. Шостаковичем, Г. Вишневской и М. Ростроповичем. Бриттен неоднократно бывал в СССР, встречал Новый год на даче у Шостаковича, посвятил ему оперу-притчу «Блудный сын». В свою очередь, Шостакович посвятил Бриттену свою трагическую Четырнадцатую симфонию.

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность, признание публики и критики. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе музыкальный журнал Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус.

    РНО сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многими другими. С РНО выступали лучшие дирижеры современности: Семён Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда и многие другие. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО. 

    Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны под управлением художественного руководителя Михаила Плетнёва и с приглашенными дирижерами. Ежегодно с 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. За прошедшие годы Большой фестиваль снискал признание и любовь слушателей, завоевав статус события, традиционно открывающего концертный сезон в столице. 

    РНО – участник знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившем там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военного конфликта в Югославии. Весной 2010 года оркестр стал главным участником международного проекта «Три Рима». Эта культурно-просветительская акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием стал концерт русской музыки в зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI. 

    Последние сезоны в жизни оркестра отмечены серией крупных международных проектов в России и за ее пределами. В 2014 году РНО и Михаил Плетнёв открыли в Милане российскую часть перекрестного Года туризма Италии и России; с Московским Синодальным хором исполнили «Страсти по Матфею» митрополита Волоколамского Илариона в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне; провели фестиваль музыки Рахманинова в музее-усадьбе композитора в Ивановке Тамбовской области; стали главными участниками гала-концерта, посвященного 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова). Осенью 2016 года в Ивановке был проведен второй фестиваль музыки Рахманинова. 

    РНО записал более восьмидесяти альбомов, выпущенных всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon и другими звукозаписывающими компаниями. Многие записи получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым отечественным оркестром, завоевавшим премию «Грэмми». Среди записей РНО последних лет – все симфонии и фортепианные концерты Бетховена в интерпретации Михаила Плетнёва, симфонии и балеты Чайковского, избранные симфонии Шостаковича, а также сочинения Вячеслава Артёмова. Запись «Колоколов» Рахманинова названа британским изданием Classic FM Magazine «одним из самых прекрасных исполнений, когда-либо представленных в записи». Запись Симфонии №7 Шостаковича под управлением Пааво Ярви, выпущенная в 2015 году, завоевала ежегодную премию Diapason d'Or и была номинирована на «Грэмми» в категории «Лучший альбом с объемным звучанием».

    Марк Элдер

    Марк Элдер с 2000 года является художественным руководителем  старейшего в Европе симфонического оркестра Халле (Hallé) — коллектива, основанного более 150 лет назад в Манчестере дирижером сэром Чарльзом Халле. Почти полтора десятилетия Марк Элдер возглавлял Английскую национальную оперу. В разные годы был главным приглашенным дирижером Бирмингемского симфонического оркестра, Симфонического оркестра Би-Би-Си и Камерного оркестра  London Mozart Players, а также художественным руководителем Филармонического оркестра Рочестера (США).

    Сэр Марк Элдер постоянно выступает с ведущими симфоническими оркестрами мира, среди которых оркестры Берлинской и Мюнхенской филармоний, Оркестр Парижа, Чикагский симфонический и Бостонский симфонический оркестры, Роттердамский филармонический, Национальный симфонический оркестр Вашингтона, амстердамский Консертгебау и оркестр Нидерландского радио, оркестры Бергена и Гетеборга,  Цюрихский Tohnhalle и Кёльнский  Gürzenich, симфонический оркестр Академии «Санта Чечилия» и Будапештский фестивальный оркестр, Австралийский молодежный оркестр и Симфонический оркестр ОАЭ. В 2008 году Марк Элдер впервые выступил с Российским национальным оркестром и в нынешнем сезоне продолжает сотрудничество с этим прославленным коллективом.

    В Великобритании маэстро тесно сотрудничает с Лондонским филармоническим и Лондонским симфоническим оркестрами, Оркестром Эпохи Просвещения и оркестром Britten Sinfonia, ежегодно участвует в знаменитых Променадных концертах Би-Би-Си (фестивале  BBCProms).

    Деятельность в качестве оперного дирижера привела Марка Элдера на сцены престижных оперных театров мира. Это Английская национальная опера «Ковент-Гарден», Нью-Йоркская «Метрополитен-опера», Парижская национальная опера, Лирическая опера Чикаго. Маэстро принимает участие в Глайндборнском оперном фестивале и вагнеровском фестивале в Байройте, а также выступает на фестивалях в Мюнхене, Амстердаме, Цюрихе, Женеве, Берлине и Брегенце. Среди недавних постановок, осуществленных дирижером, — «Король Рогер» Шимановского, «Тангейзер» и «Парсифаль» Вагнера, «Богема» Пуччини, «Травиата» и «Фальстаф» Верди, «Воццек» Берга, «Билли Бадд» Бриттена, мюзикл «Чудесный город» Бернстайна.

    Марк Элдер осуществил записи с большим количеством оркестров, в том числе с Лондонским филармоническим, Бирмингемским симфоническим, Симфоническим оркестром Би-Би-Си, оркестрами Английской национальной оперы, Рочестера и ОАЭ. 

    Записи оратории «Сновидение Геронтия» и Скрипичного концерта Элгара, а также  оперы «Гибель богов»  Вагнера были удостоены премии «Граммофон».  Самая последняя работа  Марка Элдера — запись оратории «Апостолы» Элгара — получила престижную премию от BBC Music Magazine и была названа «записью года» (2013).

    Дирижер участвовал в записи музыки к телевизионным фильмам о жизни и творчестве Верди на телеканале Би-Би-Си (1994) и Доницетти на немецком телевидении (1996). В 2011 и 2012 годах совместно с телеканалом Би-Би-Си были выпущены серии документальных фильмов «Симфония» и «Маэстро в опере» с участием М. Элдера. Среди оперных записей  маэстро, сделанных в последние годы, — «Валькирия» Вагнера  и четыре оперы Доницетти («Дон Себастьян Португальский», «Имельда ди Ламбертацци», «Линда ди Шамуни» и «Мария ди Роган»), выпущенные на лейбле Opera Rara (с 2011 года дирижер  является художественным директором этой звукозаписывающей компании).

    Марк Элдер удостоен высоких почестей на родине. Он – Командор Ордена Британской империи (1989), лауреат престижной премии имени Лоуренса Оливье (1991), присужденной  дирижеру за выдающуюся деятельность в опере «Ковент-Гарден». В 2006 году М. Элдер стал «дирижером года», а в 2011 — почетным членом  Лондонского Королевского филармонического общества.

    Джеймс Энс

    Канадский скрипач Джеймс Энс (род. 1976) —  один из лидирующих исполнителей своего поколения, обладающий редким сочетанием потрясающей виртуозности, спокойного лиризма и глубокой музыкальности. Его приглашают в свои концерты самые известные дирижеры мира: Владимир Ашкенази, Шарль Дютуа, Эндрю Дэвис, Лорин Маазель, Джанандреа Нозеда, Марин Олсоп, Дональд Ранниклс, Дэвид Робертсон, Иван Фишер, Пааво Ярви.

    Впечатляет список оркестров, с которыми сотрудничает скрипач. Это — филармонические оркестры Бостона, Чикаго, Кливленда, Филадельфии, Лос-Анджелеса, Питтсбурга и Нью-Йорка, Лондонский симфонический, Лондонский филармонический, Симфонический оркестр Би-Би-Си,  Немецкий симфонический оркестр Берлина, Чешский филармонический оркестр, Симфонический оркестр японской телерадиокомпании NHK.

    Ключевыми событиями нынешнего сезона являются выступления музыканта с Немецким симфоническим оркестром Берлина (дирижер Владимир Ашкенази), Чикагским симфоническим оркестром (дирижер Стефан Денев), Симфоническим оркестром Сан-Франциско (дирижер Майкл Тилсон Томас), Чешским филармоническим оркестром (дирижер Марин Олсоп), симфоническим оркестром Средненемецкого радио (дирижер Хью Вольф), Российским национальным оркестром (дирижер Марк Элдер), Шотландским симфоническим оркестром Би-Би-Си (дирижер Дональд Ранниклс), Национальным оркестром Иль де Франс (дирижер  Томас Сёндергор).  В сезоне 2013/14 он Дж. Энс также выступит в сопровождении Лейпцигского оркестра Gewandhaus, Нью-Йоркского филармонического, Лондонского симфонического, Филармонического оркестра Осло, Датского национального симфонического, Национального оркестра Лиона и Израильского камерного оркестра.

    В насыщенном концертном графике Джеймса Энса значительное место отведено сольным и ансамблевым программам. Он принимает участие в  известных музыкальных фестивалях: в Лондонском Сити, Равиния, Монтрё, Ла-Шез-дьё, «Фестивале Белых ночей» в Санкт-Петербурге. В 2007 году в рамках Променадных концертов Би-Би-Си он исполнил в престижном Wigmore Hall в Лондоне премьеру нового произведения для скрипки и фортепиано Аарона Джея Керниса. Сенсационным стал дебют скрипача на Зальцбургском фестивале в 2009 году, где он сыграл 24 каприса Паганини.  В марте 2013 года музыкант впервые выступил на фестивале в Экс-ан-Провансе, где вновь появится  в апреле 2014 года.

    В камерных программах Джеймс Энс сотрудничает с ведущими мировыми солистами, среди которых пианисты Лейф Ове Андснес и Луи Лорти, виолончелисты Йо-Йо Ма и Ян Фоглер. Он является арт-директором Общества камерной музыки в Сиэтле, организатором Энс-квартета (Ehnes Quartet), который в феврале 2014 года выступит лондонском Wigmor и Зале Лувра в Париже, а также в других европейских залах. 

    Джеймс Энс имеет обширную дискографию, многие из его работ удостоились высших наград в области звукозаписи. Запись Скрипичного концерта Элгара с Лондонским филармоническим оркестром под управлением Эндрю Дэвиса получила премию «Граммофон» (2008). Диск с концертами Корнгольда, Барбера  и Уолтона был награжден премиями «Грэмми» и JUNO (2008).  Множество хвалебных откликов вызвали записи Каприсов Паганини и Концерта Мендельсона (с Лондонским филармоническим оркестром под управлением Владимира Ашкенази). Журнал Diapason писал: «Энс подтверждает предсказания Эрика Фридмана, выдающегося ученика Хейфеца: такие как он, рождаются раз в сто лет».  Последний диск скрипача с записью концертов Бартока был номинирован на премию «Граммофон-2012». Готовятся к выпуску альбомы с концертами Бриттена, Шостаковича и Прокофьева.

    Джеймс Энс начал заниматься на скрипке с ранних лет, учился у известного канадского скрипача Фрэнсиса Чаплина. В 13 лет дебютировал с Симфоническим оркестром Монреаля. В 1997 году окончил Джульярдскую школу и получил  специальный приз И. Менухина за выдающиеся достижения в музыке.

    Джеймс Энс является членом Королевского общества Канады, а в 2010 был награжден Орденом Канады. Играет на скрипке А. Страдивари «Marsick» (1715 г.).


    Photo: Benjamin Ealovega

    Светлана Создателева

    Светлана Создателева окончила Академическое музыкальное училище при Московской консерватории по специальности «дирижер хора», Академию хорового искусства имени А. В. Свешникова и ассистентуру-стажировку АХИ по специальности «сольное пение» (класс доцента Веры Александровой). 

    С 1999 года – солистка Московского музыкального театра «Геликон-опера», на сцене которого дебютировала в партии Катерины Измайловой из оперы «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Исполняет партии: Лиза и Мария («Пиковая дама» и «Мазепа» Чайковского), Фата Моргана («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Екатерина II («Царица» Тухманова), Аида и Амелия («Аида» и «Бал-маскарад» Верди), Кармен («Кармен» Бизе), Стефания («Сибирь» Джордано), Изабелла («Запрет любви» Вагнера), Мадам Лидуан («Диалоги кармелиток» Пуленка), Эмилия Марти («Средство Макропулоса» Яначека) и другие.

    Выступала в роли Абигайль в опере «Набукко» Верди (режиссер-постановщик Дмитрий Бертман) во Франции в рамках совместного проекта «Геликон-оперы», Оперы Дижона и Оперы де Масси, а также в совместной постановке на сцене Мариинского театра (дирижер Валерий Гергиев). Пела Ренату в «Огненном ангеле» Прокофьева в Комише Опер в Берлине и Дойче Опер в Дюссельдорфе, Катерину Измайлову в Норвежской национальной опере в Осло и Дойче Опер в Берлине и заглавную партию в опере «Тоска» Пуччини в Латвийской национальной опере (режиссер Дмитрий Бертман, дирижер Модестас Питренас). Исполнила партии Кассандры в «Орестее» Танеева и Зиглинды в «Валькирии» Вагнера с Российским национальным оркестром (дирижеры Михаил Плетнёв и Кент Нагано). Принимала участие в Глайндборнском фестивале (партия Леди Макбет в опере «Макбет» Верди, дирижер Владимир Юровский, режиссер Ричард Джонс) и Эдинбургском фестивале (дирижеры Михаил Плетнёв и Марк Элдер). Ведет активную концертную деятельность в России и за рубежом. 

    Награждена Почетной грамотой Департамента культуры города Москвы «за достигнутые успехи и вклад в развитие культуры города Москвы». За роль Ренаты в постановке «Огненного ангела» в берлинской Комише Опер была номинирована на немецкую театральную премию «Фауст».

    Петр Мигунов

    Родился в Ленинграде. Окончил Хоровое училище имени Глинки и Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Римского-Корсакова (класс профессора Валерия Лебедя), затем продолжил обучение в аспирантуре СПбГК (класс профессора Николая Охотникова). Лауреат Международного конкурса молодых исполнителей в Токио (I премия), конкурса имени Георгия Свиридова в Курске (I премия), XXI конкурса имени Глинки (II премия и специальный приз), конкурса имени Моцарта в Зальцбурге (специальная премия). Дипломант конкурсов в Кракове, Буссето («Вердиевские голоса»), молодых оперных певцов Елены Образцовой в Санкт-Петербурге (специальный приз). В 2005 году удостоен знания «Заслуженный артист Российской Федерации».

    С 1993 года – солист Государственной академической певческой капеллы Санкт-Петербурга, с которой исполнил сольные партии в Реквиемах Верди и Моцарта, Девятой симфонии Бетховена, Мессе си минор Баха, поэме «Колокола» Рахманинова, «Свадебке» Стравинского и многих других кантатно-ораториальных произведениях. В 2003 году дебютировал в Большом театре России, где исполнил более двадцати сольных партий. Среди них Пимен («Борис Годунов» Mусоргского), Зарастро («Волшебная флейта» Моцарта), Собакин («Царская невеста» Римского-Корсакова), Мороз («Снегурочка» Римского-Корсакова), Кухарка («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Тимур («Турандот» Пуччини), Фауст («Огненный ангел» Прокофьева) и др. 

    Участник многих премьерных постановок Большого театра: «Фальстаф» Верди (партия Пистолы), «Дети Розенталя» Леонида Десятникова (мировая премьера, Розенталь), «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова (Князь Юрий), «Борис Годунов» Мусоргского (Рангони), «Дон Жуан» Моцарта (Лепорелло), «Воццек» Берга (Доктор), «Травиата» Верди (доктор), «Сомнамбула» Беллини (Рудольф), «Князь Игорь» Бородина (Игорь), «Дон Карлос» Верди (Великий инквизитор), «Кармен» Бизе (Цунига), «Иоланта» Чайковского (Рене). Принял участие в концертном исполнении оперы «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси (Король Аркель) на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского. 

    Гастролировал во многих странах Европы, США, Южной Корее, Японии. В 2003 году дебютировал в Карнеги-холле и Линкольн-центре (Нью-Йорк), в 2004 году – в Консертгебау (Амстердам). Выступал со многими выдающимися дирижерами – Валерием Гергиевым, Геннадием Рождественским, Михаилом Плетневым, Юрием Темиркановым, Владимиром Юровским, Михаилом Юровским, Иегуди Менухиным, Владиславом Чернушенко, Александром Ведерниковым и др. Сотрудничал с режиссерами Юрием Любимовым, Эймунтасом Някрошюсом, Александром Сокуровым, Дмитрием Черняковым, Грэмом Виком, Франческой Замбелло, Пьером-Луиджи Пицци, Сергеем Женовачом и др.