Российский национальный оркестр,
    Марк Элдер (Великобритания)

    30 ноября 2013

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    Российский национальный оркестр
    Дирижёр – Марк Элдер (Великобритания)
    Джеймс Энс (скрипка, Великобритания)
    Светлана Создателева (сопрано)
    Петр Мигунов (бас)
    В программе:
    Баттерворт
    «Шропширский парень» – рапсодия для оркестра
    Бриттен
    (100 лет со дня рождения)
    Концерт для скрипки с оркестром
    Шостакович
    Симфония № 14 для сопрано, баса, струнных и ударных
    (Посвящается Б. Бриттену)

    12+

    Абонемент №66:

    Российский национальный оркестр

    Три века отделяют двух английских творцов – Генри Пёрселла и Бенджамина Бриттена. Со времен «Дидоны и Энея» английская музыка не пополнялась значительными художественными явлениями в области оперы, и только «Питер Граймс» ознаменовал возрождение английского музыкального театра. Как истинный англичанин, удостоенный почётного титула лорда, Бриттен своим творчеством обогатил многовековые традиции национальной музыкальной культуры своим опытом изучения ярких явлений музыки XX столетия — И. Стравинского и Г. Малера, М. Равеля, С. Прокофьева и А. Берга. В сочинениях Бриттена мы слышим голос человека ХХ века, прекрасно владеющего культурой речи: без эпатажа, но с достоинством и присущим только англичанам чувством юмора.

    Свойственное манере композитора стремление к стройности и совершенству формы коренится не только в его близости к музыкальному неоклассицизму XХ века, но и в своеобразном культе красоты, которую так славили английские романтики.

    Жизнь Бриттена была на редкость богатой событиями — многообразным по жанрам творчеством, постоянными гастролями в качестве пианиста и дирижёра по всему миру и неуемной музыкально-просветительской деятельностью. Многолетние творческие контакты связывали Бриттена с выдающимися музыкантами XX столетия – с П. Пирсом и Д. Фишером-Дискау, С. Рихтером и И. Менухиным, И. Стравинским и Д. Шостаковичем, Г. Вишневской и М. Ростроповичем. Бриттен неоднократно бывал в СССР, встречал Новый год на даче у Шостаковича, посвятил ему оперу-притчу «Блудный сын». В свою очередь, Шостакович посвятил Бриттену свою трагическую Четырнадцатую симфонию.

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность и безусловное признание публики и критиков. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многими другими. С РНО выступали лучшие дирижёры современности: Семен Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО. «Декабрьский Брамс в исполнении Светланова и Российского национального оркестра звучал как завещание», – писал обозреватель газеты «Коммерсант». Один из выдающихся дирижёров наших дней маэстро Кент Нагано так отзывается об оркестре, с которым ему неоднократно доводилось работать: «У РНО вы чувствуете ярко выраженный характер, своей игрой оркестр напоминает вам о том, что русская культура – одна из самых великих в мире. Да, они играют блестяще, да, они высокие профессионалы, да, в оркестре много отличных солистов, но за этим есть и нечто большее: традиция великой культуры, которая слышна в их игре».

    О весомом вкладе РНО и Михаила Плетнёва в современную российскую культуру свидетельствует тот факт, что оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрёл государственный статус. 

    Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны под управлением художественного руководителя Михаила Плетнёва и с приглашёнными дирижёрами. Ежегодно с 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. За прошедшие годы Большой фестиваль снискал признание и любовь слушателей, завоевав статус события, традиционно открывающего концертный сезон в столице. 

    РНО является участником знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившем там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военной операции натовских войск в Югославии. Подводя итоги года, авторитетный сербский журнал NIN опубликовал рейтинг лучших музыкальных событий, в котором концерт РНО занял вторую строчку – как «один из самых незабываемых концертов, прозвучавших в Белграде за последние несколько сезонов». Весной 2010 года оркестр стал главным участником уникального международного проекта «Три Рима». Инициаторами этой крупнейшей культурно-просветительской акции выступили Русская Православная и Римско-Католическая Церкви. Акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием проекта стал концерт русской музыки, состоявшийся в знаменитом зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI. 

    Последние сезоны были отмечены серией крупных международных проектов с участием оркестра, прошедших как в России, так и за её пределами. В феврале 2014 года концертом РНО под управлением Михаила Плетнёва в Милане официально открылась российская часть перекрестного Года туризма Италии и России. Через два месяца РНО и Московский Синодальный хор выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне, где исполнили «Страсти по Матфею» Митрополита Илариона. В июне 2014 года РНО во главе со своим художественным руководителем и главным дирижёром Михаилом Плетнёвым провёл фестиваль музыки Сергея Рахманинова в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. В декабре того же года оркестр стал главным участником масштабного гала-концерта, посвящённого празднованию 200-летия установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в грандиозном концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова с участием большого сводного хора). В сентябре-октябре 2016 года в Ивановке прошел второй фестиваль музыки Сергея Рахманинова. В апреле 2017 года состоялись триумфальные гастроли оркестра в Колумбии в рамках III Международного фестиваля классической музыки в Боготе, программа которого была полностью посвящена русской романтической музыке. «Апогеем “Русской романтики” стали выступления Российского национального оркестра под руководством Михаила Плетнёва» («Российская газета»). 

    Совместно со всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими звукозаписывающими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более восьмидесяти альбомов. Многие работы получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории российских симфонических коллективов, завоевавшим самую престижную музыкальную премию – «Грэмми». Записи оркестра большими тиражами расходятся по всему миру, а также постоянно становятся лидерами экспертных рейтингов. Так, запись вокально-симфонической поэмы «Колокола» Рахманинова была признана авторитетным британским музыкальным изданием Classic FM Magazine «одним из самых прекрасных исполнений, которые когда-либо были представлены в записи». А запись музыки к балету «Спящая красавица», осуществленная Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва, по версии Би-би-си является четвёртой в рейтинге самых слушаемых записей классической музыки за последние семьдесят пять лет. Запись Симфонии № 7 Шостаковича под управлением Пааво Ярви, выпущенная в 2015 году, завоевала престижные международные награды, в том числе ежегодную премию Diapason d'Or, а также была номинирована на премию «Грэмми-2016» в категории «Лучший альбом с объёмным звучанием». 

    По мнению многих зарубежных музыкальных критиков на сегодняшний день РНО является лучшим симфоническим коллективом нашей страны: «Больший блеск и рафинированность Российского национального оркестра позволили ему занять место главного симфонического коллектива России» (Chicago Classical Review, 2011).

    Марк Элдер

    Марк Элдер с 2000 года является художественным руководителем  старейшего в Европе симфонического оркестра Халле (Hallé) — коллектива, основанного более 150 лет назад в Манчестере дирижером сэром Чарльзом Халле. Почти полтора десятилетия Марк Элдер возглавлял Английскую национальную оперу. В разные годы был главным приглашенным дирижером Бирмингемского симфонического оркестра, Симфонического оркестра Би-Би-Си и Камерного оркестра  London Mozart Players, а также художественным руководителем Филармонического оркестра Рочестера (США).

    Сэр Марк Элдер постоянно выступает с ведущими симфоническими оркестрами мира, среди которых оркестры Берлинской и Мюнхенской филармоний, Оркестр Парижа, Чикагский симфонический и Бостонский симфонический оркестры, Роттердамский филармонический, Национальный симфонический оркестр Вашингтона, амстердамский Консертгебау и оркестр Нидерландского радио, оркестры Бергена и Гетеборга,  Цюрихский Tohnhalle и Кёльнский  Gürzenich, симфонический оркестр Академии «Санта Чечилия» и Будапештский фестивальный оркестр, Австралийский молодежный оркестр и Симфонический оркестр ОАЭ. В 2008 году Марк Элдер впервые выступил с Российским национальным оркестром и в нынешнем сезоне продолжает сотрудничество с этим прославленным коллективом.

    В Великобритании маэстро тесно сотрудничает с Лондонским филармоническим и Лондонским симфоническим оркестрами, Оркестром Эпохи Просвещения и оркестром Britten Sinfonia, ежегодно участвует в знаменитых Променадных концертах Би-Би-Си (фестивале  BBCProms).

    Деятельность в качестве оперного дирижера привела Марка Элдера на сцены престижных оперных театров мира. Это Английская национальная опера «Ковент-Гарден», Нью-Йоркская «Метрополитен-опера», Парижская национальная опера, Лирическая опера Чикаго. Маэстро принимает участие в Глайндборнском оперном фестивале и вагнеровском фестивале в Байройте, а также выступает на фестивалях в Мюнхене, Амстердаме, Цюрихе, Женеве, Берлине и Брегенце. Среди недавних постановок, осуществленных дирижером, — «Король Рогер» Шимановского, «Тангейзер» и «Парсифаль» Вагнера, «Богема» Пуччини, «Травиата» и «Фальстаф» Верди, «Воццек» Берга, «Билли Бадд» Бриттена, мюзикл «Чудесный город» Бернстайна.

    Марк Элдер осуществил записи с большим количеством оркестров, в том числе с Лондонским филармоническим, Бирмингемским симфоническим, Симфоническим оркестром Би-Би-Си, оркестрами Английской национальной оперы, Рочестера и ОАЭ. 

    Записи оратории «Сновидение Геронтия» и Скрипичного концерта Элгара, а также  оперы «Гибель богов»  Вагнера были удостоены премии «Граммофон».  Самая последняя работа  Марка Элдера — запись оратории «Апостолы» Элгара — получила престижную премию от BBC Music Magazine и была названа «записью года» (2013).

    Дирижер участвовал в записи музыки к телевизионным фильмам о жизни и творчестве Верди на телеканале Би-Би-Си (1994) и Доницетти на немецком телевидении (1996). В 2011 и 2012 годах совместно с телеканалом Би-Би-Си были выпущены серии документальных фильмов «Симфония» и «Маэстро в опере» с участием М. Элдера. Среди оперных записей  маэстро, сделанных в последние годы, — «Валькирия» Вагнера  и четыре оперы Доницетти («Дон Себастьян Португальский», «Имельда ди Ламбертацци», «Линда ди Шамуни» и «Мария ди Роган»), выпущенные на лейбле Opera Rara (с 2011 года дирижер  является художественным директором этой звукозаписывающей компании).

    Марк Элдер удостоен высоких почестей на родине. Он – Командор Ордена Британской империи (1989), лауреат престижной премии имени Лоуренса Оливье (1991), присужденной  дирижеру за выдающуюся деятельность в опере «Ковент-Гарден». В 2006 году М. Элдер стал «дирижером года», а в 2011 — почетным членом  Лондонского Королевского филармонического общества.

    Джеймс Энс

    Канадский скрипач Джеймс Энс (род. 1976) —  один из лидирующих исполнителей своего поколения, обладающий редким сочетанием потрясающей виртуозности, спокойного лиризма и глубокой музыкальности. Его приглашают в свои концерты самые известные дирижеры мира: Владимир Ашкенази, Шарль Дютуа, Эндрю Дэвис, Лорин Маазель, Джанандреа Нозеда, Марин Олсоп, Дональд Ранниклс, Дэвид Робертсон, Иван Фишер, Пааво Ярви.

    Впечатляет список оркестров, с которыми сотрудничает скрипач. Это — филармонические оркестры Бостона, Чикаго, Кливленда, Филадельфии, Лос-Анджелеса, Питтсбурга и Нью-Йорка, Лондонский симфонический, Лондонский филармонический, Симфонический оркестр Би-Би-Си,  Немецкий симфонический оркестр Берлина, Чешский филармонический оркестр, Симфонический оркестр японской телерадиокомпании NHK.

    Ключевыми событиями нынешнего сезона являются выступления музыканта с Немецким симфоническим оркестром Берлина (дирижер Владимир Ашкенази), Чикагским симфоническим оркестром (дирижер Стефан Денев), Симфоническим оркестром Сан-Франциско (дирижер Майкл Тилсон Томас), Чешским филармоническим оркестром (дирижер Марин Олсоп), симфоническим оркестром Средненемецкого радио (дирижер Хью Вольф), Российским национальным оркестром (дирижер Марк Элдер), Шотландским симфоническим оркестром Би-Би-Си (дирижер Дональд Ранниклс), Национальным оркестром Иль де Франс (дирижер  Томас Сёндергор).  В сезоне 2013/14 он Дж. Энс также выступит в сопровождении Лейпцигского оркестра Gewandhaus, Нью-Йоркского филармонического, Лондонского симфонического, Филармонического оркестра Осло, Датского национального симфонического, Национального оркестра Лиона и Израильского камерного оркестра.

    В насыщенном концертном графике Джеймса Энса значительное место отведено сольным и ансамблевым программам. Он принимает участие в  известных музыкальных фестивалях: в Лондонском Сити, Равиния, Монтрё, Ла-Шез-дьё, «Фестивале Белых ночей» в Санкт-Петербурге. В 2007 году в рамках Променадных концертов Би-Би-Си он исполнил в престижном Wigmore Hall в Лондоне премьеру нового произведения для скрипки и фортепиано Аарона Джея Керниса. Сенсационным стал дебют скрипача на Зальцбургском фестивале в 2009 году, где он сыграл 24 каприса Паганини.  В марте 2013 года музыкант впервые выступил на фестивале в Экс-ан-Провансе, где вновь появится  в апреле 2014 года.

    В камерных программах Джеймс Энс сотрудничает с ведущими мировыми солистами, среди которых пианисты Лейф Ове Андснес и Луи Лорти, виолончелисты Йо-Йо Ма и Ян Фоглер. Он является арт-директором Общества камерной музыки в Сиэтле, организатором Энс-квартета (Ehnes Quartet), который в феврале 2014 года выступит лондонском Wigmor и Зале Лувра в Париже, а также в других европейских залах. 

    Джеймс Энс имеет обширную дискографию, многие из его работ удостоились высших наград в области звукозаписи. Запись Скрипичного концерта Элгара с Лондонским филармоническим оркестром под управлением Эндрю Дэвиса получила премию «Граммофон» (2008). Диск с концертами Корнгольда, Барбера  и Уолтона был награжден премиями «Грэмми» и JUNO (2008).  Множество хвалебных откликов вызвали записи Каприсов Паганини и Концерта Мендельсона (с Лондонским филармоническим оркестром под управлением Владимира Ашкенази). Журнал Diapason писал: «Энс подтверждает предсказания Эрика Фридмана, выдающегося ученика Хейфеца: такие как он, рождаются раз в сто лет».  Последний диск скрипача с записью концертов Бартока был номинирован на премию «Граммофон-2012». Готовятся к выпуску альбомы с концертами Бриттена, Шостаковича и Прокофьева.

    Джеймс Энс начал заниматься на скрипке с ранних лет, учился у известного канадского скрипача Фрэнсиса Чаплина. В 13 лет дебютировал с Симфоническим оркестром Монреаля. В 1997 году окончил Джульярдскую школу и получил  специальный приз И. Менухина за выдающиеся достижения в музыке.

    Джеймс Энс является членом Королевского общества Канады, а в 2010 был награжден Орденом Канады. Играет на скрипке А. Страдивари «Marsick» (1715 г.).


    Photo: Benjamin Ealovega

    Петр Мигунов

    Родился в Ленинграде. Окончил хоровое училище имени М. И. Глинки по специальности «дирижер хора» и вокальное отделение Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (класс В. Лебедя). Там же окончил аспирантуру у профессора Н. Охотникова. 

    Солист Государственной академической певческой капеллы Санкт-Петербурга, с которой исполнил сольные партии в Реквиемах Верди и Моцарта, Симфонии №9 Бетховена, Мессе си минор Баха, «Колоколах» Рахманинова, «Свадебке» Стравинского и многих других кантатно-ораториальных произведениях. Выступает на сцене Государственного театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, где исполнил партии Мефистофеля («Фауст» Гуно), Короля Рене («Иоланта» Чайковского), Гремина («Евгений Онегин» Чайковского), Собакина («Царская невеста» Римского-Корсакова), Алеко («Алеко» Рахманинова), Дона Бартоло («Свадьба Фигаро» Моцарта), Дона Базилио («Севильский цирюльник» Россини), Иниго («Испанский час» Равеля), Мендозы («Дуэнья» Прокофьева).

    В 2003 году дебютировал в Большом театре России, где исполнил более двадцати сольных партий. Среди них Пимен («Борис Годунов» Mусоргского), Зарастро («Волшебная флейта» Моцарта) Собакин («Царская невеста» Римского-Корсакова), Дед Мороз («Снегурочка» Римского-Корсакова), Кухарка («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Тимур («Турандот» Пуччини), Фауст («Огненный ангел» Прокофьева), и др. Петр Мигунов – постоянный участник многих премьерных постановок Большого театра: «Фальстаф» Верди (партия Пистолы), «Дети Розенталя» Леонида Десятникова (мировая премьера, Розенталь), «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова (Князь Юрий), «Борис Годунов» Мусоргского (Рангони), «Дон Жуан» Моцарта (Лепорелло), «Воццек» Берга (доктор), «Травиата» Верди (доктор), «Сомнамбула» Беллини (Рудольф), «Князь Игорь» Бородина (Игорь), «Дон Карлос» Верди (Великий инквизитор), «Кармен» Бизе (Цунига), «Иоланта» Чайковского (Рене). Принял участие в концертном исполнении оперы «Пеллеас и Мелизанда» (Король Аркель) на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского. 

    Выступал со многими выдающимися дирижерами Валерием Гергиевым, Геннадием Рождественским, Михаилом Плетневым, Юрием Темиркановым, Владимиром Юровским, Михаилом Юровским, Иегуди Менухиным, Владиславом Чернушенко, Александром Ведерниковым и др. Сотрудничал с режиссерами Юрием Любимовым, Эймунтасом Някрошюсом, Александром Сокуровым, Дмитрием Черняковым, Грэмом Виком, Франческой Замбелло, Пьером-Луиджи Пицци, Сергеем Женовачом и др. 

    Выступал в США, Голландии, Бельгии, Швейцарии, Германии, Франции, Испании, Португалии, Польше, Словении, Хорватии, Югославии, Греции, Южной Корее, Японии. В 2003 г. дебютировал в нью-йоркских Карнеги-Холле и Линкольн-центре, а в 2004 г. – в Концертгебау (Амстердам). 

    Лауреат Международного конкурса молодых исполнителей в Токио (I премия), конкурса имени Г. В.Свиридова в Курске (I премия), XXI конкурса им. М. И. Глинки (II премия и специальный приз), конкурса имени Моцарта в Зальцбурге (специальная премия), дипломант конкурсов в Кракове, «Вердиевские голоса» в Буссето (Италия), конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой в Санкт-Петербурге (специальный приз).